Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Встреча Шулепникова и Глебова.






 

«Когда осенью сорок седьмого во дворе института Глебов увидел Шулепникова, узнал его…» – «Словом, это был тип!»

 

  1. Как повествователь проводит сравнение-сопоставление судеб двух героев. Почему при этом используется несобственно-прямая речь?
  2. Каким образом смешиваются в этом отрывке правда и вымысел. Для чего это нужно было повествователю?
  3. Назовите внешние приметы статуса Шулепникова и Глебова. Расспросите кого-либо из людей старшего поколения об этих приметах (какое значение было у них, при общении чувствовалось ли социальное неравенство и т.д.).
  4. Попробуйте обозначить отношение повествователя к героям. Какие слова, фразы в тексте могут подтвердить ваши слова?
  5. Как бы вы охарактеризовали изменения в жизни героев со времён детства (друзья, интересы и т.д.). Можно ли назвать эти изменения катастрофическими? Почему?
  6. Можно ли применить к этим героям категории: положительный герой, отрицательный герой.

 

II. Вечеринка в квартире Сони Ганчук.

 

«Была какая-то вечеринка у Сони…» – «–А я жалею. – Она погладила его по щеке. – Ты какой-то неприкаянный…».

 

  1. Как Трифонову удаётся создать образ вечеринки – образ времени? (он отличает какого-либо одного героя и затем следит за ним или создаёт многоголосие?) Какими различными формами речи пользуется повествователь (прямая речь, несобственно-прямая речь)?
  2. Как повествователь создаёт образ времени (приметы времени, лексические средства, факты, документы?). Подтвердите свои размышления текстом.
  3. «Был поэт, гремевший на студенческих вечерах оглушительными жестяными стихами…». Можно ли предположить, кто был этим поэтом (прототип)? Можно ли говорить, что этот образ «Поэта» ироничен?
  4. Повествователь говорит о вечеринке у Сони и о молодёжи – «чушь», «чепухенция», «жесть»; но одновременно это и – «наслаждение», «радость». Отчего такая двойственность? Чего больше в этом воспоминании: иронии, осуждения, ностальгии?
  5. Соня – «тургеневская девушка». Вы согласны с таким определением, данным одним из героев романа? Ганчук в финале романа почти прямо «определит» Глебова как «современного Раскольникова». Можно ли поэтому утверждать, что Соня Ганчук больше похожа на Сонечку Мармеладову?

 

 

III. Безымянный рассказчик о Глебове

 

«Я помню как он меня мучил и как я, однако, любил его…»

 

  1. Почему смена рассказчика – повествователя не подтверждается в структуре произведения (не выделяется в отдельную главу или часть)? Из-за этого может возникнуть путаница (как в данном случае: о ком идёт речь – о Глебове или Антоне Овчинникове?).
  2. Согласитесь ли вы с определением «Безымянного рассказчика»: «Вадька Батон – никакой»? Что это значит?
  3. Воспоминания о детстве: чего больше – воспоминания старых обид, испытаний, попыток определить характеры других людей, истории формирования характера…?
  4. Как бы мог выглядеть рассказ о событиях детства, поданный устами Сони Ганчук? Лёвки Шулепникова? Каким образом изменилось бы восприятие читателем этого прошлого?
  5. Какие приметы указывают на сходство судеб «Безымянного рассказчика» и Трифонова?
  6. Почему рассказ о «разгроме Ганчука» на Учёном совете прерывается рассказом-воспоминанием о том, как «Безымянный рассказчик» покидал Дом на набережной (со слов: «И ещё помню, как уезжали из того дома на набережной…»)?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.