Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Авторские права и право на цитирование






В праве интеллектуальной собственности существует такое понятие как цитирование. Это возможность воспроизвести объект авторского права в определенных целях без согласия автора и без вознаграждения, но с обязательным указанием автора и источника заимствования. Однако рискованно использовать в рекламе фото, опираясь на норму о праве на цитирование.

Правовые основы цитирования регулируются статьей 1274 ГК РФ. Существует мнение, что указанная норма применяется не только к текстам, но и к фотографиям. Если фотография включается в другое произведение (например, в текст), она становится его неотъемлемой частью. Такое включение в другое произведение суды иногда признают цитированием (см. апелляционные определения Мосгорсуда от 14.11.13 по делу № 11–32043/2013, от 24.08.12 по делу № 11–18206). Но есть и другое мнение: из диспозиции подпункта 1 пункта 1 статьи 1274 Гражданского кодекса следует, что цитированию подлежат лишь те произведения, которые можно приводить в оригинале либо в переводе, то есть произведения текстового (информативного) характера. Фотографические произведения полностью выражены в графической форме и потому цитированию не подлежат (апелляционное определение Московского городского суда от 20.05.13 по делу № 11–11791).

Даже если суд в принципе допускает возможность цитирования фотографий, рассчитывать на вывод суда о законности цитирования при отсутствии согласия автора или иного правообладателя можно лишь при соблюдении нескольких условий. Во-первых, при цитировании должен быть указан источник заимствования (это может быть, например, адрес сайта или общедоступного личного блога автора, на котором было размещено цитируемое фото). Во-вторых, произведение, которое цитируется, до этого должно быть правомерно обнародовано. В-третьих, нужно указать имя автора (так, как оно указано в источнике заимствования). То есть вариант цитирования без указания имени автора все равно требует согласия автора. В-четвертых, объем цитирования должен соответствовать целям цитирования, а эти цели ограничены – они могут быть только научными, полемическими, критическими или информационными (подп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ). Несоблюдение хотя бы одного из вышеназванных условий выводит использование произведения за пределы законного (апелляционное определение Верховного суда Республики Алтай от 13.03.13 по делу № 33–139).

Есть сомнение, что использование фотографии в рекламных материалах можно расценивать в качестве разрешенного цитирования в информационных целях. Несмотря на то что реклама – это информация, она имеет особую цель – формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе»). То есть у рекламы коммерческая цель, а значит, содержание рекламы вряд ли можно считать информацией в том смысле, который предполагается в подпункте 1 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.