Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание // новая Российская энциклопедия






Воспитание – относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека. Воспитание – одна из основных категорий педагогики, которая исследует место, роль, закономерности и перспективы развития воспитания в процессе социализации человека. Термин «воспитание» впервые использован в древнейшем памятнике старославянской и древнерусской письменности Остромирово Евангелие (1056–1057). С того времени термин широко употребляется в бытовом словаре в значении «вскармливать, взращивать», а с XVI века – в значении «наставлять». Как теоретическое педагогическое понятие утвердилось в XVIII веке одновременно с освоением западных взглядов на гуманизм, во многом усилиями просветителей И. И. Бецкого и Н. И. Новикова.

Общепринятого определения воспитания нет, что во многом объясняется его многозначностью. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, деятельность, процесс, как ценность, систему, воздействие, взаимодействие, как управление развитием личности
и т. д. Каждое из этих определений справедливо, ибо отражает одну из сторон воспитания, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание в целом как фрагмент социальной реальности. Определяя объём понятия «воспитание», многие исследователи выделяли воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом (т. е. фактически воспитание отождествляется с социализацией); в широком педагогическом смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое семьёй и системой учебно-воспитательных учреждений; в узком педагогическом смысле, понимая под воспитанием воспитательную работу, цель которой – формирование у детей и молодёжи определённых качеств, взглядов, убеждений.

По содержанию одни исследователи выделяли умственное, трудовое и физическое воспитание, другие – нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание, третьи добавляли правовое, гендерное, экономическое, экологическое и другое воспитание.

В зарубежной педагогической литературе также отсутствует общепринятый подход к определению воспитания. Например, Э. Дюркгеймдал определение, основная идея которого разделялась большинством европейских и американских педагогов до середины ХХ в. (многими и в настоящее время): «Воспитание есть действие, оказываемое взрослыми поколениями на поколения, не созревшие для социальной жизни. Воспитание имеет целью возбудить и развить у ребёнка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которые требуют от него и политическое общество в целом и социальная среда, к которой он в частности принадлежит». На рубеже ХХ–ХХI вв. подход к воспитанию существенно изменился, что нашло отражение не только в различных педагогических теориях, но и в словарно-справочной литературе.

Уже в американском «Педагогическом словаре» (Нью-Йорк, 1973) воспитание (education) определялось как: а) совокупность всех процессов, посредством которых человек развивает способности, отношения и другие формы поведения, позитивно ценные для общества, в котором живёт; б) социальный процесс, с помощью которого люди подвергаются влиянию отобранного и контролируемого окружения (особенно такого, как школа) для того, чтобы они смогли достичь социальной компетентности и оптимального индивидуального развития.

Это определение свидетельствовало, что принятая в отечественной педагогической литературе трактовка термина «Education» как образование, обучение, по меньшей мере, односторонняя, а скорее – просто неточна. Этот термин и этимологически (от лат. eduсаге – взращивать, питать), и в культурно-педагогическом контексте обозначает в первую очередь воспитание: семейное (Famili Education); религиозное (Religiosous Education); социальное (Social Education), осуществляемое как в различных учебно-воспитательных учреждениях (в т. ч. и в процессе обучения), так и в социуме (в общине – Community Education). В современной теории воспитания в соответствии со специфическими функциями и ценностями организаций и групп, в которых оно осуществляется, выделяют несколько его видов.

Семейное воспитание представляет собой более или менее осмысленные усилия одних членов семьи по взращиванию других в соответствии с имеющимися у них представлениями о том, какими должны быть их дети, муж, жена, зять, невестка.

В процессе религиозного воспитания верующим целенаправленно и планомерно внушают мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения, соответствующие догматам и вероучительным принципам определённой конфессии (вероисповедания).

Социальное воспитание осуществляется в процессе планомерного создания условий для позитивного развития и духовно-ценностной ориентации ребенка в специально созданных воспитательных организациях, а также в организациях, для которых функция воспитания является не ведущей, а вспомогательной, и нередко имеет латентный (скрытый) характер (в армии, политических партиях, корпорациях и пр.).

Государство и общество создают специальные организации, в которых проходит коррекционное воспитание детей, имеющих проблемы с физическим и психическим здоровьем. Для них создаются условия, помогающие приспособиться к жизни в социуме, преодолеть или ослабить недостатки и дефекты развития. Коррекционное воспитание осуществляется и для лиц с отклоняющимся поведением, нуждающихся в перевоспитании.

В контркультурных организациях, криминальных и тоталитарных (политических и квазирелигиозных) сообществах – происходит диссоциальное воспитание, целенаправленно вовлекающее в эти организации людей как носителей девиантных сознания и поведения.

Воспитание любого вида (кроме диссоциального, в котором воспитуемый выступает только объектом воспитания) осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретные люди), групповых (семья, коллективы, группы), социальных (воспитательные, религиозные и иные государственные и частные организации).

Содержание воспитательного взаимодействия представляет собой обмен между субъектами воспитания информацией (в т. ч. и в невербальных формах) о ценностных установках, типах и способах общения, познания, деятельности, игры, поведения, отбор и усвоение которых имеет индивидуально-избирательный характер. В целом воспитательное взаимодействие представляет собой диалог воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой, содержание, характер и воспитательная эффективность которого определяется тем, какие личности в нём участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем взаимодействуют.

С точки зрения характера взаимодействия участников процесса воспитания выделяют несколько вариантов: целенаправленное воздействие воспитателей на воспитуемых, воспитуемых друг на друга; кооперация воспитателей и воспитуемых, воспитателей между собой; конфронтация между теми и другими; сочетание разных вариантов.

По доминирующему стилю отношений воспитателей и воспитуемых различаются автократическое воспитание (типичное для диссоциального и некоторых типов коррекционного воспитания), авторитарное воспитание, демократическое воспитание, свободное воспитание.

Содержание взаимодействия, характер отношений воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой, наконец, воспитания в целом определяются, с одной стороны, социальной практикой и идеологическими установками общества, а также идеями и методами, сформулированными социальной, семейной, конфессиональной педагогиками.

Вместе с тем большую роль играют имплицитные (т. е. подразумеваемые, но не сформулированные) представления, которые исторически складываются в культуре каждого этноса. Такие представления касаются различий в воспитании лиц мужского и женского пола на тех или иных возрастных этапах; целей, которые преследуют воспитатели; стиля и содержания взаимодействия воспитателей и воспитуемых и пр. Имплицитные представления нередко (или как правило) оказывают более эффективное влияние на взаимодействие воспитателей и воспитуемых, чем декларируемые (теоретически осмысленные и сформулированные) принципы и способы воспитания. Имплицитные представления существенно влияют на реальное поведение субъектов всех видов воспитания (как старших, так и младших, которые довольно рано усваивают то, чего на самом деле от них хотят старшие), ибо представляют собой неосознаваемые ценностные ориентации, которые во многом определяют особенности каждого вида воспитания.

Семейное, социальное, религиозное, диссоциальное и коррекционное воспитания существенно различаются по целям, содержанию, средствам, формам и т. п.

В основе взаимодействия субъектов религиозного воспитания лежит феномен сакральности (священности), значительную роль в нём играет эмоциональный компонент, который можно рассматривать как наиболее существенный в семейном воспитании. В социальном и коррекционном воспитании главенствует рациональный компонент, а эмоциональный играет существенную, но лишь дополнительную роль. Основой диссоциального воспитания является психическое (в формах, близких к зомбированию) и физическое (нередко в насильственных формах) воздействия.

Содержание воспитания того или иного вида во многом специфично. Так, содержание семейного воспитания в целом зависит от этноконфессиональной и социокультурной принадлежности, от образовательного уровня членов семьи и, в частности, определяется поставленными перед собой целями (например, воспитать детей альтруистами или эгоистами, привить невестке почтение к родителям мужа, ориентировать детей на карьерный рост и пр.). Содержание социального воспитания строится с таким расчётом, чтобы воспитуемые приобрели позитивный индивидуальный социальный опыт и получили объём знаний, соответствующий ожиданиям общества. Содержание религиозного воспитания детерминируется догматами и вероучительными принципами конкретной конфессии. Содержание диссоциального воспитания определяется основной деятельностью контркультурной организации, в которой оно осуществляется (экстремистской, криминальной и пр.). Содержание коррекционного воспитания зависит от его типа: оно одно для детей, нуждающихся в коррекции нарушений в здоровье, и совсем другое в системе перевоспитания людей с девиантным поведением.

Средства и формы различных видов воспитания могут по внешним признакам быть идентичными, но существенно различаться по содержанию или смыслу. Так, урок используется и в социальном, и в религиозном, и в коррекционном, а иногда и в диссоциальном воспитании, но содержание уроков и их смысловая нагрузка различны. Музыкальные организации (хоры, оркестры и т. п.), спортивные секции, кружки по интересам могут осуществлять различные виды воспитания, но смысловые доминанты их использования существенно различны. Во всех видах воспитания используют методы поощрения, наказания, стимулирования, но их конкретные формы также различны в социальном и семейном, религиозном и коррекционном видах воспитания, а в диссоциальном воспитании поощрения и наказания имеют явно контркультурный и, нередко, криминальный характер.

Воспитание как относительно социально контролируемая социализация отличается от стихийной социализации по меньшей мере по четырём параметрам:

1. Стихийная социализация – процесс непреднамеренных взаимодействий и взаимовлияний членов социума, а в основе воспитания лежит социальное действие, т. е. действие, направленное на разрешение проблем, специально ориентированное на ответное поведение партнёров и предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие (М. Вебер).

2. Стихийная социализация – процесс научения, т. е. бессистемное овладение человеком (благодаря языку, обычаям, традициям, морали и пр.) репертуарами поведения (Б. Скиннер) и способностью представлять внешние влияния и ответную реакцию на них символически в виде «внутренней модели внешнего мира» (А. Бандура). Воспитание наряду с элементами научения включает в себя процесс обучения – систематическое преподавание знаний, формирование умений, навыков и способов познания, приобщения к нормам и ценностям. Обучение присутствует во всех видах воспитания, различаясь объёмом, содержанием, формами и методами организации.

3. Стихийная социализация – процесс инкретный (непрерывный), т. к. человек постоянно взаимодействует с социумом (даже находясь в уединении). Воспитание – процесс дискретный (прерывный), ибо осуществляется в семье или в определённых организациях, т.е. ограничено местом и временем.

4. Стихийная социализация имеет целостный характер, ибо человек как её объект испытывает влияние социума во всех аспектах своего развития (позитивное или негативное), а как субъект в той или иной мере приспосабливается и обособляется в социуме во взаимодействии со всем комплексом обстоятельств своей жизни.

Воспитание – процесс парциальный (частичный). Это определяется тем, что воспитывающие человека семья, религиозные, государственные, общественные, частные, контркультурные организации имеют несовпадающие задачи, цели, содержание, методы воспитания. Человек в процессе своей жизни проходит через ряд воспитывающих его общностей различного типа, и на каждом этапе жизни одновременно входит в несколько из них. Между этими общностями нет и не может быть жёсткой связи и преемственности, а часто нет вообще никакой (что может быть и благом, и злом в зависимости от обстоятельств).

Воспитание различных видов, в отличие от стихийной социализации, даёт человеку более или менее организованный опыт позитивного и/или негативного взаимодействия с людьми, создаёт условия для того или иного по характеру самопознания, самоопределения, самореализации и самоизменения, а в целом – для приобретения опыта приспособления и обособления в социуме.

Воспитание как социальный институт представляет собой исторически сложившийся устойчивый комплекс видов воспитания, реализующих их организаций, сообществ и групп; формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок и пр., определяющих содержание, формы, характер воспитания как социально контролируемого процесса.

Воспитание обладает определёнными составными элементами и имеет определённые функции в жизни общества, как явные (в той или иной степени осознаваемые и даже формулируемые представителями различных сегментов общества: государства, социальных и этноконфессиональных групп и пр.), так и латентные (скрытые, неосознаваемые).

Наиболее общие явные функции воспитания как социального института:

– создание условий для относительно осмысленного взращивания членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей более или менее позитивными средствами;

– подготовка необходимого для общества «человеческого капитала», способного и подготовленного к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;

– вклад в обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры, а также способствование её преемственности и обновлению;

– регулирование поведения членов общества в рамках социальных отношений.

Таким образом, воспитание в той или иной мере способствует интеграции стремлений, действий и отношений членов общества, относительной гармонизации интересов его половозрастных, социально-профессиональных и этноконфессиональных слоев.

Латентные функции воспитания весьма многочисленны, а главное, существенно различны в зависимости от типа и культурных традиций общества. В то же время есть, условно говоря, всеобщие латентные функции (например, социальная и духовно-ценностная селекция членов общества, а также их адаптация к меняющейся социальной ситуации, особенно к тем её реалиям, которые не осознаются или не признаются обществом или его сегментами).

Воспитание располагает необходимыми для реализации присущих ему функций ресурсами (личностными, духовными, информационными, финансовыми, материальными), характер и степень достаточности которых зависят от идеологии, политической системы и экономического развития конкретного общества.

Воспитание имеет набор социальных ролей:

– воспитуемые различного возраста, половой, этноконфессиональной и социокультурной принадлежности;

– родственники в семейном воспитании;

– священнослужители и единоверцы в религиозном воспитании;

– руководители, научно-методические и технические специалисты;

– воспитатели-профессионалы (учителя, тренеры, социальные педагогии др.);

– воспитатели дошкольных, интернатных, коррекционных и других организаций;

– преподаватели средних и высших учреждений профессионального образования;

– няни, гувернёры) – в социальном и коррекционном воспитании;

– воспитатели-волонтёры (работающие на общественных началах);

– члены криминальных и тоталитарных сообществ в диссоциальном воспитании.

Воспитание обладает набором определённых санкций, как позитивных (поощряющих, одобряющих, стимулирующих), так и негативных (осуждающих, наказывающих), применяемых в отношении воспитуемых и воспитателей. Санкции делятся на регламентированные (зафиксированные в документах) и неформальные (используемые в рамках традиций и обычаев общества, того или иного социокультурного и этноконфессионального слоя; а также сложившиеся в конкретных семьях и организациях).

Воспитание имеет существенные различия в зависимости от степени традиционности или модернизированности общества: по соотношению воспитания и стихийной социализации, по месту, занимаемому воспитанием в иерархии общественных ценностей, содержанию и значению семейного, религиозного, коррекционного и диссоциального воспитания.

Воспитание является объектом изучения ряда отраслей знания:

· философия рассматривает онтологические и гносеологические основы воспитания, формулирует наиболее общие представления о его высших целях и ценностях;

· социология изучает социальный «заказ» системе воспитания, определяемый обществом в неявном виде и формулируемый государством в документах; региональные и социально-культурные особенности воспитания; систему воспитательных организаций; соотношение и удельный вес непрограммируемых социальных влияний и целенаправленного воздействия на человека в процессе социализации;

· этнология исследует закономерности воспитания у народов мира на разных стадиях исторического развития, существующий у разных этносов нормативный канон человека и его влияние на воспитание;

· правоведение занимается юридическими формами организации и функционирования социального и коррекционного воспитания, нормами, регламентирующими статус, права и обязанности государства, его структур и граждан в сфере воспитания;

· социальная психология изучает особенности различных групп и организаций, в которых реализуется воспитание, что позволяет выявить, описать и объяснить существенные механизмы взаимодействия субъектов различных видов воспитания;

· культурология изучает воспитание как явление культуры, а также педагогическую культуру как гуманитарный феномен;

· криминология, изучая преступность и преступные сообщества, вносит вклад в описание диссоциального воспитания.

Воспитание тесно связано с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества, а также с его этноконфессиональными особенностями.

Результаты и эффективность воспитания определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью членов общества к сознательной активности, самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к позитивному самоизменению (самостроительству, самосовершенствованию)[3].

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.