Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологическая философия. Биоэтика. Экогуманизм.






ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ изучает взаимодействие общества и природы, пути утверждения гармонического единения между человеком и миром природы. Как этого достичь в условиях, когда человек стремится добиться успеха во что бы то ни стало, когда большая часть ограниченных ресурсов планеты переводится в отходы и мусор, загрязняющие планету? Как добиться сохранения экосистемы человек — природа в условиях доминирования не экологических, а эк-ких и политических интересов? Выход из кризисной ситуации видят в основном в придании приоритета экологическим ценностям. Материальное пр-во, используемые технологии, экономика, политика — все это должно быть подчинено требованиям экологической этики и экологического права. Так как воздействие человека на природу часто имеет планетарный характер, то целый ряд актуальных экологических проблем может быть разрешен лишь в условиях международного сотрудничества и наличия реального чувства международной экологической ответственности.

Как считают ученые, естественная среда составляет экосистему, которая поддерживает равновесие между человеком природой. Это одновременно простой и сложный механизм, в котором все элементы тесно связаны и поэтому нормально функционируют, но он расстраивается при отсутствии хотя бы одного единственного звена. Для понимания экосистемы необходимо учитывать, что Земля — это отдельная планета и практически не существует источников получения дополнительной материи. Все простые элементы, кислород, азот, углерод, или твердые элементы являются продуктами трансформации в экосистеме, которая как бы разрешила проблему вечного движения: ничто не возникает само по себе и ничто не исчезает, все трансформируется. Драма в экосистеме возникает в результате появления продуктов, которые навсегда исключаются из цикла превращений и становятся бесполезными, а во многих случаях губительными отбросами, лишенными способности трансформироваться. Причем единственным существом, создающим такие отбросы, в совокупности составляющие основу загрязнения экосистемы, является человек, который создал синтетическую химию и другие отрасли, производящие неразлагаемые продукты.

Возникли экологическая и продовольственная проблемы, принявшие глобальный характер.



Как считают специалисты по «экологическому космизму», основой ресурс Земли — не запас вещества и энергии, а запас закономерностей. Это геолого-географические закономерности, которые лежат в основе климатической машины планеты и ее биосферы. В течение многих миллионов лет в результате действия этих закономерностей образовалось то, что мы называем полезными ископаемыми. Но они созданы вовсе не ради нашей пользы. Нашу планету можно сравнить с живым организмом, а месторождения полезных ископаемых — с глазами, ушами, нервами. Хищническое использование этих ископаемых представляет, по мнению ученых, деяние, направленное на разрушение «запаса закономерностей» эволюции Земли, на разгром ее «климатической машины».

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — молодая дисциплина, ее философские ориентиры лишь вырабатываются, на многие актуальные вопросы она не знает ответа. Человечество, умудрившееся попасть в экологический кризис, не знает четких путей выхода из него. Несмотря на более или менее успешную реализацию программ по развитию безотходных пр-в и альтернативных технологий, развитию экологического законодательства, человечество по-прежнему не покинуло район экологического кризиса. Все более очевидным становится, что главная экологическая проблема (" дыра") находится не в озоновом слое Земли, а в ценностно-этических представлениях человека и общества. Казавшиеся столь незыблемыми принципы гуманизма должны соотноситься не только с человеком, но и с природой. В таком случае гуманизм теряет свое прежнее содержание и становится ЭКОГУМАНИЗМОМ. Любовь человека, эгоистически направленная только на него самого, привела в конечном счете к экокризису. Экогуманизм в отличие от традиционного гуманизма видит в природе бытие человека. Природа есть символическое бытие человека. Именно поэтому человек вынужден относиться к природе так же бережно, как к самому себе.

Экологическая философия встречается с трудностями. Это неудивительно, ибо как философия, так и современные науки мало, явно недостаточно изучали сам феномен символического бытия человека. Но без знания содержания этого феномена успешное экологическое движение просто невозможно.

Человечество вынуждено обратиться к природе как арене проявления человеческого бытия. Один из относительно новых комплексов экоаксиологических ориентации связан с БИОЭТИКОЙ, центральным вопросом которой является отношение человека к жизни и смерти. Жизнь, особенно человеческая, понимается как высшая ценность. Кстати, общество не без труда ищет подходы и к нашим " меньшим братьям". В токийском зоопарке поставлен памятник умирающим в неволе животным. Но всегда ли человек сознает свою вину перед животными?

Проблемы биоэтики многогранны, обширны. В США издана пятитомная энциклопедия по биоэтике. Объем энциклопедии показывает, сколь внимательно относятся американцы к проблемам биоэтики. Особое внимание привлекают вопросы активной эвтаназии (убийства из милосердия), критерии смерти, отношения врача и пациента, отношение к умирающим, к дефективным новорожденным, к дебилам. Имеет ли человек право на смерть, право на аборт? Многочисленные дилеммы биомедицинской этики невозможно разрешить без тщательного философского и научного рефлексирования, углубленного понимания содержания гуманизма и экогуманизма. Рассмотрим в этой связи некоторые конкретные проблемы.

Возможности оживления умершего человека привели к тому, что остановка сердца перестала быть признаком смерти, каковым, однако, являются необратимые изменения в центральной нервной системе. Но согласно догматам буддизма и конфуцианства, признаками смерти являются остановка сердца и прекращение дыхания. А это означает, что при бьющемся сердце не допускается изъятие органов для трансплантации; трансплантация сердца вообще исключается. Разумеется, это относится лишь к тем народам, которые соблюдают установленные догматы. Мы видим, как принципы религии могут приходить в противоречие с принципами гуманизма. Вместе с тем в странах, где трансплантация сердца стала нормой, замечены случаи, когда диагноз смерти порой ставится некорректно.

Другой случай: общество должно предоставить женщине право на свободное и ответственное материнство. Однако отмена запрета на аборт просто-напросто игнорирует ценность жизни плода. Перед нами типичная биомедицинская дилемма: как отмена запрета на аборт, так и его допущение не свободны от глубочайших противоречий. Чтобы с ними справиться, необходимо последовательное развитие экологической философии, экоэтики и биоэтики в том числе.

Осознание человеком своей ответственности за сохранение природы привело к развитию экологической философии и, соответственно, экологической формы гуманизма.

ОСНОВНЫМИ ПРИЧИНАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА С СОЦИАЛЬНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ: классовая дифференциация общества, обострение социальных противоречий, отчуждение человека от природы, поскольку природа при капитализме становится лишь предметом для человека, всего лишь полезной вещью.

Буржуазная ориентация на покорение природы предельно ясно выражена в философии О. КОНТА, который считал возможным и допустимым уничтожить всякую «для промышленности бесполезную жизнь на Земле». Политэкономия вторит философии. А. СМИТ считал, что богатство народов определяется совокупной ценностью ежегодно вновь производимых материальных благ. При этом сам человек оставался за пределами рассмотрения классической политэкономии.

Сторонники классической политэкономии обосновывали разорванность человеческого бытия; следствием стало упущение из виду целостности природы и человека. Трудовая теория стоимости А. СМИТА соответствовала динамическому характеру западного человека. Труд становился в зависимость от капитала. В результате приуменьшилось значение природы как таковой. Смит не замечал, что экономика может подавлять другие виды человеческой активности.

Экологические проблемы не решаются, в значительной мере, из-за философской неразработанности проблем социальной экологии. Между тем философия, как и экология, нацелена на целостное рассмотрение сложной структуры субъект-объектных отношений. Философский инструментарий способен выявить глубинные предпосылки экологических трудностей. Надо исследовать противоречия между сознанием и материей, духом и телом, противоречия в самом духе.

Именно эти противоречия породили экологические проблемы. Главные экологические проблемы порождаются стилем жизни. Философская проблема соотношения индивидуальных и общественных целей в значительной степени определяет общественно-политический строй и уровень развития науки и техники. Преодоление экологического кризиса – вопрос практики, но, во-первых, надо изменить массовое сознание, во-вторых, переориентировать науку на решение экологических проблем и, в третьих, создать благоприятный философский климат для социально-политических решений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.