Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Практическое занятие № 5. Театральная система Бертольда Брехта






    1. Теория «эпического театра» Б. Брехта:

    – антиаристотелевский характер (разрушение иллюзии достоверности, рационализм, отсутствие принципа «перевоплощения»); Полемика с К. С. Станиславским;

    – «эффект очуждения» и его эстетическое воплощение (зонги, авторский комментарий);

    – принципы режиссуры и игры актеров; уровни восприятия действительности (персонаж – актер – автор – зритель); способы активизации зрительского сознания;

    2. Антивоенная драма Брехта «Мамаша Кураж и ее дети»:

    – источники и их трансформация;

    – принцип «очуждения», роль зонгов, речи персонажей и роль автора в раскрытии основной идеи;

    – проблема трагической вины мамаши Кураж и мотив духовной слепоты;

    3. Философские драмы-параболы Б. Брехта:

    – диалектика добра и зла в фантастической драме-параболе «Добрый человек из Сычуани»;

    – проблема личной ответственности и противоречивость натуры ученого в пьесе «Галилео Галилей»;

    – философский смысл параболы «Кавказский меловой круг»

    4. Б. Брехт и развитие драматургии XX в.

    Тексты:

    Брехт, Б. Мамаша Кураж и ее дети + одна пьеса по выбору: Добрый человек из Сычуани, Жизнь Галилея, Кавказский меловой круг.

    Литература:

    1. Зарубежная литература XX века: учеб. / под ред. Л. Г. Андреева. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Высш. шк.: Академия, 2004. – С. 215–229.

    2. Бояджиев, Г. В центре внимания Брехт / Г. Бояджиев // От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров. – М., 1988. – С. 328–338.

    3. Днепров, В. Революционная мораль Брехта / В. Днепров // Литература и нравственный опыт человека. – Л., 1970. – С. 357–423.

    4. Днепров, В. Реализм и мораль Бертольда Брехта / В. Днепров // Идеи времени и формы времени. – Л., 1980. – С. 542–579.

    5. Фрадкин, И. Бертольт Брехт: путь и метод / И. Фрадкин. – М.: Наука, 1965.– С. 67–80, 128–139, 168–177.

    6. Эткинд, Е. Бертольт Брехт / Е. Эткинд.– М.: Просвещение, 1971. – С. 84–111, 116–133.


    Практическое занятие № 6. Судьбы мира, цивилизации и искусства в интеллектуальном романе Г. Гессе «Игра в бисер»

    1. Жанровая многомерность интеллектуального романа:

    – генезис жанра в немецкоязычной традиции (роман воспитания, романтический роман о художнике, философский роман, роман-миф и др.);

    – проблема жанра интеллектуального романа в теоретическом освещении, типологические признаки жанра;

    – формирование жанра интеллектуального романа в немецкоязычной литературе первой половины ХХ в. (Т. Манн, А. Дёблин, Р. Музиль и др.);

    2. Г. Гессе – мыслитель и писатель:

    – философские и эстетические взгляды, влияние философии А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, О. Шпенглера, К. Г. Юнга;

    – Восток в жизни и творчестве Г. Гессе;

    – основные этапы творческого пути писателя;

    3. Философская парабола «Игра в бисер» и ее парадоксы:

    – замысел и история создания романа;

    – семантика «игры в бисер», символическое значение мотива игры, его различные интерпретации;

    – утопия и антиутопия в романе: образ страны Касталии, его философское значение, концепция мироустройства;

    – особенности сюжетно-композиционной организации и хронотопа романа;

    – проблема кризиса цивилизации и самоизоляции интеллекта, критическое изображение «мира фельетонизма»;

    – образ Йозефа Кнехта, его символический вневременной характер, проблема самопознания личности;

    – многожанровая природа романа: соединение исторической хроники, биографии, памфлета, притчи, пародии, романа воспитания и др.

    4. Значение творчества Г. Гессе в мировой литературе

    Литература:

    1. Березина, А. Г. Герман Гессе / А. Г. Березина. – Изд-во ЛГУ, 1976. – 128 c.

    2. Затонский, Д. В. Зеркала искусства / Д. В. Затонский. – М., 1975.

    3. Каралашвили, Р. Мир романа Германа Гессе / Р. Каралашвили. – Тбилиси, 1984.

    4. Павлова, Н. С., Седельник В. Д. Швейцарские варианты. Литературные портреты / Н. С. Павлова. – М., 1990.

    5. Павлова, Н. С. Типология немецкого романа: 1900–1945 / Н. С. Павлова. – М.: Наука, 1982. – 276 с.

    6. Седельник, В. Д. Герман Гессе и швейцарская литература / В. Д. Седельник. – М., 1970.

    7. Сенэс, Ж. Герман Гессе, или Жизнь Мага: пер. с фр. / Ж. Сенэс, М. Сенэс. – М.: Молодая гвардия, 2004. – 277 с.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.