Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнения со словарными словами (№ 4.)






Работа с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка

Упражнения со словарными словами. (№ 1)

1. Вставить пропущенные буквы.

А_т_м_биль, _гр_ном, адр_с, б_седа, вос_мь, _п_р_ди, г_зета, г_реть, г_р_зонт.

 

2. Записать буквами слова, поставить ударение, подчеркнуть орфограмму.

[афтамаб’ил’], [аграном ], [адр’ис ], [б’ис’эда], [вос’им’],

………………………………………………………………………………………………………

[фп’ир’ид’и], [газ’эта], [гар’эт’], [гар’изонт]

………………………………………………………………………………………………………

 

3. Вставить в предложения подходящие по смыслу слова из 1-го задания.

В отпуск мы поехали на …………………………….

………………………вырастил замечательный ур_жай пш_ницы.

……………………… выписана на мой …………….

На ………………………… вспыхнула звезда.

………………………… всех бежали …………………… жеребят.

Зовут к соседу на весёлую ………………………….

В кв_ртире ……………………… все лампочки.

 

Упражнения со словарными словами. (№ 2)

 

1.Вставить пропущенные буквы.

Два_цать, дв_на_цать, _динн_дцать, (до) св_дания, за_тра, в_зде, _ десь, ок_л_.

 

2. Записать буквами слова, поставить ударения, подчеркнуть орфограммы.

[двацат’], [дв’инацат’], [ад’инацат’], [дасв’идан’ий’а]

 

………………………………………………………………………………………………

 

[зафтра], [в’изд’э], [зд’эс’ ], [о к а л а]

……………………………………………………………………………………………………………

 

3. Вставить в предложения подходящие по смыслу слова из первого задания.

……………………………юных артистов выступили на празднике.

Команда состояла из ………………………… спортсменов.

…………………………, в Сибири, суровый климат.

…………………………! Милый город.

…………………… снова в путь, за моря, за океаны.

Берёзовая роща раскинулась …………… пруда.

На столе, в шкафу и в ранце - ……………………… был беспорядок. Уроки начинаются в ………………………… часов дня.

Упражнения со словарными словами. (№ 3)

 

1. Вставить пропущенные буквы

Ла_ть, се_ть, ве_ть, кле_ть, вид_ть, та_ть, завис_ть, стро_ть.

2. Записать буквами слова, поставить ударение, подчеркнуть орфограмму.

[лаит’], [ с’эит’], [ в’эит'], [кл’эит’],

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

[в’ид’ит’], [таит’], [зав’ис’ит’], [строит’]

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

3. Вставить в предложения подходящие по смыслу слова из первого задания.

С_бака старалась ___________ потише, чтобы не разбудить хозяина.

Весной на полях необходимо__________ пш_ницу, рожь, ячмень.

К_лхозникам приходилось ____________ гречиху перед посевом.

Света помогала родителям ____________ обои на стену.

При ярком солнце нельзя _____________ звёзды.

На солнцепёке начинает ___________ снег.

Ребята вышли на ул_цу ______________ снежную горку.

Упражнения со словарными словами (№ 4.)

 

1. Вставить пропущенные буквы.

Кашл_ть, ре_ть, чу_ть, л_ле_ть, наде_ться, ма_ться, зате_ть, к_л_грамм.

2. Записать буквами слова, поставить ударение, подчеркнуть орфограмму.

[кашл’ит’], [р’эит’], [ч’уит’], [л’ил’эит’]

 

 

[над’эица], [маица], [зат’эит’], [к’илаграм].

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

4. Вставить в предложения подходящие по смыслу слова из первого задания.

После долгого лечения я перестал ____________________.

Над страной стал ____________________ наш трёхцветный флаг.

В любой ситуации необходимо____________________ на лучшее.

Максиму хотелось ласкать и _________________ этот нежный цветок.

Мама решила ____________ сладкий пирог, и мы купили целый ____________ яблок.

С_ бака перестала _______________ добычу.

Наконец подул свежий ветер, и мы перестали _____________ от жары.

Упражнения со словарными словами. (№5)

1. Вставить пропущенные буквы.

К_л_ндарь, к_лл_ктив, к_мбайн, к_см_на_т, к_стёр, медл_нн_, с_йчас, с_лют.

 

2. Записать буквами слова, поставить ударения, подчеркнуть орфограммы.

[кал’индар’], [кал’икт’иф], [камбай’н], [касманафт],

 

 

 

[каст’ор], [м’эдл’ино], [с’ич’ас], [сал’ут]

______________________________________________________________________

3. Вставить в предложения подходящие по смыслу слова из первого задания.

 

По восточному ______________ наступает год овцы.

В школьном ______________ всегда весело и инт_ресно.

В к_лхоз поступил новый ______________ для уборки пш_ницы и гречихи.

Юрий Алексеевич Гагарин первый в мире _________________.

На лесной поляне ярко пылал __________________.

Пут_шественники ____________________ двигались к намеченной цели.

______________ выстрелит пушка, и на небе вспыхнут огни ___________.

 

Упражнения со словарными словами (№ 6).

 

1.Вставить пропущенные буквы.

 

П-ррон, п_сс_жир, п-беда, п_ртрет, пр_красный, пр_ветл_во, с_лдат, т_вар_щ.

 

2. Записать слова буквами, поставить ударение, подчеркнуть орфограммы.

[п’ирон], [пасажыр], [паб’эда], [партр’эт]

[пр’икрасный’], [пр’ив’этл’ива], [салдат], [тавар’ищ’]

________________________________________________________________________

3. Вставить в предложения подходящие по смыслу слова из первого задания.

 

_______________ вышли на ___________ для посадки на поезд.

______________ празднуют _________________ над жестоким врагом.

Художник нарисовал ______________ _____________________ дамы.

Мой _________________ замечательный спортсмен.

При виде хозяина, Дружок _______________ помахивал хвостом.

Упражнения со словарными словами (№ 7).

1. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.

 

За_тра, _десь, т_перь, (с)верху, (на)зад, (на)лев_, (на)прав_, _ккуратн_, сп_сиб_.

2. Записать слова буквами, поставить ударение, подчеркнуть орфограммы.

[зафтра], [з’д’эс’], [т’ип’эр'], [ св’эрху], [назат]

 

 

[нал’эва], [направа], [акуратна], [спас’иба]

3. Вставить в предложения подходящие по смыслу слова из первого задания.

_______________ Пете придётся идти в новый класс.

Лучшие годы моей жизни прошли _________________, в этом городе.

_____________ мне придётся извиняться за свой некрасивый поступок.

______________ видно было всё!

Испугавшись темноты, Витя вернулся __________, в свою комнату.

Учитель физкультуры произносил команды: то ___________, то ___________.

Его постель всегда заправлена ___________________.

Не забывайте говорить «________________»!

 

Упражнения со словарными словами (№ 8).

 

1. Вставить пропущенные буквы.

Ф_мил_я, х_зя_н, х_зяйств_, ш_ссе, ш_фёр, _кскурс_я, эл_ктр_воз, _кспрэсс.

 

2. Записать слова буквами, поставить ударение, подчеркнуть орфограмму.

[фам’ил’ий’а], [хаз’аин], [хаз’ай’ства], [шасэ]

 

[ шаф’ор ], [ экскурс’ий’а], [эл’иктравос], [экспрэс]

3. Вставить в предложения подходящие по смыслу слова из первого задания.

Опытный __________ ведёт по гладкому __________ машину.

______________ радушно встречал гостей и показывал своё ________________.

Школьники ходили с учителем на ________________ в зоопарк.

_______________ тянул по рельсам вагоны.

Между Москвой и Санкт-Петербургом ходит скоростной __________________.

____________________ - это родовое имя, передающееся по мужской линии.

Упражнения со словарными словами (№9).

 

1. Вставить пропущенные буквы.

З_п_ведник, жив_п_сь, _ттен_к, _ч_вид_ц, п_роша, п_йзаж, ц_тата, гал_рея.

2. Записать слова буквами, поставить ударение, подчеркнуть орфограмму.

[запав’эдн’ик], [живап’ис’], [ат’энак], [ач’ив’ид’иц],

______________________________________________________________________

[пароша], [п’ий’заш], [ цитата], [ гал’ир’эй’а]

________________________________________________________________________

 

3.Вставить в предложения подходящие по смыслу слова из первого задания.

В ___________ проходила выставка ______________молодых художников.

Цветы различных _______________ украшают площадь перед зданием.

Этот живописный _______________ привлекает туристов.

В Уссурийской тайге расположился _________________.

__________________ этих событий скрылся в неизвестном направлении.

В поле белеет ______________.

Ученик выписал _______________ известных писателей для сочинения.

Упражнения со словарными словами (№ 10).

 

1. Вставить пропущенные буквы.

Вежл_вый, в_ктория, кр_ссворд, ур_ган, д_ _ лог, женщ_на, к_рабль, м_талл.

2. Записать слова буквами, поставить ударение, подчеркнуть орфограмму.

 

[в’эжл’ивый’], [ в’иктор’ий’а], [ красворт], [ ураган]

_______________________________________________________________________

 

[д’иалок], [ жэн’щ’ина], [карабыл’], [м’итал]

________________________________________________________________________

 

3.Вставить в предложения подходящие по смыслу слова из первого задания.

“ ______________! - закричал великий царь, -_____________! ” Что означало победа.

_____________________- прекрасная черта характера.

Чтобы попасть на «Поле чудес», необходимо послать свой ____________________.

Мощный ______________ пронёсся над южным побережьем Австралии.

Свой _________________ они продолжили на свежем воздухе.

Впервые к_смический ______________ вела ________________.

Обшивка корабля сделана из высокопрочного _______________.

Упражнения со словарными словами (№11).

1. Вставить пропущенные буквы.

Ф_нтазия, с_крет, _ скоре, жен_щ_на, д_кабрь, _нварь, св_ркать, с_нтябрь

2. Записать слова буквами, поставить ударение, подчеркнуть орфограмму.

 

[фантаз’ий’а], [с’икр’эт], [фскор’и], [жэн’щ’ина]

[д’икабыр’], [инвар’], [св’иркат’], [с’ин’т’абыр’]

 

3. Вставить в предложения подходящие по смыслу слова из первого задания.

Богатая _________________ помогала слепому художнику изображать свой мир.

Рецепт своего печенья _______________ держала под большим _____________.

Солнце зашло за г_р_зонт, но __________ взошла луна.

________________ год кончает, а ____________ начинает.

Вдалеке ______________ яркая молния, и раздался оглушительный гром.

В _______________дети идут в школу.

 

Упражнения со словарными словами (№ 12).

1.Вставить пропущенные буквы.

_ллея, св_бода, кр_ссворд, ф_враль, вмест_, _ктяб_рь, _прель, н_яб_рь

2.Записать слова буквами, поставить ударение, подчеркнуть орфограмму.

 

[ал’эй’а ], [свабода], [красворт], [ф’иврал’]

[вм’эс’т’и], [акт’абар’], [апр’эл’], [най’абар’]

 

3. Вставить в предложения подходящие по смыслу слова из первого задания.

 

По ______________ парка гуляют дети.

____________с папой мы составили интересный _______________ по литературе.

_____________________ зиму замыкает.

____________ уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей…. (А.С.Пушкин)

Не сковать реку зиме без ______________.

В народе говорят: ________________ - снегогон, с водою, цветень.

В клетке сидел соловей и “мечтал” о ____________________.

 

1. ав т о м о биль – самоходное транспортное средство.

2. а гр о ном – специалист по земледелию.

3. адр е с – местонахождение, местожительство.

4. б е с е да – разговор, обмен мнениями.

5. вос е мь – числительное. Число, цифра и количество.

6. в п е р е ди – на каком-нибудь расстоянии, перед кем, чем-нибудь, в будущем.

7. г а зета – периодическое издание, посвящённое событиям текущей жизни.

8. г о реть – уничтожаться огнём, краснеть от прилива крови.

9. г о р и зонт – видимая линия, кажущегося соприкосновения неба с землёй.

 

 
 


 

 

1. два д цать – число, количество, два десятка.

2. дв е на д цать – число, количество, на два больше, чем десять.

3. о ди ннад цать – число, количество, на один больше, чем десять.

4. до св и дания – до встречи, прощание ненадолго.

5. за в тра – на следующий день после сегодняшнего.

6. в е зде – всюду,

7. з десь – в этом месте, в этом случае, при этом обстоятельстве.

8. о к о ло – поблизости, вблизи, рядом с кем, чем – нибудь.

 
 


 

 

1. ла я ть – голос собаки.

2. се я ть – бросать семена в землю.

3. ве я ть – дуть, обдавать потоком воздуха.

4. кле и ть – скреплять два предмета между собой

5. вид е ть – познавать чувством зрения, ощущать глазом.

6. та я ть – жидеть от тепла, расплываться, становиться жидким.

7. з а вис е ть – быть под властью, под чьей-либо волей.

8. стро и ть – сооружать, ставить, городить (ставить в строй).

 

 


1. кашл я ть – судорожное и громкое выдыхание с болью.

2. ре я ть – развиваться на ветру.

3. чу я ть – чувствовать, ощущать собой, осязать.

4. л е ле я ть - нежить, ласкать, холить.

5. н а де я ться – верить, считать исполнение своего желания вероятным.

6. ма я ться – мучиться, утомляться во время изнурительной работы (ожидания)

7. з а те я ть – вздумать, замышлять что-то новое.

8. к и л о гра мм мера веса, равная 1000 граммам.

 
 


 

1. к а л е ндарь – таблица или книжка с перечнем всех дней в году.

2. к олле кти в совокупность людей объединённых одной целью.

3. к ом байн – сложная машина, выполняющая работу нескольких машин.

4. к о см о на в т – человек, совершающий полёты в космическое пространство.

5. к о стёр – горящие дрова, сучья, хворост, сложенные в кучу.

6. медл енн о – действие, совершающееся с небольшой скоростью, неторопливо.

7. с е й час – в настоящее время, теперь, очень скоро, немедленно.

8. с а лют – военное приветствие или отдание почестей выстрелами, ракетами, флагами.

 
 


 

1. п ерр он – площадка для посадки на поезд пассажиров.

2. п асса жир – путник, тот, кто совершает поездку в транспорте.

10. п о беда – успех в битве, (победить - одержать верх над кем-нибудь).

11. п о ртрет – изображение человека на картине, фотографии.

12. пр е красный – очень красивый, очень хороший.

13. пр и ветливо – ласково, радушно, вежливо, задушевно.

14. с о лдат – рядовой воин.

15. т о вар и щ – сверстник, близкий по общности взглядов.

 


1. за в тра – день следующий за нынешним.

2. з десь – тут, на этом месте

3. т е перь – сейчас, в настоящее время.

4. с верху – выше чего-то, на чём-либо.

5. на зад – в обратную сторону, (противоположную).

6. на лев о на левую руку, в левую сторону.

7. на прав о на правую руку, в правую сторону.

8. акк уратный – исполнительный, исправный, точный.

9. сп а сиб о благодарность за оказанную услугу.

 
 


 

 

1. ф а мили я родовое имя семьи.

2. х о зя и н – владелец чего-либо, управитель в доме, семье.

3. х о зяйств о домоводство, сбор всего нужного для жизни.

4. ш осс е – всякая дорога с твёрдым покрытием.

5. ш о фёр – водитель автомобиля.

6. экс курсия – коллективное посещение достопримечательностей.

7. эл е ктр о воз – локомотив с электродвигателем, работающем от электрической сети.

8. эк спре сс поезд, идущий с высокой скоростью.

 
 


 

 

1. з а п о ведник – место, где оберегают и сохраняют редкие и ценные растения и животных

2. жив о пись – искусство изображать предметы красками.

3. отт ен о к – разновидность одного и того же цвета.

4. оче вид е ц – человек, который сам своими глазами видел, наблюдал.

5. п о роша – только что выпавший снег.

6. п ей заж – вид какой-то местности, картина природы.

7. ц и тата – точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста.

8. г але рея – узкое крытое помещение, соединяющее части здания.


1. вежл и вый – соблюдающий правила приличия, учтивый.

2. в и кт о рина – игры в ответы на вопросы, объединённые какой-либо общей темой.

3. кр осс ворд – зашифрованные слова, требующие отгадывания по лексическому

значению.

4. ур а ган – ветер разрушительной силы.

5. д иа лог – разговор между двумя лицами, обмен репликами.

6. же нщи на – лицо, противоположное мужскому полу.

7. к о рабль – морское судно преимущественно военного назначения.

8. м е та лл вещество, обладающее особым блеском, ковкостью.

 
 


 

1. ф а нтазия – способность к творческому воображению, само такое воображение.

2. с е крет – то, что держится в тайне, скрывается от других.

3. в скор е мало времени спустя.

4. д е кабрь – двенадцатый, последний месяц в году.

5. я нварь – первый месяц в году.

6. св е ркать – издавать живой, играющий блеск, искриться.

7. с е нтябрь – девятый месяц в году.

 
 


 

1. алл ея – дорога с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам.

2. св о бода – отсутствие стеснений и ограничений.

3. кр осс ворд – зашифрованные слова, требующие отгадывания по лексическому значению.

4. ф е враль – второй месяц в году, в котором может быть 28 или 29 дней.

5. вместе сообща, заодно с кем-нибудь.

6. о ктябрь – десятый месяц в году.

7. а прель – четвёртый месяц в году.

8. н о ябрь – одиннадцатый месяц в году.

 

 

автомобиль, агроном, адрес, беседа, восемь, впереди, газета, гореть,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.