Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информация для учителя. Образ автора в романе «Евгений Онегин»[9]






Образ автора в романе «Евгений Онегин» [9]

Художественная уникальность романа определяется особым положением, которое занимает в нем Автор. Автор в романе Пушкина — не традиционный рассказчик ведущий повествование о героях и событиях, четко отделяя себя от них и от читателей, но создатель романа и его герой. Он напоминает читателям о «литературности» романа, о том, что текст, создаваемый им, — новая, «жизнеподобная» реальность, которой надо доверять. Герои романа — вымышленные. Мир, в котором живут герои, — тоже плод творческой фантазии Автора. Реальная жизнь — только материал для романа, отобранный и организованный им, творцом романного мира.

Автор ведет постоянный диалог с читателем – делится «техническими» подробностями, пишет «критику» на свой роман и опровергает возможные мнения критиков, привлекает внимание к поворотам сюжета, к разрывам во времени, вводит в текст черновики — показывает что роман еще не дописан. Роман как бы создается прямо на глазах читателя, при его участии, с оглядкой на его мнение. Автор видит в нем «соавтора».

Автор — создатель романного мира, творец сюжетного повествования, но он же — его «разрушитель». Это противоречие возникает тогда, когда он, прерывая повествование, сам входит в роман — на короткое время (репликой, замечанием) или заполняет его целиком (авторским монологом). Однако Автор, отрываясь от сюжета, не отделяет себя от своего романа, становится его «героем». Хотя Автор — не обычный герой, участник сюжета. Сюжет романа один. Автор — за пределами сюжетного действия.

У Автора особое место в романе, определенное двумя его ролями. Первая — роль повествователя, рассказчика комментирующего все, что происходит с героями. Вторая — роль «представителя» жизни, которая тоже является частью романа, но не укладывается в рамки литературного сюжета. Автор находится над сюжетом. Его жизнь — часть общего потока жизни.

От пересечения Автора и героев (встречи Онегина и Автора в Петербурге, о которых говорится в первой главе, попавшее к нему письмо Татьяны («его я снято берегу»), подчеркивают, что герои романа — только часть той жизни, которую представляет в романе Автор.

Образ Автора создается иными средствами чем образы Онегина, Татьяны, Ленского. Автор отделен от них, между ними есть соответствия, смысловые параллели. Не будучи действующим лицом, Автор появляется в романе как субъект высказываний — реплик и монологов (авторских отступлений). Говоря о жизни, о литературе, о романе, который создает, Автор то приближается к героям, то отдаляется от них. Суждения его совпадают или, наоборот, противостоять мнениям героев. Автор прямо указывает на сходство или различия между и героями: «Страстей игру мы знали оба; / Томила жизнь обоих нас; / В обоих сердца жар угас»; «Всегда я рад заметить разность / Между Онегиным и мной»; «Так точно думал мой Евгений»; «Татьяна, милая Татьяна! / С тобой теперь я слезы лью».

Чаще всего между высказываниями Автора и жизнью героев возникают композиционные и смысловые параллели. Появление авторских монологов и реплик, внешне не мотивированное, связано с сюжетными эпизодами смысловыми связями. Поступок или характеристика героя рождают отклик у Автора, заставляя его заговорить о том или ином предмете. Каждое высказывание Автора добавляет новые штрихи к его портрету.

Главную роль в создании образа Автора играют его монологи — авторские отступления. Это вполне завершенные по смыслу фрагменты текста обладающие стройной композицией и неповторимым стилем.

Большая часть отступлений — лирические и лирико-философские. Они насыщены жизненными впечатлениями, наблюдениями, философскими размышлениями. Они — средство раскрытия духовного мира Автора — мудрого Поэта, много повидавшего в жизни. Он то молодой, озорной и страстный, то насмешливый и ироничный. Автора привлекают женщины и вино, дружба, театр, балы, стихи и романы. Сквозная тема его размышлений — молодость и зрелость, «возраст поздний и бесплодный, / На повороте наших лет».

Некоторые отступления проникнуты духом литературной полемики. В отступлении в третьей главе (стр. ХI-ХIV) дав ироническую «историко-литературную» справку, Автор знакомит с планом своего «романа на старый лад». Автор включается в споры о русском литературном языке, подчеркивая верность «карамзинистским» идеалам (гл. 3, стр. ХХVII-ХХIХ), полемизирует с «критиком строгим» (В. К. Кюхельбекером) (гл. 4, стр. ХХХII-ХХХIII). Таким образом Автор определяет свою литературную позицию.

В ряде отступлений Автор иронизирует, а иногда и высмеивает чуждые ему представления о жизни. Например: строфы VII-VIII — «Чем меньше женщину мы любим...»; строфы ХVIII-ХХII — «Врагов имеет в мире всяк...»; строфы ХХVIII-ХХХ — «Конечно, вы не раз видали / Уездной барышни альбом...». Объектом его иронии являются пошлость и лицемерие, зависть и недоброжелательность, душевная лень и разврат, замаскированные светской благовоспитанностью. Такие отступления можно назвать ироническими. Автор не сомневается в подлинных жизненных ценностях и духовных качествах людей. Он верен свободе, дружбе, любви, чести, ищет в людях душевной искренности и простоты.

Во многих отступлениях Автор предстает как петербургский поэт, современник героев романа. Автобиографичны все отступления в 1-й главе, часть отступлений в 8-й главе (стр. I-VII; стр. XLIX-LI), в 3-й главе (стр. ХХII-ХХIII), в 4-й главе (стр. ХХХV), отступление в финале шестой главы (стр. ХLIII-XLVI), отступление о Москве в 7-й главе (стр. ХХХVI-ХХХVII).

Полнота духовной жизни, способность к целостному восприятию мира в единстве светлых и темных сторон — главные черты личности Автора, отличающие его от героев романа. Именно в Авторе Пушкин воплотил свой идеал человека и поэта.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.