Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выбор темы исследования







Студенту предоставляется право выбора темы В ВКР. Студент может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования.

Не допускается написание ВКР несколькими студентами на одну тему, за исключением случаев, когда по разрешению научного руководителя каждый из студентов рассматривает различные аспекты одной и той же темы, образуя тем самым проблемные группы.

Выполняется студентом самостоятельно под методическим руководством преподавателя. Студент вместе с руководителем В ВКР составляет план ее выполнения, обсуждает с ним структуру и график выполнения заданий. Руководитель оказывает методическую помощь в работе с документами, в окончательном формулировании темы, цели и задач, объекта и предмета, методов исследования и т.п., периодически, на основании графика, осуществляет проверку выполнения работы студентом, ее корректировку и выставляет предварительную оценку законченной работе.

Выбор темы предполагает обоснование ее актуальности, оценку теоретического и практического значения. При выборе темы, как и выборе объекта и предмета исследования, полная самостоятельность предоставляется студенту. Единственное обязательное условие – это соответствие темы В ВКР требованию государственных образовательных стандартов к содержанию учебной дисциплины. В одних случаях побудительным мотивом является стремление получить ответ на вопросы, возникшие на практике, в других – желание исследовать малоизученную проблему и т.д. Вне зависимости от подхода к выбору темы, главное, чтобы она вызывала интерес у студентов.

Если у студентов возникает затруднение при выборе темы, они могут обратиться за помощью к преподавателям. Название В ВКР, глав и параграфов не должны совпадать. Название работы не должно быть громоздким.

При выборе темы мы рекомендуем студентам исходить из следующих критериев:

· Сложность вопроса. Написание работы по сложным темам поможет слушателям более глубоко разобраться в наиболее трудных проблемах курса, ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях, проверить свои возможности.

· Научный интерес. Некоторые темы вызывают научный, творческий интерес слушателей и могут быть перспективны для них в плане дальнейшей исследовательской работы (подготовке статей, докладов, диссертации).

· В ВКР впоследствии может быть основой теоретической части дипломной работы. Поэтому следует учесть такую возможность при выборе темы ВКР. Выполнение дипломного проекта на основе В ВКР является оптимальным вариантом во всех отношениях.

· Ориентация на профессиональную деятельность.

· Наличие источников и литературы. До окончательного выбора темы необходимо выяснить наличие достаточного количества источников и литературы по данной проблеме.

К другим критериям можно отнести актуальность темы (научная, и практическая ценность), собственный опыт студента, перспективность изучаемой проблемы.

Желательно, чтобы ВКР отражала специфику будущей профессиональной деятельности и имела общую сквозную тематику вплоть до заключительной дипломной работы.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ В ВКР


Составление структуры ВКР – важный этап, от которого зависит четкость и логика раскрытия темы. Это сложный процесс и он должен осуществляться на всем протяжении подготовки ВКР. Поэтому студенту необходимо первоначально составить предварительный план и согласовать его с научным руководителем. В процессе работы план уточняется и в конечном итоге включается в оглавление.

Материал ВКР располагается в следующем порядке:

· Титульный лист (приложение 1).

· Содержание.

· Введение.

· Основная часть ВКР.

· Заключение.

· Список использованной литературы.

· Приложение.

· Содержание.

Содержание оформляется после того, как работа над текстовым документом закончена, соответствует заголовкам работы

Введение должно быть кратким (2-4 страницы). В некоторых случаях Введение рекомендуется писать после того, как будет готова основная часть работы, поскольку эта часть исследования в процессе изучения претерпевает значительные изменения. Целесообразно обозначить во введении в схематичном виде основные используемые в работе моменты или указать в контексте ссылки на материалы, предполагаемые включить во введение, а, после написания основной части работы, сформировать окончательный его текст.

Во введенииотражается основная характеристика ВКР по следующим направлениям:

– обоснование актуальности избранной темы;

– цели и задачи исследования;

– описание объекта и предмета исследования;

– общий анализ источников и литературы;

– указание авторской новизны и творческой самостоятельности.

Актуальность темы исследования – это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблемы, вопроса или задачи. Предполагает указание причин, которые обусловили необходимость данного изучения. Из чего следует исходить при раскрытии актуальности темы исследования?

Можно назвать два основных направления ее характеристики. Первое связано с неизученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела. Второе направление характеристики актуальности связано с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных. Одно из этих направлений либо то и другое в совокупности обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования.

Цели и задачи исследования – это формулирование того, что необходимо достичь в ходе исследования, некоторый образ будущего (например, изучение научной литературы по выбранной теме; овладение специфическими методами исследования, систематизация знаний по какой-либо научной проблематике и т.д.). Количество задач не должно быть большим (3-6, но не более).

Объект и предмет исследования. При проведении исследовательской работы объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и частное, общее и частности. Объект исследования – это то, что непосредственно изучается в ходе ВКР, это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, и избранное для изучения в целом. Предмет – это то, что находится в границах объекта, он вычленяется из объекта и являет собой ту часть, на которую непосредственно направлено исследование. Например, объектом являются корпоративные коммуникации, а предметом исследования – конкретные средства и способы их организации. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

Помимо методологии, которая отвечает на вопрос о том, с помощью каких подходов мы получили результаты, студенту необходимо осознать и различать цель и результат своего исследования. Как отмечалось, цель – это то, что мы хотим получить при проведении исследования, образ будущего. Результат – это то, что мы реально получили, образ настоящего.

Авторская научная новизна. Следует отметить, что когда речь идет о ВКР, это требование сохраняется, но не является столь категоричным. Исследование, может носить познавательный характер и не претендовать на авторский научный вклад в исследуемой области. Что может составить новизну исследования?

Практическая значимость исследования может заключаться в возможности:

– решения на их основе той или иной практической задачи;

– использования полученных данных в процессе подготовки тех или иных специалистов.

Основная часть может состоять из нескольких глав и параграфов. Каждый из этих подэлементов заканчивается краткими выводами (обобщениями), обеспечивая органичный переход к следующему подэлементу. Каждое заглавие параграфа или главы должно быть кратким и информативным, соответствующим содержанию. В каждой главе рассматривается самостоятельный вопрос (аспект) исследуемой проблемы, в параграфах – отдельные части вопроса.

В основной части излагается содержание темы. Эту часть рекомендуется разделить на 3-4 параграфа, раскрывающих сущность проблемы. Наименования вопросов должны примерно соответствовать друг другу по уровню научного обобщения излагаемого материала. Сами вопросы должны быть сопоставимы по объему и иметь логическую связь между собой. Увеличивать число вопросов не следует, так как это приведет к их поверхностной разработке или значительному превышению объема ВКР. Очень важно правильно распределить нагрузку на вопросы основной части. Формулирование в конце каждого вопроса краткого вывода облегчит в конце работы составление заключения. Первый параграф обычно связан с теоретическими и методологическими аспектами проблемы. Второй и третий посвящены анализу изучаемого феномена, выявлению его исторических, национальных, местных, иных особенностей, ранжированию и обоснованию проблем и т.д. При этом важно сохранить логическую связь между параграфами, последовательность раскрытия темы.

Объем каждого параграфа должен составлять 5-6 страниц печатного текста. Перечень разделов ВКР определяется совместно с руководителем в ходе выполнения работы.

Один из разделов основной части ВКР, обычно первый, может быть посвящен изложению теоретического материала, анализа состояния дел в избранной научной тематике. Этот раздел содержит постановку проблемы, теоретические изыскания, собственные предположения. Этот вид деятельности даст возможность продемонстрировать то, что проблема действительно существует и ее изучение способствует росту профессиональных знаний, приобретению навыков научного исследования, удовлетворяет познавательный интерес, способствует личностному росту.

Второй раздел ВКР желательно посвятить описанию практической (экспериментальной, эмпирической) работе. В нем содержится последовательное описание всех этапов данного исследования, а также его результаты. Заключение (2-3 страницы) представляет собой изложение результатов ВКР. В нем автор подводит итоги исследования, в соответствии с выдвинутыми во введении задачами ВКР, делает теоретические обобщения, формулирует выводы и практические рекомендации.

В данном разделе сообщается, что цели, задачи, которые ставились во введение, выполнены, а выдвинутые гипотезы нашли свое подтверждение. Кроме того, кратко сообщается о полученных результатах и формулируются соответствующие выводы о научной и прикладной значимости рассмотренных вопросов и методов их решения.

В конце ВКР в определенной последовательности составляется список использованной литературы. Он представляет собой перечень всех статей, книг, отчетов и других источников, использованных автором при выполнении ВКР. Данный раздел является самостоятельной частью ВКР. Он не должен содержать много наименований, но только те, на которые делались ссылки и действительно использовались при написании ВКР.

Приложение, в них размещаются необходимые нормативные документы, исследовательский инструментарий (анкета, бланк интервью и т.п.), графический материал (таблицы, схемы, диаграммы), расчеты, не вошедшие в основной текст. Каждое Приложение начинается с новой страницы (счет страниц продолжается по­сле списка литературы) и каждому Приложению присваивается порядковый номер (т.е. только числовой, без указания «№»). Объем Приложений не ограничен и не включается в обязательное количество страниц ВКР.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.