Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кодекс профессиональной этики российского журналиста, его требования. Критический анализ его положений.




 

1. Журналист всегда обязан действовать, исходя из принципов профессиональной этики, зафиксированных в настоящем Кодексе, принятие, одобрение и соблюдение которого является непременным условием для его членства в Союзе журналистов России.

2. Журналист соблюдает законы своей страны, но в том, что касается выполнения профессионального долга, он признает юрисдикцию только своих коллег, отвергая любые попытки давления и вмешательства со стороны правительства или кого бы то ни было.

3. Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен. Он прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью, намеренным сокрытием общественно значимой информации или распространением заведомо ложных сведений.
Журналист четко проводит в своих сообщениях различие между фактами, о которых рассказывает, и тем, что составляет мнения, версии или предположения, в то же время в своей профессиональной деятельности он не обязан быть нейтральным.
При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения информации. Журналист признает и уважает право физических и юридических лиц не предоставлять информацию и не отвечать на задаваемые вопросы - за исключением случаев, когда обязанность предоставлять информацию оговорена Законом.
Журналист рассматривает как тяжкие профессиональные преступления злонамеренное искажение фактов, клевету, получение при любых обстоятельствах платы за распространение ложной или сокрытие истинной информации; журналист вообще не должен принимать ни прямо, ни косвенно никаких вознаграждений или гонораров от третьих лиц за публикации материалов и мнений любого характера.
Убедившись в том, что он опубликовал ложный или искаженный материал, журналист обязан исправить свою ошибку, используя те же полиграфические и (или) аудиовизуальные средства, которые были применены при публикации материала. При необходимости он должен принести извинения через свой орган печати. Журналист отвечает собственным мнением и репутацией за достоверность всякого сообщения и справедливость всякого суждения, распространенные за его подписью, под его псевдонимом или анонимно, но с его ведома и согласия. Никто не вправе запретить ему снять свою подпись под сообщением или суждением, которое было бы частично искажено против его воли.

4. Журналист сохраняет профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем. Никто не может принудить его к раскрытию этого источника. Право на анонимность может быть нарушено лишь в исключительных случаях, когда имеется подозрение, что источник сознательно исказил истину, а также когда упоминание имени источника представляет собой единственный способ избежать тяжкого и неминуемого ущерба для людей.
Журналист обязан уважать просьбу интервьюируемых им лиц не разглашать официально их высказываний.



5. Журналист полностью осознает опасность ограничений, преследования и насилия, которые могут быть спровоцированы его деятельностью. Выполняя свои профессиональные обязанности, он противодействует экстремизму и ограничению гражданских прав по любым признакам, включая признаки пола, расы, языка, религии, политических или иных взглядов, равно как социального и национального происхождения.
Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания. Он воздерживается от любых пренебрежительных намеков или комментариев в отношении расы, национальности, цвета кожи, религии, социального происхождения или пола, а также в отношении физического недостатка или болезни человека. Он воздерживается от публикации таких сведений, за исключением случаев, когда эти обстоятельства напрямую связаны с содержанием публикующегося сообщения. Журналист обязан избегать употребления оскорбительных выражений, могущих нанести вред моральному и физическому здоровью людей.
Журналист придерживается принципа, что любой человек является невиновным до тех пор, пока судом не будет доказано обратное. В своих сообщениях он воздерживается называть по имени родственников и друзей тех людей, которые были обвинены или осуждены за совершенные ими преступления, за исключением тех случаев, когда это необходимо для объективного изложения вопроса. Он также воздерживается называть по имени жертву преступления и публиковать материалы, ведущие к установлению личности этой жертвы. С особой строгостью данные нормы соблюдаются, когда журналистское сообщение может затронуть интересы несовершеннолетних. Только защита интересов общества может оправдать журналистское расследование, предполагающее вмешательство в частную жизнь человека. Такие ограничения вмешательства неукоснительно выполняются, если речь идет о людях, помещенных в медицинские и подобные учреждения.



6. Журналист полагает свой профессиональный статус несовместимым с занятием должностей в органах государственного управления, законодательной или судебной власти, а также в руководящих органах политических партий и других организаций политической направленности.
Журналист сознает, что его профессиональная деятельность прекращается в тот момент, когда он берет в руки оружие.

7. Журналист считает недостойным использовать свою репутацию, свой авторитет, а также свои профессиональные права и возможности для распространения информации рекламного или коммерческого характера, особенно если о таком характере не свидетельствует явно и однозначно сама форма такого сообщения. Само сочетание журналистской и рекламной деятельности считается этически недопустимым.
Журналист не должен использовать в личных интересах или интересах близких ему людей конфиденциальную информацию, которой может обладать в силу своей профессии.

8. Журналист уважает и отстаивает профессиональные права своих коллег, соблюдает законы честной конкуренции. Журналист избегает ситуаций, когда он мог бы нанести ущерб личным или профессиональным интересам своего коллеги, соглашаясь выполнять его обязанности на условиях заведомо менее благоприятных в социальном, материальном или моральном плане.
Журналист уважает и заставляет уважать авторские права, вытекающие из любой творческой деятельности. Плагиат недопустим. Используя каким-либо образом работу своего коллеги, журналист ссылается на имя автора.

9. Журналист отказывается от задания, если выполнение его связано с нарушением одного из упомянутых выше принципов.

10. Журналист пользуется (и отстаивает свое право пользоваться) всеми предусмотренными гражданским и уголовным законодательством гарантиями защиты в судебном и ином порядке от насилия или угрозы насилием, оскорблений, морального ущерба, диффамации.


25. Обеспечение свободы массового информирования в Законе РФ «О СМИ».

Статьи из Закона «О СМИ»:

Статья 1. Свобода массовой информации В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

 

Статья 3. Недопустимость цензуры Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается. Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - не допускаются.

 

Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Запрещается использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье. Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, за исключением рекламы наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", в средствах массовой информации, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.


Статья 7. Учредитель Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Не может выступать учредителем: гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным; объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которого запрещена по закону; гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации. Соучредители выступают в качестве учредителя совместно.

Статья 8. Регистрация средства массовой информации Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации. Заявление о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно: на всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территории нескольких республик в составе Российской Федерации, нескольких краев и областей, - подается учредителем в Министерство печати и информации Российской Федерации; на территории республики в составе Российской Федерации, края, области, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона, - подается учредителем в соответствующие территориальные органы Государственной инспекции по защите свободы печати и массовой информации при Министерстве печати и информации Российской Федерации. Учредителю либо лицу, действующему по его уполномочию, высылается (выдается) уведомление о приеме заявления с указанием даты поступления. Заявление о регистрации подлежит рассмотрению регистрирующим органом в месячный срок с указанной даты. Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации. Учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации. В случае пропуска этого срока свидетельство о регистрации средства массовой информации признается недействительным.

 

Статья 10. Заявление о регистрации В заявлении о регистрации средства массовой информации должны быть указаны: 1) сведения об учредителе (соучредителях), обусловленные требованиями настоящего Закона; 2) название средства массовой информации; 3) язык (языки); 4) адрес редакции; 5) форма периодического распространения массовой информации; 6) предполагаемая территория распространения продукции; 7) примерная тематика и (или) специализация; 8) предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем средства массовой информации; 9) источники финансирования; 10) сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем. К заявлению прилагается документ, удостоверяющий уплату регистрационного сбора. Предъявление иных требований при регистрации средства массовой информации запрещается.

Статья 18. Статус учредителя Учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором). Учредитель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени (заявление учредителя). Максимальный объем заявления учредителя определяется в уставе редакции, ее договоре либо ином соглашении с учредителем. По претензиям и искам, связанным с заявлением учредителя, ответственность несет учредитель. Если принадлежность указанного сообщения или материала учредителю не оговорена редакцией, она выступает соответчиком. Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором). Учредитель может передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей. В случае ликвидации или реорганизации учредителя - объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, государственного органа его права и обязанности в полном объеме переходят к редакции, если иное не предусмотрено уставом редакции. Учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

Статья 19. Статус редакции Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности. Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о предприятиях и предпринимательской деятельности и помимо производства и выпуска средства массовой информации вправе осуществлять в установленном порядке иную, не запрещенную законом деятельность. В течение двух лет со дня первого выхода в свет (в эфир) продукции средства массовой информации редакция освобождается от налоговых платежей. Перерегистрация средства массовой информации не влияет на исчисление данного срока. В случае, если учредитель прекратил деятельность средства массовой информации до истечения указанного срока, платежи взыскиваются в полном объеме за весь срок. Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции. Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.

Статья 19.1. Ограничения, связанные с учреждением теле-, видеопрограмм и организаций (юридических лиц), осуществляющих телевещание Иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителями теле-, видеопрограмм. Иностранный гражданин, лицо без гражданства и гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, не вправе учреждать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов Российской Федерации либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения Российской Федерации. Отчуждение акций (долей) учредителем теле-, видеопрограммы, в том числе после ее регистрации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей (осуществляющим) телевещание, зона уверенного приема передач которой (которого) охватывает половину и более половины субъектов Российской Федерации либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения Российской Федерации, повлекшее появление в их уставном (складочном) капитале доли (вклада) иностранного участия, составляющей 50 процентов и более, не допускается.

Статья 25. Порядок распространения Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средств массовой информации со стороны граждан, объединений граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, государственных органов не допускается. Распространение продукции средства массовой информации считается коммерческим, если за нее взимается плата. Продукция, предназначенная для некоммерческого распространения, должна иметь пометку "Бесплатно" и не может быть предметом коммерческого распространения. Демонстрация видеозаписей программ в жилых помещениях, а равно снятие единичных копий с них, если при этом не взимается плата прямо или косвенно, не считается распространением продукции средства массовой информации в смысле настоящего Закона. Розничная продажа, в том числе с рук, тиража периодических печатных изданий не подлежит ограничениям, за исключением предусмотренных настоящим Законом. Розничная продажа тиража периодических печатных изданий в местах, не являющихся общедоступными - помещениях и иных объектах, в отношении которых собственником или лицом, уполномоченным управлять его имуществом, установлен особый режим пользования, - допускается не иначе как с согласия указанных лиц. В случае нарушения редакцией, издателем или распространителем имущественных либо личных неимущественных прав авторов и в иных случаях, предусмотренных законом, распространение продукции средства массовой информации может быть прекращено по решению суда.

 

Статья 38. Право на получение информации Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Статья 46. Право на ответ Гражданин или организация, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации. В отношении ответа и отказа в таковом применяются правила статей 43-45 настоящего Закона. Ответ на ответ помещается не ранее чем в следующем выпуске средства массовой информации. Данное правило не распространяется на редакционные комментарии. Глава V. Права и обязанности журналиста

Статья 58. Ответственность за ущемление свободы массовой информации Ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, в том числе посредством: осуществления цензуры; вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции; незаконного прекращения либо приостановления деятельности средства массовой информации; нарушения права редакции на запрос и получение информации; незаконного изъятия, а равно уничтожения тиража или его части; принуждения журналиста к распространению или отказу от распространения информации; установления ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну; нарушения прав журналиста, установленных настоящим Законом, - влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Об административной ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации см. ст.ст. 171 - 171.4 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. Обнаружение органов, организаций, учреждений или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - влечет немедленное прекращение их финансирования и ликвидацию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

 

Михаил Федотов

ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Свобода массовой информации: правовое содержание

Когда правда более не свободна,
свобода более не реальна.
Жак Превер

Свобода печати, трансформировавшаяся с развитием новых средств коммуникации в свободу массовой информации, по праву считается главным принципом функционирования печати, радио, телевидения в правовом государстве. Она является обязательным элементом режима демократии и необходимым условием обеспечения для индивидов и их объединений политического плюрализма и культурного многообразия1.

В кибернетике уже давно открыли закон необходимого разнообразия: чем более сложным объектом надо управлять, тем более многовариантным должен быть управляющий механизм. Следовательно, подавляя естественную плюралистичность, он лишает общество способности к саморазвитию, а себя - к самовыживанию. Политическая система, ведомая инстинктом сохранения себя, а не отдельных политиков или кланов, должна давать обществу возможность свободно формировать, обсуждать и выбирать альтернативы поведения. В противном случае пределы выбора будущего сужаются до репродуцирования прошлого.

Напротив, тоталитаризм логически противоречит свободе выбора и свободе печати как ее частному случаю, поскольку основан на дихотомии "свой - чужой" и не допускает существования никаких мнений, отклоняющихся от "генеральной линии".

Свобода массовой информации предполагает обособленность СМИ от государства, ограждение журналистики от администрирования, чтобы она могла выполнить свое назначение, руководствуясь внутренними правилами профессии. В свою очередь, эти внутренние правила должны получить отражение в законах государства, в которых свобода обретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Отсюда вытекает необходимость законодательного закрепления свободы массовой информации.

Начиная с ленинско-стекловской Конституции РСФСР 1918 г., в отечественной правовой системе сложилась традиция рассматривать деятельность печати исключительно с "классовых позиций". Так, предперестроечная Конституция СССР 1977 г. демагогически гарантировала свободу печати, но исключительно в интересах народа, в целях укрепления и развития социалистической демократии. Поскольку предназначение этой декларации ограничивалось нуждами пропагандистского ритуала, постольку ее юридическое содержание не определялось. Впрочем, в уголовном законодательстве всегда существовали нормы, которые при желании можно было применить как "защитные меры" против использования продекларированной "свободы" в каких-то иных интересах и целях, чем было разрешено Основным Законом.

Прорыв был сделан в Законе СССР "О печати и других средствах массовой информации", статья 1 которого была озаглавлена "Свобода печати" и содержала первую попытку ее законодательного определения:

"Печать и другие средства массовой информации свободны.

Свобода слова и свобода печати, гарантированные гражданам Конституцией СССР, означают право высказывания мнений и убеждений, поиска, выбора, получения и распространения информации и идей в любых формах, включая печать и другие средства массовой информации.

Цензура массовой информации не допускается".

Сформулированное таким образом понятие свободы печати включало три компонента: свободу средств массовой информации, право граждан на свободу слова в СМИ и недопустимость цензуры. Правда, юридическое содержание самих указанных компонентов оставалось довольно туманным.

Этот недостаток удалось отчасти преодолеть в российском Законе "О средствах массовой информации". Такой результат был достигнут, во-первых, благодаря развернутой дефиниции понятия цензуры (часть первая статьи 3) и, во-вторых, за счет использования "рефлексивного" определения свободы массовой информации, при котором объем правомочий субъектов определялся по принципу "все что не запрещено, то разрешено".

Согласно статье 1, презюмирующей свободу массовой информации, в Российской Федерации не подлежат ограничениям:

а) поиск, получение, производство и распространение массовой информации;

б) учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими;

в) изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ.

Исключения из этого общего правила могут быть сделаны, во-первых, только в законодательстве, т.е. не в любых нормативных, а лишь в законодательных актах РФ и республик в ее составе, а во-вторых, только в законодательстве именно о СМИ, которое, в свою очередь, должно соответствовать Закону о СМИ. Такое толкование с необходимостью вытекает из сопоставления статей 1 и 3 закона.

Кроме того, такие исключения, как будет показано ниже, должны соответствовать положениям статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах и статьи 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Они могут быть установлены только законом и только в случае их необходимости для уважения прав и репутации других лиц, для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Конечно, в статье 1 Закона о СМИ лишь намечены контуры понятия свободы массовой информации, раскрытие которого происходит на всем протяжении законодательного текста. Однако уже здесь зафиксировано главное: свобода информации, формула которой почти текстуально повторяет положения статьи 19 Всеобщей Декларации прав человека; право частной собственности на средства массовой информации; свобода экономической деятельности в сфере массовой информации. Позднее эти основополагающие принципы появились - разумеется, в более общем виде - в конституционных нормах, которые теперь уже оказывают обратное воздействие на нормы Закона о СМИ, давая ориентиры для их толкования и применения.

Ныне действующая Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., закрепила свободу массовой информации в пункте пятом статьи 29, использовав при этом краткую, но емкую формулу: "Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается". Хотя норма весьма лаконична, однако в общем контексте Конституции, интегрируя содержание других норм, она обретает необходимые конкретность и системность.

Обогащению содержания свободы массовой информации служат и другие нормы, содержащиеся в статье 29. Так, пункт первый гарантирует каждому свободу мысли и слова, пункт четвертый - право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, пункт третий - недопустимость принуждения человека к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Тем самым подчеркивается, во-первых, относительная обособленность этих свобод, во-вторых, их глубинная генетическая взаимосвязь, в-третьих, взаимодополнение их юридического содержания. Так, в сфере массовой информации им непосредственно корреспондируют закрепленные в части первой статьи 47 закона о СМИ права журналиста искать, запрашивать, получать и распространять информацию, излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью, отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям.

Среди конституционных гарантий свободы массовой информации следует назвать также свободу экономической деятельности и право частной собственности, закрепленные в статьях 8, 34 и 35 Конституции, а также принцип идеологического разнообразия (статья 13), предусматривающий, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Тем самым формируются определенные защитные механизмы, чтобы противостоять попыткам сворачивания информационного плюрализма, в том числе путем концентрации и монополизации средств массовой информации.

В качестве конституционных гарантий свободы массовой информации выступают также нормы, устанавливающие ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (пункт третий статьи 41), закрепляющие право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (статья 42), свободу творчества и преподавания, охрану интеллектуальной собственности (пункт первый статьи 44), открытость заседаний палат Федерального собрания (пункт второй статьи 100), открытость судопроизводства (пункт первый статьи 123) и т.д.

Конституцией также предусмотрена возможность законодательного освобождения от обязанности давать свидетельские показания (пункт второй статьи 51), что уже заранее было предусмотрено Законом о СМИ, закрепившем обязанности журналиста и редакции по сохранению конфиденциальности информации и ее источника (статья 41; абзац 5 части первой статьи 49). Таким образом ныне преодолено противоречие между нормами Закона о СМИ и Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, которое ранее выдвигалось в качестве обоснования поправки, обязывающей журналистов раскрывать источник доверительной информации органам дознания и предварительного следствия.

Конституционные нормы определяют также разграничение полномочий в сфере массовой информации между федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Так, в ведении Российской Федерации находятся "регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина", а также "федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь" (пункты "в", "и" статьи 71). В то же время "защита прав и свобод" относится к сфере совместной компетенции РФ и ее субъектов (пункт "б" статьи 72). В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (пункт пятый статьи 76). Если же федеральному закону противоречит нормативный правовой акт субъекта РФ, изданный в пределах его исключительной компетенции, то действует именно этот акт (пункт шестой статьи 76).

Таким образом, кажется, нет юридических оснований для опасений по поводу гипотетической возможности урезания свободы массовой информации через нормотворчество того или иного субъекта Федерации. Однако, конституционные формулировки настолько туманны, что допускают различные толкования. В первую очередь это касается пункта "и" статьи 71, где существительные "информация" и "связь" использованы вместе с прилагательным "федеральные". Отсюда, при желании, можно сделать вывод, что средства массовой информации, не имеющие федерального значения, относятся к исключительному ведению субъектов РФ, поскольку среди предметов совместного ведения они не упомянуты. Характеризуя конституционные гарантии свободы массовой информации, нельзя не упомянуть ту позитивную роль, которую играют принципы: а) непосредственного действия конституционных норм, б) прямой имплементации норм международного права, в) независимости судебной власти.

Непосредственное действие конституционных норм закреплено в статье 18 Конституции РФ. Несмотря на то, что в формуле "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими" законодатель допустил юридическую неточность (непосредственно действующими могут быть нормы, а не права), данное положение открывает широкие перспективы. Оно позволяет в правоприменительной деятельности, в том числе в судебных процессах, использовать ссылки на нормы Конституции, что существенно обогащает арсенал юридических средств защиты.

Прямая имплементация международно-правовых норм закреплена в пункте четвертом статьи 15 Конституции, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Эта идея получает развитие в пункте первом статьи 17: "В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией". Кроме того, каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (пункт третий статьи 46). Наконец, впервые на конституционном уровне закреплена общая норма, согласно которой устанавливается приоритет международных договоров, участницей которых является Россия, над положениями внутреннего законодательства (пункт четвертый статьи 15).

Тем самым не только закрепляется алгоритм разрешения возможных коллизий, но и устанавливается прямое действие общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров на территории РФ. Правда, случаи непосредственного применения судами международно-правовых, как, впрочем, и конституционных норм пока весьма редки.

Применительно к свободе массовой информации, эти конституционные нормы означают прежде всего непосредственное действие на территории Российской Федерации статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, гласящей:

"1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.

2. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ устно, письменно или в прессе, а также посредством художественных форм выражения или иными способами по своему выбору.

3. Пользование предусмотренными в пункте втором настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Поэтому оно может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:

а) для уважения прав или репутации других лиц;

б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения".

Кроме того, согласно статье 20 того же Пакта запрещаются "всякая пропаганда войны" и "всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию".

В связи со вступлением России в Совет Европы и с учетом вышеприведенных доводов, непосредственно влияющими на содержание свободы массовой информации становятся также нормы соответствующих общеевропейских актов и практика их применения. Прежде всего, это касается статьи 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая гласит:

"1. Каждый человек имеет право на свободу выражения своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ. Эта статья не препятствует государствам вводить лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.

2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с формальностями, условиями, ограничениями или штрафными санкциями, предусмотренными законом и необходимыми в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия".

Из смысла статьи 10 следует несколько важных выводов. Прежде всего, следует подчеркнуть, что свобода массовой информации выступает здесь в форме свободы выражения мнений и эта свобода в общем плане является правилом, а вмешательство со стороны государства в ее реализацию - исключением. Причем, возможность вмешательства не означает необходимость вмешательства. Если демократическое общество не испытывает потребности в ограничении тех или иных форм свободы выражения мнений, то государство не обязано что-либо предпринимать в этом направлении.

Для правомерного вмешательства государства в сферу свободы выражения мнений, во-первых, должна быть законодательная база. Во-вторых, основанием для вмешательства могут быть только те основания, которые перечислены в пункте втором статьи 10. В-третьих, - и это главное - вмешательство должно быть соразмерно требованиям демократического общества. Поскольку указанные критерии достаточно размыты, постольку решения по спорам о применении этой нормы сложились в довольно обширную, но неоднозначную практику Европейского суда по правам человека. В частности, Суд, а ранее еще и Комиссия дали расширительное толкование понятия "выражение своего мнения", постановив, что оно распространяется не только на информацию и идеи, которые воспринимаются государством благожелательно или с безразличием, но и на те, что шокируют или вызывают беспокойство со стороны властей или части населения. В то же время судьи сочли, что "выражения" коммерческого характера в СМИ (реклама), хотя и подпадают под действие статьи 10, но должны пользоваться меньшей защитой, чем собственно "политические" выступления2.

Кроме того, существует целый ряд решений Совета Европы и его органов, касающихся конкретного воплощения свободы массовой информации.3 В качестве примера - помимо упоминавшихся выше - можно назвать рекомендации Комитета министров № R (94) 13 "О мерах обеспечения прозрачности средств массовой информации" и № R (99) 1 "О мерах по стимулированию плюрализма в средствах массовой информации". Особо следует выделить резолюцию Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) 428 (1970), посвященную принятию Декларации о средствах массовой информации и правах человека. Здесь перечисляются принципы, которые следует соблюдать для того, чтобы СМИ могли выполнять свои функции в интересах общества. Среди них:

а) свобода выражения мнений должна распространяться на СМИ;

б) свобода выражения мнений в СМИ должна включать свободу искать, получать, передавать, публиковать и распространять информацию и идеи;

в) власти обязаны в разумных пределах предоставлять информацию по вопросам, представляющим интерес для общественности, а СМИ обязаны сообщать полную и исчерпывающую информацию о государственных делах;

г) независимость СМИ от государственного контроля должна быть записана в законе; любое ущемление независимости допустимо только на основании решения суда, но не органов исполнительной власти;

д) не должно быть ни прямой, ни косвенной цензуры печати или содержания телерадиопрограмм; ограничения могут налагаться лишь в пределах, разрешенных статьей 10 Европейской конвенции о правах человека;

е) внутренняя организация СМИ должна гарантировать свободу ответственных редакторов выражать свое мнение, их независимость должна быть защищена;

ж) независимость СМИ должна быть защищена от угрозы со стороны монополий;

з) ни частные предприятия, ни финансовые группы не должны иметь права на монополию в области СМИ и не следует разрешать образование монополии, подконтрольной правительству;

и) необходимо принять специальные меры для обеспечения свободы иностранных журналистов, включая статус, обязанности, привилегии и защиту от произвольной депортации, что предполагает соответствующую обязанность иностранных журналистов точно освещать события.

Этот акт международного права наряду с Рекомендацией 748 (1975) "О роли национального вещания и управлении им" и Резолюцией 820 (1984) "Об отношениях парламентов государств со средствами массовой информации" был рекомендован в качестве образца всем государственным телерадиокомпаниям Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина "О гарантиях информационной стабильности и требованиях к телерадиовещанию" от 20 марта 1993 г. Правда, реального воздействия на стиль работы отечественных аудиовизуальных СМИ эти акты пока не оказали.

Наконец, следует принять во внимание серию деклараций о содействии развитию независимой и плюралистической прессы, принятых на региональных семинарах ЮНЕСКО в Виндхуке (Намибия, 1991 г.), Алма-Ате (Казахстан, 1992 г.), Сантьяго-де-Чили (1994 г.), Сане (Йемен, 1996 г.) и Софии (Болгария, 1997 г.). С одной стороны, в этих документах осуждаются попытки правительств ущемить свободу прессы, используя, в частности, экономическое и политическое давление, цензуру, увольнения журналистов, отказы в визах, ограничение распространения информации внутри стран и через национальные границы, затруднение доступа к использованию печатного оборудования, радиопередающих систем, Интернета, интерактивных и других средств коммуникации. "Системы лицензирования, злоупотребления и произвол при осуществлении контроля, а также чрезмерные тарифы, - говорится в Софийской Декларации, принятой 13 сентября 1997 г. - ограничивают доступ к средствам информации, так же как и право публиковать, передавать и распространять информацию через средства вещания".

С другой стороны, упомянутые декларации содержат конкретные нормы, в целом составляющие комплексный план действий по укреплению свободы прессы в соответствующем регионе планеты. Так, Софийская декларация предлагает всем государствам Центральной и Восточной Европы:

"обеспечить или укрепить там, где они существуют, конституциональные и правовые гарантии свободы выражения убеждений и свободы печати и пересмотреть, изменить и/или отменить те законы, правила и меры, которые ограничивают эту основную свободу;

"облегчать передвижение и предоставлять визы иностранным журналистам", не делать различий между иностранными и местными журналистами, признавать их право работать по своему выбору - как в местных, так и в иностранных СМИ;

не чинить препятствий в плане "ввоза и использования профессионального оборудования;

"предоставлять доступ к информации", не допускать принуждения журналиста "к разглашению источников информации";

устранить "любые правовые и административные препятствия для создания независимых журналистских организаций";

признавать профессиональную независимость и издательско-редакционную свободу во всех СМИ, в первоочередном порядке реформировать принадлежащие государству органы вещания и информационные агентства и предоставить им "статус открытых общественных учреждений, пользующихся журналистской и издательской независимостью";

поощрять "создание независимых информационных агентств, а также частных и/или принадлежащих общинам средств вещания";

в случае создания регулирующих органов в области радио и телевещания обеспечивать их полную независимость "по отношению к органам власти";

распространять защиту свободы выражения мнений, действующую в отношении традиционных СМИ, на новые средства информации;

рассматривать "споры, касающиеся средств информации и/или работников средств информации во время осуществления ими своих профессиональных обязанностей", исключительно в суде и "в соответствии с гражданскими, а не уголовными (или военными) кодексами и процедурами";

"принять эффективные меры и ввести в действие законодательные акты, которые включали бы предотвращение чрезмерной концентрации собственности на средства информации или осуществление иного контроля, ограничивающего плюрализм, в том числе со стороны государства";

обеспечить транспарентность и публичное декларирование отношений собственности "на все средства информации и их финансирование";

содействовать "разнообразию форм собственности путем предоставления юридических гарантий", выделять государственные ресурсы, "исходя из равенства форм собственности и с учетом общественных интересов".

В Софийской и других подобных декларациях закрепляются также основополагающие деонтологические нормы в сфере массовой информации. "Профессионально правильные методы журналистской работы, - указывается в Софийской декларации, - являются наиболее эффективной гарантией от правительственных ограничений и давления со стороны особо заинтересованных групп. Любые попытки установления норм и руководящих принципов должны исходить от самих журналистов". Тем самым определяются границы государственного вмешательства и зоны профессионально-корпоративной саморегуляции.

Независимость судебной власти вытекает из статьи 1 Конституции, провозглашающей Российскую Федерацию правовым государством. Значение судебного порядка рассмотрения широкого круга дел обусловлено независимостью судей и подчинением их только закону, публичностью и гласностью судебного процесса, его коллегиальностью, участием представителей гражданского общества, состязательностью и равенством сторон, строгой регламентированностью, возможностью обжалования вынесенных решений.

Для обеспечения свободы массовой информации принципиально важно, чтобы законность актов государственной администрации была в сфере контроля независимых судей. Закон о СМИ был едва ли не первым нормативным актом эпохи кардинальной реконструкции российской правовой системы, в котором именно суд стал конечной точкой практически всех используемых здесь юридических алгоритмов. Так, согласно части первой статьи 61 в суд могут быть обжалованы: любые неправомерные действия органа, регистрирующего СМИ; решение комиссии по телерадиовещанию об аннулировании лицензии на вещание; нарушение порядка предоставления запрашиваемой информации; нарушение порядка аккредитации. Часть третья статьи 45 Закона о СМИ дополнительно включает в этот перечень случаи отказа в опровержении или ответе либо нарушение порядка их распространения.

Кроме того, суд и только суд полномочен решать вопросы о признании недействительным свидетельства о регистрации СМИ (часть первая статьи 15), о прекращении и приостановлении деятельности СМИ (статья 16), о прекращении распространения продукции СМИ (часть пятая статьи 25), о возложении ответственности за нарушения законодательства о СМИ (статьи 58 - 60), о возмещении морального вреда (статья 62).

Дела, связанные с функционированием СМИ, помимо судов общей юрисдикции рассматривает также Конституционный суд РФ, если, разумеется, спор относится к его ведению. Именно суд, призванный разрешать дела о конституционности законов и иных нормативных актов, может до некоторой степени смягчить разрушительное действие юридического хаоса, ибо он, решая конкретные дела, должен искать логическое единство законодательства. Так, 19 мая 1993 г. Конституционный суд РФ вынес постановление по индивидуальной жалобе членов журналистского коллектива редакции газеты "Известия" в связи с постановлением Верховного Совета РФ от 17 июля 1992 г. "О газете "Известия" (см. ниже). Предметом рассмотрения в КС РФ было также постановление IX Съезда народных депутатов "О мерах по обеспечению свободы слова на государственном телерадиовещании и в службах информации". Среди актов КС РФ, имеющих отношение к статусу СМИ, отметим также решение о привлечении главного редактора "Российской газеты" к ответственности за неуважение к суду.

Конституционные гарантии свободы массовой информации конкретизируются в текущем законодательстве и, прежде всего, в Законе о СМИ от 27 декабря 1991 года.

 

26. .Закон РФ «О СМИ»: проблема отношений редакции с гражданами и организациями.

Глава IV. Отношения СМИ с гражданами и организациями

Статья 38. Право на получение информации

Граждане имеют право на оперативное получение через СМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов, общественных объединений, их должностных лиц.

Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности СМИ по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Статья 39. Запрос информации

Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Статья 40. Отказ и отсрочка в предоставлении информации

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну;

должностное лицо, отказывающее в проставлении информации;

дата принятия решения об отказе.

Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок. Уведомление об отсрочке вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок;

дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;

должностное лицо, установившее отсрочку;

дата принятия решения об отсрочке.

Статья 41. Конфиденциальная информация

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне.

Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимися в его производстве делом.

Статья 42. Авторские произведения и письма

Редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность. Автор либо иное лицо, обладающее правами на произведение, может особо оговорить условия и характер использования предоставляемого редакции произведения.

Письмо, адресованное в редакцию, может быть использовано в сообщениях и материалах данного СМИ, если при этом не искажается смысл письма и не нарушаются положения настоящего Закона. Редакция не обязана отвечать на письма граждан и пересылать эти письма тем органам, организациям и должностным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение.

Никто не вправе обязать редакцию опубликовать отклоненное ею произведение, письмо, другое сообщение или материал, если иное не предусмотрено законом.

Статья 43. Право на опровержение

Гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном СМИ. Такое право имеют также законные представители гражданина, если сам гражданин не имеет возможности потребовать опровержения. Если редакция СМИ не располагает доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же СМИ.

Если гражданин или организация представили текст опровержения, то распространению подлежит данный текст при условии его соответствия требованиям настоящего Закона. Редакция радио-, телепрограммы, обязанная распространить опровержение, может предоставить гражданину или представителю организации, потребовавшему этого, возможность зачитать собственный текст и передать его в записи.

Статья 44. Порядок опровержения

В опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным СМИ.

Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком «Опровержение», как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал.

Объем опровержения не может более чем вдвое превышать объем опровергаемого фрагмента распространенного сообщения или материала. Нельзя требовать, чтобы текст опровержения был короче одной стандартной страницы машинописного текста. Опровержение по радио и телевидению не должно занимать меньше эфирного времени, чем требуется для прочтения диктором стандартной страницы машинописного текста.

Опровержение должно последовать:

в СМИ, выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в неделю, - в течение десяти дней со дня получения требования об опровержении или его текста;

в иных СМИ - в подготавливаемом или ближайшем планируемом выпуске.

В течение месяца со дня получения требования об опровержении либо его текста редакция обязана в письменной форме уведомить заинтересованных гражданина или организацию о предполагаемом сроке распространения опровержения либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа.

Статья 45. Основания отказа в опровержении

В опровержении должно быть отказано, если данное требование либо представленный текст опровержения:

является злоупотреблением свободной массовой информации в смысл части первой статьи 4 настоящего Закона;

противоречит вступившему в законную силу решению суда;

является анонимным.

В опровержении может быть отказано:

если опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном СМИ;

если требование об опровержении либо представленный текст его поступили в редакцию по истечении одного года со дня распространения опровергаемых сведений в данном СМИ.

Отказ об опровержении либо нарушение установленного настоящим Законом порядка опровержения могут быть в течение года со дня распространения опровергаемых сведений обжалованы в суд в соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законодательством РФ.

Статья 46. Право на ответ

Гражданин или организация, в отношении которых в СМИ распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же СМИ.

В отношении ответа и отказа в таковом применяются правила статей 43-45 настоящего Закона.

Ответ на ответ помещается не ранее чем в следующем выпуске СМИ. Данное правило не распространяется на редакционные комментарии.

Отношения СМИ с гражданами и организациями ( гл.4 Закона РФ «О СМИ»).

В этой главе Закона оговариваются отношения редакции с организациями и гражданами, возникающие в связи с запросом информации, публикацией конфиденциальных сведений, а также авторских материалов и писем. Представлена законодательная основа разрешения конфликтов, возникающих в связи с опубликованными материалами.

В Законе оговаривается обязанность государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц отчитываться о своей деятельности перед общественностью – через СМИ. В ст. 38 указано, что они предоставляют сведения о своей деятельности по запросам редакций, путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных материалов и т.п.

В отношении частных компаний и других предприятий Закон такого требования не содержит. Но сведения об их деятельности могут быть запрошены журналистами у руководителя предприятия на основании статьи 47 (право искать, запрашивать информацию, посещать предприятия и т.д.). Можно получить сведения от сотрудников предприятия, т.к. по Закону нельзя устанавливать ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации (за исключением сведений, составляющих гос. или коммерческую тайну). Также подобные сведения можно получить в контролирующих, правоохранительных и других государственных органах.

Итак, редакция имеет право на запрос – как в устной, так и в письменной форме (в последнем случае факт запроса фиксируется, что важно в случае конфликта). Информацию обязаны предоставить руководители, их заместители, работники пресс-служб, либо уполномоченные лица.

Отказ возможен, если информация содержит сведения, составляющие гос., коммерческую или иную специально охраняемую тайну. Отказ направляется в редакцию – в 3-дневный срок. (указать причины, подпись должностного лица. Дата).

Отсрочка в предоставлении сведений допустима в том случае, когда сведения нельзя предоставить в семидневный срок. Уведомление об этом в редакцию направляется в 3-дневный срок (причины, должностное лицо, дата решения об отсрочке и дата, к которой будет представлена информация).

Нередко при отказа ссылаются на то, что требуемые сведения содержат коммерческую тайну.

Коммерческая тайна – это информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность. (т.е. владелец информации, используя ее, может получать коммерческую выгоду (прибыль) ( Информационное право. М., 2002, С.33). А разглашение этих сведений может нанести ущерб предприятию. Границы такой тайны устанавливает владелец или руководство предприятия, это отражается в должностных инструкциях, трудовом договоре и т.п. Закон о коммерческой тайне пока не принят, однако в Постановлении Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. №35 приведен перечень сведений, на которые не распространяется режим секретности. К ним относятся учредительные документы и Устав предприятия, документы на право заниматься предпринимательской деятельностью (лицензии, патенты и т.д.), документы о платежеспособности и уплате налогов; сведения о численности, составе работающих, их условиях труда, сведения о загрязнении окружающей среды, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населению и т.д.

В ст.58 предусмотрена ответственность за нарушение права на запрос информации. Редакция может обратиться в суд, обжаловать неправомерность отказа (ст.61). (Фактически - очень редко).

 

Далее в главе 4 говорится о конфиденциальной информации (ст.41). Нельзя распространять сведения, если гражданин предоставил их СМИ на условиях сохранения в тайне. Также редакция обязана сохранять в тайне источник информации, имя гражданина, если сведения предоставлены на таких условиях . Разгласить возможно по требованию суда, если ведется дело в связи с данной публикацией.

Нельзя называть в СМИ имена несовершеннолетних, совершивших преступления или являвшихся жертвой преступления (без их согласия) .

А в ст.42 говорится об авторских произведениях и письмах. Главное: редакция обязана соблюдать авторские права при публикации писем и произведений (публиковать с согласия автора, указывать его имя, не искажать текст). Письмо, адресованное в редакцию, может быть использовано в публикациях в СМИ ( подборка или обзор писем, в материале журналиста). Но редакция не обязана отвечать на них, пересылать письма по инстанциям (как это было раньше).

 

«Никто не вправе обязать редакцию опубликовать отклоненное ею произведения, письмо или материал» ( если это не предусмотрено законом - есть обязанности у гос. СМИ, обязанности во время выборов и т.д. – это изложено в соответствующих законодательных документах). Таким образом, СМИ сами принимают решения о том, что будут публиковать – в соответствием с типом издания, его социальной позиции, творческими принципами и т.д.

27. Закон РФ «О СМИ»: Редакция и учредитель, их статус, права, обязанности, проблема взаимоотношений.

 

под редакцией СМИ понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан осуществляющие производство и выпуск СМИ;

под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска СМИ;

под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного СМИ, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;

под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции СМИ, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода;

под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции СМИ по договору с редакцией, издателем ли на иных законных основаниях.

Глава II. Организация деятельности СМИ

Статья 7. Учредитель

Учредителем (соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган.

Не может выступать учредителем:

гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным;

объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;

гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в РФ.

Соучредители выступают в качестве учредителя совместно.

Статья 17. Возникновение прав и обязанностей

Права и обязанности учредителя и редакции, предусмотренные настоящим Законом, возникают с момента регистрации СМИ, а предусмотренные уставом редакции - с момента его утверждения. Учредитель, редакция, издатель, распространитель могут дополнительно установить на договорной основе взаимные права и обязанности. Положения устава и договоров не должны противоречить настоящему Закону и иным актам законодательства РФ.

Статья 18. Статус учредителя

Учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией СМИ (главным редактором).

Учредитель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени (заявление учредителя). Максимальный объем заявления учредителя определяется в уставе редакции, ее договоре либо ином соглашении с учредителем. По претензиям и искам, связанным с заявлением учредителя, ответственность несет учредитель. Если принадлежность указанн


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.066 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал