Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оборудование: банка с рыбой в воде, лупа, предметное стекло, чешуя рыбы.

Цель. Изучить внешнее строение и способы передвижения рыбы.

 

Ход работы

1. Рассмотрели рыбу в банке с водой. Объяснили, какое значение имеет форма её тела.

Форма тела способствует быстрому плаванью (уменьшает силу трения).

2. Рассмотрели окраску тела рыбы на брюшной и спинной сторонах. Если она различна, то указали причины этих различий.

Окраска рыбы с разных сторон не совпадает (спинная сторона темнее светлой) так как это способствует сливанию с дном.

3. Как расположена чешуя на теле рыбы? Какое значение это имеет для жизни рыбы в воде? С помощью лупы рассмотрели строение отдельной чешуйки.

Черепицеобразно расположены, по ним можно определить возраст рыбы, плотно покрывают хвост и туловище.

 

4. Нашли отделы тела рыбы: голову, туловище, хвост. Установили их границы. Объяснили, какое значение имеют плавные переходы отделов тела для жизни рыбы в воде.

Плавные переходы снижают силу трения между водой и рыбой.

 

5, Нашли у рыбы ноздри, глаза, боковую линию. Какое значение имеют эти органы в жизни рыбы? Выяснили, в чём особенности строения глаз.

Глаза: орган зрения. Глаза довольно большие. Передняя сторона наружной оболочки (роговица) плоская, а линза под ней (хрусталик) даёт уменьшенной изображение предметов на сетчатке. Рыбы видят на близ0ком расстоянии, различают цвета.

Ноздри: орган обоняния.

Боковая линия: орган, помогающий рыбе ощущать течение, скорость.

6. Рассмотрели плавники рыбы. Какие из них парные, какие - непарные. Понаблюдали за работой плавников при движении рыбы в воде.

Непарные: спинные, хвостовой, анальный (подхвостовой).

Парные: передние - грудные, задние - брюшные.

Спинной – удерживает рыбу в вертикальном положении, хвостовой – помогает рыбе поворачивать, двигаться в определенном положении, анальный (подхвостовой), грудные, брюшные – помогают поворачивать, удерживают рыбу в вертикальном положении, удерживают рыбу в вертикальном положении.

7. Зарисовали рассматриваемую рыбу. Обозначили на рисунке части тела. Сделали вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Сделали рисунок чешуйки рыбы, отметив светлые и тёмные полосы. Каков возраст рыбы, у которой взята эта чешуйка?

8 лет.

Вывод: рыбы хорошо приспособлены к жизни в водной среде. Они имеют обтекаемую форму тела, плавники, обеспечивающие движение в воде, органы чувств, позволяющие ориентироваться в воде.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проверка работы и регулировка реле-регулятора 6в | Основы для международной интеграции бизнеса




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.