Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. 1. Пояснительная записка






Оглавление

1. Пояснительная записка. 3

2. Требования к экзамену (или зачёту). 3

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 3

4. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ.. 3

I. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА.. 3

2. КРАЙНЯЯ ЭПОХА. ЛИТЕРАТУРА ПЕРВЫХ ЛЕТ ОКТЯБРЯ (ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ИСТОРИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ГРАНИЦАХ с 1917 по 1945 ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ 1941-1945 РАССМАТРИВАЕТСЯ В СООТНЕСЁННОСТИ С ТИПОЛОГИЧЕСКИ БЛИЗКОЙ ЕЙ ЭПОХОЙ). 3

3. СЕРЕДИННАЯ ЭПОХА: ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ, РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНДЕГРАУНД, ЛИТЕРАТУРА КАЗАРМЕННОГО СОЦИАЛИЗМА.. 3

5. ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 3

I. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПОЭЗИЯ В РАЗМЫШЛЕНИЯХ О ДУХОВНЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ РОДИНЫ 3

II. ТЕМА ГРАЖ АНСКОЙ ВОЙНЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ 20-х ГОДОВ.. 3

III. СУДЬБЫ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ И КУЛЬТУРЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ 20-30-х гг. 3

IV. РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ века И АНДЕГРАУНД: ТОЧКИ СБЛИЖЕНИЯ.. 3

6. Планы семинарских занятий.. 3

Раздел первый. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПОЭЗИЯ В РАЗМЫШЛЕНИЯХ О ДУХОВНЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ РОДИНЫ... 3

Раздел второй. ТЕМА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ 20-х ГОДОВ 3

Раздел третий. СУДЬБЫ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ И КУЛЬТУРЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ 20-30-х гг. 3

Раздел четвёртый. РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ века И АНДЕГРАУНД: ТОЧКИ СБЛИЖЕНИЯ.. 3

7.Темы контрольных работ... 3

Споры о сущности и судьбе произведений отечественного искусства первой половины XX века. 3

1 вариант. «ПРИРОДА СОЦИАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УТОПИЙ 20-30-х ГОДОВ, ИХ СУДЬБА И СУДЬБА ИХ СОЗДАТЕЛЕЙ». 3

2 вариант. «ФОРМУЛА ИСТИНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ОБ ИСКУССТВЕ 20-30-х ГОДОВ» 3

3 вариант. «КАТЕГОРИЯ ВЕРЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 20-30-х ГОДОВ». 3

4 вариант. РОЛЬ И СУДЬБА ОНТОЛОГИЧЕСКОГО И ФЕНОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЙ В СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.. 3

8. ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ. 3

Общий раздел. 3

Литература к лекции: " ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ.. 3

ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА". 3

I.Методологические проблемы.. 3

II. Проблема изучения истории советского общества. 3

III. Проблема переоценки историко-литературного процесса. 3

IV. Споры о методе соцреализма. 3

V. К истории создания Союза писателей СССР.. 3

9. Вопросы для самопроверки и подготовке к аттестации.. 3

.10. ПРИЛОЖЕНИЕ.. 3

ТАБЛИЦА 1. 3

Таблица 2. Схема вариантов членения отечественного историко-литературного процесса XX века 3

Примечания:. 3

Комментарии.. 3

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД (Б.1. «Крайний») 3

ВТОРОЙ ПЕРИОД (В. 2. «Серединный») 3

ТРЕТИЙ ПЕРИОД (Г. 3. - «Серединный») 3

«Крайний» период. «Оттепель». (ШЕСТОЙ ПЕРИОД: Ё. 6) 3

«Крайний» период. Перестройка второй половины 80-х годов (ВОСЬМОЙ ПЕРИОД. З. 8) 3

 

 


Пояснительная записка

 

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ века включает в себя весомую часть русской литературы рубежа 19 - 20 веков, литературы русского зарубежья и литературы русского андеграунда, русской советской литературы. Кроме того, нельзя забывать, что история русской советской литературы не только была, но и остаётся частью ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1917 - 1990-х гг. Этого многонационального «материка» больше нет, как нет и СССР - особого политического образования. Входившие в его состав литературы (украинская, белорусская, грузинская, литовская и т.д.) сегодня уже называется обычно литературой БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ и не изучаются в отечественной школе ни в границах курса зарубежной литературы, ни в границах литературы отечественной. Спорить о степени оправданности такого решения – не с кем. Просто сегодня сложился такой порядок в преподавании истории литературы. Однако вопрос о преемственных, типологических, генетико-контактных (Д. Дюришин) связях русской советской литературы со всеми разновидностями русской и советской многонациональной литературы не должен ставиться в зависимость от политической и идеологической конъюнктуры, ибо это вопрос о СТАТУСЕ курса.

Следует иметь в виду, что в разные периоды истории русской литературы характер ее взаимоотношений с литературой многонациональной и русской (эмигрантской, рубежа веков, маргинальной) не мог оставаться неизменным. Эти обстоятельства должны найти отражение при характеристике того или иного периода истории отечественной литературы.

Наряду с этим ПЕРИОДИЗАЦИЯ курса требует аргументированной демаркации, анализа структуры литературного процесса, основных идейно-эстетических проблем, характера функционирования литературного произведения, установления соотносительной роли литературной группировки, школы, союза и - индивидуальности.



Изучая закономерности литературного процесса (роль исторических, политических и художественных документов эпохи, историю и судьбу писательских объединений, их печатных органов и издательств, природу и характер различных художественных образований - стилевых, жанровых и т.п.), необходимо помнить, что основной фигурой литературы является все же ХУДОЖНИК, черты творческой индивидуальности которого в их константности необходимо выявлять достаточно точно.

В рамках курса " История отечественной литературы ХХ века" студент осваивает творческие биографии таких писателей и поэтов, как М. Горький, В. Маяковский, М. Булгаков. С. Есенин. А. Блок, И. Бунин, А. Толстой, М. Шолохов, А. Фадеев, Л. Леонов, О. Мандельштам, А. Ахматова, Б. Пастернак, М. Пришвин, А. Платонов. Е. Замятин, Вс. Иванов, Н. Эрдман, К. Федин, М. Зощенко, М. Светлов, Ю. Олеша, Б. Пильняк, М. Волошин, В. Набоков, М. Алданов, С. Кржижановский, Д. Мережковский, Б. Зайцев, И. Шмелёв…


2. Требования к экзамену (или зачёту)

 

Студент обязан знать тексты художественных произведений, иметь отчётливое представление об исторических и политических документах эпохи, литературно-критических трудах.

Необходимо владеть информацией об основных этапах и закономерностях развития русской литературы ХХ века: обосновывать хронологические рамки этапов, выделять основные проблемы, давать идейно-эстетическую характеристику явлениям.

Непременным условием успешного завершения курса является умение студента обоснованно выделять важнейшие черты творческой индивидуальности и основные этапы творческого развития таких писателей, как М.Горький, В.Маяковский, М.Булгаков, С.Есенин, А.Блок, А.Толстой, М.Шолохов. А.Фадеев, Л.Леонов, А.Твардовский, О.Мандельштам, А.Ахматова, Б.Пастернак, М.Пришвин, А.Платонов, Е.Замятин, Д.Мережковский, В.Набоков, М.Алданов, А.Ремизов, И.Бунин, А.Куприн…

Студент должен свободно владеть следующими теоретическими понятиями: МЕТОД (и метод социалистического реализма), ЖАНР, СТИЛЬ, НАПРАВЛЕНИЕ, ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС, ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, АВТОР, ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ. КОМПОЗИЦИЯ, ДРАМА, ЭПОС, ЛИРИКА, ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ, ВОЗВРАЩЕНИЕ, АНДЕГРАУНД, ЗАРУБЕЖЬЕ…


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

(в объёме 34 лекционных и 18 семинарских часов для ОДО (вариант «а») и 18 лекционных и 18 практических часов (вариант «б») для ОЗО)

Наименование темы лекции Семинарские занятия Инд. и сам. работа Формы контроля
  Основные проблемы изучения истории отечественной литературы XX в.   а б а б в б а б
            Тестирование Тестирование
  Основные этапы истории отечественной литературы ХХ века и этапы изучения историко-литературного процесса. Учебники нового поколения             Тестирование Тестирование
  Возвращённая литература как эстетический феномен             Тестирование Тестирование
  КРАЙНЯЯ ЭПОХА. ЛИТЕРАТУРА ПЕРВЫХ ЛЕТ ОКТЯБРЯ Общая характеристика литературы первых лет Октября. Апокалиптический синкретизм             Участие в семинаре Участие в семинаре
  Христос и Антихрист в литературе первых лет Октября (Демифологизация образов. Романтизация Антихриста и рождение утопии. Неомиф об Антих ристе)             Тестирование Тестирование
  Проблема героя в художественных исканиях.М. Горького             Участие в семинаре Участие в семинаре
  Поэма А. Блока " Двенадцать" в прочтении " следующего поколения"             Участие в семинаре Участие в семинаре
Б/№ ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ 1941-1945 -   «Парень из нашего города» и «Жди меня». А.Б.Столпера (и Б.Иванова) «Машенька» Ю.Райзмана (сц..Е.Габриловича)       Тестирование
  СЕРЕДИННАЯ ЭПОХА: ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ, РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНДЕГРАУНД, ЛИТЕРАТУРА КАЗАРМЕННОГО СОЦИАЛИЗМА Общая характеристика             Тестирование Тестирование
  Литература русского зарубежья в первой половине ХХ века (История и география русского Зарубежья. Русское зарубежье ХХ века.             Колликвиум Коллоквиум
  Поколения Первой и Второй волн Зарубежья.             Участие в семинаре Участие в семинаре
  Русский литературный андеграунд первой трети XX века: основные закономерности и историко-литературные факты Основные признаки и закономерности развития андеграунда             Тестирование Тестирование
  Тень Достоевского в русском андеграунде Миф об Инквизиторе в русской литературе ХХ века)             Тестирование Тестирование
  Мотив сораспятия в Сожжённом романе Я.Э. Голосовкера) Мотив возвращения в Возвращении Мюнхгаузена С.Д. Кржижановского             Участие в семинаре Участие в семинаре
  Официально признанная литература: направления и функциональные разновидности. Социалистический реализм: версии     С. Эйзенштейн. " Броненосец " Потёмкин", 1925 Е.Л.Дзиган (сц.Вс.Вишневского) «Мы из Кронштадта»     Тестирование Тестирование
  Романтическая литература: Поэзия: Школы и направления (Пролеткуьт Лирический герой в произведениях старшего и молодого поколения романтиков     А.В.Ивановский оп. А.Н.Кольцатый «Музыкальная история» ВВ Корш-Саблин «Моя любовь»     Тестирование Тестирование
  Комсомольские поэты. М.А. Светлов: проблема характера лирического героя             Тестирование Тестирование
  Концепция революции в произведениях В.Маяковского)             Участие в семинаре Тестирование
  Революционно-романтическая проза: Состав. Основные тенденции.             Тестирование Тестирование
  Этапы р азвития революционно-романтической прозы (Канонизация образа человека " новой морали". Социальная утопия. Индустриальный роман. Андеграундный " слой" в индустриальной прозе. Историческая проза. Воспитательная и молодёжная проза)             Тестирование Участие в семинаре
  Онтологическая поэзия и проза: Два поколения неокрестьянских поэтов.             Участие в семинаре Участие в семинаре
  Этапы деревенской прозы             Участие в семинаре Тестирование
  М. А. Шолохов. Концепция пути в романе М.А. Шолохова " Тихий Дон             Тестирование Тестирование
  Фенологическая и этнологическая литература             Тестирование Тестирование
  Философская поэзия первой половины XX века             Тестирование Участие в семинаре
  Философская проза первой половины XX века             Участие в семинаре Участие в семинаре
                   
    34 ч. 18 ч 18 ч. 18 ч.     Экзамен Зачёт
                       

 

Изучению истории отечественной литературы XX века весьма способствует знакомство с шедеврами советской кинематографии, сохранившими духовную атмосферу своего времени. Информация на эту тему содержится ПРИЛОЖЕНИИ (Таблица 2. С. 75-85). Рекомендуется также просмотр фильмов об истории Советской России, созданных во торой половине XX века: " Комиссар". По рассказу В. Гроссмана «Дело было в Бердичеве». Режиссёр А. Аскольдов);

" Служили два товарища" (1968). По сценарию Юлия Дунского и Валерия Фрида. Режиссёр Евгений Карелов;

" В огне брода нет". По сценарию Евгения Габриловича. Режиссёр Глеб Панфилов…

Безусловно, высокую художественную значимость сохраняют фильмы Г. Полоки: " Интервенция" (Сценарий Л. Славина), " Республика Шкид" (По книге Л.Пантелеева и Г.Белых), " Гори, гори моя звезда";

фильм В. Мельникова " Начальник Чукотки". Сценарий В. Валуцкого и В. Викторова;

фильмы А. Германа: " Мой друг Иван Лапшин" по сценарию Эд. Володарского и А. Германа (Литературная основа Юрия Германа), " Проверка на дорогах" (По произведениям Ю. Германа);

фильм Ларисы Шепитько " Восхождение ", созданный по повести В. Быкова «Сотников»…

Этот список, конечно, можно продолжать, так как отечественный кинематограф накопил за период советской истории и перестроечные годы немало произведений, высокие художественные достоинства которых гарантируют им долгую жизнь.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.