Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. 1. Классическая философия была огромным прогрессом теоретической мысли Запада по сравнению со всем предшествующим философским развитием






1. Классическая философия была огромным прогрессом теоретической мысли Запада по сравнению со всем предшествующим философским развитием. Но, как и весь прогресс, философский прогресс был глубоко противоречивым: в момент высшего подъема классической философии в ее недрах уже стали действовать тенденции, направленные на ее разложение и отрицание.

В первые десятилетия XIX века в противоположность Гегелю, развивавшему систему абсолютного диалектического идеализма, появляется иррационалистическая философия А. Шопенгауэра, признавшего сущностью всего Мировую волю как бессознательный хаотический порыв. Параллельно деятельности материалиста Л. Фейербаха О. Конт выдвигал свои позитивистские концепции, а Къеркегор пропагандировал иррационалистические идеи христианского предэкзистенциализма. Эти три учение положили начало радикальному изменению характера философствования, смене содержания многих основных понятий и проблем, стиля и манеры философского рассуждения. Так на смену классической философии пришла постклассическая с множеством различных направлений и школ. Причем иногда один и тот же мыслитель может быть отнесен к различным направлениям, ибо в своей философии он синтезирует различные идеи, поэтому процесс изучения философии данного периода достаточно сложен.

При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание на понимание сущности позитивизма, его эволюцию от классического (О. Конт) через эмпириокритицизм (Э. Мах Р. Авенариус), неопозитивизм (Б. Рассел, Л. Витгенштейн) к постпозитивизму (Т. Кун, И. Лакатос). Особо следует осмыслить понимание в позитивизме предмета философии и ее основных проблем, затем вопросы познания и методологии, основные методы (верификация, фальсификация, когеренция, конвенция), разработанные неопозитивизмом, и, наконец, философские проблемы науки и техники. Иррационалистические концепции

2. В рамках второго вопроса анализ иррационалистических концепций философской мысли следует начинать с “философии жизни”. Основные представители: Ницше, Дильтей, Шпенглер – в Германии; Бергсон – во Франции. В центре этой философии лежит понятие жизни как целостного органического процесса. Главное в “философии жизни” – это ее противоположность классическому рационализму гегелевского типа. Жизнь нельзя понять с помощью разума, она постигается интуитивно, доступна лишь переживанию. Некоторые идеи “философии жизни” послужили истоками экзистенционализма.

Философия экзистенциализма принципиально пересмотрела предмет философии в противоположность позитивизму и марксизму, поэтому при подготовке к данному вопросу следует обратить внимание на понятие «экзистенция» и сущность экзистенциализма, понимание мыслителями этого направления бытия человека как главной проблемы философии. Следует уяснить как понимается свобода и ее значение в жизни человека, а также значимость социальной среды в развитии и разрушении личности. Различают экзистенциализм религиозный (Марсель, Ясперс, Шестов) и атеистический (Сартр, Камю).

3. В постклассической философии ХХ века одной из центральных проблем становится проблема человеческого бытия, что есть человек, какова его сущность и как соотносятся существование и сущность, проблема самоидентификации, соотношения «Я» и «Другого». Данные проблемы осмысливаются в философии экзистенциализма, философской антропологии и персонализма.

Философская антропология как направление в западной мысли ХХ века представляет своеобразное духовно-историческое явление, объединившее различные школы и течения европейской мысли, где главной проблемой и темой исследования становится сущность человека. Родоначальником философской антропологии в научно-исследовательской литературе принято считать Макса Шелера (1874-1928), который в работе «Положение человека в космосе» попытался осмыслить: во-первых, что такое философская антропология?; во-вторых, что такое человек как предмет антропологии?

Биологическая антропология представлена, прежде всего, в философских концепциях Гельмута Плеснера (1892-1985), Арнольда Гелена (1904-1976). Наиболее ярко идеи биологической антропологии выражены в философии Гелена. Культурная антропология представлена в концепциях различных мыслителей (Э. Ротхакер, М. Ландман, Э. Эриксон и др.), хотя каждый из них претендовал на собственное понимание человека, но их объединяет одно общее: во-первых, признание главным в человеке духовного, творческого начала; во-вторых, признание человека не только творцом культуры, но и ее творением.

4. Мыслители современности в противоположность марксистской концепции предложили свои варианты понимания истории, ее сущности и перспектив развития. На смену формационной концепции предлагаются культурологические и цивилизационные теории понимания содержания и смысла истории, которые представлены взглядами О. Шпенглера, А.Тойнби, С. Хантингтона и Ф. Фукуяма.

Освальд Шпенглер (1880-1936), будучи одним из представителей «философии жизни», осмысливает историю человечества как историю различных культур, не связанных друг с другом, сменяющих друг друга и проходящих общие для всех этапы развития. Циклическая концепция понимания истории в цивилизационной ее форме представлена в философии истории Арнольда Тойнби (1889-1975). Несколько иное представление о цивилизационном процессе и его истории изложил Сэмуэль Хантингтон (1927-2008) в своей работе «Столкновение цивилизации». Идеи кризиса цивилизации, высказанные Шпенглером, Тойнби, Хантингтоном, послужили основанием для концепции Фрэнсиса Фукуяма (1952 г. рождения), выдвинувшим мысль о конце истории. Итак, все эти концепции роднит признание кризиса в современном мировом пространстве, признание противоречивости прогресса, или даже отрицания его, а также отказ от идеи закономерности и смысла в истории.

Этим семинаром завершается изучение западной философии, которая в ходе развития разработала и осмыслила основные философские категории и проблематику. Подводя итог, следует сказать, что к концу ХХ века сложились условно три противоположные точки зрения на понимание предмета философии:

- философия - конкретная, позитивная наука;

- философия - наука об общих законах развития бытия, мышления и одновременно мировоззрение;

- философия - «нечто среднее между наукой и искусством», мировоззрение;

Контрольные вопросы и задания:

1. Сделайте анализ философии позитивизма, выявите его достоинства и недостатки.

2. Как решается проблема сущности и существования в философии экзистенциализма?

3. Определите причины живучести неотомизма и привлекательность персонализма.

4. Что такое «отчуждение» и как его понимают в немецкой философии (И.Кант, Г.Гегель), философии марксизма, философии экзистенциализма?

 

Тесты для самоконтроля:

1. Что такое “базис” в философии марксизма?

а) Совокупность принципов и методов познания;

б) Производственные отношения;

в) Система основополагающих политических институтов;

г) Основополагающие духовные и культурные ценности.

 

2. Кто из перечисленных философов считается автором термина “позитивизм”?

а) И. Кант;

б) Ф. Ницше;

в) Г. Спенсер;

г) О. Конт.

 

3. В каком из направлений современной западной философии главной проблемой является проблема человеческого бытия?

а) Позитивизм;

б) Феноменология;

в) Экзистенциализм;

г) Структурализм.

 

4. Кто из перечисленных философов считается автором и классиком философской феноменологии?

а) М. Хайдеггер;

б) К. Леви-Стросс;

в) Э. Гуссерль;

г) А. Камю.

 

5. Что является предметом философской герменевтики?

а) Анализ чистого сознания предметов;

б) Разработка методов научного познания;

в) Проблема понимания окружающего мира;

г) Проблема истинного бытия человека.

 

6. Кто из перечисленных философов считает бессознательное сущностью человека

а) Ж.П. Сартр;

б) З. Фрейд;

в) Дьюи;

г) О. Конт.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.