Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 78. О красоте изображений






 

То высшее Искусство всемогущего Бога, посредством Которого из ничего было со­творено все (Ср. Ин 1: 3), именуемое также Его Премудростью, Само действует также и через мастеров, чтобы делали они прекрасное и соразмерное. Хотя они производят [уже] не из ничего, но из некоей материи, а именно из дерева, мра­мора или слоновой кости и из любого другого вида материи, подчиняющейся рукам мастера. И они не могут произвести чего-либо из ничего, ибо действуют посредством тела, однако при этом те элементы и соразмерность очертаний, которые по­средством тела придают они телу, они берут в душе от высшей Премудрости, придавшей гораздо более искусно всему телу мира, произведенного ею из ничего, сами элементы и саму со­размерность. В этом [мире] находятся также и тела живых су­ществ, которые производятся уже из чего-либо, а именно из элементов мира, но гораздо более могущественно и прекрас­но, чем когда искусные люди те же самые фигуры и формы тел повторяют в своих творениях. Ведь не всю соразмерность че­ловеческого тела можно обнаружить в статуе, однако всякая [красота], обретаемая здесь, переносится душою мастера от той Премудрости, которая естественным образом произво­дит самое тело человека. И поэтому не следует высоко ценить тех, кто делает подобные произведения или восхищается ими, ибо душа, привлеченная меньшими вещами, создаваемыми телесно посредством тела, меньше обращается к высочай­шей Премудрости, от которой имеет таковые способности. И пользуется она ими плохо, пока упражняет их во внешнем, ибо, любя то, в чем она упражняет их, она презирает их внут­реннюю постоянную форму и становится беднее и немощнее. И из этого можно понять, насколько уклонились от истины те, кто даже почитают подобные творения. Ибо если бы они почитали сами тела живых существ, произведенные гораздо более совершенно и служащие образцом для этих [изображе­ний], то что может для них быть более жалким, [чем это]?

 

Вопрос 79. Почему чародеи фараона сотворили некие чудеса, подобно Моисею, служителю Божию? (Ср. Исх.7-8)

1. Всякая душа отчасти обладает властью над чем-то лично своим, а отчасти сдерживается и управляется законами цело­го как законами общественными. И поскольку всякая види­мая вещь в этом мире имеет поставленную над ней ангель­скую власть, о чем свидетельствуют и несколько мест Боже­ственного Писания, то [душа] по отношению к тому, над чем [в свою очередь] она поставлена, нечто делает как бы в соот­ветствии с частным правом, а нечто вынуждена делать как бы для общественной пользы. Ведь целое могущественнее, чем часть, поскольку часть, делая нечто частным образом, лишь настолько получает позволение делать это, насколько доз­воляет закон целого. Впрочем, всякая душа настолько более чиста в отношении благочестия, насколько, меньше услажда­ясь своим частным обращается к закону целого и повинуется ему преданно и охотно. Ибо закон целого — это Божествен­ная Премудрость. А чем больше находит [душа] удовольствия в своем частном и, презрев Бога, управляющего с пользой и спасительно всеми душами, желает быть вместо Бога сама себе или другим, кому сможет, более любя свою власть над собой или другими, чем Его власть над всеми, — тем более жалкой она является и тем сильнее вынуждена в порядке на­казания служить Божественным законам, как общественным. Итак, чем больше человеческая душа, отвергнув Бога, станет услаждаться своими достоинствами или своей властью, тем больше будет предаваться силам, радующимся своему частно­му и жаждущим быть почитаемыми людьми в качестве богов. И Божественный закон часто дозволяет этим [силам], чтобы тем, кого они подчинили себе по их заслугам, на основании этого частного права они показывали некие чудеса, соверша­емые в тех вещах, над которыми они поставлены на самом низшем, но справедливейшем уровне власти. Но где повеле­вает Божественный, как бы общественный, закон, он непре­менно побеждает частное установление, хотя не существует и самого частного установления, если нет [на это] дозволения вселенской Божественной власти. А потому и происходит, что святые служители Божий, если полезно, чтобы они имели этот дар, в соответствии с общественным и как бы царским законом, то есть по власти Вышнего Бога, побуждают низшие власти сотворить некое видимое чудо. Ведь в них повелева­ет Сам Бог, поскольку они — храм Его и, презрев свою лич­ную власть, пламенно любят Его. А в колдовских повелениях [злые духи], чтобы подчинить себе тех, кому даруют таковое с целью обольщения, предоставляют успех их молитвам и мис­териям, даруя в соответствии с личным правом то, что поз­волено им дать хвалящим их, служащим им и соблюдающим некое соглашение с ними в их таинствах. И если кажется, что чародеи повелевают, то [при этом] они устрашают низших [духов] именами более высоких, чтобы явить удивляющимся нечто видимое, что по немощи плоти кажется великим тем из людей, кто не способен созерцать вечное, являемое любящим Его Самим истинным Богом. А допускает [успех чародеев] Бог, все справедливо устроивший, чтобы сообразно страстям и желаниям распределить их служения и свободы, и если ког­да-либо призыванием Вышнего Бога они добиваются чего-либо по своим злым стремлениям, то это кара, а не благодать. Ведь не зря сказал апостол: «Предал их Бог в похоти сердца их» (Ср. Рим.1: 24). Ибо склонность к совершению некоторых грехов — это наказание за другие, предшествующие.

2. А что касается сказанного Господом: «Невозможно, что­бы сатана изгонял сатану» (Ср. Мк.3: 23), то, чтобы кто-либо не счел, если изгонит он демонов, пользуясь именами неких низших влас­тей, что это изречение Господа ложно, пусть поймет он, что это сказано в том смысле, что в подобном случае сатана, даже если щадит тело или телесные чувства, то для того щадит, что­ бы господствовать с большим торжеством посредством за­блуждения нечестия в самой воле человека. И таким образом не исходит сатана, но скорее проникает еще глубже, чтобы действовать [в человеке] так, как говорит апостол: «Сообразно князю господства этого воздуха, действующего ныне в сынах противления» (Ср.Еф.2: 2). Ибо не станет он смущать или истязать их те­лесные чувства или же угнетать их тела, но будет царствовать в их воле или, скорее, страстном желании.

3. А когда говорит [Господь], что лжепророки сотворят многие знамения и чудеса, чтобы, если это возможно, пре­льстить даже и избранных (Ср. Мф.24: 24), то этим Он, разумеется, дает нам понять, что даже грешные люди творят некие чудеса, ко­торых не могут сделать святые. Однако не следует из-за этого считать, что их положение перед Богом лучше. Ведь чародеи египетские не были более приятны Богу, чем народ Израиль­ский на том основании, что не мог этот народ сделать совер­шенного ими, хотя Моисей силой Божией смог больше (Ср. Исх.7-12). Но с той целью не всем святым это даруется, чтобы немощные не впали в весьма губительное заблуждение, полагая, что в по­добных деяниях заключаются большие дары, чем в делах пра­ведности, которыми приобретается вечная жизнь. Поэтому Господь запрещает ученикам радоваться в подобных случаях, говоря: «Не тому радуйтесь, что духи вам повинуются, но ра­дуйтесь, что имена ваши написаны на небесах» (Лк.10: 20).

4. Поэтому, когда чародеи делают то, что иногда соверша­ют и святые, то внешне это кажется одинаковым, но соверша­ется с разной целью и по разному праву. Ведь первые совер­шают, ища своей славы, а вторые — славы Божией, первые творят благодаря тому, что позволено властям в частном по­рядке, подобно частной торговле и благотворению, а вторые — в порядке общественного управления по приказу Того, Кому подчинено все творение. Ведь одно дело, когда владелец вынужден дать коня воину, а другое — когда он продает его купцу, либо кому-либо дарит или одалживает. И как многие дурные воины, которых осуждает императорский порядок, при помощи знаков императорской власти для своей выгоды запугивают некоторых владельцев и вымо­гают у них то, что не приказано им общественным правом, так точно иногда и дурные христиане, раскольники или ере­тики именем Христовым или же при помощи христианских слов и таинств требуют чего-либо от властей, обязанных повиноваться достоинству Христа. И когда те подчиняются воле дурных повелителей, то подчиняются, чтобы совратить людей, заблуждению которых радуются. Поэтому по-разно­му творят чудеса чародеи, хорошие христиане и христиане дурные: чародеи — при помощи частных соглашений, добрые христиане — благодаря общественной справедливости, дур­ные христиане — при помощи знаков общественной спра­ведливости. Не удивительно, что эти знаки действуют, когда используются ими [то есть дурными людьми], если, даже бу­дучи захвачены иноземцами, которые вовсе не принадлежат к этой службе, они все же имеют силу из-за достоинства ве­личайшего императора. Из подобных [людей] был тот, о ком возвестили ученики Господни, что он изгоняет именем Его демонов, хотя и не ходит с ними (Ср. Лк.9: 49). А если подобные власти не повинуются этим знакам — значит, сокрытым образом Сам Бог запрещает [им], ибо находит это справедливым и полез­ным. Ведь никоим образом никакие духи не решатся пренеб­речь этими знаками, поскольку боятся их, где бы ни увидели. Но, при неведении людей, приказывается по Божиему изво­лению [нечто] другое, или для посрамления злых, когда над­лежит, чтобы они были посрамлены (как мы читаем о сыно­вьях Скевы в Деяниях Апостолов, которым сказал нечистый Дух: «Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?» (Деян.19: 14-15)), или для наставления добрых, чтобы преуспели в вере и могли совер­шать подобные [действия] не хвастливо, но с пользой; или же для различения даров членов Церкви, как говорит апостол: «Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений?» (1Кор.12: 29-30). Поэтому скорее всего по этим причинам, как сказано, при неведении людей, повелевается от Бога, чтобы, когда эти знаки употреб­лены, такого рода власти не повиновались людской воле.

5. А если злые часто наносят ущерб добрым, то получают власть над ними для большей пользы добрых, ради упражне­ния в терпении. Итак, христианская душа пусть всегда стара­ется в своих страданиях следовать воле Господа своего, что­бы не навлечь на себя более тяжкого осуждения, противясь определению Божию. Ведь то, что Сам Господь, действуя как человек, сказал Понтию Пилату, это же и Иов мог сказать диаволу: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин.19: 11). Поэтому не воля того, кому дается власть злобы по отношению к добрым, но воля Того, Кем да­ется эта власть, должна быть для нас дороже всего. «Ибо скорбь производит терпение, терпение — опытность, опытность — надежду; а надежда не постыжает, поскольку любовь Бо­жия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5: 3-5).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.