Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. 1. В первом вопросе необходимо осмыслить понятия “индивид”, “индивидуальность”, “личность”, выявить социальные свойства личности и условия её формирования и






1. В первом вопросе необходимо осмыслить понятия “индивид”, “индивидуальность”, “личность”, выявить социальные свойства личности и условия её формирования и развития, а также разрушение и отчуждение личности. Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является «индивид». Это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен от других индивидов. Эта отделенность не составляет его существенную характеристику, ибо отделены друг от друга все объекты во Вселенной. Гораздо более содержателен другой термин – «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств (биологических и социальных). Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией. Процесс социализации проходит несколько этапов: стадия детского негативизма, подростковая стадия, юношество (где формируются основные качества личности), а дальше идет развитие личности. Осмыслите структурность личности: физическое Я, психологическое Я, социально-ролевое Я, деятельностное Я.

Завершая анализ личности, можно дать следующее определение: личность – это индивидуальность, наделённая сознанием, самосознанием, свободой, ответственностью, правами и обязанностями. Личность под воздействием социальных условий, воспитания, образования, выполняя определённые роли, может совершенствоваться, а может и разрушаться.

2. Человек учится выполнять особые социальные роли. Социальная роль – это требования общества, предъявляемые каждому человеку и требующие от него действий. Личностные качества человека проявляются через те роли, которые он играет в жизни общества. Каждая личность, как правило, выполняет множество ролей. Все выполняемые человеком роли можно условно разделить на две группы:

- Роли аскриптивные, то есть по рождению, по естеству, по половому признаку.

- Роли, приобретаемые в процессе жизни.

Можно сделать следующий вывод: человек становится личностью в процессе развития своей индивидуальности, в данной конкретно- исторической обстановке.

Необходимо осмыслить понятие и условия формирования “выдающихся личностей”, их роли и значимость в истории. При подготовке к этому вопросу необходимо познакомиться с работой Г.В. Плеханова “К вопросу о роли личности в истории”. Выдающаяся личность – это конкретно-исторический человек, рожденный в определенную эпоху, наделенный особенными дарованиями, делающими его способным служить великим общественным интересам, способным решать общечеловеческие проблемы и служить идеям прогресса. Выдающиеся личности в истории общества играют неоднозначную роль:

- Их деятельность может быть не только позитивной, способствовать прогрессивному развитию общества, но и негативной.

- На определенном этапе развития общества великий человек может тормозить процесс изменения общества.

- Однако выдающиеся личности не могут изменить объективный характер развития истории и отменить ее закономерности.

Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества. Взаимоотношения человека и общества существенным образом видоизменялись в ходе истории. Изменялось вместе с этим и конкретное наполнение, конкретное содержание и собственно личности. Ретроспективный взгляд на историю раскрывает перед нами богатство и разнообразие типов личностей, характерных для определенных типов культуры: античности, средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени. Это связано не только с культурными эпохами в истории человечества, но и со сменой общественно – экономических формаций.

3. При подготовке к третьему вопросу, рассматривающему свободу личности, следует выяснить, прежде всего, понятия свободы и необходимости. Свобода – это возможность человека поступать в соответствии со своими желаниями и интересами. Понятие «свобода» связано с ценностной ориентацией человека в мире.

Источником свободы в жизни человека выступает его воля. Воля – это сознательная целеустремлённость человека, направленная на осуществление определённых действий. Воля полагает цель и готовность к действию и является одной из сущностных сил человека. В обществе свобода, воля и произвол неразрывно связаны и сочетаются друг с другом.

В границах общества свобода проявляется не только как самоопределение «я», но и как мера ответственности, сочетается с необходимостью. Свобода одновременно требует самоутверждения «я» и одновременно самоограничение «я», в этом проявляется парадокс свободы. В истории философии сформировалось три точки зрения на понимание соотношения свободы и необходимости:

1) фатализм;

2) диалектическая взаимосвязь свободы и необходимости;

3) волюнтаризм.

4. При подготовке к четвёртому вопросу, рассматривающему свободу и ответственность, права и обязанности личности, следует определить, прежде всего, эти понятия. Ответственность – это сознательное осуществление предъявляемых человеку требований. Регулятором ответственности человека является его совесть. Когда совесть «не срабатывает», регулятором ответственности является закон.

Свобода и ответственность тесным образом связаны с правами и обязанностями человека. Права – это социальные возможности, детерминированные экономическими условиями жизни общества и законодательно закрепленные государством. Обязанности – это объективно необходимые, должные и возможные поступки личности и ее поведения в обществе, предусмотренные правовой нормой. Ответственность человека существует в различных видах: моральная; юридическая; индивидуальная; коллективная; экономическая.

Свобода в обществе возможна на основе приобщения к общечеловеческим ценностям, осознания необходимости действий. Необходимо выяснить сущность парадокса свободы, как единства самоопределения и самоограничения. Кроме того, при подготовке к ответу следует осмыслить, что свобода и ответственность неразрывно связаны: свобода порождает ответственность, а ответственность направляет свободу. Быть личностью – значит, реализовать свои права и обязанности, пользуясь свободой выбора. Взаимосвязь между ними прямая: чем больше прав, тем больше ответственности.

Контрольные вопросы и задания:

1. Каково содержание понятий: индивид, индивидуальность, личность, историческая личность, свобода личности, индивидуализм, конформизм, альтруизм?

2. В чем заключается методологическое значение представлений о собственности, о власти и ответственности как формах общественных отношений?

3. Когда человек становится личностью?

4. Каковы условия, формирующие здоровую личность?

5. Какими чертами личности должен обладать гражданин России?

6. Каково соотношение свободы и ответственности личности?

7. Кого из исторических личностей вы бы взяли себе в пример и почему?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.