Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
VIII. Сообщение учащегося.
Краткий пересказ содержания «Пролога на небесах». Чтобы осознать меру и смысл стремления Фауста, обратимся к некоторым строчкам, произносимым архангелами в присутствии самою Господа:
Непостижимость мирозданья Дает нам веру и оплот... И с непонятной быстротою, Кружась, несется шар земной... И грозной цепью сил природы Весь мир таинственно объят.
Таинственность и непостижимость мирозданья волнуют архангелов, а человек, жалкий червь, комок глины, рвется постичь смысл бытия. Так проясняются устремления Фауста. Фауст неудовлетворен собою, но Бог (автор) предрекает Фаусту постижение истины, и, что, может быть, еще важнее, это не маленькая правда ученого доктора, а смысл жизни всего человечества.
Пока еще умом во мраке он блуждает, Но истины лучом он будет одарен; Сажал деревце, садовник уже знает, Какой цветок и плод с него получит он.
В то же время каждый должен стремиться к истине — это смысл жизни. Господь считает необходимым, чтобы человек не впадал «в спячку»: «Ты можешь гнать, пока он жив, его по всем уступам. Кто ищет, вынужден блуждать». При этом Господь убежден в победе добрых начал в человеке, что «чутьем, по собственной охоте он вернется из тупика» и посрамит надежду Мефистофеля приручить навечно «божка вселенной» (Перевод Пастернака), «смешного божка земли» (перевод Холодковского). Мефистофелю человек кажется «каким-то» насекомым, которое «полулетя, полускача свиристит, как саранча» (перевод Пастернака), «прямо в грязь лезет поминутно» (перевод Холодковского). Мефистофель признает, что Фауст — один из лучших на земле, т. к. он пройдет «по всем уступам жизни», но будет спасен — таков конечный глас неба в финале трагедии.)
IХ. Эпизод «У городских ворот»: Средневековый город, окруженной крепостной стеной, предстает как символ. Наступает весна, и в праздничный день все жители города стремятся вырваться из душного полумрака помещений, здесь монолог Фауста многозначен, т. к. дана картина весны и образ народа, очнувшегося, пробудившегося после долгой зимы (символична крепостная стена, но не менее символичная и зима — долгая пора средневековья). Вместе с тем сцена «У городских ворот» контрастна «Прологу на небесах» в художественном плане. — Какие отличия вы заметили в этих сценах? В «Прологе на небесах» дан космический фон. Фантастические образы их христианской мифологии, здесь — живописная реалистическая бытовая картина, конкретно представленные типы: служанки, крестьяне, солдаты и т. д. Чувствуется многообразие ритмов (можно сравнить песню нищего, солдатскую песню и танцевальную: «Пустился в пляску пастушок...»). Это народная сцена, причем народ представлен не безликой массой, а социально дифференцированной. Этой сценой Гете вносит важный критерий в исканиях Фауста — оценку народом его усилий. В конце сцены автор сопоставляет Фауста с Вагнером. Фауст завидует самому солнцу в его движении по небосводу. Ученый, педант Вагнер реагирует на его слова испуганно и вместе с тем с явным самоудовлетворением:
Нет, что мне крылья и зачем быть птицей! Ах, то ли дело поглощать За томом том, страницу за страницей!
Пояснение для учителя: Две следующие сцены вводят крупным планом фигуру Мефистофеля. При анализе этих сцен, учащимся нужно понять смысл пари, которое представлено в «Прологе на небесах», и разобраться в том, что из себя представляет образ Мефистофеля, какова его роль в сюжете трагедии.
Сюжет отражает взаимоотношения персонажей. Значит надо понять, какова роль Мефистофеля в приключениях Фауста (он вдет ею в кухню ведьмы, устраивает встречи с Маргаритой и т. п.). Но это только внешний рисунок сюжета. Ведь «Фауст» — не бытовая драма, а философская трагедия. Поэтому речь идет не о том, кто кому помогает и что происходит в кухне ведьмы, а о движении мысли и о том, как в этом движении участвует Мефистофель. Мефистофель — «дух отрицания», но его нельзя назвать просто злодеем, отрицательным персонажем. Да, он спорит с Фаустом, пытается его совратить, сбить с избранного пути. Но своим сомнением он и помогает ему. Действительно, Фауст без Мефистофеля никогда бы не стал Фаустом конца трагедии. Но и Фауст, и Мефистофель — это два разных начала в жизни, в человеческой душе, и в ней временами живет Мефистофель, как отмечал Тургенев в повести «Фауст». — Итак, какова позиция Мефистофеля? По Мефистофелю, все возможно и любым путем, вины в этом нет, любой человек «насекомое», «полукузнечик», любого можно соблазнить. Пройти через искусы Мефистофеля к истине — «спастись», при всех своих заблуждениях, как «спасаются» Фауст и Маргарита, — вот удел развития человека по Гете. Интерес к фигуре Мефистофеля существует в искусстве давно. У Пушкина — его «Сцена из Фауста», тема союза с дьяволом возникает в романе «Доктор Фауст» Т. Манна и в фильме по нему. Фаустовские мотивы пронизывают и «Преступление и наказание» Ф. М.Достоевского и его же роман «Бесы». В романе «Преступление и наказание» Достоевский пишет, что «тысячи добрых дел» не могут отменить «одно зло». Это суждение, наверное, надо понять многим нашим современникам, т. к. принципы Мефистофеля и «игры» с ним не кажутся столь опасными. Поэтому очень важно осмыслить эти принципы и влияние Мефистофеля на Фауста, собственную «деятельность» Мефистофеля в трагедии. Сначала Мефистофель переносит Фауста в компанию веселящихся гуляк. Девиз «Да здравствует свобода и вино!» не принят Фаустом, он не включается в это веселье. Но, начиная новую, «другую» жизнь Фауст приходит снова по общей для всех дороге жизни, ища ее смысл в молодом веселые, любви, практических делах на пользу общества, в красоте. Он познает, как и хотел, всю «полноту жизни», любит ее и людей, ее печали радости, ее «роковое бремя». Таким образом, поиски Фауста и Гете — это вечное стремление человека к истине и счастью, это вечные поиски ответа на вопрос: кому жить хорошо? — В каких произведениях 19 века по-своему ставится и разрушается эта вечная философская проблема? (Называются произведения Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого). Пояснения для учителя: Историю Маргариты можно дать кратко. Она легче воспринимается через сложный комплекс идей, связанный с двумя главными героями. Следует показать органическую связи философских исканий Фауста и его увлечение Маргаритой. Надо рассказать, что в жизненном странствовании Фауста оказались значимыми встречи с двумя женщинами: Маргаритой (в 1 части) и Еленой (во 2 части).
При всей жизненной правдивости сцен, связанных с Маргаритой, ее образ символичен. Маргарита воплощает простоту, естественность. Как все влюбленные, Фауст идеализирует наивную девушку из мещанской семьи. Чувство к ней очень близко тому ощущению природы, которое передано в сцене «У городских ворот». В Маргарите он видит дитя природы. Но здесь таится трагедия Маргариты. Фауст не мог остаться в кругу Маргариты, т. к. круг этот был составной частью презираемого им мира мелких интересов и узкой морали. Вместе с тем, гибель Маргариты — вечный укор Фаусту. Гете напоминает об ответственности каждого человека перед другим человеком. Гибель Маргариты заставляет Фауста глубоко задуматься о своих действиях. Он стремится совершить добрые дела, но все его начинания словно поражены какой-то порчей. И самого Фауста в конце жизни поражает слепота. Но он созрел духовно, мощь мысли его неисчерпаема. Высшее счастье, он понимает — это, здесь, рядом. Он силой духа провидит светлую дорогу человечества в его колыбели и обители — на родной планете Фауст подводит итог длинного пути:
…Жизни годы Прошли не даром, ясен предо мной Конечный вывод мудрости земной: Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день идет за них на бой! ……………………………………….. Тогда сказал бы я: мгновенье! Прекрасно ты, продлись, постой! И не смело б веков теченье Следа, оставленного мной! В предчувствии минуты дивной той Я высший миг теперь вкушаю свой.
Произнося эти слова, Фауст тем самым обращается к вечной жизни, к Богу. И именно эти слова дают возможность ангелам унести Фауста на небо, где разворачивается мистерия, возвращающая нас к истокам дантовского гуманизма, к его «Божественной комедии». Гете символически соединяет свой век с веком Данте. Фаустовские мотивы широко использованы в русской литературе ХIХ века. А. С. Пушкин в своем отношении к Фаусту следует скорее за «народной книгой», чем за Гете, — сговор с чертом, по его мнению, обязательно приводит к гибели. Гибнет Дон Гуан в «Каменном госте», тот же мотив и в сказках «О рыбаке и рыбке», «Золотой петушок». Для Пушкина вообще «Гений и злодейство — две вещи несовместимые». Более сложным образом пронизывает мотив Фауста «Демон» М. Ю. Лермонтова. Здесь и Тамара, и Демон содержат в себе фаустовские соответствия. Любовь Тамары, ее гибель и спасение соотносятся и с историей гетовской Маргариты, и со сценой спасения Фауста. Демон же — это и Мефистофель, и Фауст из первой части гетовской трагедии. Лермонтов, как и Пушкин суров к Фаусту первой части, предавшему любовь. В понимании поэтов для него нет прощения — и он осужден в то время, как искренняя любовь заслуживает прощения свыше. В повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» кузнец Вакула тоже не церемонится с чертом — ни о каком сговоре и речи не идет. Как мы знаем, ухажер из ада выполняет все пожелания Вакулы. — А как обнаруживаются фаустовские мотивы в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя? (Этот вопрос можно дать в качестве домашнего задания).
|