Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Налогообложение экспортируемых из РФ товаров






С 1 января 1992г. вступили в силу 2 федеральных закона: " О налоге на добавленную стоимость" и " Об акцизах". При экспорте в Дальнее Зарубежье (за пределы экономического союза) экспортер получает назад НДС и акциз. Таким образом, экспорт в Дальнее и Ближнее Зарубежья различался на 20 и 10%. При импорте из Ближнего Зарубежья НДС не платили, а при импорте из Дальнего Зарубежья платили. Была возможность ввозить товары из Дальнего Зарубежья под видом товаров из СНГ.

В 1993г. товары, поставляемые из стран СНГ в рамках производственной кооперации, в рамках межправительственных соглашений, освобождаются от уплаты НДС и акцизов в обеих странах (например, Ашхабадское Соглашение).

С 1 февраля 1993 года появляются НДС и акцизы на импортные товары. Первоначальная ставка НДС на импорт в РФ составила 20%. Ставкой 0% облагались следующие группы товаров:

-продукты питания и сырьё для их производства;

-медикаменты;

-одежда и обувь;

-посуда, мебель, игрушки.

Механизм взимания НДС действует и сегодня: 20% взимается не от таможенной стоимости, а от суммы 3-х слагаемых = там. стоимость + там. пошлина + акцизный сбор. Если товар неподакцизный, то 3-е слагаемое выпадает. 2-е слагаемое выпадает в случае ввоза товаров из наименее развитых 47 стран.

Подакцизные товары: винно-водочные изделия, табачные, ювелирные, легковые автомобили, ковры, хрусталь, меха (сегодня в эту группу входят 42 товара). Сейчас к подакцизным товарам прибавились: нефть, бензин, спирт, газ. Акцизные сборы выражаются по адвалорному принципу - в %. Сегодня акцизы считаются как сложение там. пошлины и там. стоимости и взимаются в основном по специфическим ставкам.

С 1 января 1994 г. был введен президентский спец-налог для всех импортеов в размере 3%, т.е. можно считать, что НДС стал равняться 23%. С 1 апреля 1996г. его снизили до 1, 5%, а с 1 января 1996 г. этот налог отменили.

В августе 1997г. государство впервые публикует методику определения таможенной стоимости экспортируемых товаров (6 методов).

В августе 1997г. государство впервые публикует методику определения таможенной стоимости экспортируемых товаров (6 методов).

С 29.07.97 в стране впервые вводится налог на покупку наличной иностранной валюты 0, 5%:

- 60% налога отчисляется в Федеральный бюджет (для того, чтобы прошло в Парламенте);

- 40% - для местного бюджета (обл., краевого, республиканского уровня).

Государство попыталось усилить борьбу с лжеэкспортерами (с фиктивными экспортерами), которые вывозили товар на бумаге и получали возврат НДС. По данным ГТК, 25 трлн. руб. в 1997г. получили лжеэкспортеры в виде возврата НДС.

В связи с этим в октябре 96г. государство предложило ввести определенные меры. Для того чтобы требовать возврат НДС или освобождение от НДС, экспортер должен был предоставить следующие документы: возвратный экземпляр ГТД с отметкой таможни о прошедшей растаможке; выписку банка о том, что деньги пришли за экспортированный товар; любой товаросопроводительный документ с отметкой российской таможни, выпустившей товар за границу; любой товаросопроводительный документ с отметкой таможни страны-назначения экспортного товара.

В феврале 1998г. крупные экспортеры обратились в Верховный Суд РФ, подали иск на ГТК и ГНС, и выиграли судебное разбирательство. Так как своими действиями ГТК и ГНС превысили свои полномочия, распространив свое влияние на международное право.

В феврале 1998 г. государство утвердило порядок применения НДС и акцизов в отношении товаров, которые поставляются в рамках производственной кооперации хозяйствующими субъектами стран СНГ. Изначально государство освободило экспортеров от уплаты НДС и акцизов, если продукция приобретается на внутреннем рынке.

Таким образом, если экспорт осуществляется в Ближнее Зарубежье, то НДС и акцизы платятся, а также НДС платится в стране назначения, что очень невыгодно.

С 01.02.98 РФ отменила НДС на товары, ввозимые (происхождение) из Украины. С 01.09.96 РФ ввела НДС на украинские товары и Украина тоже ввела НДС на российские товары. Министерство обороны может ввозить украинские товары без НДС для военных нужд и армии. Украинские товары начали теснить российские товары на нашем рынке (особенно металлургическую продукцию), т.к. рабочая сила там дешевле.

Продолжает действовать список по товарам с 20% НДС и с 10% НДС (19 детских товаров, зерно, продукты питания). Есть товары, которые ввозятся без уплаты НДС.

Усиление контроля в 98 г. над переработкой товара вне таможенной территории РФ (освобождены от уплаты пошлин, НДС, акцизов). С 1.01.98 отозвали лицензии по 13 товарам, которые ввозились по этим условиям (мебель, ДСП, алкоголь, пиво, шоколад, конфеты, пиломатериалы и др.). В этих товарах невозможно проверить идентификацию исходного сырья. Осталась одна позиция - детские товары.

Вступил новый порядок оформления счетов-фактур, где появились 2 новые графы:

1. № ГТД

2. страна происхождения товаров

Первый по счету покупатель товара (т.е. импортер), который купил продукцию, должен указать №ГТД и страну происхождения.

Перенести государственный контроль за импортом на внутренний рынок = теперь государство в лице налоговых органов приходит в магазин поднимает сопроводительную документацию и смотрит №ГТД и страну происхождения Þ оказывается, что под этой ГТД совсем не ввозится мебель, а ввозилась стружка.

В августе 2000 г. с переносом государственного контроля импорта на внутренний рынок государство столкнулось с такой проблемой: начали заполнять № счетов-фактур по-новому, и оказывается по одной ГТД можно декларировать несколько товаров. На титульном листе оформляется 1 товар, а к ГТД добавляется еще 30 листов на каждые 3 товара Þ теперь в сч.-ф. указывается № позиции, под косой чертой.

Новый налоговый кодекс, который вступил в силу с 2001г., привнёс серьёзные изменения в расчеты налогоплательщиков с государством. Теперь НДС платят при ввозе товаров как из Дальнего, так и из Ближнего Зарубежья. Экспорт за пределы территории РФ не облагается НДС, за исключением нефти и газа, которые экспортируются на территории СНГ, и акцизом.

 

30. Нетарифное регулирование ввоза в РФ подакцизных товаров.

Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

Нетарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности отличаются большим разнообразием. По данным П.Х. Линдерта[1] насчитывается более 50 различных способов нетарифного регулирования. В соответствии с классификацией ЕЭК ООН всё многообразие нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на три группы:

1. К мерам прямого ограничения относятся лицензирование и квотирование.

--Лицензирование

Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию).

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

Реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

Предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (например, вооружения, военной техники);

Выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

--Квотирование

Другим инструментом прямого количественного ограничения является квотирование (контингентирование).

Квота - это ограничение в стоимостном или физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды).

В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые “добровольные” ограничения экспорта (англ. voluntary export restrictions). Добровольные ограничения экспорта означает обязательство одного из государств-партнеров, или взаимное обязательство, ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.

Например, в феврале 1995 года было подписано соглашение РФ с ЕОУС, содержащие такое обязательство по некоторым изделиям из стали. В 1994 году, например, были введены “добровольные” ограничения по поставке в ЕС карбида кремния, алюминия, текстильных товаров.

Меры прямого ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации. Как сказано в ст. 21 закона “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”[3] “Импорт и экспорт товаров осуществляется без количественных ограничений”.

2. Среди мер нетарифного регулирования ВЭД можно выделить категорию мер, связанных с выполнением таможенных или административных формальностей.

Импортные налоги и сборы

К ним относятся:

Импортные налоги (не следует их смешивать с импортными пошлинами):

пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы;

сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества;

другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т.п.).

Особой разновидностью импортного налога являются скользящие импортные сборы, широко применяемые в ЕС в качестве протекционистской меры в аграрном секторе. По характеру своего действия скользящие импортные сборы близки к таможенным пошлинам, но в отличие от них постоянно меняют свой уровень в зависимости от соотношения внутренних и мировых цен на сельскохозяйственную продукцию.

Импортные депозиты представляют собой денежный залог, под оплату таможенных пошлин который импортер должен внести в местной или иностранной валюте в уполномоченный банк, перед закупкой иностранного товара. Сумма импортного депозита устанавливается в виде определенного соотношения к стоимости импортируемого товара.

Сертификация

Одной из разновидностей административных и таможенных формальностей является сертификация ввозимых товаров и услуг. Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ. Запрещается ввоз товаров, которые не соответствуют указанным выше стандартам и требованиям, не имеют сертификата, маркировка или знака соответствия в предусмотренных законодательством случаях, запрещены к использованию как опасные потребительские товары, имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется законом РФ № 184-ФЗ " О техническом регулировании" и иными правовыми актами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.