Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распределение времени






Одной из важных актуальных и извечных проблем является проблема распределения своего времени. Обычно на первом году обучения застревают в анализе материалов по теме и … тонут в нём. Происходит это тогда, когда нет прицела на выводы, пусть и гипотетические. Аналогично происходит и в докладе. В обоих случаях вам угрожает цейтнот. Работа со временем – необходимый для учёного навык, его надо приобретать, не откладывая это в долгий ящик.

Сюда же относится и откладывание на неопределённый срок написания текста диссертации и подготовку экспозиции. Начать перед предзащитой, значит даром потерять отпущенное на работу время. Как следствие возникают недосыпания, нервозность, панические настроения и желание всё бросить. Этакая научная трусость. Это следует предвидеть и начинать планомерную работу с самого начала и в ударном темпе. Тогда и аттестация не будет никогда проблемой.

Кстати, в докладе на ежегодной аттестации нужно докладывать, как уже говорилось, что и сколько сделано, а не о том, что делал. При этом важно обратить внимание на своевременность публикаций именно с результатами диссертационного исследования, а не просто на тему диссертации. Очень желательно сопровождать доклад представлением эскиза экспозиции, отражающую готовность проводимого исследования по плану. Конечно, будет задан вопрос: «А что не сделано?» На него придётся честно отвечать. Желательно к этому подготовиться и доложить о предполагаемых сроках выполнения отставаний от учебного плана, если они были допущены.

Проблемой может стать несвоевременно подготовленное досье или портфолио с собранными публикациями, справками о внедрении, списком выполненных работ, включая как научные, так и проектные работы. Эту работу надо начинать с самого начала обучения в аспирантуре.

Проблемой сейчас становится нередко поиск мест, где выступить с докладом и зачесть это как апробацию, где, в каких изданиях опубликоваться с тем, чтобы удовлетворить требованиям ВАК. Понятно, что здесь требуется помощь руководителя, кафедры. Но и самому диссертанту надо своевременно, а лучше заблаговременно начать такой поиск. Проведя поиск, следует готовить статьи и выступления. Для экономии сил лучше пользоваться фрагментами своей диссертации. Очень важно как можно раньше начать докладывать свою работу на конференциях, научных чтениях, других научных форумах. Нужна привычка это делать уверенно и нацеливаясь на результаты, а она приобретается опытом. Нужно внимательно прислушиваться к критике и советам, использовать их для устранения недочётов. А ещё нужно научиться благодарить за конструктивную критику.

Распределяя своё время, не затягивайте со сдачей зачётов и экзаменов кандидатского минимума. На финальном этапе надо не экзамены в спешке сдавать, а диссертацию готовить к защите.

Для некоторых аспирантов и соискателей, как ни странно, чаще для пользующихся личными автомобилями, возникает проблема опозданий на заседания советов. Это недопустимо в принципе. Если есть риск опоздать, то привезите заранее графику и даже, если есть возможность, развесьте её в зале заседаний за день до заседания. Приезжайте на совет общественным транспортом с запасом времени. Это тоже часть научной культуры.

Не следует видеть проблему в необходимости многократно редактировать свою работу, особенно после предзащиты на каждой стадии рассмотрения. А.Е. Пожарский всегда ссылался на то, что даже Лев Толстой 18 раз переписывал «Анну Каренину», профессор МАРХИ А.В. Бунин, наш классик истории градостроительства, говаривал: «Нужно помнить, что оружием садовника является не только лопата, но и топор». Это к тому, что не надо жалеть уже написанного, если в интересах защиты нужна переработка. Сокращение же всегда полезно, если при этом не страдает смысл достигнутых результатов. Ведь «краткость – сестра таланта!»

 

5.3.5. Этические проблемы

Самые щекотливые проблемы – этические. Как гласит Википедия -- Научная этика - в современной науке это совокупность официально опубликованных правил, нарушение которых ведет к административному разбирательству.[19] Это – чисто юридический подход. В результате нарушения установленных правил могут в научной деятельности возникать трудовые споры и конфликты.

Трудовой спор - разногласия, возникающие между наемными работниками с одной стороны и работодателем - с другой (в нашем случае чаще – обучаемыми с одной стороны, и администрацией и научными руководителями с другой), по вопросам, связанным с применением коллективных и трудовых договоров, правил, положений, инструкций, законодательства о труде, а также по поводу установления или изменения условий труда.

Конфликт (от лат. - conflictus, столкновение) - высшая степень развития разногласий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, общества в целом, характеризующаяся противоборством, приводящим к устранению этих противоречий". (Конфликтология - междисциплинарная область знаний, в разработку которой внесли свой вклад социология, психология, философия, политология, а также различные сферы практической деятельности человека.)

Под конфликтом понимают столкновение в конкретной ситуации противоположных по направленности тенденций, мотивов, установок, интересов, потребностей, норм или типов поведения. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа, организация в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны. Другими словами, конфликт - это ситуация, в которой сталкиваются не совпадающие интересы одного или нескольких участников, преследующих различные цели, причем пути и методы достижения своих целей у них различны. Результат любого поступка одной (каждой) из сторон зависит от выбранного образа действия других сторон.[19]

Этика – идеология общения и взаимодействия. Она состоит из системы принципов, обеспечивающих благополучный режим и высокое качество общения и взаимодействия сторон, в них вовлечённых. С позиций теории информации и технических наук о связи общение и взаимодействия – виды связи людей, как отдельных личностей, так и коллективов. Этика выступает с этих позиций как инструмент обеспечения надёжности, достоверности и качества связи. Легко понять, что в этом случае, любая недостоверная информация или дезинформация выступают как неэтичные.

Этикой поддерживаются доверительные отношения, соблюдение Генеральных прав и свобод Человека и Гражданина, правового статуса и социальных ролей участников деловых отношений, будь они юридическими или физическими лицами.

Для реализации этических принципов необходим некий интерфейс – общепринятый и понятный язык общения. Правила такого общения устанавливаются этикетом. Они образуют взаимопринятую технологию общения и взаимодействия.

Требования общегражданского этикета устанавливаются как дисциплина языка общения: лиц, незнакомых между собой, знакомых друг с другом, а также находящихся в близких или родственных отношениях. Общее значение общения сводится к обмену смысловыми сообщениями, передаваемыми любыми доступными для адекватного понимания средствами: речью, внешним видом, жестами, мимикой, поступками, графикой или иными средствами изображения, передаваемыми предметами, письменными и иными сообщениями, а также совокупностью таких средств.

Этикет общения может быть представлен в виде:

· нормативного документа;

· рекомендательного документа;

· учебно-методического пособия;

· справочного пособия;

· устного свода этических правил.

Нормы и правила этикета могут устанавливаться для всех форм и видов жизнедеятельности, в том числе для научной деятельности.

Соблюдение принципов этики как устойчивое убеждение (мировоззрение) признается как нравственность. Общественно признаваемые принципы этики, как основополагающие, так и частные, образуют мировоззрение, называемое моралью. Общественно признанная нравственность считается общественной моралью. Мораль, как правило, не имеет установленного законом содержания, но ее соблюдение формирует устойчивые общественные отношения.

К частным или специализированным видам этики относится в частности и научная этика.

Однако, общепринятого свода опубликованных правил научной этики в России пока нет. Есть отдельные статьи и этические своды отдельных организаций, в том числе ВУЗов, есть этический кодекс зарубежного научного общества Макса Планка. В России отсутствие общепринятого свода опубликованных правил научной этики стало заметной проблемой. Дело приняло оборот передачи некоторых положений этики из уст в уста, как правило от руководителя к ученику, и обязательным не является. Достаточно заглянуть в Интернет на ключевое слово «диссертация» чтобы увидеть нескончаемый поток предложений написать за деньги для кого-либо диссертацию. Сформировался рынок бесчестного научного пути. Остаётся надеяться, что архитекторы – благородное научное сообщество и на сделку с профессиональной совестью никогда не пойдут.

Учёный должен следовать принципам научной этики, продолжает Википедия, чтобы успешно заниматься научными исследованиями. В науке в качестве идеала провозглашается принцип, что перед лицом истины все исследователи равны, что никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание, если речь идёт о научных доказательствах. Не менее важным принципом научного этоса является требование научной честности при изложении результатов исследования. Учёный может ошибаться, но не имеет права подтасовывать результаты, он может повторить уже сделанное открытие, но не имеет права заниматься плагиатом. Ссылки как обязательное условие оформления научной монографии и статьи призваны зафиксировать авторство тех или иных идей и научных текстов, и обеспечивать чёткую селекцию уже известного в науке и новых результатов. Существуют детально разработанные правила о том, каким условиям должны отвечать соавторы научной статьи. Ниже приведена выдержка из правил, разработанных в Гарвардском Университете[1]:

Каждый, кто перечислен в качестве автора, должен внести существенный прямой интеллектуальный вклад в работу. Например, должен внести вклад в концепцию, дизайн и/или интерпретацию результатов. " Почетное" соавторство запрещено. Предоставление финансирования, технической поддержки, пациентов или материалов, как бы это ни было важно для работы, само по себе не является достаточным вкладом в работу для того чтобы стать соавтором. Каждый, кто внес существенный вклад в работу, должен быть соавтором. Каждый кто внес менее значительный вклад в работу должен быть перечислен в списке людей, которым выносится благодарность в конце статьи.

Данные моральные принципы в реальности часто нарушаются. В различных научных сообществах может устанавливаться различная жёсткость санкций за нарушение этических принципов науки. Снижение «качества знания» при нарушении этики науки ведёт к макулатурной науке, идеологизации науки, и коммерциализации науки (когда основной целью является гонка за финансированием). Одним из рычагов контроля за выполнением научной этики является анонимное рецензирование научных статей, проектов и отчетов.

Научная этика — это не только административные правила, но так же и совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности, и которые обеспечивают функционирование науки.

Роберт Мертон в своих работах по социологии науки создал четыре моральных принципа:

1. Коллективизм — результаты исследования должны быть открыты для научного сообщества.

2. Универсализм — оценка любой научной идеи или гипотезы должна зависеть только от её содержания и соответствия техническим стандартам научной деятельности, а не от социальных характеристик её автора, например, его статуса.

3. Бескорыстность — при опубликовании научных результатов исследователь не должен стремиться к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения проблемы.

4. Организованный скептицизм — исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их коллегами.

Современная научная этика характеризуется следующим:

· универсальная цель — получение и расширение сферы объективного знания;

· соответствует нормам толерантности.

В этическом кодексе учёного подчёркивается не утилитарные, а высшие интеллектуальные ценности. Особая роль отводится также вопросам научной честности, сохранению «доброго имени», а не только известности, популярности в широкой публике. В XX веке ситуация несколько изменилась — менее строгие требования, наука стала более «богатой».[19]

«Вопросы научной этики часто возникают в жизни научного сообщества, в том числе и нашего. При этом у нас часто действуют некоторые негласные правила, принятые в том или ином институте или в рамках направления наук.

Сенат (общее собрание) Общества Макса Планка (Германия) сделал попытку создать нормы научной этики, выполнение которых обязательно для всех ученых, работающих в институтах Общества». Так считает В.Д. Ермиков, Начальник Управления организации научных исследований Сибирского Отделения РАН. Эти нормы, естественно, нуждаются в адаптации к российским условиям и, в частности, к архитектурной научной деятельности. Но знать их сегодня молодым учёным, да и всем учёным вообще, полезно и потому здесь они приводятся полностью в приложении 1, примечание 5.

Этические принципы архитектора в его профессиональной деятельности – профессиональная этика архитектора -- могут показаться псевдопроблемой. Но наши коллеги из Союза архитекторов имеют иное мнение. В результате их осмысления своей архитектурной деятельности появился специальный этический документ. Это – не единственный документ такого рода, попавший в руки автора пособия. Он подтверждает – проблема архитектурной этики актуальна и разрешима. Она могла бы стать экс-проблемой, если и мы стали бы руководствоваться специальной архитектурной этикой.

Практика же показывает, что пока этика архитектора в России – проблема актуальная, хотя и разрешимая.

Будет справедливо, если здесь будет приведён как пример этический документ наших коллег из Союза архитекторов. Они создали и приняли Кодекс профессиональной этики российского архитектора, опирающийся на соответствующий кодекс Международного союза архитекторов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.