Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные результаты ЕГЭ 2015 года






Методические рекомендации по подготовке учащихся к Единому

Государственному экзамену в 2016 году (физика)

 

И.Ю. Лебедева, доцент кафедры

физико-математического образования СПб АППО, к.п.н.

председатель городской предметной комиссии по ЕГЭ

Основные результаты ЕГЭ 2015 года

Государственная итоговая аттестация выпускников старшей школы в форме ЕГЭ проводилась в Санкт-Петербурге уже шестой год. Тем не менее, экзамен 2015 года имел ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что контрольные измерительные материалы ЕГЭ по физике в 2015 году претерпели существенные структурные изменения.

При этом содержательное наполнение экзаменационной работы осталось прежним. Пороговый балл тоже остался без изменения и был объявлен в начале учебного года. Уровень сложности заданий соответствовал ожидаемому и заявленному в демоверсии.

Как и в 2014 году эксперты отмечают в целом качественную и профессиональную работу разработчиков контрольных измерительных материалов по физике. Грубых опечаток и ошибок ни в текстах вариантов, ни в текстах авторских решений не обнаружено. Есть незначительные претензии по формулировке задач с развернутым ответом в ряде вариантов и к авторским решениям, прилагаемым к обобщенным критериям оценивания. Все замечания обобщены и отправлены разработчикам контрольных измерительных материалов.

В 2015 году уровень требований по оцениванию в целом не изменился. Обобщенные критерии оценивания и расчетных, и качественных задач были уточнены и детализированы, при этом были учтены практически все предложения, представленные предметной комиссией Санкт-Петербурга по итогам экзамена 2014 года. Практика проверки экзаменационных работ в 2015 году показала, что эти предложения были оправданны и рациональны.

Таким образом, ЕГЭ текущего года по физике в целом проходил в условиях стабильности и предсказуемости для абитуриентов, что создавало благоприятную почву для качественной и системной подготовки к экзамену.

Как и в прошлом году, в Санкт-Петербурге использовался один план экзаменационной работы.

Следует отметить профессионализм и традиционно высокую мотивацию экспертов предметной комиссии, понимание ими необходимости строго следовать обобщенным критериям оценивания. На протяжении всего экзамена эксперты-консультанты отмечали добросовестность и ответственность основных экспертов. Проведенные в течение последних двух лет мероприятия по переформированию предметной комиссии по физике и повышению квалификации ее членов принесли свои плоды: качество экзаменационной проверки повысилось, что подтверждается уменьшением количества работ, отправленных на третью проверку. Процент третьей проверки в 2015 году минимален за все годы работы городской предметной комиссии по физике на едином государственном экзамене.

Как и в прошлом году 26 ведущих и старших экспертов предметной комиссии Санкт-Петербурга вошли в состав Федеральной предметной комиссии, которая осуществила без замечаний все предложенные ей процедуры перекрестной межрегиональной проверки, проверки работ зарубежных школ и перепроверки высокобалльных экзаменационных работ.

В 2015 году продолжился процесс обновления нормативно-правовой базы, регламентирующей работу предметных комиссий. Еще более ужесточены процедурные требования. Все работы были проверены не только под наблюдением видеокамер, но и в присутствии государственных и общественных наблюдателей. Случаи нарушения порядка проведения экспертизы экзаменационных работ в предметной комиссии по физике не зафиксированы.

Ужесточение требований к организации экзамена позволяет относиться к результатам ЕГЭ с большим доверием, чем в предыдущие годы, рассматривать их как наиболее объективные и «честные» за все время проведения итоговой аттестации выпускников в формате ЕГЭ.

В таблице 1 представлены основные результаты ЕГЭ по физике по сравнению с аналогичными результатами двух предыдущих лет.

Таблица 1.

Основные результаты досрочного и основного экзамена по сравнению с результатами прошлых лет

  Кол-во участников Средний балл Процент участников, не преодолевших порог Количество участников, получивших максимальный балл
2012 год     11, 6  
2013 год     7, 7  
2014 год     12, 8  
2015 год     3, 4  

 

В таблице 2 дано сравнение результатов досрочного и основного экзаменов в Санкт-Петербурге и Российской Федерации

Таблица 2.

Основные результаты досрочного и основного экзамена по сравнению с аналогичными результатами по РФ

  Средний балл Процент участников, не преодолевших порог Количество участников, получивших максимальный балл Процент участников, получивших высокие баллы (более 80)
2015 год 2014 год 2015 год 2014 год 2015 год 2014 год
РФ 51, 2 45, 7 6, 9 16, 9     4, 5
Санкт-Петербург 54, 46 48, 9 3, 3 12, 8 (8% от РФ) (6, 3% от РФ) 6, 9

 

Результаты экзамена в Санкт-Петербурге уже второй год по всем показателям превышают аналогичные результаты в среднем по РФ.

Это свидетельствует о том, что подготовка учащихся к ЕГЭ в школах Санкт-Петербурга носит, как правило, системный и организованный характер. Об этом свидетельствует и тот факт, что средний балл выпускников текущего года традиционно выше среднего балла для всех других категорий абитуриентов (см. таблицу 3).

Таблица 3.

Основные результаты досрочного и основного экзамена для разных категорий экзаменуемых

Категория участников Кол-во участников экзамена по физике Средний балл Кол-во участников, получивших максимальный балл Кол-во участников (процент от участников данной категории), не преодолевших порог
Выпускники текущего года   56, 09   95 (1, 6%)
Выпускники СПО   52, 17   0 (0%)
Выпускники прошлых лет   42, 19   124 (15, 9%)

 

В 2015 году существенно снизилось количество участников экзамена, являющихся выпускниками системы СПО (с 205 в 2014 году до 12 в 2015 году). При этом резко увеличилась их результативность: средний балл повысился с 31, 89 в прошлом году до 52, 17 в текущем году. В прошлом году среди этой категории экзаменуемых процент «двоечников» был аномально высок: 57, 6%, более половины. При этом почти в два раза увеличилось количество участвовавших в экзамене выпускников прошлых лет: с 441 в 2014 году до 781 в 2015 году. Их средний балл существенных изменений не претерпел: 41, 02 в 2014 году и 42, 19 в 2015 году. Однако, количество экзаменуемых, не перешагнувших порог, существенно уменьшилось (с 26, 5% до 15, 9%).

Этот результат можно объяснить ужесточением требований к процедуре проведения экзамена, увеличением степени его честности и прозрачности, а также изменением его сроков (отсутствие второй волны в июле).

Как и прежде, наблюдается корреляция между процентом выполнения задания и уровнем его сложности, а также между процентом выполнения задания и временем, отведенным в школьном курсе на изучение проверяемой темы. Традиционно вызвали затруднения задания по темам, изучаемым преимущественно в основной школе. Очевидны просчеты при организации сопутствующего и обобщающего повторения в массовой старшей школе.

Как и в предыдущие годы, особые затруднения вызвали задания, сформулированные нестандартно, или новые задания, аналоги которых не представлены в многочисленных пособиях для подготовки к экзамену. При этом очевиден хороший процент выполнения заданий из открытого сегмента КИМ, то есть тех задач, которые обсуждались на курсах повышения квалификации учителей и были доступны ученикам при самостоятельной подготовке к экзамену.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.