Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Августин






Этот видный деятель церкви, которого не просто так назвали «блаженным», родился ещё в IV веке (354г), в городе Тагасте, в семье знатного римлянина. Отец Августина был язычником, а мать искренней христианкой. Своё образование Августин получил в Карфагене, в 17-летнем возрасте он лишился отца, но христианином становиться не торопился, он считал Священное Писание слишком скучным для себя, поэтому предпочитал сочинения Цицерона. Однако Цицерон не ответил ему на многие вопросы о смысле жизни и вечности и вот уехав из Карфагена в Рим, Августин знакомиться там с епископом Амвросием и начинает посещать христианские собрания.

Интересно… Однажды в его руки попадают послания апостола Павла, он потрясён глубиной мысли этих посланий и, будучи обличаемый совестью, падает в своём саду под деревом на колени, прося Бога освободить его от рабства греха. И вдруг в этот момент из окна соседнего дома он услышал детский голос, певший одни и те же слова: «Возьми и читай…» Августин решил, что через ребёнка сам Господь даёт ему указание, вернулся в свой дом, взял книгу с посланиями Павла, наугад открыл её и прочёл: «Как днем, будем вести себя благочинно, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим.13: 13, 14). В это время он с мольбой опустился на колени, и стал просить, чтобы Христос вошёл в его сердце. Именно с этого момента, Августин стал новым человеком.

Накануне Пасхи Августин был крещён епископом Амвросием. И к 388 году, после смерти матери, он возвращается в своё имение и занимается богословскими трудами. В 395 году он становится епископом Иппонийским и занимает эту кафедру до 430 года. И хотя Иппон был не самым главным городом, слава об Августине очень быстро распространилась и его считали вождём христиан всей Африки.

Перу Августина принадлежит много трудов. Но не во всех вопросах он твёрдо стоял на основах первохристианства. Окружающая обстановка наложила свой отпечаток на его понимания. Но несмотря на это Августин был ярким светильником среди духовенства того времени.

 

4.3. 4 Роль Августина в борьбе с пеллагианской ересью

Влияние и авторитет Августина особенно сильно возросли после его участия в так называемом пелагианском споре.

Пелагий был монахом, родом из Британии, который видя как христианство всё больше и больше проникается светским духом, решил противостать этому и начал учить следующему: Он 5 учил, что в каждом человеке, уже со дня его рождения на земле, живёт сила, необходимая для того, чтобы совершать волю Божью, и, развивая в себе эту силу, человек может достичь вершины святости, и безгрешности.

Это учение Пелагия является антиевангельским учением исключающим искупительную жертву Христа и действие Святого Духа, поэтому оно было отрицательно встречено всеми епископами, кроме одного – епископа Иерусалимского, который взял Пелагия под свою защиту.

Августин же включился в активную борьбу с этой ересью. Посредством писем и посланий, а также личных бесед он нанёс сокрушительный удар по пелагианству. Пелагий, будучи человеком кротким и скромным и видя, что его учение вызывает большую бурю в церкви, поспешил отступить и сказал в своё оправдание: «Да, я говорил, что можно быть безгрешным, но я не говорил, что это возможно без помощи Бога», на Пелагия очень подействовала его личная встреча и беседа с Августином. НО … ближайший ученик Пелагия, Целестий не сдался, был объявлен еретиком, и изгнан из церкви.

 

4.4. 6 Несторианский спор

Августин умер в 430 году, и сразу после его смерти возник так называемый несторианский спор. Секта несториан занимает в истории церкви важное место, поэтому мы не можем обойти этот вопрос.

Несторий был монахом из Сирии. Проведя несколько лет своей молодости близ Антиохии в монастыре, он затем был рукоположен в пресвитеры и стал известным проповедником. О нём говорили: «Много красноречия, но мало рассудительности».

В 428 году императором Феодосием (младшим) Несторий был выдвинут на Константинопольскую кафедру с присвоением звания патриарха. Как только он вступил на эту кафедру, он туже стал метать громы и молнии по адресу всевозможных еретиков – донатистов, ариан, пелагиан – предлагая их стереть с лица земли.

Интересно… В своей речи перед Феодосием он сказал: «Дай мне страну, которая очищена от всех еретиков, а я дам тебе небо взамен. Помоги мне покорить еретиков, а я помогу тебе покорить персов»…

Однако вскоре после этого сам Несторий был обвинён в ереси.

Дело в том, что к этому времени в церкви уже стало принятым называть деву Марию «Богородицей», и её уже фактически обожествляли и ставили на один уровень со Христом. Несторий ополчился против наименования «Богородица», и предложил другое наименование «Христородица». Это вызвало у духовенства бурю негодования против Нестория, которого решили убрать с епископской кафедры.

К воротам Константинополя был прибит свиток, обвиняющий его в ереси. Ему предъявлялось обвинение в не здравом учении о воплощении Спасителя \ Его обвиняли в том, что он учил только о человеческой природе Христа… Несторий отрицал эти обвинения, утверждая, что он ничего подобного не говорил.

 

4.5. 7 Третий вселенский собор (Ефесский - 431)

В 431 году император Феодосий II издал указ о созыве собора в Ефессе. На повестке дня стоял несторианский вопрос.

Председательствовал на этом соборе Александрийский епископ Кирилл, который обвинял Нестория в том, что тот повсюду распространял копии своих проповедей, сея лжеучение. Кирилл оказался не на высоте своего положения. Он был заносчив, непостоянен и недобросовестен в своих поступках. Главной причиной его борьбы с Несторием были не догматические вопросы, а зависть к быстрой карьере Константинопольсокого епископа.

Нестория обвинили в богохульстве, лишили епископского сана и предали анафеме. Он был отправлен в ссылку где и умер мучительной смертью в 440 году.

На наиболее ревностных последователей Нестория были воздвигнуты гонения и они бежали в Персию. В течении многих веков секта несториан была в Персии, Турции, Месопотамии. В 17 веке часть несториан вступила в союз с папой и образовала особый восточно-католический патриархат. Те, кто был против подобного союза, ушли в Индию и Китай…

 

4.6. 8 Евтихианство (монофизитство) и Четвёртый вселенский собор в Халкидоне (451г.)

Вслед за несторианством появилось евтихианство или монофизитство, как его ещё называют.

Константинопольский монах Евтихий, активно включился в борьбу с несторианством и впал в другую крайность. Если Нестория обвиняли в том, что он учил только человеческой природе Христа, говоря о том, что Дух Святой стал обитать во Христе только после Его рождения, то Евтихию было предъявлено противоположное обвинение в том, что он учил только о божественной природе Спасителя, говоря, что в акте воплощения Христа слились две Его природы в одну божественную, ибо божественная природа полностью поглотила человеческую.

По мнению Евтихия, Христос не мог чувствовать ни страданий, ни голода как человек, ведь божественная Его природа поглотила человеческую.

Учение этого монаха ревностно поддержал александрийский патриарх Диоскор. Очень сочувственно к нему отнёсся и сам император, который собрал в 449 году собор в Ефесе, на который фактически были приглашены лишь сторонники Евтихия. Этот собор, который основная масса епископов назвала «разбойничьим», оправдал новое учение и благословил Евтихия.

Но… вскоре император Феодосий II умирает, и престол занимает император Маркиан. По его указу, в 451 году, в Халкидлоне, он собирает новый собор (4-й Халкидонский), и на этом соборе осуждают ересь Евтихия, осуждают патриарха Диоскора и епископов «разбойничьего» собора

Интересно… Вернувшийся с Халкидонского собора монах Феодосий поднял в Иерусалиме мятеж в защиту ереси Евтихия. Мятеж был подавлен, Феодосий бежал на Синай, где продолжал отстаивать учение Евтихия. Монофизиты ещё долгое время вели упорную борьбу… Мы о них ещё поговорим…

 

4.7. 9 Самовозвышение Римского патриархата…

К V веку в христианской церкви сложилось 5 патриархатов. Пo мере умножения численности умножался и управленческий аппарат церкви. Если в первой веке были только диаконы, пресвитеры и епископы, то в пятом веке были уже и ипподиаконы, архиепископы, митрополиты, и патриархи. Так как патриархатов было пять: Александрийский, Антиохийский, Константинопольский, Иерусалимский и Римский, то и патриархов было пять. Патриархов часто называли «папами», они разделили между собой сферу руководства церковью по всей империи, где существовал внегласный но особый иерархический порядок: 10






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.