Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛОССАРИЙ. Дошкольная педагогика и психология






Дошкольная педагогика и психология

Амплификация развития — максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми.

Вариативность и разнообразие организационных форм дошкольного образования — обеспечение множественности отличающихся между собой форм получения образования, форм обучения, организаций, осуществля­ющих образовательную деятельность.

Вариативность содержания образовательных программ — обеспече­ние разнообразия примерных основных образовательных программ.

Взрослые — родители (законные представители), педагогические и иные работники образовательной организации.

Государственное (муниципальное) задание — документ, устанавли­вающий требования к объему, качеству, составу, условиям, порядку и ре­зультатам оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Государственные гарантии уровня и качества образования — единство обязательных требований к минимальному содержанию, условиям реали­зации основных образовательных программ и результатам их освоения на всей территории Российской Федерации.

Дошкольная образовательная организация — тип образовательной организации, создаваемой в целях ведения образовательной деятельнос­ти по реализации основных общеобразовательных программ дошколь­ного образования, а также осуществления присмотра и ухода за детьми. Дошкольная образовательная организация вправе также реализовывать дополнительные общеразвивающие программы.

Единство образовательного пространства — обеспечение единых усло­вий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования.

Зона ближайшего развития — уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности.

Индивидуализация образования — построение образовательного про­цесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Межведомственное взаимодействие — партнерство, направленное на обеспечение качественного образования отдельных государственных структур, семей, бизнеса, институтов гражданского общества.

Образовательная область — структурная единица содержания об­разования, представляющая определенное направление развития и образования детей.

Образовательная среда — совокупность условий, целенаправленно со­здаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность — ор­ганизации (государственные и частные), а также индивидуальные пред­приниматели, осуществляющие на основании лицензии деятельность по реализации образовательных программ.

Основная образовательная программа — учебно-методическая доку­ментация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дис­циплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определен­ной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

Основная образовательная программа дошкольного образования — комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, со­держание, целевые ориентиры), организационно-педагогических условий и иных компонентов, самостоятельно разрабатываемый и утверждаемый организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Особые образовательные потребности — индивидуальные потребности конкретного обучающегося, связанные с его жизненной ситуацией и состоя­нием здоровья, определяющие особые условия получения им образования.

Отношения в сфере образования — общественные отношения, возни­кающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

Парциальная образовательная программа — программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образо­вательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках.

Педагогическая диагностика — оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педа­гогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.

Педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в тру­довых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образова­тельную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. К педаго­гическим работникам относятся: воспитатель, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, старший педагог дополнительного образования, старший воспитатель, учитель, учитель-логопед, учитель-дефектолог.

Подготовка, профессиональная переподготовка, повышение квали­фикации — обучение, направленное на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для осуществления деятельности по реализации образовательных программ.

Преемственность основных образовательных программ — преемс­твенность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.

Примерная основная образовательная программа — программа, на­правленная на разностороннее развитие детей дошкольного возраста во всех основных образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках. Разрабатывается на основе ФГОС ДО.

Психологическая диагностика — выявление и изучение индивидуаль­но-психологических особенностей детей.

Равенство возможностей — обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.

Развивающая предметно-пространственная среда — часть образова­тельной среды, представленная специально организованным пространс­твом (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здо­ровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Разнообразие детства — многообразие вариантов протекания периода дошкольного детства, определяемое индивидуальными особенностями самих детей, включая их психофизиологические особенности, в том числе ограниченные возможности здоровья, а также индивидуальными осо­бенностями и возможностями их родителей (законных представителей), социокультурными, региональными, национальными, языковыми, рели­гиозными, экономическими и другими особенностями.

Ранняя помощь — семейно-ориентированная комплексная психоло­го-педагогическая и медико-социальная помощь детям младенческого и раннего возраста, у которых выявлены нарушения в развитии различных функций или отклонения от них, либо риски их возникновения в более старшем возрасте, и находящимся в кризисных ситуациях семьям, воспи­тывающим таких детей.

Самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как пери­ода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

Социальная ситуация развития — сложившаяся система взаимоот­ношений ребенка с окружающим социальным миром, представленным, в первую очередь, взрослыми и другими детьми.

Социокультурная среда — конкретное, непосредственно данное каж­дому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества.

Учебно-методический комплекс — система нормативной и учебно-ме­тодической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана.

Федеральные государственные требования (Приказ № 655 от 23 но­ября 2009 года) — обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Федеральный государственный образовательный стандарт до­школьного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) — со­вокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и / или к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осущест­вляющим функции по выработке государственной политики и норматив­но-правовому регулированию в сфере образования.

Инклюзивное образование

Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ (в том числе с ин­валидностью), с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы в со­ответствии с особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ, к которой относится ребенок.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения головного мозга во внутриутробном или раннем периоде раз­вития ребенка (до 3 лет) при сохранном слухе и интеллекте. При алалии имеются нарушения звукопроизношения, различения звуков на слух и др.

Анамнез — совокупность сведений, получаемых при медицинском об­следовании путем расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц.

Асинхрония — рассогласование, отсутствие совпадения по времени, например, в развитии или в угасании определенных функций.

Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная пораже­ниями головного мозга.

Вербальное общение — использование в качестве знаковой системы человеческой речи, естественного звукового языка, т. е. системы фоне­тических знаков, включающую два принципа: лексический и синтакси­ческий.

Визуальная информация — информация, воспринимаемая органами зрения (текстовая, числовая и графическая).

Глухие (неслышащие) дети — дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, при кото­ром нарушено звукопроизношение, речевое дыхание, голос, просодика (мелодико-интонационные и темпо-ритмические характеристики речи).

Дисфункция — нарушение деятельности.

Задержка психического развития (ЗПР) — временное отставание раз­вития психики в целом или отдельных ее функций (сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых).

Заикание — нарушение темпо-ритмической стороны речи, проявля­ющееся в невозможности плавного высказывания из-за судорог мышц речевого аппарата.

Инвалидность — утрата или ограничение возможности принимать участие в жизни общества наравне с другими людьми вследствие физи­ческих, психических или социальных факторов.

Индивидуальный учебный план — план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей обучающегося.

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образова­нию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Интегрированное обучение — совместное обучение лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, в учреждениях общей системы образования с использованием специальных средств, методов обучения.

Интеллектуальное развитие — познавательная деятельность человека, общая способность к познанию окружающего.

Коммуникативные навыки — навыки общения: невербальные (мимика, жесты, поза, интонация и др.) и вербальные (человеческая речь).

Кохлеарная имплантация — вживление электродных систем во внут­реннее ухо лицам с нарушениями слуха с целью восстановления слухового ощущения путем непосредственной электрической стимуляции афферен­тных волокон слухового нерва.

Минимальное нарушение слуха — пограничное с нормой, временное или стойкое, незначительное снижение остроты слуха (на 15-25 дБ), от­рицательно влияющее на развитие высших психических функций.

Ограничение возможностей здоровья — любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо от­клонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способ­ности или возможности осуществлять бытовую, социальную или иную деятельность и препятствующие получению образования без создания специальных условий, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией.

Перцептивные действия — основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа.

Перцепция — в современной психологии то же, что восприятие.

Ранняя коррекционная помощь — система раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушений в развитии ребенка от рож­дения до 3 лет, предполагающая широкий спектр долгосрочных услуг, ориентированных на всю семью ребенка с ОВЗ, в процессе согласованной деятельности специалистов разного профиля. Осуществляется по «линиям развития» (познавательное, речевое, социальное, двигательное).

Расстройства аутистического спектра — совокупность психологичес­ких характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникации, а также жес­тко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обус­ловленное расщелинами губы и неба.

Слабовидящие дети — дети, обладающие остротой зрения на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции (очки) от 0, 05 до 0, 2, а также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие некоторые другие нарушения зрительных функций.

Слабослышащие дети — дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития (дети с понижением слуха от 15-20 дБ до 75 дБ).

Слепые (незрячие) дети — дети, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения или имеется светоощущение или остаточное зрение (максимальная острота зрения — 0, 04 на лучше видящем глазу с примене­нием очков).


Специальные условия образования — специальные образовательные программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специаль­ные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обес­печивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизне­деятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья затруднено.

Тяжелое нарушение речи — системное недоразвитие всех компонентов речи (лексического, грамматического, фонетико-фонематического строя речи).

Умственная отсталость — стойкое, необратимое нарушение познава­тельной деятельности, а также эмоционально-волевой сферы и поведения, обусловленное органическим поражением коры головного мозга.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.