Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпилепсия






 

Мнение о том, что шаманы - эпилептики, родилось благодаря описаниям " припадков" во время кризисов посвящения. Антропологи редко наблюдали непосредственно эти припадки; источником информации обычно служили воспоминания многолетней давности самих шаманов. Поставить точный диагноз только лишь на основании субъективных воспоминаний представляется делом весьма сомнительным. Ситуация усугублялaсь еще и тем, что антропологи не знали, какие вопросы задавать, чтобы точно установить диагноз. В результате накопилось столько неясных и беспомощных описаний, что определить, действительно ли это эпилепсия, не представляется возможным, не говоря уже о том, какая это разновидность эпилепсии. Один антрополог наблюдал серию припадков у женщины, которая стремилась стать шаманом, но была отвергнута своим племенем. Он заключил, что:

налицо был пример истерической, сексуально возбужденной личности: ее тело то прогибалось, застывая в напряженной позе (" арка"), то расслаблялoсь; она пряталась от света... временами возникала полная нечувствительность к уколам иглой... иногда непрекращающиеся движения ног и таза свидетельствовали о сильном сексуальном возбуждении.... Она едва воспринимала действительность, поскольку никого из находящихся рядом не узнавала. Тем не менее, время от времени, или по крайней мере к концу припадка, она вполне осознавала окружение; она искала уединения перед началом припадка и определенного комфорта во время самого припадка.

Это одно из наиболее развернутых описаний в литературе, и все же оно недостаточно подробно для однозначного вывода. Описание не противоречит " истерической эпилепсии", но для точного диагноза оно должно быть более четким, необходимо также описание переживаний самого пациента и, в конце концов, нужны лабораторные данные.

Что же тогда является вероятной причиной шаманских " припадков"? Возможное объяснение - различные виды эпилепсии, в том числе общая и височно-долевая эпилепсия, истирические приступы и эмоциональное перевозбуждение.

Общая (" grand mal") эпилепсия - это классическая форма конвульсий. Пациент теряет сознание и падает на землю. Через несколько секунд наступают общие мускульные сокращения, сопровождаемые интенсивными судорожными подергиваниями всего тела. Постепенно движения становятся менее частыми и, в конце концов, затихают, оставляя пациента в коматозном, вялом состоянии. Сознание постепенно возвращается, хотя пациент часто бывает в замешательстве и ничего не помнит о приступе.

Височно-долевая эпилепсия имеет более важное значение для определения шаманской патологии. Эта форма расстройства особенно любопытна, потому что она вызывает не только изменения в поведении, но и драматические, необычные переживания. Во время приступа пациент может видеть галлюцинации, испытывать интенсивные эмоции, колеблющиеся от страха до экстаза, и чувство нереальности. Пациент может также проделывать автоматические, неосознанные движения, иногда ничем не мотивированные.

Оба вида припадков, общий и височно-долевой, являются формами органической эпилепсии - то есть причина их возникновения кроется в некоторых видах аномалий головного мозга, и потому они имеют тенденцию возвращаться через определенные промежутки времени. В описании шаманских " припадков" обычно отмечается, что они случались только во время эмоционального перевозбуждения - шаманского кризиса посвящения - и затем спонтанно исчезали. Это позволяет предположить, что приступы не имели органического происхождения и, следовательно, не были ни общей, ни височно-долевой эпилепсией.

Остаются еще две возможности: истерическая эпилепсия и эмоциональное перевозбуждение. Истерическая эпилепсия является формой так называемого " истерического невроза конверсионного типа". В этом случае психологический конфликт выражается в поведении, имитирующем эпилептический припадок. Можно допустить, что некоторые из шаманских припадков имеют такую природу. То, что приступы происходят во время психологического стресса, часто затем исчезают и ожидаются у будущих шаманов, говорит скорее всего о психологической их причине. С другой стороны, возможно и то, что некоторые " припадки" - это просто эпизоды интенсивного эмоционального возбуждения, а никак не истинная, тем более не истерическая эпилепсия.

Подводя итог, заметим, что доступные описания настолько неопределенны, что просто невозможно однозначно подтвердить случаи эпилепсии у шаманов. Вероятность органической эпилепсии тоже мала. Приступы, чем бы они ни были, вполне могут иметь психологическую природу. Не все шаманы переживают припадки; более того, эпилепсия не может объяснить другие шаманские переживания, такие, например, как шаманские путешествия. Следовательно, считать всех шаманов эпилептиками или думать, что шаманизм можно объяснить с позиций эпилепсии, - явное заблуждение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.