Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В туристских походах






Рекомендации по ведению краеведческой работы

(для школ, станций, центров и других учреждений, занимающихся организацией и проведением походов со школьниками)

 

Общеизвестна мысль, что краеведение без туризма может быть, но туризма без краеведения не бывает. И это краеведение имеет свой особый статус, свою форму, которую мы называем туристским краеведением. Развитие туристского краеведения – актуальная проблема современной педагогики, всего детско-юношеского туризма, позволяющая решить многие проблемы обучения, воспитания и развития детей и подростков. По мнению специалистов, заниматься краеведением в том или ином объёме не только можно и нужно, но и необходимо, даже в любом спортивном и категорийном походе. Объём краеведческой работы в любом категорийном туристско-спортивном походе, а также лыжном походе любой степени сложности может быть ограничен по объёму и времени, по сравнению с другими видами походов. Это не только расширяет кругозор учащихся, но и даёт возможность проследить связь региональной культуры и истории с отечественной культурой и историей в целом.

 

Перечень необходимых мероприятий по подготовке к походу

1. Определение целей и задач исследований.

2. Выбор района похода.

3. Получение задания от государственных, научных и музейных организаций, администраций образовательных учреждений.

4. Подбор группы (отряда) и руководителей. В руководстве каждого отряда, вместе со спорторганизатором, обязательно должны быть преподаватели разных дисциплин: географии, биологии, истории.

5. Распределение обязанностей и заданий в группе, отряде (командир, завхоз, старший проводник, топограф и другие ответственные лица, а также краеведы: - геолог, энтомолог, биолог, эколог, спелеолог, археолог, палеонтолог, фотограф и художник.

6. Сбор сведений о районе похода (изучение необходимой литературы, отчётов, карт и документов).

7. Разработка маршрута и запасных вариантов маршрута, плана подготовки похода, плана-графика движения и сметы расходов.

8. Разработка плана исследовательской (краеведческой) работы и подготовка необходимого для этого оборудования и снаряжения.

9. Подбор и подготовка личного группового снаряжения.

10. Оформление необходимой походной и маршрутной документации.

11. Распределение между участниками похода тем исследовательских и научных докладов.

12. Получение разрешения на выход в поход (от врача, от директора образовательного учреждения, от МКК, от пограничной службы).

 

При проведении туристских походов необходимо:

- привлекать школьников, занимающихся и желающих заниматься краеведением, особенно по программам и направлениям туристско-краеведческого движения обучающихся России «Отечество»;

- обеспечить учащимся доступность исследовательских задач и методик;

- привлекать педагогов и специалистов разных направлений из ВУЗов, научно-исследовательских заведений и музеев:

- исследовательскую деятельность совмещать с активной общественно-полезной деятельностью (охрана памятников природы, культуры).

 

В ходе проведения похода (экспедиции) ежедневно проводятся:

- краеведческая работа в объёме 0, 5-2 часа;

- дневниковые записи (звукозаписи) о проведённых встречах, беседах и наблюдениях;

- фото и/или видеофиксация интересных событий, объектов и материалов;

- зарисовки отдельных ценных и интересных объектов, экспонатов, документов и т.п.;

- сбор историко-бытовых и этнографических предметов, документов, фотографий, открыток и т.п., для пополнения или создания экспозиций музеев общеобразовательных учреждений;

- сбор материалов (растений, насекомых и т.п.) для создания гербариев и коллекций для кабинетов истории, географии, биологии;

- взятие проб и образцов для проведения анализов и исследований.

 

Результатом проведения похода является:

- полный отчёт о проведённом походе, в т.ч. творческие отчёты или разделы в общем отчёте о проведённых научно-исследовательских и других краеведческих работах;

- сочинение туристской песни, стихотворения, гимна;

- подготовка и выпуск стенгазеты, фотогазеты, уголка туриста, стенда или выставки-экспозиции по итогам похода (экспедиции) и результатам научно-исследовательской и краеведческой работы;

- подготовка заметки в стенгазету общеобразовательного учреждения (школы, центра, дворца, станции), в поселковую, районную или городскую газету;

- выступление по школьному или районному радио;

- подготовка и передача в школьный или муниципальный музеи, собранных в ходе похода, историко-бытовых, этнографических, палеонтологических, археологических, геологических материалов, документов, старых писем, фотографий, открыток, картин, своих зарисовок, фото и видео материалов;

- подготовка научно-исследовательских и творческих краеведческих работ на конкурсы разных уровней (школьный, муниципальный, областной, региональный, Всероссийский);

- участие (выступление) в работе конференций, совещаний, семинаров, смотров, конкурсов, фестивалей, викторин, олимпиад и слётов разных уровней;

- издание брошюры-отчёта об итогах и результатах всех школьных походов отдельного района за прошедший год.

Перечень мероприятий в рамках туристско-краеведческого движения «Отечество» при проведении всех типов походов (туристско-спортивный поход, туристско-краеведческий поход, туристско-краеведческая экспедиция) и видов туризма (пешеходный, лыжный, велосипедный, водный, спелео)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.