Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спрос на продукцию совершенно-конкурентной фирмы






Исходя из главного критерия и всех вышеперечисленных признаков рынка совершенной конкуренции, совершенно-конкурентная фирма принимает цену на свою продукцию как данную, т.е. не зависящую от выпускаемого ею объема. Если она захочет повысить цену, то в силу всех вышеперечисленных факторов (большое количество других продавцов, абсолютная однородность товаров, полнота информации и т.д.) потеряет своих покупателей, которые приобретут тот же самый товар у любого другого продавца по более низкой цене. Если же совершенно-конкурентная фирма попытается снизить цену и увеличить тем самым объем продаж, это не будет иметь существенного положительного эффекта в силу тех же самых причин:

· незначительная доля рыночного объема не позволит привлечь к данному продавцу внимания большого количества покупателей;

· абсолютная однородность товара лишит этого продавца каких бы то ни было преимуществ, помимо более низкой цены;

· полнота информации сделает высокой вероятность того, что другие продавцы также снизят цену на данный товар, не желая потерять своих покупателей;

· отсутствие каких бы то ни было барьеров обеспечит легкость входа на рынок новых фирм (в случае роста его привлекательности за счет расширения объемов продаж) и " изъятию" у данного продавца части рыночного спроса;

· рациональное поведение всех участников рынка будет мотивировать все вышеперечисленные действия.

Фирма, действующая в условиях совершенной конкуренции, не может принимать ценовые решения, она является получателем цены или price taker (ом)

Таким образом, в условиях совершенной конкуренции, превалирующая рыночная цена на данную продукцию устанавливается путем взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения. Отдельно взятая совершенно-конкурентная фирма не может влиять на цену данного товара, выступая на рынке ценополучателем (price taker). Поэтому спрос на продукцию совершенно-конкурентной фирмы имеет абсолютно эластичный характер, а кривая спроса представлена горизонтальной линией. Это значит, что возможно производство любого объема продукции при неизменной цене.

Рис. 3. Спрос на продукцию совершенно-конкурентной фирмы

где: P - цена;

Q - объем продаж;

AR - средний доход;

MR - предельный доход.

Поскольку в условиях совершенной конкуренции на рынке превалирует единственная цена (определяемая в соответствии с рыночным спросом и предложением) и отдельно взятая фирма может продать любой объем продукции по этой цене, кривая спроса для нее горизонтальна.

Поскольку цена остается неизменной, она совпадает с величиной:

· среднего дохода - AR = TR: Q = P * Q: Q = P;

· предельного дохода - MR = △ TR: △ Q = △ (P * Q): △ Q = P * (△ Q): △ Q = P.

Это положение можно рассмотреть на условном примере деятельности совершенно-конкурентной фирмы, например, торгующей учебником по " Экономической теории" 1. Изменение объема продаж при неизменной рыночной цене, равной пятистам рублей, представлено в таблице 1.

 

Таблица 1. Спрос на продукцию совершенно-конкурентной фирмы и ее доход

Цена P (руб.) Объем продаж Q (шт.) Валовой доход TR=PoQ (руб.) Средний доход AR=TR: Q (руб.) Предельный доход MR=TR: △ Q(руб.)
... ... ... ... ...
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
... ... ... ... ...

 

Из таблицы видно, что спрос на продукцию совершенно-конкурентной фирмы абсолютно эластичен и обеспечивает совершенному конкуренту с каждой дополнительной единицы продаж получение дохода, равного рыночной цене.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.