Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Слово учителя. В 50-е годы в поэзии Тютчева появился относительно конкретный герой, обладающий чертами типичности






В 50-е годы в поэзии Тютчева появился относительно конкретный герой, обладающий чертами типичности. Им оказалась женщина. Поэт осмысливает женскую натуру, стремится понять ее сущность, место в жизни и ее судьбу. В стихах «О, как убийственно мы любим...»; «Я очи знал - О, эти очи!»; «Последняя любовь» любимая предстает уже не как “неземное создание”, “младая фея”, а как человек, которому присуще все человеческое: не только возвышённые и благородные чувства, но и слабости, ошибки, противоречия, и страсть, и гнев. Стихи пронизаны мукой и болью, тоской и отчаянием, воспоминанием о былом счастье, непрочном, как и все на земле.

 

Тютчев стремится отказаться от узко субъективной точки зрения на любимую. Он хочет объективно раскрыть мир чувств, ее личность. Поэт сосредоточивает внимание не только на собственных переживаниях, но стремится проникнуть в духовный мир женщины. Он раскрывает его через описание внешних проявлений чувств, и, таким образом, романтическое излияние начинает вытесняться описанием: “Она сидела на полу и груду писем разбирала”. В лирику вводится второй голос – голос женщины (“Не говори: меня он как и прежде любит...”).

По своему психологическому складу любимая в “денисьевском цикле” напоминает тургеневских героинь. У того и другого любовь - “поединок роковой”. В то же время у Тургенева личность человека и в сфере чувств социально и исторически обусловлена. Те психологические ситуации, которые рисовал Тургенев в романах и повестях, отражали реальную картину человеческих отношений 50-60-х годов, пробудившееся в передовых кругах сознание ответственности за судьбу женщины. Тютчев в своих раздумьях о женской доле, о женском характере близок Тургеневу. “Она” в “денисьевском цикле” похожа на героиню рассказа Тургенева “Три встречи”.

В своих прежних стихотворениях поэт говорил о конфликте человека с природой, с хаосом ночи, с неумолимым движением времени, отнимающим молодость. В “денисьевском цикле” впервые в творчестве Тютчева нарисован конфликт между людьми. Чувство, страсть, личность человека в своих проявлениях и даже в своем развитии оказывается зависимыми от общества, У Тютчева любовь становится трагедией для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого отношения общества, толпы к любящим: «...Толпа, нахлынув, в грязь топтала то, что в душе ее цвело Суд людской Тютчев назвал роковой силой (“две силы есть - две роковые силы”), и в этом стихотворении конфликт между любящими осмысливает как столкновение между личностью, бросившей вызов суду людскому, и жестоким обществом.

В душевном состоянии лирического героя Тютчева и “денисьевского цикла” можно найти не только общечеловеческое, но и характерное для любовных переживаний дворянского героя пятидесятых годов, отраженных в русской литературе этого периода, в творчестве Тургенева, Гончарова, Островского.

Обнаруживаются даже текстуальные сближения стихов Тютчева с романами и повестями Тургенева, в изображении любовных страданий. Неполноценность героя выражена в горестной “самокритике”.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.