Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема объективности в журналистике. (и 19)






 

Профессиональная этика журналиста – это теоретико-методологические основы какой-либо деятельности, основополагающие права деятельности: гуманизм, объективность, интернационализм, патриотизм, плюс демократизм, массовость, принцип партийности издания.

Принципы складываются исторически, в процессе деятельности. Соответствуют практике журналистике. Система принципов, которой следуют издания, определяют свою соц.позицию (у Жириновского принцип партийности).

Нужны ли принципы?

Отсутствие принципов превращает журналистику, конкретные издания, журналиста во флюгер, сводит их роль до роли помощника, - пособника власти или структур, которые платят. А журналиста превращает в обработчика чужих мнений.

Принцип объективности – правдивость, достоверность; беспристрастно честное отражение жизненных фактов в СМИ. Выделяется как главный мировой в журналистике.

1)Право людей на получение правдивой информации (объективное изображение действительности посредством точной и исчерпывающей информации)

2) Верность журналиста объективной реальности, т.е. журналист излагает факты добросовестно, сохраняя их смысл, вскрывая важные связи и не допуская искажений.

Объективности достичь очень сложно. Абсолютная объективность представлена в хронике (истолнование прогнозов, где нужен комментарий), возникает вопрос об субъективности журналтиста. Нам представлены гносиологические факты (отражение в сознании объективных событий, т.е.знание о событиях, суждения о них) в журналистском произведении, которые обладают разной степенью истинностью.

В условиях зависимости изданий от властей. Достигнуть истинности очень сложно. Финансовые проблемы могут быть решены с помощью рекламы. Издания могут занимать различные соц.позиции.

Один факт, одно событие, могут быть по-разному представлены. Играет роли и субъективность самого журналиста. Особенности его мировоззрения: он должен осознавать свои особенности, корректировать свое восприятие.

Объективность журналистского материала зависит от стереотипов – это

- упрощенные представления о важных соц-х явлениях, которые существуют в обществе.

Например, что США – лучшая демократическая страна.

Журналист должен представить реальную конкретную ситуацию. Объективность зависит от качества журналистской работы.

Как ее добиться: 1.получить ин-фу из нескольких источниках. 2. проверить сведения. 3.бесспристрастно анализировать. 4. при изложении материала отделять факты от мнения. 5.давать сбалансированную информацию (негативную и позитивную). Отбор слов и образов.

Объективность – это хорошая профессиональная цель, к которой надо стремиться, но которую надо достичь. Нельзя запретить журналисту не быть беспристрастным.

Гуманизм – уважение личности человека, уважение ценностей, нравственных норм. Уважение культуры, религии.

Демократизм – привлечение граждан к управлению общества. Массовость – обращение к СМИ широкой массовой аудитории, вовлечение аудитории к деятельности.

Патриотизм – любовь к своей родине, уважение подобного чувства к гражданам другой страны. Уважение людей другой национальности.

Принцип партийности – сознательная защита интересов определенной полит.организации. Но эти принципы должны следовать принципу объективности и гуманизма.

В системе принципе, которым следуют издания, отражаются соц.позиции издания.

 

21.Профессиональная этика журналиста. Проблема «журналист и источники информации», допустимые и этически спорные методы получения информации.

В профессионально-нравственном аспекте можно говорить и о понятии этики – это наука о морали или нравственности. А мораль – это одна из форм общественного сознания, совокупность форм поведения людей по отношению к обществу и друг к другу. Нормы же складываются историческим и могут меняться. Соблюдение этих норм регулируется ОМ. Одобрение или осуждение окружающих помогает принять решение. Но все же выполнение этих норм добровольно.

Профессиональная этика – это особенности сознания, норм поведения людей, которые определяются их профессиональной принадлежностью и проявляются в профессиональной деятельности. Это наука о профессиональной морали, совокупность норм профессионального поведения. Место профессиональной морали есть в профессия, где есть тесная связь с людьми.

Но ряд этических и законодательных норм совпадает. Есть законы прав и обязанностей журналиста, отношений редакции и граждан. Но есть ряд ситуаций, которые в законе не оговариваются – их исследует этика. Например не оговаривается: заимствование идей у коллег, так как авторское право защищает только сами тексты. Этика осуждает кражу идей.

Профессиональная мораль – это некая конкретизация общечеловеческой нравственности, но применительно к условиям профессиональной деятельности. В работе журналиста бывают моменты, когда приходится идти на конфликт с профессиональными интересами, соблюдая моральные ценности. Журналист часто придает гласности неблаговидные поступки людей, это заставляет делать его профессиональные особенности и для блага общества.

По Авраамову.

Главными из всех личных контактов, которые заводит журналист – это с теми, кто предоставляет необходимые для работы сведения. В процессе общения журналист преследует утилитарную цель. Поэтому его заботят не столько личные качества собеседника, как его компетентность и объективность по данной теме. Зависит от журналиста, сумеет ли он найти подход к человеку, чтобы тот сам выложил нужные сведения, а также выразил свою позицию по данному вопросу.

Проблема «журналист и источники информации» прописана некоторыми положения в законе. Законом РФ «о СМИ» наделяют журналиста и редакцию правом на запрос информации (ст. 39), механизм реакции адресатов таких запросов (ст. 40), правом судебного обжалования незаконных действий этих адресатов (ст. 61).

Тем не менее, власти продолжают утаивать от общества социально-значимую информацию. Но журналисты пытаются использовать предоставленные законом возможности.

По опыту отношения журналиста и источниками информации зависит от первоначального замысла материала.

«Журналист и источники информации» много где получили освещение:

1. В отечественных статьях много написано о стерильности методов добывания информации.

2. В зарубежных описаны отношения между журналистом и источником информации.

В журналистских текстах, часто использовались указания на анонимный источник. Это может привести к многим казусам (Кук). Поэтому по возможности нужно предоставлять или хотя бы описывать источник информации. Но закон «О СМИ» не запрещает публиковать сведения из конфиденциального источника. Но лучше использовать такие сведения ориентиром, наводкой. Анонимный источник таит в себе несколько опасностей:

- журналист не сможет противостоять в суде, сославшись на источник.

- подставит собеседника.

Тем более в УК РФ есть ст.140 (отказ в предоставлении информации журналистам) и ст.144 (воспрепятствование законной деятельности журналистов).

Источники информации бывают:

Достоверные недостоверные

Для того, чтобы избежать ложной информации, нужно по возможности выбирать компетентных собеседников. Если таких не оказалось, нужно проверять информацию. Правдивость предоставленной информации можно получить, если проверять информацию хотя бы из 2 источников или запрашивать ее у человека, не имеющего личной заинтересованности в этом вопросе.

Отдельно стоит опасность получения недостоверной информации в Интернете. В случае чего даже нельзя будет сослаться на источник (информацию уже могут удалить).

Также, можно говорить о фальсификации – журналист выставляет услышанное за то, что видел сам (подставка фотографий и т д).

Стоит вопрос: в праве ли журналист пользоваться информацией от близких? Существует вероятность искажения информации в связи с интересами близких людей.

Допустимые и недопустимые методы получения информации.

1ая работа интервьюера – создание условий, способствующих сбору достоверной информации (расположить собеседника: 1. целесообразность, 2. ясность, 3. корректность).

1ая проблема: как журналисту представляться. Можно выбрать путь правдивый, но не факт, что собеседник не побоится огласки и не скажет ничего. Существует ещё два приема:

1. метод маски. Репортер может идти повсюду как простой гражданин, не демонстрирую редакционного удостоверения, заодно испытать как чувствует себя обычный человек в данных условиях.

2. метод смены профессии. Но законом журналист не может представляться и выполнять обязанности милиционера, врача, юриста, выборного лица. Главная проблема в том, что журналист обычно не может нормально справиться с работой сменяющейся профессии.

По закону «О СМИ» ст. 49 п.9 умалчивать о своей профессии можно, пока не спросили.

Журналист может менять обличье для сбора достоверной информации на благо общества, но не должен менять нравственные принципы. Методы маски и смены профессии – это эксперименты журналистов.

Скрытая запись. По ст.50 «О СМИ» можно вести скрытую запись, если:

- это не нарушает конституционных прав и свобод человека.

- это необходимо для защиты общественных интересов.

- демонстрация записи производится по решению суда.

При этом нужно ставить в известность о скрытой съемке граждан, если только публикация не необходима для защиты общественных интересов.

Есть еще способ добывания сведений – их покупка. Законно об оперативно-розыскной деятельности категорически запрещается.

 

22.Профессиональная этика журналиста: проблема «журналист и его герой», «журналист - коллеги». «Журналист-герой»

Социальная оценка персонажа.

В беседах с будущим героем автор, прежде всего, пытается получить информацию. Автор сам выбирает героя и фактом его предпочтения выражает свое отношение к нему. Будущий герой предстает перед автором лишь в социальном измерении: пользу или вред несут его действия окружающим. Персонаж привлекает журналиста общественным смыслом своей деятельности. В отношении автора есть экспрессия, одобрение или осуждение его поступков. Журналист должен как можно лучше понять собеседника. Но их отношения остаются при этом как у представителя органа печати и отдельного лица, социальный смысл оно приобретет благодаря огласке. Социальная оценка – форма, в которой выражается отношение автора к персонажу.

Объект журналистики многогранен (задевает все соц.темы). В конечном счете полезность выступает главным критерием социальной оценки. Полезность – высший эталон для социальной оценки явления.

В отношении журналиста к своему герою социальная оценка в той или иной мере обязательно смыкается с нравственной. Во время застоя подход к человеку был формально-утилитарный. Но нравственная оценка не может ограничиваться констатацией результата, она принимает в расчет и внутренние убеждения человека.

Перед автором всегда находится образ читателя, который поверит газете, если вникнет в обстоятельства побуждающие автора к той или иной оценке героя. Поэтому в материале должны присутствовать все доводы автора. Нередко, желая поразить читателя сенсацией, журналисты не задумываются над тем, насколько справедливы и обоснованны их суждения.

Вернемся к нравственной оценке. Журналист судит о герое, охватывая лишь одну часть сторону его жизни. Стереотипизация в оценочном суждении неизбежна. Чтобы уменьшить ее издержки, автор подкрепляет общие доводы деталями. Слова с моральной оценкой – это не только опосредованная характеристика внешних проявлений поведения персонажа. 1. Они передают авторское отношение и имеют эмоциональную окраску, 2. понятия с оценкой содержат внутренние побуждения человека, чье поведение стало предметом моральной оценки.

Чтобы придать убедительность, автор часто включает в текст прямую речь, что делать не всегда желательно. Если разговор не фиксирован, персонаж может отказаться от своих слов. Поэтому лучше переводить ее в косвенную.

Бывают моменты, когда автор вынужден разбираться во внутреннем мире героя, чтобы полнее понять его поступки. Чтобы определить пределы вторжения журналиста в личные дела, пойдем далее:

Общественный интерес и личная жизнь.

Журналист, выбирая события для достояния гласности, учитывает насколько оно может заинтересовать общество. Но ссылка на этот интерес не служит основанием при распространении тех или иных фактов.

Например, информация о частной жизни человека не может быть использована без его согласия (исключение: когда огласка для об-ых интересов). Закон охраняет человека от вмешательства в его личную жизнь, от посягательства на его честь и достоинство (табу на сведения о здоровье, усыновлении, тайну переписки и голосования). Российский кодекс профессиональной этики осуждает журналиста, если он обнародует сведения действительные, но не имею об-ого значения, наносят ущерб чести и достоинству личности. Особенно касается известных людей.

Журналисты часто ведут себя в таких случаях бестактно и назойливо. Человек

может подать иск к журналистам и прессе, в основном такие иски гражданского характера, по статье 7 кодекса РСФСР (о том, что человек в праве подать в суд и требовать опровержение прочащей информации, если не смогут доказать ее действительность, в тех же СМИ). Порочащими счиатются сведения, которые умаляют честь и достоинство гражданина с точки зрения соблюдения законов, правил общежития и норм морали. Реже обращаются дела уголовные – об оскорблении и клевете (клевета - распространение ложных, позорящих другое лицо измышлений). Журналист не может быть признан клеветником, если

1. искренне заблуждался и верил в то, что писал.

2. сведения, признанные клеветническими, получил от официального лица.

3. высказывания – это сообщение действительных фактов, но с неверной оценкой.

Но журналист может нести моральную ответственность. Требования морали шире, чем права.

Многие кодексы ориентируют, чтобы авторы бережно относились к

несовершеннолетним (когда подозреваются или обвиняются в преступных действиях, под судом). Российский кодекс наоборот говорит, чтобы называли имена подростков, т.к. их преступления самые циничные. По закону, до вступления судебного решения в силу, журналист не в праве говорить о его решении.

Этические правила досудебной публикации:

1. Не навязывать суду точки зрения автора. Нельзя говорить об деле как о уже решенном.

2. Публикация о состоянии дела должна иметь характер предварительный, а окончательный сделает только суд.

3. Могут быть обнародованы лишь доказанные по делу факты.

4. Основа такой статьи – это анализ социально-политической сущности негавтивного явления, а не личность обвиняемого.

5. Запрет на выступление в печати прокурора, защитника и членов суда.

6. Редакция в последствии должна оповестить читателей об окончательном решении суда.

В конфликт с правом журналист вступает, когда самовольно разглашает

сведения о здоровье инвалида. А также, бестактность и в обыгрывании имени и фамилии критикуемого лица, пола, расы, национальности, профессии, места жительства, религии.

Пресса часто вмешивается в жизнь граждан, используя личные документы без

разрешения владельцев. И в ст.135 УК РСФСР наказания (мелкие) за разглашение тайны переписки едва ли выполнялись на практике. Но бывают случаи, когда просто необходимо предать гласности документы, чтобы восстановить справедливость.

Бывают моменты, когда по нравственным соображениям имя героя журналист

меняет. Например, когда автор хочет рассказать о ситуации, которая несет большой об-ый смысл, но она причинит боль человеку или разгласит его интимные подробности.

Закон о печати предусматривает серьёзную материальную ответственность за нанесение морального ущерба. За диффмацию – публикацию ложных сообщений и вторжению в личную жизнь. Также, человек в праве обратиться в суд, если редакция отказывается публиковать опровержение или оттягивает срок, за критичную статью. Нарушение нормы часто влечет за собой не только моральные санкции, но и правовые.

 

«ЖУРНАЛИСТ-КОЛЛЕГИ».

Редакционный коллектив и нормы служебной этики.

Повод для контактов – общее дело. 2 формы отношений: внутри редакции и с коллегами из других изданий. Поведение журналиста в профессиональной среде регулируется нормами служебной этики.

1. Т.к. со своими коллегами (в редакции) общение происходит чаще, то и трений

больше. Сотрудники должны соблюдать общепринятые нормы служебной этики. Служебная этика журналиста предлагает номы специфичные, связанные со спецификой редакционного труда.

Идеальный вариант для газеты, когда в редакции все взаимосвязаны, но каждый по-своему незаменим.

- Новому сотруднику прежде всего нужно согласовать свои творческие стремления с планами редакции (найти стыки). От этого зависит будет ли реализовывать себя творчески журналист или нет. Если нет, то можно попробовать использовать способ-соревнование (оно всегда идет). Ценится в сотруднике качество, мастерство. Признание коллег этим завоевать труднее, чем читательское.

- Чем крупнее редакция, тем четче разделен в ней труд. В зарубежных изданиях репортер сообщает редакционному сотруднику событие по телефону, а тот пишет текст.

- Бывают случаи, когда автору не обойтись без помощи экономиста или следователя. Но это оправдано лишь тогда, когда автор сам выезжает на место и встречается с людьми. Документальная основа журналистики подразумевает его личное присутствие.

- Профессиональная солидарность – один из важнейших принципов профессиональной этики. Журналист солидарен с коллегами во всем мире, отстаивающими идеалы мира, гуманизма, демократии и т д.

- Кодекс квалифицирует нарушения служебной этики и профессиональной солидарности. Чаще всего это бывает в связке «редактор-автор» при правках рукописи. Редактор должен руководствоваться и требованиями автора и интересами читателя. Закон гарантирует автору право на неприкосновенность его произведения, на имя, на опубликования и распространении и вознаграждение. (ст.479). Одновременно ГК обязывает по ст. 480 согласовывать с автором всякие изменения в материале. Это норма взаимоотношений редактора и автора. Нарушением профессионально-этической нормы будет, когда редактор своими правками изменяет содержание материала и без согласия обнародует. Реальность права на имя гарантируется и тем, что закон запрещает без согласия автора раскрывать его псевдоним (исключение, когда в целях фальсификации).

- Особое место занимает плагиат. По ст.141 УК РСФСР – это наиболее позорное и повсеместно осуждаемое нарушение. Тем не менее заимстсвование без ссылки на источник распространено. Но писать о том, что писали другие можно. Лишь тогда, когда автор демонстрирует новый подход к проблеме, выступает в ином жанре, а литературный уровень будет выше.

- Незаконны и публикации совместного материала без упоминания фамилии соавторства и использования в своих статьях чужих произведений без ссылки на их авторов.

. – Представлять коллегу в дурном свете. По Кодексу профессиональной этики этот поступок тогда нарушает профессиональную солидарность, когда журналист вредит репутации коллеги из карьеристских побуждений. Мораль также осуждает неверное понимания творческого соперничества, когда журналист намеренно осложняет товарищу выполнение обязанностей. Тут же проблема «фитиля» (опередить всех) – журналист не должен дезинформировать коллег, препятствовать им в сборе информации.

- Служебная этика не допускает такого обмана, как вторичная публикация статьи без уведомлений об этом. Закон не запрещает рассылки материала, но если журналист делает это, не предупреждая коллег, то кодекс считает это нарушением профессиональной чести.

- Журналист не должен принимать подарки и льготы и т д, если это может повлиять на его независимость.

В обеспечении стабильности нравственных отношений в редакции решающее значение принадлежит ОМ. Одобрение или осуждение поступка коллегами осуществляется в самых разнообразных формах (запрет, пример, поощрение, наказание, убеждение, традиция). Каждый коллектив должен иметь 2 структуры: 1 – внешняя (официальная), связанная с достижением цели совместной деятельности 2 – внутреннюю, обусловленную личным взаимоотношениями членов орг-ой группы.

Профессиональная среда. Восхождение к надындивидуальному.

Профессиональная среда – более общая система, которая представляет собой коллектив.

Профессиональная мораль относится к числу надындивидуальным феноменам, рождается внутри журналистской корпорации и функционирует благодаря поддержке ее коллективным мнением.

Журналистская среда складывается из коллективов редакции. Критерии нравственного поведения редакция не выдумывает сама, а заимствует из опыта, накопленного всей профессиональной общностью. Профессиональная среда функционирует и вне связи с представляющими ее официальными институтами. Ее ОМ обладает силой само по себе, источник силы – в единстве основных профессиональных и общечеловеческих ценностей.

Журналистские нравы представляют собой слепок с господствующих общественных нравов. Говоря о нравах профессиональной среды, нужно брать в расчет не любые казусы, а те поступки, которые принято совершать в данной ситуации, только то, что группа считает естественным и нормальным. На состояние профессиональных нравов влияет моральная атмосфера в стране. Но сами реальные нравы, воплощаюсь в массе поступков, отражаются в сознании членов профессиональной группы в виде коллективно усвоенных норм поведения. Так они преподносят новую функцию – способность выполнять роль как нравственных регуляторов и ориентиров поведения, так и критериев морального суждения. Групповое сознание формируется сложным путем.

Профессиональная мораль журналиста, как и нравственность в целом, существует в нескольких ипостасях:

1. В виде требований, которые общество предъявляет журналисту, т.е. в форме об-ого сознания. Но они способны воздействовать на человека, лишь став его индивидуальным достоянием.

2. профессиональная мораль – это не только общественное, но и индивидуальное сознание.

Однако нравственность мертва без дел, она атрофируется, если не появляется в поступках и отношениях. Нравы – вот ее реальное бытие, третья форма существования профессиональной морали.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.