Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закон спроса






 

Спрос, а точнее, платежеспособный спрос - это рыночное отношение, выражающее потребности покупателей товаров в пределах их платежных возможностей. В этом отношении играют существенную роль два фактора: структура потребительских предпочтений и структура распределения денежной массы между покупателями. Если бы эти две структуры могли совпасть, тогда рыночные цены всех товаров без каких-либо колебаний совпадали с их стоимостями, т. е. общественно необходимыми затратами труда. Однако в достаточно многочисленном обществе это практически невозможно, ввиду чего для рыночных цен на конкретные товары отклонение от их стоимостей является нормой, а их совпадение - исключением. Неравновесие рыночных цен усугубляется тем, что не существует единого рынка. Все рынки локализованы и относительно обособлены, так что даже при точном равенстве массы денег и товаров в обществе в целом на одних конкретных рынках создается избыток денег, на других - их недостаток.[1]

При осуществлении каждого конкретного акта купли-продажи цена товара зависит от множества случайных факторов, включая такие, как осведомленность покупателя о ценах соседних продавцов, наличие у него денег, склонность к бережливости и даже просто настроение и взаимные симпатии продавца и покупателя. Но хотя рыночная цена - это, как правило, цена не одной, а нескольких сделок купли-продажи, остается много неучтенных и трудно учитываемых факторов, различное сочетание которых заставляет рыночную цену колебаться относительно стоимости товара.

Факторы, нарушающие рыночное равновесие со стороны спроса, дополняются факторами неравновесия со стороны предложения. Предложение - это рыночное отношение, характеризующее намерение и возможности товаропроизводителей создать и доставить на рынок товары в определенном количестве. Сколько товара при этом может быть продано, зависит, в конечном счете, от рыночного, т. е. платежеспособного спроса. Но сам платежеспособный спрос для товаропроизводителя - тайна за семью печатями. Практически он может ориентироваться только на рыночные цены товаров и пытаться предугадать их изменение к тому времени, когда товар может быть произведен и доставлен на рынок. Но для того чтобы прогноз мог оправдаться с достаточной вероятностью, необходимо изучить многие закономерности поведения рыночных цен. Изучение и анализ этих цен составляет предмет того раздела экономической теории, который называется микроэкономикой.[2]

Каждый человек после недолгого обдумывания может сказать, исходя из собственной практики, что снижение цены товара при неизменности всех прочих параметров ведет к возрастанию величины рыночного спроса. И, напротив, повышение цены уменьшает спрос. Эту обратную связь между ценой Р и величиной рыночного спроса Q экономисты называют законом спроса. На графике эта связь будет выглядеть в виде вогнутой кривой, называемой кривой спроса, хотя на практике она зачастую оказывается прямой (рис. 1, а, б).

Рис. 1. Кривые спроса

Приведенный график создает впечатление, что причиной увеличения индивидуального спроса при снижении цены товара является рыночный закон, закон спроса, тогда как на самом деле подлинной причиной его является экономический закон, а именно закон стоимости. Ведь деньги, которые покупатель платит за товар, есть лишь выражение стоимости его собственного товара. Если допустить, что всего два товаропроизводителя, работающих в одинаковом режиме, обмениваются ежедневно своими товарами, то яснее ясного, что, сколько бы товара они ни предъявили к обмену, они могут предложить друг другу лишь продукт своего дневного труда, т. е. равные стоимости[3]. Так что закон спроса при ближайшем рассмотрении есть лишь внешнее выражение того, что по мере снижения общественно необходимых затрат труда на производство одного товара его стоимость уменьшается, следовательно, относительно растет меновая стоимость другого товара. Если этим другим товаром являются деньги, то при снижении стоимости обычных товаров, а тем самым и их цен, растет не потребительский спрос покупателя, а его платежеспособный спрос. Так что при более глубоком теоретическом анализе можно обнаружить, что кривая спроса выражает не только увеличение спроса покупателя, но также причину этого явления - повышение общественной производительности труда, обусловливающей уменьшение стоимости товара.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.