Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема истины в философии познания






Непосредственная цель познания в любой его форме - истина, путь к которой обычно сложен, труден и противоречив. Постоянный и необходимый спутник истины (а не случайная аномалия) на всех этапах ее развертывания и углубления - заблуждение. Вопрос о том, что есть истина и каковы способы избавления от заблуждений («идолов разума», по Бэкону) всегда интересовало людей - и не только в сфере науки. Категории истины и заблуждения - ключевые в теории познания, выражающие две противоположные, но неразрывно связанные стороны, момента единого процесса познания. Каждая из этих сторон имеет свою специфику, которую мы и рассмотрим.

Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение, будучи неадекватной формой знания, главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого познания. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон. Например, заблуждением в целом является «теоретическая астрология», хотя отдельные моменты истины в ней имеются. Так же как в научной астрономии содержатся, заблуждения, но в целом эта система истинного знания, подтвержденная наблюдениями.

Заблуждения, конечно, затрудняют постижение истины, но они неизбежны, есть необходимый момент движения познания к ней, одна из возможных форм этого процесса. Например, в форме такого «грандиозного заблуждения» как алхимия, происходило формирование химии как науки о веществе.

Заблуждения многообразны по своим формам. Следует, например, различать заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские и т. д. Так, среди последних существуют такие, как эмпиризм, рационализм, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм и др.

Заблуждения следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в корыстных интересах - и связанной с этим передачи заведомо ложного знания, дезинформации. Если заблуждение - характеристика знания, то ошибка - результат неправильных действий индивида в любой сфере его деятельности: ошибки в вычислениях, в политике, в житейских делах и т. д. Выделяют ошибки логические - нарушение принципов и правил логики (формальной или диалектической) и фактические, обусловленные незнанием предмета, реального положения дел и т. п.

Развитие практики и самого познания показывают, что те или иные заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (как, например, учение о «вечном двигателе»), либо превращаются в истинные знания (превращение алхимии в химию). Важнейшие предпосылки преодоления заблуждений - изменение и совершенствование породивших их социальных условий, зрелость общественно-исторической практики, развитие и углубление знания. А это требует конструктивно-критического, а не апологетического (защитительно-оправдательного) подхода к действительности, реализации метода «проб и ошибок» (Поппер)

Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности - в живом созерцании или в мышлении. Достижение истины - непосредственная цель познания в любой его форме (научной, философской, образно-художественной и др.). Каковы основные свойства, признаки истины? Первый и исходный из них - объективность: конечная обусловленность реальной действительностью, практикой и независимость содержания истинного знания от отдельных людей (как, например, утверждение о том, что Земля вращается вокруг Солнца). Истина не есть свойство материальных объектов (например, «дом есть истина»), а характеристика знания о них.

Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истина субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах (понятиях, законах, теориях и т. п.). Например, всемирное тяготение изначально присуще материальному миру, но в качестве истины, закона науки оно было открыто Ньютоном.

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и к полном объеме. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающей устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, преходящее). Абсолютная и относительная истины - это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полноте его отражения. Между ними нет китайской стены. Это не отдельные, знания, а одно, хотя каждая из данных сторон, моментов имеет свою специфику.

Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается, во-первых, как полное, исчерпывающее знание о бесконечном мире как целом; во-вторых, как знания, которые не могут быть опровергнуты в будущем. Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов.

Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) - это 1) неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обуславливает способы получения этого знания; 2) знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения [8, с. 177-178].

Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе творческого развития познания на основе практики.

Существует две крайние позиции в понимании отношения абсолютного и относительного моментов в истине. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момента, релятивизм - изменчивой стороны каждой истины.

В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что абсолютной истины нет, истина всегда конкретна. Это значит, что любое истинное знание (в науке, в философии, в искусстве и т. п.) всегда определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которые познание должно стремиться учесть как можно точнее. Игнорирование определенности ситуации, распространение истинного знания за пределы его действительной применимости неминуемо превращает истину в свой антипод - в заблуждение. Даже такая простая истина как 2+2=4 является таковой только в десятичной системе исчисления. Положение о том, то «сумма внутренних углов треугольника равна 2 d» истинно лишь для Эвклидовой геометрии и становится заблуждением за ее пределами, например, в геометрии Лобачевского-Римана.

Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина - это не разные «сорта» истин, а одно и то же истинное знание с этими своими характерными признаками (свойствами).

Кроме названных, некоторые авторы (например, В. В, Ильин) выделяют такие свойства истины, как непротиворечивость с точки зрения формальной логики), простота, красота, эвристичность (способность знания к саморасширению), когерентность (согласованность данного знания с фундаментальными идеями), способность к самокритической рефлексии, антиконъюнктурность, плюрализм знания и др.

Вопрос о том, можно ли отграничить истину от заблуждения, и если можно, то каким именно образом, всегда интересовал познающую мысль. Это и есть вопрос о критерии истины. В истории философии и науки высказывались различные точки зрения на сей счет. Так, Декарт критерием истинных знаний считал их ясность и отчетливость. Фейербах такой критерий искал в чувственных данных («там, где начинается чувственность, кончается всякий спор»). Но оказалось, что ясность и отчетливость мышления - вопрос крайне субъективный, а чувства нередко нас обманывают: видимое движение Солнца вокруг Земли, излом чайной ложки в стакане с водой на ее границе с воздухом и т. п.

В качестве критерия истины выдвигались общезначимость (то, что признается многими людьми); то, что является выгодным, полезным, приводит к успеху - прагматизм; то, что соответствует условному соглашению - конвенционализм; то, во что люди сильно верят; то, что соответствует мнению авторитетов и т. д.

В каждой из приведенных точек зрения о критерии истины содержались отдельные рациональные идеи: важная роль чувственности в постижении истины, требование ясности, простоты и красоты при построении тех или иных форм знания и др. Однако указанные концепции не смогли удовлетворительно решить проблему критерия истины, ибо в его поисках не выходили, как правило, за пределы самого знания.

Диалектико-материалистическая философия соединила всеобщность критерия истины с непосредственной действительностью путем введения в теорию познания общественно-исторической практики. Последняя во всем своем объеме и полноте, а также в целостном историческом развитии (в единстве прошлого, настоящего и будущего) была представлена решающим - в конечном итоге - критерием истины. История познания подтвердила этот вывод.

Проверка знания «на истину» практикой не есть какой-то одноразовый акт, нечто неизменное или зеркальное сличение, а она есть процесс, т. е. носит исторический, диалектический характер. А это значит, что критерий практики одновременно определен и неопределен, абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается; совершенствуется, наполняется новым содержанием и потому она не может в каждый данный момент, тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания [9, с. 243].

Диалектичность практики как критерия истины является объективной основой возникновения и существования иных критериев для проверки истинности знания в различных его формах. В качестве таковых выступают так называемые внеэмпирические, внутринаучные критерии обоснования знания (простота, красота, внутреннее совершенство и т. п.). Важное значение среди них имеют теоретические формы доказательства, логический критерий истины, опосредованно выведенный из практики, производный от нее и потому могущий быть вспомогательным критерием истины. Он дополняет критерий практики как решающий, а не отменяет или заменяет его полностью. В конечном итоге практика и только она может окончательно доказать истинность тех или иных знаний.

Говоря о логическом критерии истины, нельзя ограничиваться его законами формальной логики. Кажется очевидным, что диалектический метод в совокупности всех своих элементов представляет собой своеобразную форму логического критерия истины, которая в «снятом виде» содержит в себе критерий формально-логический, а не отвергает его.

В добывании истины, как и в ее проверке, необходимо единство теории и практики, которое есть коренной принцип философской гносеологии. Это такое их диалектическое взаимодействие, в котором все же практика выше, важнее познания и исходный и конечный пункт, основа этого процесса.

В философии распространено определение истины как соответствия мыслей человека окружающей действительности, соответствия полученных знаний содержанию объекта познания. Именно объективная истина обладает познавательной, гносеологической ценностью. Принято выделять объективную и субъективную стороны истины. Объективная сторона характеризует истину в той части, содержание которой от нас не зависит и существует в объективной реальности. Она предполагает ее конкретность, т.е. зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, условий, места и времени возникновения, существования и развития явлений действительности. Субъективная сторона истины указывает на то, что объективный мир познается при участии сознания человека, преломляется через него. При этом имеют значение знания, личный опыт, интеллект познающего. С объективной и субъективной сторонами познания связаны различия в таких видах деятельности человека, как изобретение и открытие. Открытием называют выявление объективно существующих явлений, законов (открытие закона всемирного тяготения), изобретение – это создание человеком того, что до него объективно не существовало (изобретение ракетного двигателя).

Выделяют истину абсолютную и относительную. Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении. Но в реальности это практически недостижимо. Поэтому понятие «абсолютная» в известной степени условно. Под абсолютной истиной имеют в виду законы природы, аксиомы и пр. В большинстве случаев мы сталкиваемся с относительной истиной как неполным, ограниченным знанием. Практически любая истина объективна по содержанию и относительна по форме. Относительная истина является верным, но неполным знанием, своего рода промежуточным этапом на пути к познанию истины абсолютной. Таковая природа относительной истины зачастую порождает домыслы, гипотезы, догадки, различные мнения, оценки, точки зрения. Со временем относительная истина может быть уточнена, дополнена или опровергнута. Именно относительные истины составляют большинство истинных знаний.


Философы выделяют несколько видов истины, соответствующие различным видам знания: обыденную (повседневную), научную, художественную и др. Одним из основных вопросов познания является вопрос о критерии истины. Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация; мерило оценки чего-либо. В познавательной деятельности критерий – средство проверки истинности человеческих знаний. На вопрос о том, что следует считать критерием истины, мыслители отвечают по-разному. Эмпиризм считает критерием истины данные чувственного опыта; рационализм – очевидность, достигаемую путём интеллектуальной интуиции или логическую непротиворечивость теории; конвенционализм – удобство и простоту теории; прагматизм – полезность или работоспособность идеи.

Важнейшим критерием истины и движителем познания является практика. Она представляет собой активное взаимодействие человека с окружающим его материальным миром и характеризуется следующими чертами: целенаправленностью; предметно-чувственным характером; преобразованием действительности. Целенаправленность проявляется в создании человеком идеальных моделей, которые он стремятся воплотить в реальность. Предметно-чувственный характер означает, что в процессе практики человек непосредственно сталкивается с материальными предметами окружающего мира. Преобразующий характер означает изменение этих предметов. Основными видами практики являются: 1) общественно-производственная; 2) социально-политическая; 3) научно-экспериментальная; 4) повседневно-хозяйственная и т. д.

По полученным результатам различают практику созидательную (конструктивную) и разрушительную (деструктивную). По содержанию и назначению практика бывает стандартизованной (стереотипной) и поисковой. При этом любая практика имеет социальный характер. В процессе практики изменяется как преобразуемая человеком действительность, так и сам человек.

На основе практики может формироваться не только истина, но и заблуждение, т.е. знание, ошибочно принимаемое за истину. С одной стороны заблуждение мешает познанию, но с другой – способствует созданию проблемных ситуаций, служащих толчком к познавательной деятельности. От заблуждения отличается ложь – сознательное искажение истины, характеризующееся своей преднамеренностью.

Практика служит основным критерием истины. Но существуют и другие критерии: формально-логический анализ, теория, логическая непротиворечивость и пр. Такие показатели, как отношение к истине общества или отдельных людей, оценки, интерпретации, нормы морали субъективны и критериями истины являться не могут. Истина не постоянна, ее выявление можно скорее охарактеризовать как непрерывный процесс. Существует идея взаимодополняемости критериев истины: ведущий критерий истины – практика, включающая материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняемые логической согласованностью и практической полезностью тех или иных знаний.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.