Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 53. Простые и сложные предложения






(продолжение темы)

 

I. Контрольный словарный диктант.

(По мере его написания учащиеся графически объясняют написание безударной гласной в корнях глаголов.)

 

Раздаваться в тишине, исчезать в ночи, поливать цветы, приближаться к лесу, появиться на горизонте, удивляться поведению, потемнеть от сырости, пропадать в горах, прояснить обстановку, задавать тон, сотрясаться от ударов грома, бродить по просеке, удаляться от дома, наслаждаться картиной, увязать в трясине, соединять провода.

 

II. Проверка домашнего задания. Проверка выполнения упр. 229.

Делается вывод о роли союза и в предложении и знаках препинания в предложениях с этим союзом.

III. Устная синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся должны определить количество грамматических основ в предложениях, составить их схемы.

 

1. Когда мы подошли к лугу, косцы уже растянулись в длинную вереницу. 2. В кустах слышится хлопотливое движение маленьких птичек, и из середины рощи долетают звуки кукушки. (Л. Толстой.)

 

Работа со схемами предложений:

— Что общего между предложениями? В чем различие?

— Придумать и записать предложения, соответствующие данным схемам.

IV. Знакомство с порядком разбора сложных предложений (§ 46).

V. Запишите предложения, составьте их схемы.

1—2 предложения (по усмотрению учителя) разбираются учащимися.

 

1. Через окно я увидел, что большая птица села на ветку клена в саду. 2. Я слышал, как посапывает во сне кот. 3. Когда ветка закачалась, с нее посыпался снег. 4. Синицы смотрят на подоконник, где лежит ломоть черного хлеба. 5. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой.

(По К. Паустовскому.)

 

VI. Графический (схематический) диктант.

Учитель читает предложения; учащиеся, не записывая их, чертят схемы, указывая номер предложения.

 

1. Легкий ветерок пробежал по саду и вскоре затих. 2. Кончился дождь, и высохли капельки воды на листьях. 3. Когда часы пробили полночь, мы зажгли на елке разноцветные лампочки. 4. Все заглядывали вперед, где качался шар. 5. Лодка продвигалась с трудом, потому что мешали плавающие бревна. 6. Утром я увидел, что выпал снег.

 

VII. Решив ряд задач, учащиеся должны составить предложение. Оно записывается в тетрадях поэтапно, по мере выполнения каждого задания:

1) из предложения Поздней осенью птицы улетают на юг взять существительное, обозначающее обстоятельство времени, употребить его в именительном падеже единственного числа (осень);

2) из предложения Мороз разрумянил щеки взять сказуемое, употребив его без приставки в 3-м лице единственного числа настоящего времени (румянит);

3) из предложения Кисти винограда свисали до земли взять слово, являющееся подлежащим, употребить его как дополнение (кисти);

4) из предложения Рябины украшают наши леса взять существительное, выступающее в роли подлежащего, сделать его дополнением, употребив в родительном падеже (рябин);

5) полученное предложение Осень румянит кисти рябин сделать сложным, добавив к нему вторую часть. Записать сложное предложение, разобрать его.

 

Домашнее задание: § 46, упр. 232; подготовить связный рассказ о роли союза и в предложении (по таблице 11); упр. 235 (устно).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.