Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семейные традиции и личные амбиции






Есть до сих пор семьи, где защита диссертации - это просто признак хорошего тона. Если молодой человек, окончив институт, не задумался об аспирантуре, значит, он недостаточно умен и образован. Как правило, подобные устои существуют в семьях медиков, филологов, искусствоведов, физиков и т.п. Часто эта " традиция" передается из поколения в поколение, и в этом случае аспирантуру рассматривают не как выражение стремления заниматься наукой, а как необходимую, завершающую деталь образования.
Часто бывает и обратная ситуация: дети из простых семей стремятся получить максимальное образование для того, чтобы " скрасить" свое происхождение. И аспирантура здесь становится вершиной достижений, пиком, на который молодой человек смог подняться, несмотря ни на что.

Многие крупные ученые сегодня говорят о том, что аспиранты сейчас стремятся к узкоспециальному образованию, теряя в энциклопедичности и широте познаний. " Может быть, я говорю с академических позиций, - считает Нобелевский лауреат, вице-президент Российской академии наук Жорес Алферов, - но обычно мы всегда заботимся о том, чтобы человек защитил диссертацию и включился в некую свою научную деятельность. Забывая о том, что, приступая к научным исследованиям, он должен быть по-настоящему широко и высокообразованным специалистом. И в этом отношении у нас упала требовательность на экзаменах". (Речь идет о так называемом кандидатском минимуме, дисциплинах общего порядка, которые сдает диссертант.) " Без освоения теории и методов научного познания не может быть высококвалифицированного специалиста", - убежден Жорес Алферов. Так что можно ожидать ужесточения требований на кандидатских экзаменах.

Судя по всему, у аспирантуры впереди светлое будущее. Социологи прогнозируют повышение престижности и популярности кандидатских и докторских степеней в ближайшие годы. Это оправдано - с каждым годом повышается ценность глубоко образованных специалистов, поработавших в науке, умеющих подходить к вопросам с точки зрения научного анализа» [12].

С этим трудно не согласиться. Однако при решении проблемы собственной судьбы в плане научной деятельности этическая сторона дела, как видим из высказывания Жореса Алфёрова, признанного в мире научного авторитета, имеет ключевое значение. И если архитектора это не вполне убеждает, то вспомним о словах замечательного профессора Московского Архитектурного института Юрия Никитича Емельянова, имевшего заслуженное престижное прозвище «Учитель». Он говорил своим студентам: «Будут в вашей жизни ситуации, когда ни книга, ни измерительные инструменты не окажут вам помощи, и единственным критерием, которым вам следует руководствоваться, будет Ваша Профессиональная Совесть». Архитектор, это не просто профессия, это – звание, звание достойное и «честь мундира» для архитектора всегда была столь же значима, что и для военных. Подумайте об этом при решении рассматриваемой здесь проблемы.

 

5.3.2. Проблема поступления в аспирантуру

Далее следует проблема поступления в аспирантуру. Архитектор сдаёт не только устный экзамен по специальности, но и клаузуру – контрольную работу по проектированию.

Обычно начинают с клаузуры, поскольку требуется установить квалификацию архитектора как проектировщика. Проблема для многих стала заключаться в том, что клаузуру выполняют обычно вручную в объёме эскизного проекта. А они уже без компьютера и обойтись уже не способны. И это – катастрофа для поступающего. Он должен владеть проектированием вручную и к этому готовиться заблаговременно. В своё время и компьютерные экзамены по проектированию появятся. И будут нелёгкими, они будут очень профессиональными. Но сейчас архитектор, не рисующий и не умеющий проектировать вручную, вряд ли сможет войти в науку.

Следующая проблема – готовность к выбору темы. Иметь тему диссертации – очень желательно, но не обязательно. Но сразу после поступления эта проблема встанет во весь рост. По степени трудности выбор темы для не готового к этому архитектора- аспиранта или соискателя выбор темы может стать самым сложным. Не способность выбрать актуальную тему может привести к прекращению обучения будущего учёного.

Первое, что надо сделать, как только направление начинает угадываться и выбор обретает свой вектор развития, это провести поиск своей ниши в новизне по публикациям и диссертациям на темы, такие же или близкие к намечающемуся выбору. Казалось бы, это уже исследование по первой главе. Так и есть. Не надо жалеть сил на это, тем более, что Интернет неизмеримо облегчает эту задачу. В прежние времена приходилось проводить массу времени в библиотеке с потерей времени на рутинные процессы. При нахождении похожести на свой замысел не спешите отказываться и паниковать. Специфика вашего труда может стать новизной при уточнении региона, для которого будут даны рекомендации, найденных вами не до конца проработанных вопросов в чужих работах, при комплексации объектов. Это особенно характерно для архитектурных кандидатских и магистерских диссертаций. Помните, новизна должна быть конкретной и иметь теоретическую составляющую. Опыт формулирования этой позиции при выборе темы даст уверенность в её полезности и актуальности. Да и самого научного опыта прибавит.

Как считает уже известная нам Ольга Черномыс, «на втором месте стоят проблемы маленьких стипендий и бытовых трудностей, а на третьем - сложности в отношениях с научным руководителем».[12]

 

5.3.3. Научный руководитель

 

Если вторая проблема не носит чисто научного характера, то третья – это чисто научный вопрос. Рассмотрение кандидатур научных руководителей аспирантов, имеющих кандидатскую степень, рассмотрение тем диссертационных работ аспирантов осуществляется Учеными советами научных подразделений. На архитектурном факультете ГУЗа это делается обычно на заседании выпускающей кафедры – кафедры архитектуры, являющейся научным подразделением Ученого совета архитектурного факультета, затем на Ученом совете архитектурного факультета и заседании Ученого совета ГУЗа.

В случае отсутствия в научном подразделении Ученого совета докторов архитектуры, готовых стать научными руководителями, рассмотрение кандидатур научных руководителей аспирантов, имеющих степень кандидата архитектуры, осуществляется Ученым советом архитектурного факультета, (по представлению заведующего кафедрой), на котором разрабатывается соответствующая научная тематика и осуществляется подготовка аспирантов по научной архитектурной специальности, а затем и Ученого совета ГУЗа; обсуждение темы диссертации аспирантов, прикрепляемых к кафедре, осуществляется Ученым советом факультета (по представлению заведующего кафедрой), на котором разрабатывается соответствующая научная тематика и осуществляется подготовка аспирантов по научной архитектурной специальности, а затем и Ученого совета ГУЗа.

Выбор научного руководителя – прерогатива кафедры и Учёного совета. Но всегда требуется, чтобы и будущий научный руководитель был согласен таковым стать. Поэтому утверждению кандидатуры научного руководителя должно предшествовать собеседование и последующее информирование кафедры о желании стать научным руководителем аспиранта или соискателя по избранной им теме.

По этому поводу пишется немало, но представляется поучительным материал, опубликованный на сайте «Аспирантура. Портал для аспирантов», называющийся «Что за зверь научный руководитель?»

«Для того, чтобы не растеряться в огромном количестве информации, у каждого аспиранта есть научный руководитель - опытный педагог и ученый, который может помочь определиться с темой, выбрать методики исследования, дать советы по организации эксперимента, а возможно, порекомендовать некоторую необходимую литературу. Однако научный руководитель лишь направляет аспиранта, помогает ему сориентироваться, но не делает работу за него.

Итак, научный руководитель - это тот, кто должен осуществлять руководство научной деятельностью аспиранта, с высоты своего опыта помогать ему двигаться к намеченной цели. Обычно, им становится доктор наук (причем тех же наук, ученую степень на соискание которых сбирается получить аспирант). Но в исключительных случаях (которых немало), им может быть и кандидат наук. Советую Вам иметь официальным научным руководителем все-таки доктора наук - зачем лишние проблемы при оформлении документов.

Научных руководителя может быть и два, особенно если диссертация защищается по двум специальностям, как сейчас модно. Помимо научного руководителя, у аспиранта может быть и научный консультант. Обычно, им становится кандидат наук, который по своему статусу не может быть научным руководителем, но оказывал значительную помощь в подготовке диссертации.

Научные руководители утверждаются Ученым Советом ВУЗа в самом начале обучения в аспирантуре вместе с темой диссертации.

Научный руководитель назначается магистранту (аспиранту) для оказания ему организационной, проектной и научно-методической помощи в период выполнения и оформления ВКР.

Научный руководитель обязан:

- выдать задание, включающее график на его выполнение, утверждаемый заведующим кафедрой;

- регулярно, в соответствии с графиком, консультировать магистранта по плану работы, подбору литературы, написанию текстовой части диссертации, графоаналитическим таблицам, прикладной проектной части (если она имеется);

- контролировать ход выполнения отдельных частей работы в соответствии с графиком ее выполнения;

- своевременно подготовить отзыв на работу выпускника. Магистрант несет полную ответственность за самостоятельность выполнения, полноту содержания и качество оформления показательного материала, рабочих чертежей и пояснительной записки.

В письменном отзыве научный руководитель всесторонне характеризует качество проделанной магистрантом работы. В нем отмечается:

- актуальность темы исследования;

- степень соответствия диссертации поставленной цели и задачам;

- научная новизна исследования;

- глубина и полкота проектного замысла прикладной части;

- практическая значимость;

- полнота выводов и рекомендаций;

- качество графического оформления;

- дается общая оценка готовности работы «к защите» или «на доработку» (с указанием, что именно и как нужно доработать) или мотивируется нецелесообразность представления ВКР в ЭК ГАК.

Научный руководитель не выставляет оценку ВКР, а только рекомендует или не рекомендует ее к защите.[2]

Существуют два типа научных руководителей.

Первый тип наиболее удобен для аспиранта - такой научный руководитель во всем помогает своему подопечному: проверяет данные его эксперимента, помогает их интерпретировать, находит для него возможности публиковаться, правит статьи, советует, как сформулировать цель, задачи, гипотезу исследования и т.д.
Аспиранту, имеющему такого научного руководителя, живется легче, но при этом от него требуется и меньше творчества. В результате такой аспирант может так и не приобрести навыков самостоятельных занятий научной работой.

Второй тип научных руководителей можно назвать ленивыми - они не удосуживаются даже почитать материалы диссертации, отделываются от своего ученика общими советами. Аспирантам с таким научным руководителем очень трудно, особенно на начальном этапе обучения, но в дальнейшем, если такому аспиранту все же удастся написать и защитить диссертацию, он будет являть собой тип сформированного научного работника. Он легко сможет взяться за продолжение темы (например, для докторской) или за другую тему исследований, за научное руководство собственными аспирантами и т.д. По опыту научной деятельности он будет значительно превосходить аспиранта, которого три года водили за ручку.

Лучше, конечно, если Ваш научный руководитель представляет собой нечто среднее между двумя крайними типами, описанными выше.

Имейте в виду, что научное руководство диссертантами официально дает научному руководителю оплачиваемые рабочие часы (в среднем - 50 часов в год на каждого диссертанта). В эти часы входит не только непосредственное общение с аспирантом, но и чтение материалов его исследований и прочее. Поэтому, в случае острой необходимости, если Ваш научный руководитель совсем позабыл о Вашем существовании, Вы можете в корректной форме напомнить ему о себе. Советую, быть просто вежливо настойчивым, а не качать права, в конце концов, научный руководитель имеет полное право в любой момент отказаться от научного руководства особо склочным диссертантом. И вообще, правила хорошего тона в высшей школе предусматривают предельно вежливые отношения между коллегами (и не коллегами тоже). [58]

Здесь есть что дополнить. Встречаются и такие руководители, которые всё смотрят и читают, нещадно критикуют, иногда обидными словами, но не говорят, что сделать с критикуемыми позициями. Мол, сам догадайся и найди. С ними трудно, но они учат самостоятельности. Придётся искать консультантов в помощь, но это тоже вид научной деятельности. Главное, с руководителем следует всегда поддерживать уважительные отношения, и дело надо делать так, чтобы все, в конце концов, пришло к желаемому финалу.

Если научный руководитель пользуется Вашим уважением, либо оказывает Вам существенную помощь, либо является видным ученым, общение с которым ценно само по себе, либо и то, и другое, и третье - не забывайте о проявлении к нему знаков внимания. Поздравляйте его с Новым Годом, Днем Рождения, началом учебного года, 8 марта (или 23 февраля), Днем Победы (если это актуально). Букетик цветов, коробка конфет, сувенир, открытка будут весьма уместны в качестве подарка. В крайнем случае, ограничьтесь устными поздравлениями или звонком по телефону»[58].

При общении с научным руководителем могут также возникнуть проблемы, и их следует предвидеть и, желательно, бесконфликтно разрешать по мере их возникновения или предотвращать. Чаще всего проблемы возникают этического характера. Начинаются они по большей части как научная дискуссия, но могут перейти в спор, а из него… в открытый конфликт. Оснований обычно бывает предостаточно, и самого разного свойства. Вот этого следует избегать всемерно. Надо помнить, что руководитель это опыт, которого вам не достаёт, и который дан вам, чтобы избегать не видных вам опасностей на дороге научной карьеры.

А вот взгляд на эту проблему другого специалиста, Ю. Г.Волкова. Вот его статья:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.