Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность и индивидуальность






(Психический склад личности)

Личность — одна из базовых категорий психологической науки. Для того, чтобы ее проанализировать и выделить основные свойства, рассмотрим это понятие в ряду «индивид — субъект деятельности — личность — индиви­дуальность». В понятии индивид отражена родовая принадлежность чело­века, его биологическая сущность, отнесенность к биологическому виду Homo Sapiens. Исходя из этого, структура индивида определяется, прежде всего, природными характеристиками человека как вида. Индивидные свойства подразделяются на два класса: первичные и вторичные. К первичным свой­ствам индивида относятся: половые, возрастные, конституциональные харак­теристики (телосложение и биохимическая индивидуальность). Важнейшее место в структуре первичных свойств индивида занимает билатеральность или свойства функциональной асимметрии полушарий и связанных с этим сен­сорных и моторных асимметрий. Важное место в структуре индивида зани­мают также нейродинамические свойства — общие и парциальные свойства нервной системы. Взаимодействие первичных свойств индивида определяет динамику психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербально-логических, моторных и т. п.) и структуру органических потребнос­тей. Высшая интеграция этих свойств представлена в темпераменте и задат­ках человека (рис. 8).

 

Основная форма развития индивидных свойств — онтогенетическая эво­люция. По мере развертывания онтогенеза усиливается фактор индивиду­альной изменчивости, что связано с активным воздействием социальных свойств личности на структурно-динамические особенности индивида — че­рез механизмы экстерио- и интериоризации.

Анализируя свойства личности, прежде всего необходимо выделить ее со­циальные характеристики. Человек рождается индивидом, личностью он ста­новится в результате социализации, усвоения общественного опыта. В соответствии с этим, исходным моментом свойств личности является ее статус в обществе (экономические, правовые, профессиональные, политические и дру­гие положения), а также особенности общности, в которой складывалась и формировалась данная личность. На основе статуса строятся общественные функции — роли, цели и ценностные ориентации личности, образующие первый ряд личностных свойств (рис. 9).

 

 

Эти личностные характеристики определяют особенности мотивации поведения, структуру общественного поведения, составляющих второй ряд личностных свойств. Высшим эффек­том первичных и вторичных личностных свойств является характер чело­века, с одной стороны, и его склонности — с другой. Если основной формой развития индивида является онтогенез, то основной формой развития лич­ности является жизненный путь человека в обществе, его социальная био­графия.

Рассматривая основные свойства человека как субъекта деятельности, сле­дует отметить, что исходными характеристиками в этой сфере являются со­знание (как отражение объективной действительности) и деятельность (как преобразование действительности).

Анализ становления основных видов деятельности в онтогенезе показал, что первичной деятельностью ребенка можно считать познание как процесс отражения человеком мира, осуществляемого посредством сенсорно-перцептивных и вербально - логических систем.

Второй важнейшей формой деятельности является общение. Именно бла­годаря развитию познания и общения, их взаимодействия, возникает такая синтетическая форма деятельности, как игровая, которая является, таким образом, результатом развития более общих форм деятельности — познания и общения. Развитие ребенка как субъекта общения и познания формирует готовность к трудовой деятельности. Человек выступает как субъект трех основных видов деятельности: познания, общения и труда.

В процессе изменения основных видов деятельности человека от самых элементарных общих форм до сложных видов профессиональной деятельности формируются характер и способности, общая одаренность и трудоспособность. Как субъект деятельности человек обладает определенным потенциалом — трудоспособностью и работоспособностью, специальными способностями, активностью в форме ценностных ориентации, мотивов, сформированным определенным жизненным и профессиональным опытом. Трудоспособность человека есть явление историческое, непосредственно связанное с развитием средств общественного производства. По мере развития трудовых функций человека от энергетических к технологическим, от них к управляющим и контрольным, возникают новые компоненты трудоспособности, изменяются взаимосвязи между ними и преобразуется сама структура трудоспособности. Производственная деятельность в современных условиях представляет собой такое сочетание физического и умственного труда, при котором именно ум­ственные, то есть познавательные, функции управления и регулирования приобретают ведущее значение. Под трудоспособностью в психологическом смысле можно понимать внутренние силы личности, важные для определе­ния возможностей дальнейшего развития трудовой деятельности человека, включая в ее состав обучаемость и одаренность. В структуру свойств субъекта деятельности включаются также такие свойства, как жизнеспособность, рабо­тоспособность и специальные способности, которые, также как и трудоспособ­ность, составляют резервы и ресурсы развития личности. Рассмотрим более подробно наиболее важные составляющие субъектной, личностной структур человека, такие как возрастно-половые, конституциональные, нейродинамические особенности, темперамент, характер, способности.

Возрастное развитие. Психическое развитие — процесс, развертываю­щийся во времени и характеризующийся как количественными, так и каче­ственными изменениями. Возраст в психологии определяется как относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физио­логических и психологических изменений, не связанных с различием индиви­дуальных особенностей. В каждом из возрастов складываются новые психичес­кие качества — новообразования, как их назвал Выготский. Новообразовани­ем юности, например, является профессиональное самоопределение и ответствен­ность, а в зрелости — это устремленность к профессиональным вершинам, ста­бильные профессиональные притязания, индивидуализация.

В процессе изучения возрастного развития человека были выделены за­кономерности, такие как неравномерность и гетерохронность.

Неравномерность возрастного развития заключается в том, что отдель­ные психические функции и личностные качества человека имеют определен­ную траекторию изменений, во времени, рост и старение психических функ­ций происходит неравномерно, с разными темпами. В разные возрастные периоды может ускоряться или замедляться психические развитие. Извест­но, например, увеличение темпов развития в подростковый период и отно­сительное замедление в период взрослости. На неравномерность психического развития оказывает влияние историческое время. В XX в. по сравнению с XIX в. наблюдаются явления ускорения, или акселерации, общесоматичес­кого и нервно-психического развития и в то же время замедление процессов старения.

Гетерохронность развития проявляется в несовпадении во времени ха­рактеристик развития разных функций. Примером гетерохронии может быть несовпадение во времени достижений оптимума сенсорных функций, интел­лектуальных, творческих способностей и социального развития. Сенсорное развитие достигает фазы зрелости в 18-25 лет, интеллектуальные, творчес­кие способности могут достигать, в среднем, своего оптимума в 35 лет, а личностная зрелость — в 50-60 лет. Это создает благоприятные условия для возрастного индивидуального развития человека на протяжении всей его жизни. В период роста быстрее всего развиваются именно те функции (на­пример, сенсорные), которые имеют первостепенное значение для развития других функций. В период старения гетерохрония обеспечивает сохранность и дальнейшее развитие одних функций за счет других, которые в это время инволюционизируют и ослабевают. Так, осведомленность и словарный за­пас пожилого человека могут увеличиваться, в то время как психомоторика и сенсорно-перцептивные функции ухудшаются. Гетерохронность развития находит свое отражение в существовании нескольких видов возрастов. Су­ществует понятие паспортного возраста, который определяется количеством прожитых лет. Биологический возраст определяется степенью зрелости орга­низма, нервной системы, износа организма. Социальный возраст определя­ется исходя из тех социальных ролей и функций, которые выполняет чело­век. Психологический возраст определяется характером планов, перспектив будущей жизни; чем больше у человека нереализованных планов, тем моло­же его психологический возраст. То есть психологический возраст измеряет­ся внутренней системой отсчета личности и зависит от удельного веса в нем психологического прошлого и психологического будущего. Очень часто пе­ренесенная тяжелая болезнь, инвалидность изменяют эту внутреннюю систе­му отсчета и резко увеличивают психологический возраст личности, повы­шая удельный вес психологического прошлого.

В развитии всех систем отмечается сложное переплетение инволюционных и эволюционных процессов. К психологическим факторам возрастного раз­вития, противостоящим общему процессу старения, можно отнести развитие речемыслительных функций и сенсибилизацию функций в процессе трудо­вой деятельности. По поводу первого из этих факторов Ананьев писал, что важнейшие приобретения исторической природы человека становятся реша­ющим фактором его онтогенетической эволюции. Было показано, что люди, продолжающие образование в зрелом возрасте, занимающиеся умственной деятельностью, характеризуются более высокой сохранностью психофизио­логических, сенсомоторных, интеллектуальных функций на всем диапазоне взрослости. Более того, в процессе развития взрослого человека имеет место повышение обучаемости. Что касается второго фактора развития, а именно, сенсибилизации функций в процессе трудовой деятельности, то следует отметить, что в развитии психических функций выделяется 2 фазы. 1-я фаза характеризуется общим фронтальным прогрессом функций (в юности, мо­лодости, начале среднего возраста), определяемым их созреванием. Во 2-й фазе эволюция функций сопровождается специализацией их применительно к определенной деятельности. Этот второй пик функционального развития достигается в более поздние периоды зрелости. Если в первой фазе развития в качестве главного механизма выступает функциональный, то во второй фазе в качестве главных механизмов выступают операциональные, а продолжи­тельность этой фазы определяется степенью активности человека, как субъекта деятельности. Так, например, было показано, что у лиц водительских про­фессий острота зрения, поле зрения, глазомер оставались сохранными вплоть до пенсионного возраста благодаря включенности их в профессиональную деятельность.

По мере становления личности растет целостность, интегративностъ ее пси­хической организации, усиливается взаимосвязь различных свойств и харак­теристик, накапливаются новые потенциалы развития. Происходит расши­рение и углубление связей личности с окружающим миром, обществом и другими людьми. Особую роль играют те стороны психики, которые обес­печивают внутреннюю активность личности, проявляющуюся в ее интересах, эмоциональном, осознанном отношении к окружающему и к собственной деятельности.

Одной из тенденций развития является обобщение отношений личности: в процессе ее формирования в ходе онтогенеза интегральной индивидуаль­ности происходит постепенное устранение рассогласований между свойства­ми разных уровней, человек становится более цельным, интегрированным. Можно сказать, что индивидуальность, как продукт развития, сформиро­вавшись, сама становится объективным фактором дальнейшего хода жизни и развития.

Важнейшим фактором развития являются общие способности или одарен­ность. Наличие противоречий между возможностями, потенциалами, способ­ностями человека и его интересами, отношениями, направленностями (то есть между потенциями и тенденциями) выступает как необходимый фактор и движущая сила развития индивидуальности. Пути и способы разрешения противоречий могут быть различными: формирование индивидуального стиля, снижение уровня притязаний, возникновение новых интересов, отношений; развитие и совершенствование свойств индивидуума.

Психическое развитие человека характеризуется наличием сенситивных и критических периодов. Под сенситивными периодами развития понима­ют периоды наибольшей чувствительности функций, готовности к разным видам деятельности. Так, например, периодом, сенситивным для обучения языку, является 2-3-летний возраст. Критические периоды характеризуются, с одной стороны, снижением многих показателей, захватывающих раз­ные уровни индивидуальности. К такого рода критическим периодам отно­сится, например, возраст 18 лет, когда отмечается снижение функций вни­мания, памяти, мышления, с последующим их повышением у 19-20-летних. С другрй стороны, критические периоды в развитии характеризуются появ­лением рассогласований, противоречий, что ведет к возникновению новых продуктивных тенденций развития. Возрастные кризисы представляют со­бой переходные фазы от одного возрастного периода к другому, своеобраз­ные переломные моменты человеческого развития, в недрах которых зреет качественный скачок, переход на новый уровень развития.

В современных периодизациях возрастного развития используют различ­ные принципы. Имеются периодизации, опирающиеся на биологические ха­рактеристики возраста, рассматривающие жизненный цикл, как ряд после­довательно сменяющих друг друга стадий становления индивида; и прин­цип, опирающийся на социальные характеристики становления личности. Наиболее разработанными являются периодизации, опирающиеся на биоло­гические признаки. Так, например, Нагорный, Никитин, Буланкин опирают­ся в своей периодизации на учет показателей скорости роста, дифференцировки тканей и органов, изменения напряженности и характера обмена ве­ществ, учет изменений в молекулярной биологии клеток и межклеточного вещества. Бунак выделяет морфологические признаки периодизации. Часто понятие возраста редуцируется до его биологических характеристик (зубной возраст, костный и т. д.).

Имеется целый ряд периодизаций, опирающихся на социальные характе­ристики, например, по тем учреждениям, где ребенок социализируется (ясель­ный возраст, дошкольное, школьное детство и т. д.). Кон пишет, что возраст­ные свойства — ^то место личности человека в социальной структуре.

Наиболее полная, с точки зрения психологии, периодизация Бромлей опирается на анализ изменений психологических и социальных характери­стик, смену способов ориентации, поведения и коммуникации во внешней среде. Человеческая жизнь в этой периодизации рассматривается как сово­купность пяти циклов: утробного, детства, юности, взрослости и старения. Каждый из циклов состоит из ряда стадий. Первый цикл состоит из 4 стадий до момента рождения (зиготы, эмбриона, плода, момента рождения). Вто­рой цикл — детство — состоит из трех стадий: младенчество, дошкольное детство и ранее школьное детство и охватывает 11-13 лет жизни. Цикл юности состоит из двух стадий: стадии полового созревания, или подрос­ткового возраста (11-13-15 лет) и поздней юности (16-21). Цикл взрос­лости состоит из четырех стадий: ранняя взрослость (21-25 лет); средняя взрослость (26-40 лет); поздняя взрослость (41-55 лет), предпенсионный возраст (56-65 лет). Цикл старения состоит из 3 стадий: удаление от дел (66-70 лет), старость (71-90 лет); дряхлость — после 90 лет. Необходимо учитывать при этом, что скорость возрастного развития, созревания и ста­рения характеризуется очень большой индивидуальной вариативностью.

Охарактеризуем кратко основные показатели развития человека в наи­более сложные критические периоды его онтогенеза. При описании этих кри­тических точек онтогенеза попытаемся выделить биологические, физиологи­ческие, психологические показатели развития.

1-я постнатальная стадия развития начинается с момента перерезки пу­повины и характеризуется рядом качественных изменений: ребенок впервые соприкасается с условиями внешней среды, атмосферными влияниями. Рез­ко меняются условия поступления кислорода и питательных веществ, начи­нается легочное дыхание; устанавливается постоянное кровообращение, на­чинается внешняя секреция пищеварительных желез; изменяются морфоло­гические и физико-химические особенности крови; изменяется обмен энергии, повышается основной обмен; наступают сдвиги активности внутриклеточных ферментов. Этот период является чрезвычайно важным для всего последую­щего развития.

Возрастной кризис первого года жизни характеризуется следующими из­менениями в развитии: начинают образовываться швы между костями свода черепа, прорезываются первые коренные зубы; начинается снижение констан­ты скорости роста с 1, 3 до 0, 67; уровень основного обмена достигает макси­мальных значений и после года начинает плавно снижаться до 13 лет, орга­низм достигает определенной физиологической зрелости, гормоны, фермен­ты и антитела в достаточной степени продуцируются организмом; происхо­дит реализация и закрепление позы стояния, овладение ходьбой, что озна­чает свободное овладение пространством. К этому периоду относится начало интенсивного развития речи — к году словарный запас ребенка составляет примерно 8 слов, происходит формирование 2-й сигнальной системы; насту­пает сенсомоторная стадия развития интеллекта. В начале 2-го года жизни ребенок перестает покорно подчиняться взрослому, становится способным действовать не только под влиянием непосредственных впечатлений, но и под влиянием представлений, все большую роль начинает играть память. Ребе­нок освобождается от скованности данной конкретной ситуацией и становит­ся субъектом. Значимые сдвиги происходят почти на всех уровнях индиви­дуальности, и как организм и как субъект ребенок приобретает относитель­ную автономию от взрослого.

В 3 года начинается кризис противопоставления, а затем подражания, ста­новление самосознания, возникновение «системы Я», резко возрастает потреб­ность в общении со сверстниками. Не случайно в этот период большинство детей начинают посещать детские учреждения. Существенно важным является развитие психомоторной сферы: становление бега и прыжка, увеличе­ние скорости реакций.

В 7-летнем возрасте возникают центры окостенения в эпифизах пяс­тных и основных фаланг, начинается смена молочных зубов постоянными. Происходят сдвиги в сердечно-сосудистой системе: частота пульса снижа­ется до 85-88 уд /мин. Острота зрения достигает взрослых норм, происхо­дит становление константы восприятия. Формируется физиологическая го­товность к новому виду деятельности — учению. У ребенка появляется осознание своего социального Я, появляется новый уровень самосознания, впервые происходит осознаваемое самим ребенком расхождение между его объективным общественным положением и его внутренней позицией, пере­стает удовлетворять прежний образ жизни. Он хочет занять позицию школь­ника, стремится занять новое, более «взрослое» положение в жизни. Возни­кает устойчивая иерархическая структура мотивов, которая превращает ре­бенка из существа ситуативного в существо, обладающее внутренним един­ством и организованностью. Формируется действительно дифференциро­ванная самооценка. Ребенок способен осознавать и самого себя, и то положение, которое он занимает в жизни.

11-13 лет — период полового созревания и так называемого подростко­вого кризиса, одного из самых острых кризисов развития. В это время про­исходит слияние зон окостенения лобковой и седалищной костей, заканчи­вается смена молочных зубов постоянными. Константа скорости роста, начи­ная с 12 лет увеличивается с 0, 67 до 1, 55 и сохраняется на этом уровне до 19-20 лет, то есть имеет место ростовой скачок. Интенсивность основного обмена, начиная с 13 лет, увеличивается. Происходит формирование вторич­ных половых признаков. Поле зрения достигает норм взрослого человека, память также достигает уровня взрослого. Функция внимания характеризу­ется увеличением всех показателей объема, переключения, избирательности, устойчивости. Складывается система формальных операций и логических структур. Поведение ориентировано на взрослые нормы, возникает способ­ность ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня, спо­собность к целеполаганию.

Процесс развития личности подростка характеризуется двумя противопо­ложными тенденциями: с одной стороны усиливается ориентация на группу сверстников, устанавливаются все более тесные межиндивидуальные контак­ты, с другой стороны происходит рост самостоятельности, стремления к эман­сипации от влияния взрослых, усложнение внутреннего мира и формирова­ние личностных свойств.

Начало периода взрослости (19-20 лет) характеризуется завершением главной фазы биологического развития, завершением роста: константа ско­рости роста снижается с 1, 553 до 0, 619 с 19 до 23 лет, затем рост прекращается. Заканчивается формирование скелета, происходит синостозирование затылочно-основного синхондроза, что является морфологическим признаком зрелости. Масса тела начинает увеличиваться на фоне прекратившегося ро­ста. Интенсивность основного обмена после 20 лет уменьшается на 0, 12 ед. в год (от года до 20 лет уменьшалась на 0, 7 ед. в год). Таким образом, воз­раст 20 лет является пиком общесоматического развития. Вес желез внутрен­ней секреции интенсивно увеличивается до 20 лет, после 20 лет прирост их веса начинает значительно уменьшаться. Систолическое артериальное давление достигает уровня взрослой нормы — 118-120 мм рт. ст. Пик, всех видов чув­ствительности наблюдается также в 20 лет. Вместе с тем пик психофизиологи­ческих, психических и интеллектуальных функций отмечен Ананьевым и его сотрудниками в 19 лет, когда имеется фронтальное повышение функциональ­ного уровня психомоторных характеристик, внимания, памяти, мышления, пик динамичности возбудительного и тормозного процессов. К 21 году происхо­дит завершение формирования высших эмоций: эстетических, этических, ин­теллектуальных и самосознания. Бромлей, описывая динамику социальных характеристик, отмечает в этом возрасте появление собственной семьи, уход из родительского дома, рождение первого ребенка, освоение профессиональ­ных ролей, установление круга знакомых, связанных с работой. Личност­ное развитие в этот период тесно связано с профессиональными и семейными ролями и его можно охарактеризовать следующим образом. Ранняя взрос­лость — это период «вхождения» в профессию, социально-профессиональ­ная адаптация, осознание гражданских прав и обязанностей, социальной от­ветственности; образование семьи, налаживание внутрисемейных отношений, решение бытовых и бюджетных проблем, выработка стиля воспитания детей.

32-34 года — это возраст максимальных достижений по показателям фи­зического развития: силы, роста и веса, жизненной емкости легких, оптималь­ных характеристик некоторых психофизиологических и психологических показателей: динамичность торможения имеет оптимум в 33 года оптимум объема, избирательности и устойчивости внимания. Один из пиков" интеллек­туального развития приходится на возраст 35 лет, пик невербального интел­лекта приходится на возраст 33 года, после чего начинается снижение его уровня. Существенно повышается стабильность функционирования организма. На этот возраст приходится нормативный кризис 30-33 лет, обусловленный рассогласованием между жизненными планами человека и реальными воз­можностями.

Человек отсеивает незначимое, пересматривает систему ценностей. Неже­лание идти на пересмотр системы ценностей приводит к росту внутрилично-стных противоречий.

Стабильный период 33-40 лет характеризуется тем, что в этом возрасте человек делает наиболее успешно то, что хочет. Он имеет цели, которые ставит, и добивается их достижения. Че­ловек показывает грамотность, компе­тентность в избранной профессии и тре­бует признания.

Возраст 40-45 лет для многих яв­ляется кризисным, его называют кри­зисом середины жизни. Характерными являются морфологические и физиоло­гические изменения: происходит стира­ние и выпадение зубов, облитерация че­репных швов, начинается менопауза, происходит снижение мышечной силы и жизненной емкости легких, снижает­ся скорость движений. Отмечается сни­жение некоторых психических функ­ций, таких как функция внимания и мышления. Для этого возраста харак­терно установление специальных и со­циальных ролей, ослабление внутрисемейных связей в связи с уходом из семьи выросших детей. Происходит усиление противоречий между целостностью мировоззрения и однолинейностью развития. Человек теряет смысл жизни. Для выхода из кризиса необходимо обрести новый смысл — в общечелове­ческих ценностях, в развитии интереса к будущему, к новым поколениям. Если же человек продолжает сосредотачивать силы на себе, своих потребно­стях, это ведет его к уходу в болезнь, к новым кризисам.

Период от 45 до 50 лет является стабильным, человек достигает реаль­ной зрелости, он хорошо уравновешивает потребности для себя и для дру­гих, обнаруживает сострадание и согласие с другими людьми. Для многих этот период является периодом лидерства и квалифицированности.

Трудности, сопутствующие определенным этапам жизни, преодолеваются желанием самого человека развиваться, становиться более зрелым и ответствен­ным. Зрелая личность в ходе развития все более самостоятельно выбирает или изменяет внешнюю ситуацию своего развития, и благодаря этому изменяет и себя. Процесс развития личности во многом зависит от уровня социальной активности и степени продуктивности самой личности.

Существенные качественные изменения показателей развития происходят в начальном периоде старения, временные границы этого периода приходят­ся на возраст от 55 до 65 лет. После 50 лет начинается уменьшение длины и массы тела. С 55 лет происходит почти полное заращение всех швов на черепе, за исключением чешуйчатого, кости черепа истончаются, выпадение зубов приводит к атрофии альвеолярных отростков. Детородная функция прекращается, после детородного периода затухает самообновление протоплаз­мы. С 60 лет начинает снижаться вес желез внутренней секреции (околощи­товидных, гипофиза, надпочечников). Вес половых желез начинает умень­шаться несколько раньше. Происходит снижение уровня основного обмена с 24 ккал/кг до 17-20 ккал/кг. Окислительные процессы в лимфоцитах крови в 59 лет почти достигают уровня 20-29-летних людей и начинают прогрес­сивно снижаться. После 60 лет снижается уровень РНК в крови, который, начиная с 20 лет, был стабилизирован. В 55 лет резко снижается амплитуда аккомодации, что ведет к снижению остроты зрения, аккомодация в эти годы достигает своего низшего уровня, затем стабилизируется. Начиная с 50 лет снижается различительная чувствительность глаза, увеличивается нижний порог светоощущения. Происходит повышение пороговых величин по всем четырем видам вкусовой чувствительности. Реакция вестибулярного аппара­та крайне слабая или вообще отсутствует. Порог вибрационной чувствитель­ности повышается от 17-20 до 35 (амплитуда вибрации при частоте 100 Гц). Время простой реакции на звук увеличивается, начиная с 60 лет. Увеличе­ние времени реакции Биррен считает наиболее общим и универсальным при­знаком старения. Снижаются зрительно-кинестетические координации. Вербально-логические функции, которые до 50 лет возрастали, к 60 годам на­чинают снижаться. Сохранность интеллекта в этом возрасте во многом опре­деляется характером деятельности и степенью активности самого человека. Так, у инженеров наиболее сохранными оказываются невербальные подструк­туры интеллекта, у бухгалтеров — математические, у ученых т вербаль­ные. Вместе с тем этот возраст является годами пик для социальных дости­жений, положения в обществе, власти и авторитета. Происходит изменение всей мотивации в связи с подготовкой к пенсионному возрасту жизни.

Следующий этап в развитии человека связан со старением и старостью. В периодизации геронтогенеза выделяют три градации: пожилой возраст для мужчин — 60-74 года, для женщин — 55-74 года; старческий возраст — 75-90 лет; долгожители — 90 лет и старше. В процессе старения происходит снижение интенсивности обменных процессов, уменьшается способность кле­ток осуществлять окислительно-восстановительные процессы. В ЦНС происходит ослабление возбудительного и тормозного процессов. Гетерохронный характер носит снижение разных видов чувствительности: слуховая чувстви­тельность в наибольшей мере снижается в высокочастотном диапазоне, в мень­шей мере в области средних частот — частот человеческой речи и низких частот (шумы, шорохи). Цветоразличительная чувствительность быстрее снижает­ся в области красного и синего цветов, и медленнее — в области желтого и зеленого. Глазомерная функция и поле зрения отличаются высокой сохран­ностью вплоть до 70 лет. Страдает функция памяти, особенно механической. Лучше всего сохраняется логическая вербальная память. Характерно повышение чувствительности к нарушениям жизненного стереотипа, повышение потребности в коммуникации, обострение чувства родства и привязанности к близким людям. Человек адаптируется к новым условиям жизни без посто­янных и напряженных занятии, к растущей социальной изоляции, сокраще­нию круга сверстников. В позднем онтогенезе усиливается роль личности, ее социального статуса и включенности в систему общественных связей в сохра­нении трудоспособности человека.

Половой диморфизм. Половой диморфизм охватывает как самые ранние, так и самые поздние периоды человеческой жизни, не ограничива­ясь периодами половозрелости и полового созревания. Можно сказать, что он относится к постоянным характеристикам онтогенетической эволюции че­ловека. Половая дифференциация охватывает все уровни психологической структуры человека, определяя своеобразие регулирования как внутренней среды организма, так и взаимодействие с внешним миром. В своей теории асинхронной эволюции полов генетик Геодакян исходит из положения о том, что женский пол сохраняет в своей генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции и его цель — не допустить их изменений, а мужской пол, напротив — легко теряет старое и приобретает новое. То есть женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской — на прогресс. Поэтому раз­брос врожденных признаков у лиц мужского пола значительно больше, при этом у них больше и полезных, и вредных мутаций. Известна меньшая жиз­неспособность плодов мужского пола, у мальчиков также чаще встречаются отклонения в развитии, такие как заикание, дислексия, алалия, задержки пси­хического развития. Таким образом, по характеристикам генотипа мужчины имеют значительно большее разнообразие. Женщины же обладают большей пластичностью, изменчивостью под влиянием внешних условий среды, они могут приспосабливаться к быстро изменившимся условиям за счет фенотипической изменчивости, сохраняя весь набор наследственной информации — генотип, чего не могут сделать мужчины. В соответствии с этим женский орга­низм характеризуется большей стабильностью в ситуациях стрессовых воз­действий, психофизиологические функции легче восстанавливаются у жен­щин. Женский организм несет большие резервы, позволяющие более стойко переносить неблагоприятные воздействия. С этим связана и большая продол­жительность жизни женщин. Психологические различия проявляются по многим показателям.

 

Исследования Ананьева показали, что эти различия про­слеживаются на разных уровнях индивидуальности. В психомоторных по­казателях мужчин отличает большее развитие мышечной силы, в то время как у женщин отмечена лучшая способность к тонкодвигательным координациям пальцев рук. Нейродинамические исследования выявили более высокую силу и динамичность процесс возбуждения и меньшую лабильность нервных процессов у женщин. Что касается процессов восприятия эмоций, то женщины более внимательны к эмоциональным признакам, делают меньше оши­бок в эмоциональных суждениях. Словесные портреты, созданные женщи­нами, отличаются полнотой и дифференцированностью. По уровню интел­лекта большинство исследователей не получили достоверных различий меж­ду мужчинами и женщинами, но обнаружили существенные половые разли­чия в структуре интеллекта. У женщин преобладают показатели вербальной составляющей: больше словарный запас, лучше осведомленность о разных сторонах жизни. У мужчин лучше развиты невербальные подструктуры ин­теллекта: пространственное мышление, скорость выработки зрительно-мотор­ного навыка, конструктивные способности.

При анализе способностей по тестам и творческим проявлениям в жизни психологи не нашли достоверных различий и выдвинули гипотезу о том, что творческому успеху женщин мешает излишняя концентрация на межличнос­тных отношениях. Изучение личностных особенностей показало, что тревож­ность и нейротизм у женщин выше, но у них и способность подавлять трево­гу развита лучше. Поведение в ситуациях фрустрации выявило у мужчин преобладание внешнеобвинительных реакций с тенденцией к самозащите, а у женщин — безобвинительных реакций.

При изучении половой дифференциации у человека нельзя не учитывать такие факторы, как половое разделение труда, полоролевые стереотипы пове­дения, принятые в данном обществе.

Существуют определенные нормативные представления о мужском и женском образе — маскулинном и фемининном. На основе этого было скон­струировано несколько специальных шкал для измерения фемининности (Ф) — маскулинности (М). Сравнение показателей одного и того же инди­вида по шкалам М и Ф позволяет вычислить степень его психологической андрогении. Андрогенными считаются индивиды, обладающие одновремен­но фемининными и маскулинными чертами, что позволяет им менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить «от женских» за­нятий к «мужским», иметь более богатый репертуар поведенческих реакций.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.