Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по подготовке к выполнению заданий разных типов






При подготовке учащихся к выполнению заданий экзаменационной работы ЕГЭ важно обращать внимание на необходимость включения в текущую работу с учащимися заданий разных типологических групп, классифицированных

· по структуре;

· по уровню сложности (базовый и повышенный);

· по разделам курса физики («Механика», «МКТ и термодинамика», «Электродинамика», «Квантовая физика»);

· по проверяемым умениям (Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики: знание и понимание смысла понятий; смысла физических величин; смысла физических законов, принципов, постулатов. Умение описывать и объяснять физические явления и свойства тел, результаты экспериментов. Владение основами знаний о методах научного познания. Умение решать задачи различного типа и уровня сложности. Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни);

· по способам представления информации (словесное описание, график, формула, таблица, рисунок, схема, диаграмма).

 

1. При выполнении заданий с выбором ответа многие выпускники пытаются угадывать ответ. В условиях, когда за неверный ответ не ставят штрафные баллы, эта тактика на экзамене может иметь некоторый успех. Тем не менее, в ходе подготовки необходимо обязательно требовать обоснование выбора ответа.

Не стоит также останавливаться на первом же варианте ответа, который показался правдоподобным, часто чтение последующих вариантов ответов помогает обнаружить возможную ошибку в рассуждениях. Во многих случаях полезно не искать верный ответ, а отбросить заведомо неверные ответы (дистракторы).

2. В КИМ ЕГЭ 2016 года часть заданий, которые ранее были заданиями с выбором ответа, переведена в другую типологическую группу: задания с самостоятельной (краткой) записью ответа. Эту группу составляют задания, в которых ответ требует проведения элементарного расчета по формуле. Получение и запись краткого ответа в виде числа исключает возможность угадывания или подсказки при анализе вариантов ответа.

Для расширения банка доступных для тренировки заданий данного типа можно рекомендовать использовать из открытого сегмента КИМ задания с выбором ответа, отбросив (прикрыв) предложенные варианты ответов. Затем полезно проанализировать приводимый набор вариантов ответа. Следует отдельно потренироваться в правильности записи результата, доведя эту процедуру до автоматизма.

3. Для подготовки учащихся к выполнению заданий, проверяющих сформированность методологических умений, рекомендуется сделать акценты на вопросы, которые приучают школьников:

· оценивать соответствие выводов имеющимся экспериментальным данным;

· определять, достаточно ли экспериментальных данных для формулировки вывода;

· интерпретировать результаты опытов и наблюдений на основе известных физических явлений, законов и теорий;

· устанавливать условия применимости физических моделей в предложенных ситуациях.

Повышение результатов при выполнении заданий такого типа возможно только при условии расширения спектра фронтального эксперимента с предпочтением лабораторных работ исследовательского характера. Формирование умений проводить измерения и опыты, интерпретировать их результаты и делать соответствующие выводы возможно только в ходе эксперимента на реальном физическом оборудовании. При этом в процессе обучения важно проводить обсуждение полученных результатов на всех этапах проведения школьного натурного физического эксперимента.

Задания на проверку методологических умений с выбором ответа из открытого сегмента КИМ целесообразно использовать на этапе тематического или итогового контроля, так как только в этих ситуациях они позволяют достаточно быстро проверить освоение широкого спектра методологических умений. Теоретическое натаскивание учащихся на задания по методологии никогда не приведет к устойчивому положительному результату.

4. Особое внимание необходимо уделять формированию у учащихся методологической культуры решения расчетных физических задач. Этот вид деятельности является наиболее важным для успешного продолжения образования. В экзаменационной работе проверяются умения применять физические законы и формулы, как в типовых учебных ситуациях, так и в нетрадиционных ситуациях, требующих проявления достаточно высокой степени самостоятельности при комбинировании известных алгоритмов действий или создании собственного плана выполнения задания. Фундамент для формирования этих умений закладывается в основной школе и постепенно надстраивается в течение всех лет изучения физики.

Задачи высокого уровня сложности часто являются задачами с нетрадиционным контекстом или задачами, в которых в явном виде не задана физическая модель. Успешное решение таких задач возможно только в том случае, если подготовка учащихся проводилась не по принципу демонстрации как можно большего числа «типовых моделей», а при условии обучения школьников общему методу решения задач, формирования у учащихся основ методологической культуры. Такой процесс включает в себя в качестве необходимых элементов анализ условия, выбор физической модели, обоснование возможности ее использования. Выпускники, получившие на экзамене высокие результаты, как правило, по собственной инициативе комментируют выбор модели и уравнений для решения задачи, демонстрируя тем самым понимание физической сути описываемых в задаче явлений и процессов.

При подготовке к экзамену не следует ориентироваться исключительно на пособия для подготовки к ЕГЭ в ущерб традиционным задачникам. Практика показывает, что банк КИМ регулярно пополняется именно за счет традиционных абитуриентских задач.

5. Многие ошибки выпускников при решении физической задачи обусловлены неумением грамотно проводить элементарные математические операции, связанные с преобразованием математических выражений, действиями со степенями, чтением графиков и др. Очевидно, что решение этой проблемы для учителя-физика невозможно без систематического использования на уроках упражнений, направленных на применение стандартных и необходимых математических операций в условиях физического контекста.

6. Важным этапом подготовки ученика к экзамену должно стать использование учителем в текущей работе тех подходов к оцениванию расчётных задач, которые применяются экспертами при проверке заданий с развёрнутым ответом.

· Критериальное оценивание решения задачи с развернутым ответом позволяет ученику получить 1 или 2 балла даже в случае, когда решение не доведено до конца. Необходимо поощрять школьников записывать решение задачи, даже когда оно не закончено, не проведен числовой расчет или результат вызывает сомнение.

· Общепринятые алгоритмы решения физических задач подразумевают получение итоговой формулы для расчета искомой величины в общем виде. Итоговая формула, записанная в общем виде, не только облегчает проведение числового расчета, но и дает возможность провести проверку размерности искомой величины и позволяет обнаружить возможную ошибку в решении или преобразованиях.

Однако на экзамене допускается решение расчётной задачи по действиям. В этом случае за счет слишком грубого округления промежуточных результатов вычислений становится возможным значимое расхождение окончательного результата с правильным числовым ответом. Поэтому целесообразно приучать школьников пользоваться общепринятыми алгоритмами решения задач, формирующими общую методологическую культуру выпускников, а при решении задач по действиям проводить округление промежуточных результатов по правилам математики.

· С 2012 года обобщенные критерии оценивания расчетных задач требуют введения обозначений используемых в решении величин и четкую запись ответа с единицами измерения физической величины. Эти требования необходимо довести до сведения учащихся и в повседневной работе соблюдать неукоснительно, доводя до автоматизма. К сожалению, эксперты отмечают, что в работах учащихся часто встречаются случаи:

- использования одной буквы при обозначении разных физических величин;

- необоснованного переобозначения физических величин в ходе решения задачи;

- отсутствия описания вводимых физических величин;

- записи ответа без указания единиц измерения физических величин.

Это или приводит к ошибкам, или не позволяет оценить решение высоким баллом даже при правильно полученном ответе.

· Обращаем внимание на то, что с 2015 года в Кодификатор экзаменационной работы введен дополнительный раздел, в котором приведен список формул, запись которых рассматривается как стандартная. Этот шаг направлен на то, чтобы облегчить учащимся процесс оформления экзаменационной работы, и, как следствие уменьшить при оценивании количество спорных ситуаций, с которыми сталкиваются эксперты региональных предметных комиссий. При подготовке к экзамену обязательно следует ориентировать учащихся на тщательное изучение этого списка и использование именно той формы записи и именно тех буквенных обозначений физических величин, которые используются в Кодификаторе.

Приведенные в Кодификаторе формулы и обозначения физических величин рассматриваются в качестве стандартных и не требуют дальнейших комментариев и описания обозначений входящих в эти формулы величин. При этом экзаменуемому не запрещается использовать другие (возможно, более привычные для него) системы обозначений, но они должны быть полностью описаны в экзаменационной работе. В противном случае в соответствии с обобщенными критериями оценивания даже за верно решенную задачу учащемуся не удастся получить максимальный балл.

· В представленном в Кодификаторе списке перечислены формулы, которые могут использоваться при решении задач как исходные, не требующие вывода. Все другие формулы должны быть получены из исходных в ходе решения задачи (даже, если в каких-то учебниках эти формулы приводятся в текстах параграфов без выводов). Это чрезвычайно важно довести до сведения учащихся, так как в случае использования в качестве исходной формулы, требующей вывода, оценка за правильно решенную задачу снижается на один балл.

· Особое внимание следует обратить на обучение решению качественной задачи и его записи. Решение качественной задачи подразумевает не только формулировку правильного ответа, но и выстраивание строгой и четкой логики его обоснования. На уроках при решении качественных задач следует обязательно требовать от учеников проведения анализа условия задачи, выделения ключевых слов, выявления физических явлений, их закономерностей и законов, грамотного использования физических терминов. Полезно применять структурно-логические схемы, графики, рисунки и другие элементы наглядности для предварительной записи цепочки рассуждений при подготовке к устному или письменному ответу на вопрос задачи. Важно постоянно помогать учащимся после обсуждения задачи составлять лаконичную, но полную и обоснованную запись решения качественной задачи.

7. В КИМ ЕГЭ с 2015 года существенно увеличена доля заданий на установление соответствия. Этот тип заданий уже стал привычным. Но, хотя банк таких заданий из года в год расширяется, в методической литературе подобные задания все-таки представлены недостаточно. Поэтому чтобы сделать их использование в учебном процессе систематическим, учителям приходится самим конструировать задания данной структуры. Считаем безусловно полезным вовлечение учащихся в этот творческий процесс.

8. Весьма серьезная проблема возникает при обучении выполнению заданий с множественным выбором, которые в КИМ ЕГЭ появились впервые только в 2015. Принципиальное отличие заданий с множественным выбором состоит в том, что все утверждения, предлагаемые для выбора – правильные, но только два из них имеют непосредственное отношение к описанной в задании ситуации (например, устанавливаются в описанных опытах). Банк таких заданий минимален и в ближайшее время ситуация кардинально не изменится. Поэтому очень полезно формирование собственных подборок таких заданий или их конструирование с широким привлечением учащихся в рамках проектной деятельности.

9. Одним из важнейших условий успешной сдачи экзамена в письменной форме является умение грамотно выражать свои мысли, то есть владение устной речью. Устное прочтение задачи, перечисление опорных фактов, выделение ключевых слов, выявление «главного» явления, формулирование гипотез, догадок, умозаключений с обоснованием – все это должно прозвучать в устной речи, прежде чем быть записанным. Учащиеся «не любят писать», поэтому записывать нужно только то, что нужно и важно записать в данном конкретном случае: лаконично, точно и четко. Пространное и невнятное первоначальное рассуждение или обоснование только после уточнения и коррекции приобретает черты научного изложения проблемы. Поэтому подготовка к государственной итоговой аттестации в качестве обязательного элемента должна включать в себя формирование грамотной устной речи.

Необходимо подчеркнуть также важность соблюдения единого орфографического режима. Часто при записи решения физических задач, особенно качественных, учащиеся делают большое количество лексических и орфографических ошибок, затрудняющих понимание написанного.

10. При выполнении экзаменационной работы учащимся очень важно выдерживать временной регламент, быстро переключаться с одной темы на другую. Немаловажную роль играет и психологическая подготовка учащихся, их собранность, настрой на успешное выполнение каждого из заданий работы. Не следует стремиться выполнить I часть работы за более короткое время. В первую очередь это касается «сильных» учащихся. Каким бы легким ни казалось учащимся то или иное задание, к его выполнению следует относиться предельно серьезно. Именно поспешность наиболее часто приводит к появлению неточностей, описок и т.п., а иногда и к выбору неверного ответа.

Эти требования следует жёстко соблюдать при проведении текущего и промежуточного контроля. Учащиеся должны привыкнуть к тому, что на экзамене большую роль играют не только их знания, но и умение их продемонстрировать, а для этого важны организованность, внимательность, умение сосредотачиваться.

 

Источники информации:

1. Интернет-ресурсы ФИПИ, РЦОКО и ИТ, Минобрнауки, Комитета по образованию правительства СПб, СПб АППО и др.

2. Cборник нормативных документов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, ФБУП). –М.: Дрофа, 2004.

3. Результаты единого государственного экзамена по физике: Аналитический отчет предметной комиссии. - СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2009-2015.

4. Заданиями открытого сегмента Федерального банка экзаменационных материалов– М.: «Просвещение», «Эксмо», сайт www.fipi.ru

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.