Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 52. Простые и сложные предложения






(продолжение темы)

 

I. Запись в «Словарь корней»

-ближ- (-близ-): ближе, близко, близкий, приближаться, приближение, приблизительный, ближайший.

 

II. Проверка выполнения домашнего упр. 227. К доске вызывается два ученика. Один чертит схемы 1—3-го предложений и дает характеристику 1-го предложения, другой — 4-го и 5-го и объясняет выбор пропущенных букв.

III. Устная синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся указывают грамматические основы предложений, чертят схемы предложений.

 

1. Полил сильный дождь, и земля быстро намокла. 2. Лошадь испугалась и быстро побежала вперед. 3. Когда я вышел из палатки, за вершинами гор разгоралась заря.

 

Работа со схемами предложений.

— Что общего между 1-м и 2-м предложениями? (Наличие союза и.) Чем они отличаются? (В 1-м союз и связывает две части сложного предложения, во 2-м — однородные сказуемые, запятая не ставится.)

— Что общего между 1-м и 3-м предложениями? Чем они отличаются? (Общее: оба сложные. Различие: в первом предложении его части не зависят друг от друга — предложение сложносочиненное; в третьем — первая часть не может быть без второй, то есть первая часть сложного предложения зависит от второй, главной — предложение сложноподчиненное.)

 

IV. Упр. 228 (устно).

При разборе предложений учащиеся указывают, в каких предложениях части сложного выступают как независимые, в каких одна часть зависит от другой. На доске вычерчиваются схемы предложений.

 

V. Запись предложений.

Подчеркните в предложениях грамматические основы, составьте схемы. Графически объясните написание безударной гласной в корне глаголов.

 

1. Мы увидели, что волчица пролезла вместе с волчатами в нору. 2. Когда мы приближались к тропинке, звон колокольчика удалялся. 3. Всю ночь зима вязала кружевные узоры, чтобы принарядились деревья. 4. Зацвели сады, и вся земля в саду побелела от лепестков яблонь.

 

(По выбору учителя школьники делают разбор одного-двух предложений.)

VI. Проверочная работа.

Цель работы — проверка умения различать простые и сложные предложения, виды сложных предложений.

1. Укажите предложения, соответствующие схеме (знаки препинания не проставлены):

1. Алая заря скрылась за моря и за горы солнышко ушло. (М. Пляцковский.)

2. Потянул ветерок и белая туча заволокла горизонт.

3. Снег закрывал все предметы и белой пеленой одевал землю.

4. Прилетели птицы и наполнили своим пением лес.

II. Найдите предложения, соответствующие схеме (знаки препинания не проставлены):

1. Филька разломил буханку хлеба и подал ее лошади. (К. Паустовский.)

2. Гроза отходила куда-то на восток и оттуда доносился рокот грома.

3. Он видит как поле отец убирает. (Н. Некрасов.)

4. Елка стояла посредине комнаты и Мишка ловко развешивал на нее игрушки.

 

Домашнее задание: § 45, упр. 229; составить схемы предложений (два ученика выполняют задание на пленках графопроектора).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.