Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тезис лекций






 

 

по дисциплине: PDP 3305 «Планирование деятельности предприятия»

специальности: «5В050600 - Экономика»

 

 

Алматы, 2014 г.

Тема 1: «Общая характеристика планирования деятельности предприятия»

Цель лекции: дать общую характеристику планирования деятельности предприятия

Основные вопросы:

1.1.Сущность и функции рыночного планирования.

1.2.Задачи и принципы планирования деятельности предприятия.

1.3.Методы планирования деятельности предприятия.

1.4. Классификация планирования деятельности предприятия

 

1.1.Сущность и функции рыночного планирования.

 

Прежде чем начать какое-либо дело, человек должен тщатель­но продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и с помощью каких средств он должен сделать. В противном случае его намерения могут оказаться невыполненными. Следовательно, первой и основополагающей стадией управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс постановки цели и нахождение способов ее выполнения. Именно к стадии пос­тановки цели можно отнести предвидение, прогнозирование, пла­нирование. Конечным результатом этой стадии является построе­ние идеальной модели хода производственного процесса, направ­ленного на достижение главной цели предприятия.

Процесс управления предприятием складывается из многих функций. В их число входят следующие:

- планирование;

- организа­ция;

- координация и регулирование;

- учет, контроль и анализ;

- акти­визация и стимулирование (рис. 1.1).

Указанные функции управления носят название общих. Кроме них в системе управления выделяются конкретные функции, кото­рые учитывают влияние на них объекта управления, что находит свое отражение в объекте и предмете планирования и будет рас­смотрено ниже.

Под функциями планирования пони­маются обособившиеся виды труда, порождаемые разделением труда внутри процесса планирования, т.е. любая работа, любое действие, совершаемое в процессе формирования плана и направ­ленное на изменение состояния предприятия.

В состав функций планирования можно включить следующие:

1)Уменьшение сложности.

2) Мотивация.

3)Прогнозирование.

4)Обеспечение безопасности.

5)Оптимизация.

6)Функция координации и интеграции.

7)Функция упорядочения.

8)Функция контроля.

9) Функция документирования.

10) Функция воспитания и обучения.

 

Задачи и принципы планирования деятельности предприятия.

 

К наиболее важным принципами системного подходе, с учетом которых должна разрабатываться научно обоснованная система внутрифирменного планирования производства и сбыта продукции, относятся принципы:

1. целеобусловленности;

2. относительности;

3. управляемости;

4. связанности;

5. моделируемости;

6. симбиозности;

7. оперативности;

8. унификации;

9. интеграции;

10. резервирования;

11. новых задач;

12. непрерывного развития;

13. обратной связи.

 

Методы планирования деятельности предприятия.

Методы планирования. Под ними понимается способ осуществления планирования, то есть способ реализации плановой идеи. Метод планирования зависит от конкретной формы планирования и включает два аспекта:

- направление планирования;

- средства обоснования плановых параметров.

В практике планирования можно выделить три направления планирования: прогрессивное, ретроградное и круговое.

1) Прогрессивное планирование. (способ “снизу вверх”).

2) Ретроградный метод (“сверх вниз”).

3) Круговой метод (Встречное планирование).

Классификация планирования деятельности предприятия

По содержанию и форме проявления различают следующие виды (формы) планирования и виды планов.

1. С точки зрения обязательности плановых заданий различают директивное и индикативное планирование.

2. В зависимости от срока, на который составляется план, и сте­пени детализации плановых расчетов принято различать долгос­рочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (теку­щее) планирование.

3. По содержанию плановых решений выделяют: а) стратеги­ческое, б) тактическое, в) оперативно-календарное планирование.

4. В теории и практике планирования могут также выделяться другие виды планирования, охватывающие как главные, так и вто­ростепенные аспекты этого процесса.

В частности, планирование можно классифицировать по сле­дующим критериям:

а) по степени охвата:

• общее планирование, охватывающее все аспекты проблемы;

• частичное планирование, охватывающее только определен­ные области и параметры;

б) по объектам планирования:

целевое планирование, относящееся к определению страте­гических и тактических целей;

• планирование средств, относящееся к определению средств достижения поставленных целей (планирование таких потенциа­лов, как оборудование, персонал, финансы, информация);

• программное планирование, относящееся к разработке и ре­ализации конкретных программ, например, программ производ­ства и сбыта;

• планирование действий, например, специальных продаж, наем кадров;

в) по сферам планирования:

• планирование сбыта (цели сбыта, программы действий, рас­ходов на сбыт, развитие сбыта);

• планирование производства (производственной программы, подготовки производства, хода производства);

• планирование персонала (потребности, найма, переподго­товки, увольнения);

• планирование приобретений (потребности, закупок, реали­зации излишних запасов);

• планирование инвестиций, финансов и т.д.;

г) по глубине планирования:

• агрегированное, планирование, ограниченное заданными контурами, например, планирование цеха как суммы производ­ственных участков;

• детальное планирование, например, с подробным расчетом и описанием планируемого процесса или объекта;

д) по координации частных планов во времени:

последовательное планирование, при котором процесс раз­работки различных планов представляет собой один долгий, сог­ласованный, последовательно осуществляемый процесс, состоя­щий из нескольких этапов;

• одновременное планирование, при котором параметры всех планов определяются одновременно в одном единственном акте планирования;

е) по учету изменения данных:

• жесткое планирование;

• гибкое планирование;

ж) по очередности во времени:

• упорядоченное (текущее) планирование, при котором по за­вершении одного плана разрабатывается другой план (планы чере­дуются последовательно один за другим);

• скользящее планирование, при котором по истечении опре­деленного запланированного срока план продлевается на следую­щий период;

• внеочередное (эвентуальное) планирование, при котором планирование осуществляется по мере необходимости, например, при реконструкции или санации предприятия.

По содержанию и форме проявления различают следующие виды (формы) планирования и виды планов.

5. С точки зрения обязательности плановых заданий различают директивное и индикативное планирование.

6. В зависимости от срока, на который составляется план, и сте­пени детализации плановых расчетов принято различать долгос­рочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (теку­щее) планирование.

7. По содержанию плановых решений выделяют: а) стратеги­ческое, б) тактическое, в) оперативно-календарное планирование.

8. В теории и практике планирования могут также выделяться другие виды планирования, охватывающие как главные, так и вто­ростепенные аспекты этого процесса.

Вопросы для самопроверки

1. Что представляет собой планирование в условиях рыночной экономики?

2. В чем заключается сущность планирования в свободных рыночных отношениях? Какие цели оно выполняет?

3. Какие основные функции позволяет осуществлять планирование на предприятии? В чем они выражаются?

4. Каким основным требованиям должен соответствовать план? Что означает гибкость плана?

5. Что служит предметом планирования? Что является объектом планирования?

6. Что выступает результатом планирования?

7. Какие виды планирования применяются на предприятиях?

8. Как осуществляется рыночное планирование? В чем состоит сущность индикативного планирования?

9. Какие существуют принципы планирования?

Рекомендуемая литература

1. Царев В.В. Внутрифирменное планирование: Учебник. Питер, 2003г.

2. Просветов Г.И. Прогнозирование и планирование. Москва, Альфа-Пресс, 2008.

3. Косов А.В., Соломатов В.И., Соловьев В.А. Электронный учебник: «Внутрифирменное планирование»/Московский государственный университет геодезии и картографии, Москва, 2007/ https://4du.ru/books/knigi_po_menedzhmentu/vnutrifirmennoe_planirovanie_miigaik.htm

4. Вайс Е.С. Планирование на предприятии: учебное пособие /М.: КНОРУС, 2011

5. Дугалова Г.Н. «Внутрифирменное планирование». Алматы 2008.

Тема 2: «Организация плановой работы на предприятии»

 

Цель лекции: раскрыть сущность организации плановой работы на предприятии

Основные вопросы:

2.1.Состав, структура и функции плановых служб предприятия

2.2. Схема планирования на предприятии. Разработка и утверждение плана. Корректировка плана.

2.3. Анализ и оценка качества плана. Система показателей оценки качества плана.

Состав, структура и функции плановых служб предприятия

В основе эффективного планирования на предприятии лежит системный подход, основанный на всестороннем и последовательном изучении состояния предприятия, его внутренней и внешней среды. Системный анализ призван найти ответы на следующие вопросы о работе предприятия:

1. Как выделить систему, деятельность которой мы собираемся планировать?

2. В какой сфере и в каких условиях действует предприятие?

3. Как организовано предприятие и как оно функционирует в действительности?

4. Какая политика и практика предприятия действуют в настоящий период?

5. Каковы главные приоритеты руководства предприятия?

6. Как работало предприятие в прошлом и как оно работает сейчас?

7. Какова структура акционерного капитала?

8. Что представляют собой конкуренты предприятия, какова их доля на рынке и как она изменяется?

9. Какие законы и правительственные постановления влияют на работу предприятия, и каким образом?

Полученные в ходе системного анализа ответы на подобные вопросы позволяют выявить все основные факторы, ограничивающие рост предприятия и мешающие его плановому развитию.

Руководство планово-экономических служб предприятий осуществляют общие, научные, методологические и другие главные функции по управлению всей текущей и перспективной плановой деятельностью. Персонал службы планирования совместно с высшим руководством принимает участие в разработке стратегии предприятия, выборе и обосновании экономических целей, создании необходимой нормативной базы, анализе и оценке плановых и фактических результатов конечной деятельности.

В планировании своей деятельности участвуют все службы предприятия, как производственные, так и функциональные. В цехах и отделах организуются планово-экономические бюро или профессиональные группы. Структура планово-экономических служб предприятия зависит, прежде всего, от размеров производства, характеристики продукции, положения на рынке, формы собственности и т.д. При бесцеховой структуре управления плановые функции выполняются экономистами-менеджерами высшего звена. Каждое предприятие самостоятельно выбирает структуру своих планово-экономических органов.

Основой для выбора организационных структур на предприятии служат обычно перспективные планы на развитие, объемы производства продукции, нормативы численности и соотношений различных категорий персонала и многие другие факторы. Примером линейного подчинения экономических служб на крупных предприятиях могут быть названы последовательные структурные звенья: генеральный директор > главный экономист > планово-экономическое управление > планово-финансовый отдел > планово-расчетное бюро. При функциональной подчиненности право принимать решения и давать руководящие указания предоставляется применительно к конкретным функциям независимо от того, кто их осуществляет.

При линейно-функциональной структуре управления по каждому уровню формируется состав служб, пронизывающий все предприятие " сверху донизу" (рис.2.1).

Рисунок 2.1- Линейно-функциональная структура управления предприятием

 

В условиях рыночной экономики существует множество типов организационных структур, в которые органично должны вливаться плановые службы. Это дивизиональная, продуктовая, матричная, проектная и т.д., выбор которых определяется стратегическими задачами предприятия.

Схема планирования на предприятии. Разработка и утверждение плана. Корректировка плана.

В понятие " планирование" входит определение целей и путей их достижения. На Западе планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы тесно взаимосвязаны между собой.

Сам процесс планирования проходит в 4 этапа:

· разработка общих целей;

· определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2, 5, 10 лет);

· определение путей и средств их достижения;

· контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого.

Структурная схема планирования на предприятии.

Взаимосвязь краткосрочного и долгосрочного планирования

Приведенные выше виды планирования дают наилучший эффект, если их использовать правильно. Любая компания должна применять как долгосрочное, так и краткосрочное планирование. Например, при планирование производства продукта как одного из важнейших элементов рыночной стратегии целесообразно применять долгосрочное и оперативное планирование в совокупности, так как планирование производства продукта имеет свои специфические черты и определяется поставленной целью, сроками ее достижения, видом товара и так далее.

Процедура разработки плана включает в себя следующие операции (cм. схему).

После завершения разработки планов по отдельным отраслям выявляются несоответствия - завышенные или заниженные показатели, - которые необходимо устранить. Поскольку планы взаимозависимы, возникает необходимость внесения соответствующей корректировки.

Сальдо доходной и расходной частей всех планов включается в бюджет, то есть в план расходов и доходов, поскольку ориентиром является сохранение ликвидности - платежеспособности предприятия. Обычно отдельные планы составляются только по количественным показателям и лишь после их взаимоувязки производится расчет денежных показателей.

Анализ и оценка качества плана. Система показателей оценки качества плана.

Для оценки качества планов необходимо иметь систему показателей, характеризующих их реальность и напряженность, обоснованность и оптимальность, степень точности и уровень риска и т. д.

Реальность планов означает возможность их осуществления в ближайший отрезок времени. Критерий реальности планов может быть установлен на основе анализа действительного положения хозяйства и возможностей его стихийного развития, с одной стороны, и анализа имеющихся объективных средств воздействия на этот ход развития, с другой. Реальность планов является выражением желательных результатов хозяйственного строительства в пределах имеющихся возможностей их достижения. В конечном счете, первым признаком реальности планов может служить уровень их фактического выполнения в конкретных внешних и внутренних условиях.

Важным оценочным показателем качества разрабатываемых на предприятии планов служит уровень их напряженности. Данный показатель является универсальным и может применяться для оценки качества планов на всех этапах их существования. Напряженность планов служит одной из основных характеристик степени рационального использования планируемых экономических ресурсов в процессе производства продукции и услуг. В общем виде коэффициент напряженности планов можно определить путем сравнения соответствующих показателей с установленной мерой или существующим эталоном. В качестве подобного эталонного норматива или стандарта могут выступать научно обоснованные или оптимальные плановые показатели. Тогда коэффициент напряженности планов будет выражен соотношением установленных плановых и действующих нормативных показателей:

К н = А пл / А э,

где К н – коэффициент напряженности плана; А пл – планируемый или фактический показатель; А э – эталонный или нормативный показатель.

Приведенный способ расчета коэффициентов напряженности планов может быть использован для оценки разнообразных разделов или показателей планов: производства продукции, потребности ресурсов, продажи товаров, получения доходов, распределения прибыли и т. д. На стадии разработки плановых показателей необходимо обеспечить их равновесие с эталонными, что достигается при коэффициенте напряженности, равном единице. При оценке напряженности выполнения планов обычно сравниваются фактические и эталонные показатели. Чем больше значение расчетного коэффициента, тем выше уровень напряженности оцениваемых плановых показателей. Превышения планируемыми или фактическими показателями соответствующих нормативных или эталонных значений в нормальных условиях работы предприятия, как правило, не должно происходить. Подобный случай – это скорее всего признак некачественного составления плана или свидетельство невозможности его выполнения. При его возникновении следует, во-первых, скорректировать плановые показатели до равновесного значения с производственными возможностями предприятия или, во-вторых, расширить предложение до уровня рыночного спроса.

Сбалансированность многих показателей является необходимым условием качественной разработки первоначальных планов, например плана производства и плана продаж, плана численности персонала и плана материального вознаграждения, плана доходов и расходов и т. д.

При оценке качества составления и выполнения планов наибольшая сложность состоит в выборе объективных нормативных показателей, которые должны стать эталонами, стандартами или критериями равной напряженности планов.

Сравнивая соответствующие плановые или фактические показатели с нормативными, можно установить не только коэффициенты напряженности планов, но и степень риска плановой деятельности.

Степень риска в условиях рыночной неопределенности можно оценить как нормальную при отклонении фактических данных от запланированных показателей до 10%, высокую – 20, чрезмерную – 40 и недопустимую – свыше 50%. Если фактические показатели коэффициентов напряженности или риска находятся в пределах так называемого нормального коридора, то это служит признаком соответствующего уровня качества планов.

Вопросы для самопроверки

1.Какие основные функции выполняют планово-экономические службы на предприятиях?

2.Какие подразделения занимаются разработкой плановых нормативов?

3. В чем заключатся схема планирования на предприятии?

4. В чем заключается разработка и утверждение плана, а также корректировка плана?

5. В чем заключается анализ и оценка качества плана?

6. Для оценки качества планов какую необходимо иметь систему показателей?

Рекомендуемая литература

1. Бухалков, М.И. Планирование на предприятии: Учебник. М.: ИНФРА. - М, 2008

2. Царев В.В. Внутрифирменное планирование: Учебник. Питер, 2003г.

3. Просветов Г.И. Прогнозирование и планирование. Москва, Альфа-Пресс, 2008.

4. Косов А.В., Соломатов В.И., Соловьев В.А. Электронный учебник: «Внутрифирменное планирование»/Московский государственный университет геодезии и картографии, Москва, 2007/ https://4du.ru/books/knigi_po_menedzhmentu/vnutrifirmennoe_planirovanie_miigaik.htm

5. Вайс Е.С. Планирование на предприятии: учебное пособие /М.: КНОРУС, 2011

Тема 3: «Нормативная база планирования»

Цель лекции: раскрыть систему плановых нормативов и показателей

Основные вопросы:

3.1. Понятие плановых норм и нормативов, их роль в плановой деятельности предприятия

3.2. Классификация плановых норм и нормативов и характеристика

3.3. Трудовые нормативы, их виды и назначение

3.4. Методы разработки плановых нормативов и норм

Понятие о плановых нормативах и нормах

Свободные рыночные отношения основаны на взаимодействии необходимых плановых требований и показателей, учитывающих интересы производителей и потребителей товаров. Решение этих вопросов возможно с помощью системы планово-экономических нормативов и норм, нацеливающих любое производство на получение высокого конечного результата производственно-финансовой деятельности.

В современной экономической литературе отсутствует единое общепризнанное понятие о нормах и нормативах.

Термин «норма» в переводе с латинского означает руководящее начало, правило, образец. Норма – это научно обоснованная величина расхода тех или иных экономических ресурсов в конкретных производственно-технических условиях.

Норматив – это расчетная величина затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов, применяемых в нормировании труда, планировании производства и хозяйственной деятельности предприятия.

Нормативы – это фундаментальная экономическая категория, которая имеет свое конкретное научное и практическое содержание, а также форму проявления, например, трудовые или материальные затраты на единицу продукции: мин/шт. или кг/шт.

Нормы в отличие от нормативов имеют конкретное отраслевое или внутрипроизводственное назначение. Они устанавливаются для соответствующих локальных условий рабочего места или определенного типа производства и должны отражать как общие закономерности, так и специфические особенности развития предприятия и изменение затрат экономических ресурсов при допустимых ограничениях в планируемые сроки их использования. Нормы разрабатываются обычно на краткосрочный, заранее установленный период их применения, в заданных производственных условиях с учетом различных производственно-хозяйственных факторов. Нормы подлежат пересмотру в соответствии с изменением нормообразующих факторов. По своему значению нормы и нормативы могут быть абсолютными и относительными, общими и частными, плановыми и фактическими, перспективными и текущими, количественными и качественными и т.д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.