Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория и методика воспитания. Раскрывая смысл понятия «метод воспитания», мы охарактеризовали и другое понятие, имеющее прямое отношение к педагогической технике






 

Раскрывая смысл понятия «метод воспитания», мы охарактеризовали и другое понятие, имеющее прямое отношение к педагогической технике, – «метод воздействия» как деталь метода воспитания. Метод воздействия нацелен на получение немедленного, сиюминутного результата: ошибся – исправь ошибку, обидел товарища – извинись, нарушил что-то – поправь... Богатство методов воздействия (а, следовательно, эффективность и неординарность методов воспитания) зависит от богатства палитры методических приемов воспитания.

Рассмотрим подробнее понятие «воспитательное воздействие», обратившись к педагогическому наследию И. П. Иванова[104], уделившему пристальное внимание этому педагогическому феномену.

Позитивное педагогическое воздействие на ребенка может осуществляться стихийно в широкой социальной среде: в семье, в школе, детском лагере, через средства массовых коммуникаций, произведения культуры... Жизненно-практическое воздействие направляет деятельность детей на решение практических задач в сфере быта, отдыха, учебы, самовоспитания. Воспитательное воздействие предполагает решение воспитательных задач.

И. П. Иванов создал классификацию воспитательных воздействий, которая поможет педагогу-практику правильно отобрать необходимые и целенаправленно их инструментовать.

По типам воспитательные воздействия могут быть:

открытые (воспитательные задачи ставятся как главные, а жизненно-практические – как производные, вспомогательные) и

скрытые {решение воспитательных задач является следствием от решения задач жизненно-практических).

Пример скрытых воздействий: перед Днем Победы посадили Аллею боевой славы – решали задачу патриотического и трудового воспитания, сплочения детского коллектива.

По способам воспитательные воздействия могут быть:

информационные (в сознание детей вносится новая информация, происходит переориентация на новые ценности, переубеждение в чем-то);

организационные (организация разнообразных видов деятельности детей).

В практике воспитания используются два пути воспитательного воздействия:

– прямой (в личном общении «воспитатель о «воспитанник»);

– косвенный, или опосредованный (через других людей, обстоятельства, специально созданные воспитывающие ситуации, через произведения искусства и литературы...).

По характеру И. П. Иванов выделяет воздействия:

товарищеские (направленные на общую творческую заботу) и

передаточно-потребительские (направленность воздействия лишь на потребление готового передаваемого опыта, на послушание и исполнительность воспитанника).

Однако воздействие, неправильно инструментованное или выраженное в грубой, бестактной форме, превращается поначалу в своеобразный тормоз развития положительных взглядов, поступков, оценок, а потом и в общую тенденцию «сопротивления воспитанию». В качестве примера приведем зарисовку, сделанную В. Леви, наблюдавшим за группой детсадовских детей: «Строиться парами!, – командует молоденькая воспитательница. – Сейчас уйдете из леса! Морозов, тебе что, особое приглашение? Где твоя пара Морозова заталкивают в строй. Еще окрик, неохотное равнение, все стихает. И куда-то ведут их мимо припудренных зеленью берез, мимо вспышек первых одуванчиков... Ловлю лица: у девочек сердито-серьезные, знают – кто-то виноват. У мальчишек туповато-угрюмые...»

Так средство развития подменяется «средством торможения». А разве школа не изобилует примерами подавления, подминания, нивелирования детской воли, радости, движения, жизни, превращаясь из воспитательного учреждения в учреждение надзора, подавления? [105]

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ /






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.