Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Группы методов управления






Организационно-распорядительные, или организационно-ад­министративные, методы управления. Любой экономический ме­ханизм требует организаторской, распорядительной деятельно­сти, координации усилий работников отдельных подразделений, отдельных функций, отдельных элементов управляемой системы. Через посредство организационных отношений, составляющих часть механизма управления, реализуется одна из важнейших функций менеджмента — функция организации.

Задача организационно-распорядительной или организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Организационно-административное воздействие обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы в коллективе.

Искусство менеджера будет проявляться в умении определить оптимальное сочетание организационно-административных и эко­номических методов.

Организационно-административные методы решают те же за­дачи, что и экономические методы, но отличаются формами и при­емами воздействия. Различие в том, что экономические методы разрешают руководителям выбирать различные формы и приемы воздействия для решения определенной задачи, организационно-распорядительные же методы предполагают однозначное воздей­ствие, продиктованное приказом или распоряжением.

Организационные методы предусматривают разработку орга­низационных решений, определение необходимых ресурсов, сро­ков исполнения, ответственных лиц и предполагают контроль ис­полнения, за которым следуют новые организационно-распоряди­тельные действия.

Особенностью организационно-распорядительных (организаци­онно-административных) методов является то, что их основой яв­ляются властные полномочия руководителя, а также характерная для организации дисциплина.

Использование менеджером организационно-распорядительных методов оказывает непосредственное воздействие на подчиненных. Примерами таких методов являются: письменные или устные при­казы, распоряжения, указания, рекомендации и др. Использование организационно-распорядительных методов способствует поддер­жанию производственной и трудовой дисциплины, обеспечивает необходимый контроль работы персонала. Применение организаци­онно-распорядительных методов регламентируется действующими нормативными документами правового характера.

Возможны три формы организационно-распорядительных (ор­ганизационно-административных) методов.

1. Обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.).

2. Согласительные методы (консультация, разрешение компро­миссов).

3. Рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.).

Организационно-распорядительные (организационно-админи­стративные) методы отличает четкая адресность директив, обяза­тельность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Директивные коман­ды обязательны для выполнения, причем в установленные сроки, даже если это невыгодно исполнителю. Эти методы — методы принуждения.

В общем виде система организационно-распорядительных (организационно-административных) методов может быть пред­ставлена как совокупность двух равнозначных элементов.

1. Воздействие на структуру управления (регламентация дея­тельности и нормирование в системе управления).

2. Воздействие на процесс управления (подготовка, принятие, организация выполнения и контроль за управленческими реше­ниями).

Организационное воздействие на структуру управления осуще­ствляется в большинстве случаев путем организационного регла­ментирования, нормирования, организационно-методического инструктирования и проектирования.

Принятые в коллективе методы руководства оказывают влия­ние на формирование системы подчинения. Формы подчинения должны носить самый благожелательный прогрессивный характер и не вызывать таких эмоций, как унижение, неловкость, досада, раздражение и даже стресс.

Административное воздействие связано чаще всего с тремя ти­пами подчинения:

■ вынужденным и внешне навязанным, которое сопровожда­ется чувством зависимости и воспринимается подчинен­ными как нажим «сверху»;

■ пассивным, для которого характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятель­ных решений;

■ осознанным, внутренне обоснованным.

В целом организационно-административные методы руковод­ства существуют в форме организационного и распорядительного воздействия, которое включает в себя следующие компоненты:

■ виды и типы воздействия;

■ адресат;

■ постановку задания;

■ определение критерия его выполнения;

■ установление ответственности;

■ инструктаж подчиненных и т. д.

Эти методы служат средством прямого воздействия на процесс производства и труд работников, что позволяет координировать выполнение ими отдельных функций или решение общей задачи. Это создает благоприятные условия для существования и развития управляемой системы. К характерным особенностям прямого воз­действия относится непосредственная связь руководителя и под­чиненного. Прямые воздействия в конечном счете могут привес­ти к усилению пассивности подчиненных, а иногда и к скрытому неповиновению. Косвенные методы являются наиболее эффектив­ными, если они осуществляются посредством постановки задачи и создания стимулирующих условий.

Экономические методы управления. Экономические методы занимают в управлении центральное место. Это обусловливается тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объектив­ными потребностями и интересами людей.

В деятельности практикующего высокопрофессионального ме­неджера экономический анализ и экономический аспект в целом играют основополагающую роль. По мнению некоторых специали­стов по менеджменту, непрофессиональные менеджеры базируют свою деятельность на основе психологического подхода, а про­фессионалы — экономического. Не умаляя значимость психологи­ческих методов управления, следует сказать, что в настоящее вре­мя все более актуальной становится проблема экономической пси­хологии — специального направления в психологической науке, изучающего экономическое поведение человека в организации, а также факторов, определяющих такое поведение.

Данные методы применительно к управлению предприятием представляют собой совокупность экономических рычагов, с по­мощью которых достигается нужный эффект. Говоря по-другому, поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта.

В случае использования экономических методов управления кол­лектив распоряжается материальными фондами самостоятельно, так же как и полученным доходом (прибылью), заработной платой, и самостоятельно реализует свои экономические интересы.

Содержание экономических методов сводится к постоянному оперированию менеджером такими экономическими категориями, как ограниченные ресурсы и неограниченная потребность.

В управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, ана­лиз, хозрасчет, ценообразование и финансирование.

Рассмотрим их более подробно.

Планирование. Это определение стратегии управления, его за­дач и путей решения. Процедура планирования как одного из эко­номических методов руководства представляет собой совершение менеджером определенных управленческих действий с объектом планирования (объектом планирования может выступать, напри­мер, прибыль или количество работающих на предприятии) и включает в себя:

■ фиксацию текущего состояния данного объекта планиро­вания;

■ фиксацию прообраза этого объекта планирования, что означает желательное его состояние в будущем с пози­ций менеджера;

■ перечень действий, совершение которых позволит транс­
формировать объект планирования из его текущего со­
стояния в состояние прообраза, который фиксируется
менеджером в момент планирования.

Менеджер должен уметь из альтернативных возможных дей­ствий выбрать одно, предварительно оценив каждую из альтерна­тив по эффективности (результативности), затратам и реальности. После этого данное действие должно быть включено в перечень действий, подлежащих обязательному исполнению. Последним этапом планирования является как можно более глубокая детали­зация планируемых действий.

Главное в планировании как в экономическом методе руковод­ства — выбор из всех возможных наиболее оптимальных, наибо­лее эффективных и наиболее результативных действий.

Анализ. Менеджер должен в совершенстве владеть методами анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В экономическом анализе сердцевиной экономической работы вы­ступают такие категории, как возможный объем ресурсов, кото­рый может быть вовлечен в организуемый производственный про­цесс; фиксация внеорганизационной цели организации, или теку­щей потребности организации, и нахождение конкретного спосо­ба использования имеющихся ресурсов ради максимально эффек­тивного достижения внеорганизационной цели, т. е. ради удовлет­ворения в максимально высокой степени фиксируемой в текущий момент потребности организации. При экономическом анализе рассматриваются факторы как внутренней среды предприятия, так и внешней. Глубокий анализ не только происходящих процес­сов, но и намечающихся тенденций позволяет создавать благопри­ятные условия для развития позитивных явлений и устанавливать преграды для нежелательных.

Хозрасчет. Данный метод позволяет максимально использо­вать экономическую и материальную заинтересованность коллек­тива и его членов в улучшении производства и повышает ответ­ственность управляющей системы всех уровней за результаты работы. Получает все большее распространение внутрипроизвод­ственный хозрасчет, при котором руководство предприятия ис­пользует данный метод для повышения эффективности управле­ния отдельными его подразделениями. При этом хозрасчетное подразделение само распределяет получаемые ресурсы.

Ценообразование. Менеджер должен стремиться к максимизации нормативной прибыли, которая может быть увеличена на основе ис­пользования одного из двух возможных методов или их комбинации:

■ увеличение цены на реализуемый товар (самый примитивный метод). Но это может повлечь за собой снижение объемов продаж, поэтому опытный менеджер должен быть в состоянии принимать целесообразное управлен­ческое решение по фиксации допустимого увеличения цены при недопущении падения объема валовой при­были;

■ совершение конкретных действий, приводящих к внут­ренней реструктуризации цены товара (зафиксирован­ная цена сохраняется). К таким действиям можно отнес­ти путь сокращения (минимизацию) издержек производ­ства. Таким образом, цена сохраняется на прежнем уров­не, а сокращение одного ее компонента ведет к увеличе­нию другого — нормативной прибыли;

■ одновременное использование этих двух методов путем одновременного увеличения цены товара и сокращения издержек производства.

Финансирование. Данный метод также весьма эффективен. При его использовании происходит финансирование отдельных подразделений предприятия или отдельных направлений деятель­ности, в которых наиболее заинтересовано предприятие.

Социально-психологические методы управления. Известно, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психоло­гических факторов. Менеджер должен уметь учитывать такие факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на от­дельных работников, что поможет сформировать коллектив с еди­ными целями и задачами.

Зная особенности поведения, характер каждого отдельного че­ловека, можно прогнозировать его поведение в нужном для кол­лектива направлении. Каждой группе свойственен свой психоло­гический климат. Поэтому существенное условие образования и развития трудовых коллективов — соблюдение принципа психо­физиологической совместимости.

Как показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства товарищеской вза­имопомощи и коллективизма активно происходит при формирова­нии рыночных отношений.

Таким образом, для того чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать мораль­ные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, ко­торые представляют собой совокупность специфических спосо­бов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них.

Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посред­ством приемов, которые носят личностный характер (личный при­мер, авторитет).

Основное средство воздействия на коллектив — убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально полно учитывать при­роду человеческого поведения и человеческих отношений в про­цессе совместной деятельности.

Понимание руководителем внутреннего мира личности помога­ет ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и ак­тивизации коллектива.

Необходимость использования в практике управления организа­цией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельно­сти и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.

Успех деятельности руководителя зависит от того, насколько правильно применяет он различные формы социально-психологи­ческого воздействия, которые в конечном счете сформируют здо­ровые межличностные отношения.

В качестве основных форм такого воздействия можно рекомен­довать планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, эко­номическое соревнование, критику и самокритику, постоянно дей­ствующие производственные совещания, которые выступают как метод и как форма участия трудящихся в управлении, различного рода ритуалы и обряды.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.