Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самоанализ и просветление 6 страница






Человек должен научиться бескорыстному служению у природы. Самопостижение есть не что иное, как постижение бескорыстного служения, осуществляемого Верховной Природой. Благодаря правильному пониманию любая профессия и занятие преобразуется в правильное служение, и наоборот, из-за личной привязанности каждое служение может превратиться в профессию и бизнес. Нам необходимо отречься не от профессии и бизнеса, а от нашей эгоистической позиции, от личной привязанности.

Йог понимает, что даже его познание есть дар ему, что медитация – не его личное достижение, что познание и медитация суть проявления Всевышнего. Осознав этот факт, он отбрасывает индивидуальность с ее личной привязанностью и ложной гордостью. Такой человек не получает Истину: он становится Истиной.

Не я молитву произнес –

Я неспособен совершить служенье никакое.

Увидев, что Всевышний служит мне,

Достиг я полного покоя.

Кабир

Космические силы безличны, но человек заимствует от них индивидуальную личность. Когда человек поднимается до Космического Сознания, он ощущает единство с космическими силами, и личина его индивидуальности, являющаяся основной причиной всех страданий, спадает с него.

Есть ли что-либо новое для Верховной Природы? Открытия и изобретения новы для нас, но не для Природы, так как они всегда были в ней. Разве сможет тогда удержаться гордость, если человек постигнет этот факт?

* * *

Социальное, национальное, психологическое, физическое, метафизическое и политическое применение " дождевого облака знания".

30. тата клеша-карма-нивритти

тата – вследствие этого (дождевого облака знания)

нивритти – (следует) превращение

клеша – аффектов (и)

карма – своекорыстных деяний

Затем приходит свобода от клеш и карм.

Благодаря дхарма-мегха-самадхи (" дождевому облаку знания") прекращаются страдания и уничтожаются все кармы, ведущие к страданиям. Авидья, страдания, аффекты и кармы выкорчевываются со всеми своими корнями и ответвлениями. С корнем вырываются латентные отложения карм, васан и влечений. Если они прекращают свое существование, то мудрый человек даже при жизни достигает освобождения, становится дживанмуктой. Как и почему? Потому, что причиной индивидуального существования является нереальное знание. Освобожденный человек побеждает все страдания.

* * *

Состояние субстанции разума после достижения " дождевого облака знания".

31. тада сарваварана-малапетасья джнянасьянантьядж джнеям алпам

тада – тогда (в состоянии " дождевого облака знания")

апетасья – (субстанции разума) лишенной

сарва – всех

аварана – покровов

мала – (и) аномалий и нечистых примесей

анантьят – из-за бесконечности

джнянасья – знания

джнеям – объективная Вселенная

алпам – (становится) малой

Во время дхарма-мегха-самадхи (Космического Сознания с " дождевым облаком знания") субстанция разума освобождается от всех покровов и нечистых примесей и трансформируется в Космическую Субстанцию Разума, являющуюся источником неограниченного знания. Вследствие этого проявленная Вселенная становится очень малой.

Знание, освобожденное от всех загрязнений, нечистых примесей, васан, влечений и карм, становится безграничным. В обычном состоянии саттвагуна (сущность знания) не проявляется, так как она скрыта завесой тамаса и притягивается раджасом к материальному миру. Когда саттвичное качество, являющееся сутью знания, освобождается от тамаса, оно притягивается раджасом (принципом энергии) к Космическому Сознанию и полностью проявляется в состоянии самадхи. Вследствие полного проявления саттвы знание становится безграничным и познаваемая объективная Вселенная сужается до небольших размеров.

Когда из субстанции разума удаляются аффекты (васаны) и кармы, тогда появляется абсолютное отражение Абсолютного Пуруши в Космическом Разуме, который свободен от помрачения, вызванного раджасом и тамасом. Такое знание безгранично. По сравнению с этой безграничностью то, что обычный человек рассматривает как познаваемое, ничтожно мало. То, что для непросветленного человека день, для просветленного – ночь103.

Перед светом Пуруши Вселенная со всеми ее объектами познания становится незначительной, подобно тому, как свет электрической лампы становится ничтожным при восходе Солнца. Индивидуум есть не что иное, как отражение Верховного Пуруши. С постижением Верховного Пуруши это отражение вместе со своим объективным знанием становятся незначительными.

* * *

Скорость воздействия космических сил (гун), частота их изменений превосходит человеческое воображение. Как же освобожденный человек может оставаться незатронутым ими?

32. тата критартханам паринама-крама-самартир гунанам

тата – тогда (в состоянии " дождевого облака знания")

критартханам – исполнивших свое назначение (в отношении индивидуума)

гунанам – космических сил

самарти – прекращение

паринама – последовательных

крама – изменений

С приходом дхарма-мегха-самадхи (Космического Сознания с " дождевым облаком знания") последовательные изменения космических сил заканчиваются, так как они уже сыграли свою роль.

Гуны существуют ради эмпирического познания, опыта и ведут человеческое сознание из мира относительности к Абсолюту. Две главные цели космических сил – эмпирическое знание и абсолютное знание. Когда обе эти цели достигнуты, роль космических сил в отношении индивидуума заканчивается.

Космические силы служат человеческому сознанию в качестве инструментов или средств передвижения. Когда работа завершена, инструмент больше не нужен. Если человек достиг места назначения, он не нуждается в повозке. Самый последний отрезок пути нужно пройти самому. Аналогично, пока не постигнут прямой метод исследования Пуруши, Брахмана, космические силы вместе со своими порождениями (телом, чувствами и субстанцией разума) и объективной Вселенной служат для того, чтобы вести человеческое сознание к эмпирическому познанию. Когда осуществлена высшая цель эмпирического познания и постигнут прямой метод исследования Пуруши, роль космических сил исчерпывается.

Свет лампы необходим ночью; при солнечном свете он не нужен. Аналогично, при свете Брахмана нет нужды в свете космических сил. Как другие виды света суть не что иное, как косвенное проявление Солнца, а солнечный свет есть его прямое действие, так и все порождения космических сил и пракрити (чувства, тело и субстанция разума) суть не что иное, как косвенное проявление Пуруши, Брахмана. С непосредственным постижением Пуруши освобожденный человек выходит за пределы сферы космических сил, так как поглощается Брахманом, Пурушей, который имманентен, трансцендентен, всепроникающ и всеобъемлющ.

В этом состоянии Брахман постигается посредством света Брахмана. Космические силы не могут влиять на Пурушу, а он может приводить в движение космические силы. Космические силы действуют в двойственном мире, а мир Абсолютного Пуруши есть Одно-без-другого, где весь этот мир объективности вибрирует в свете Пуруши.

Причина, почему космические силы не могут оказывать обратное действие на свободное " Я", заключается в том, что " Я" тоньше, чем космические силы. Тонкие силы могут воздействовать на грубые силы, но грубые силы не могут влиять на тонкие. По сравнению с энергией Сознания, Пуруши, скорость и частота космических сил невелика. Они действуют посредством последовательных изменений, а принцип Сознания пребывает вне такой последовательности. Он неизмеримо превосходит скорость всех космических сил, чувств, субстанции разума и других порождений пракрити, движение и проявление которых зависит от присутствия Пуруши, Брахмана. Космические феномены появляются и исчезают, а Пуруша, центральная основа всего, остается вечно неизменным.

* * *

Последовательность моментов.

33. кшана-пратийоги паринамапаранта-нирграхья крама

крама – последовательный ряд (трансформаций)

пратийога – (есть) непрерываемая череда

кшана – моментов

нирграхья – которые познаются как отдельные

апаранта – на последней стадии

паринама – эволюционного изменения

Кшана (процесс) есть последовательность моментов, которая воспринимается только в конце трансформации трех гун.

Последовательный ряд трансформаций – это непрерывная череда моментов, которые распознаются как отдельные только на последней стадии эволюционной трансформации.

Все явления космической эволюции состоят из действия, трансформации и движения. В каждом феномене постоянно происходят неприметные эволюционные и инволюционные изменения. За крохотный миг времени (кшану) всё во Вселенной подвергается трансформации, изменению. В нас и повсюду вокруг нас постоянно происходят серии последовательных изменений.

Каждая новая вещь утрачивает свою новизну. Проходя через моменты последовательных изменений, она постепенно стареет. В вечных вещах также происходят какие-то последовательные изменения.

Есть два вида постоянства:

1.вечное в совершенстве – кутастха-нитья;

2.вечное в эволюции – паринама-нитья.

Вечным в совершенстве является абсолютно неизменный вечный Пуруша, Брахман. В процессе эволюции вечным также является Пуруша, который пребывает во всех продуктах эволюции. Это вечное, что сокрыто в каждом порождении пракрити, можно постичь посредством концентрации, созерцания и медитации. В самадхи человек обнаруживает последовательную эволюцию сознания, которое является тем, что в эволюции вечно. Оно относительно постоянно и в конце процесса самадхи трансформируется в Абсолютного Пурушу, который абсолютно постоянен. Совершенная вечность принадлежит Пуруше; эволюционная вечность принадлежит гунам, космическим силам.

Вещь называется вечной, если ее сущность не разрушается, когда она проходит через изменения и трансформации; иначе говоря – если субстанция не разрушается в результате смены форм. Оба описанных вида имеют определенное постоянство, так как их сущностная природа никогда не разрушается.

Если из этих двух видов рассмотреть внешнюю видимость гун, субстанции разума и пр., то в этом случае наличие последовательности распознается на последней стадии трансформации, когда она уже достигает своего конца. Тонкие изменения космических сил, субстанции разума и других порождений пракрити никак нельзя распознать (за исключением йогического восприятия), потому что они находятся за пределами эмпирического восприятия и так как начало и конец действия тонких космических сил человек не в состоянии постичь.

Что касается вечного, то существование освобожденных душ, которые утвердились в своей собственной природе, также узнается благодаря последовательности, но начало и конец этой последовательности нельзя постигнуть, как нельзя сделать это в случае тонких форм космических сил. Однако ее можно распознать и сделать вывод о ее наличии на основе неотъемлемого свойства действий освобожденного существа – бескорыстного служения миру.

В эмпирическом мире пространство и время кажутся ограниченными и, как говорят, возникают из акаши, которая обусловлена сосуществующими в пространстве вещами и движущимися во времени телами.

Проявленный мир нельзя назвать реальным (ибо он преходящ) или нереальным (в том смысле, в каком нереальны рога лошади104). Мир не является ни отражением чего-то несуществующего, ни всего лишь абстрактной идеей. Он существует вечно в форме пракрити и непрерывно проходит через свои скоротечные проявления.

Космические процессы бывают созидательные и разрушительные. Творение – это развертывание в ходе последовательного течения времени различной упорядоченности в изначальной пракрити. Уничтожение – окончательное свертывание всего в исходную пракрити. В начале эволюции развивается Вселенная и различные ее элементы. При инволюции продукты в обратной последовательности возвращаются в пракрити. Все космические силы, являющиеся фундаментальной причиной эволюционных изменений на протяжении последовательной череды моментов, удерживаются в пракрити в полном равновесии вплоть до наступления нового цикла. Циклы эволюции-инволюции никогда не имели начала и никогда не будут иметь конца.

Хотя для освобожденного человека роль пракрити заканчивается, деятельность пракрити не прекращается, когда тот или иной человек достигает нирваны. Процесс эволюции-инволюции имеет множество форм – от индивидуальной до космической. Эволюция пракрити заканчивается инволюцией, а последняя заканчивается эволюцией. С утра до ночи человеческое сознание проходит через эволюционные изменения, а от засыпания до пробуждения оно подвергается инволюционным трансформациям. От рождения до смерти существа изменяются в процессе эволюции, а от смерти до следующего рождения они проходят через инволюционные изменения.

Последовательная череда моментов длится вечно. Только освобожденные вышли из этого цикла, так как им доступна скорость субстанции разума, которая превосходит временную и пространственную последовательности. Последовательность длится от конца одного момента до начала следующего. Человеческий ум неспособен уловить это изменение без йогических способностей или без помощи индуктивного и дедуктивного умозаключения.

Всем известно, что никакое изменение – будь то серьезное происшествие или заурядное событие – нельзя воспринять, если оно происходит в течение краткого момента времени. Возьмем, к примеру, автомобильную катастрофу: если попавший в нее человек выживет, то окажется, что последовательная цепочка событий (изменений), случившихся во время катастрофы, пронеслась мимо его внимания и неизвестна ему. Когда " я" освобождается от всех нечистых примесей, то его силы становятся такими тонкими и трансцендентальными, что изменения, обусловленные рождением и смертью, и череда аффектов и страданий не могут затронуть его.

* * *

Описывается кайвалья.

34. пурушартха-шуньям гунанам пратипрасава кайвальям сва-рупа-пратиштхй ва чити-шактер ити 105

кайвальям – абсолютная свобода

гунанам – космических сил

шуньям – лишенных (действий)

артха – ради

пуруша – " я", индивидуальной души

пратипрасава – возвращение к своей исходной форме

ва – или

шактер – энергии

чити – пуруши

пратиштха – утвержденность

сва – (в) своей собственной

рупа – природе

ити – так

Абсолютная независимость (кайвалья) приходит тогда, когда космические силы (гуны), лишенные какого бы то ни было мотива действий ради пуруши (" я"), возвращаются к своей первоначальной форме; или же когда энергия Сознания (" Я") утверждается в своей собственной природе – в Абсолютном Пуруше, Брахмане.

Здесь даны два кратких определения кайвальи (абсолютной свободы). Они кажутся различными, но более глубокий анализ показывает, что они имеют один и тот же смысл и приложение. Итак,

1. кайвалья – это возвращение космических сил в свою изначальную форму и прекращение их деятельности ради пуруши (души);

2. кайвалья – это утверждение энергии пуруши в своей собственной природе – Пуруше, Брахмане.

Не поняв природу индивидуальной души (личностного пуруши) и Абсолютного " Я" (Абсолютного Пуруши), невозможно понять кайвалью. Индивидуальное " я" неделимо и неотделимо от Абсолюта. Тем не менее оно не ощущает своего единства со Всевышним. Индивидуальная душа лелеет свою индивидуальность в ее кажущейся отдельности от Абсолютного Пуруши; она начинает своим относительным способом манипулировать космическими силами. Космические силы приходят в движение, чтобы породить микрокосмический мир и мир относительности для этой индивидуальной души. Она ощущает себя обособленным объектом среди всех других вещей объективной Вселенной, хотя в действительности она никогда не была отделена от остальной Вселенной. Так возникает дуализм, и поэтому " я" начинают преследовать страдания рождений и смертей. Эта индивидуальная душа забывает свою собственную природу – всезнающую, всемогущую и вездесущую, и (в результате последовательных изменений моментов во времени и в пространстве, под воздействием механизма причины и следствия) отождествляется с продуктами космических сил – телом, чувствами и умом. Такова порабощенность " я", пуруши. Так " я" становится индивидом, ограниченным телом, чувствами и умом, и кажется вещью среди других вещей объективной Вселенной.

Когда человек достигает освобождения, космические силы возвращаются к своей первоначальной космической форме (пратипрасава). Чем больше расширяются космические силы, тем больше расширяется сознание, индивидуальное " я". В конце концов космические силы вместе с субстанцией разума возвращаются к завершенной космической форме, а субстанция разума приходит к космической субстанции разума, в которой абсолютно отражается Абсолютный Пуруша. Так освобождается индивидуальное " я".

Поняв механизм порабощения, можно легко понять и свободу. Механизм порабощения включает в себя два следующих процесса:

1.Течение космических сил (гун) с их порождениями (телом, чувствами и субстанцией разума) и объективной Вселенной в направлении индивидуальности. В этом процессе движение космических сил осуществляется ради индивидуальности. Индивидуальность укрепляется, и возникает чувство дуализма, являющееся причиной страдания.

2.Второй механизм (который связан с первым) – это отождествление " я" с " не-я". Чити, пуруша, " я", являющееся отражением Абсолютного Пуруши, отождествляется с модификациями субстанции разума и теряет свою истинную форму – вездесущесть, всезнание и всемогущество.

Таким образом, посредством второго механизма истинная форма Пуруши, " Я", скрывается, помрачается; а посредством первого механизма проецируется мир индивидуальности, двойственности и множественности. Пуруша забывает свою собственную истинную форму и отождествляется с изменениями ума. В результате возникает порабощенность.

Свобода требует противоположного действия этих механизмов; в противном случае избавление невозможно. Первый механизм – течение космических сил вместе с движением тела, чувств и ума – должен обратиться к своей изначальной форме, и отождествление " Я", Пуруши, с " не-я" должно быть устранено. Посредством второго механизма постигается абсолютное тождество с Абсолютным Пурушей и энергия сознания утверждается в своей собственной форме.

Ум подобен полноводной реке или электрическому току, который может течь в двух противоположных направлениях. Когда ум течет по направлению к индивидуальности, душа порабощается и страдает. Когда он течет к Абсолютному Пуруше, Брахману, " я" освобождается. Абсолютная свобода, кайвалья, приходит с прекращением деятельности космических сил, направленной на укрепление индивидуальности.

Какой бы ни была деятельность – хорошей или дурной, необходимым условием ее выполнения является наличие психологических и физиологических сил. Без этих сил ничего нельзя сделать. Конечно, результаты достойных действий совершенно отличны от результатов действий порочных. Аналогично, когда космические силы и их порождения (тело, чувства и субстанция разума) действуют в сфере относительности, они создают порабощенность. Когда же они текут в противоположном направлении (к Абсолютному Пуруше), то индивидуальная душа обретает освобождение.

В этом афоризме термин пуруша употребляется дважды. Это указывает на то, что индивидуальная душа должна освободиться от космических сил, порождающих индивидуальность, а также должна утвердиться в своей реальной форме – Абсолютном Пуруше, Брахмане.

В состоянии освобождения пракрити становится энергией Пуруши, подобно тому, как тепло и свет являются энергией Солнца.

Кайвалья, нирвана, определяется с двух точек зрения:

1.с точки зрения космических сил, гун;

2.с точки зрения индивидуального пуруши.

Либо движение космических сил устанавливается в пракрити, состоянии полного равновесия, либо индивидуальное " я" утверждается в Чистом Пуруше, который является Одним-без-другого. В том и другом случае результатом будет освобождение.

Это не означает, что Вселенная уходит в небытие, так как она продолжает существовать для всех тех, кто не достиг кайвальи. Для того, кто приобрел знание, видимая Вселенная утрачивает свою множественность и вместе со всеми своими силами вливается в ум. Ум погружается в эго, эго поглощается махатом (сверхсознанием, буддхи), а махат со своими космическими силами вливается в Прадхану, пракрити, Верховную Природу, которая является неотъемлемой энергией Абсолютного Пуруши.

Согласно системе санкхья-йоги, освобождение исключительно феноменально, так как порабощенность не принадлежит Пуруше. Рабство и свобода относятся к соединению и разъединению индивидуального " я" с " не-я", что проистекает соответственно из неразличения и различения. " Не-я", материя, всячески сковывает себя106, но она не в состоянии надеть оковы на " Я". Пуруша совершенно свободен от таких пар противоположностей, как достоинства и недостатки, боль и наслаждение, материальное счастье и несчастье, рождение и смерть, потеря и приобретение.

Порабощенность – это воздействие космических сил на того, кто не обладает различительным знанием. Освобождение – это деятельность, связанная с тем, кто способен различать. Когда субстанция разума деятельна, она улавливает отражение Пуруши и отбрасывает на него свое собственное отражение. Это кажущееся изменение в " Я" нереально и фиктивно.

Причина рабства – отождествление " Я" с " не-я", например с грубым телом, тонкими телами, субстанцией разума и т.п. Кайвалья – свобода от этого отождествления, плюс единение и отождествление с

Абсолютным Пурушей. До тех пор, пока объекты заслоняют истинную природу " Я", свобода не может быть достигнута.

Пуруша – вечный и неизменный Принцип, который пребывает в своей собственной форме на протяжении всех изменений тела, чувств и субстанции разума. Различительное знание сходно с химическим веществом, которое, очистив какой-то предмет, исчезает. Кажется, будто " Я" обладает различительным знанием, но на высокой стадии самоанализа ученик постигает, что " Я" не обладает знанием, любовью и красотой, что " Я" и есть знание, любовь и красота. Таким образом, с достижением кайвальи эта двойственность исчезает.

Кайвалья – это уход из нереального существования. Она не является уходом из Реального Существования. Согласно санкхья-йоге, свобода – это абсолютная независимость. Это соединение, единство и отождествление со Всевышним. Причина рабства – неведение. Следствием этого неведения является данное конкретное тело. Опорой последнего является субстанция разума, а его объектом – мирские наслаждения. До тех пор, пока не уничтожена авидья, индивидуальное " я" не в состоянии сбросить ее бремя. Эту авидью можно уничтожить с помощью различающего знания. Когда индивидуум обретает знание, все ложные концепции исчезают.

Верховная Природа похожа на ласковую мать, которая заботится о своих детях, пока они не обрели самостоятельность. Ее обязанность – воспитывать и обучать своих детей и сделать их самостоятельными. Раз ребенок завершил обучение и стал взрослым, значит, ее долг по отношению к нему выполнен и она посвящает себя другим детям, которые еще нуждаются в ее помощи.

Верховная Природа посредством своих проявлений показывает индивидуальной душе всю Вселенную и ведет индивидуальное сознание через различные тела все выше и выше, пока оно не постигнет во всей полноте величие " Я".

Через наслаждение и боль, через добро и зло бесконечная энергия Сознания неудержимо течет в океан Совершенства, постижения Абсолютного Пуруши, Брахмана.

* * *

Тождественность кайвальи и нирваны.

35. кайвалья-нирванайо пурнаикьям

пурна – (имеет место) полная

аикьям – тождественность

кайвалья-нирванайох – кайвальи и нирваны.

Кайвалья абсолютно тождественна нирване.

Кайвалья и нирвана – синонимы мокши, освобождения. Они указывают на два различных аспекта Высшей Реальности, Брахмана.

Этимологически " нирвана" – это абсолютное прекращение действия космических сил, которые создают индивидуальность и такие ее следствия, как страдание, рождение и смерть; это прекращение потока индивидуальности (нир, " не" + ван, " течь"). Слово кайвалья происходит от кевала – " единственный, Один-без-другого".

Кайвалья выявляет положительный, а нирвана – отрицательный аспект мокши (освобождения). Прекращение страдания невозможно без познания Пуруши, Брахмана; а отождествление с Высшей Реальностью, Пурушей, невозможно, если в субстанции разума продолжает оставаться мир относительности и дуализма. Одна сторона не может существовать без другой. Таким образом, имеется абсолютная тождественность кайвальи и нирваны.

* * *

Природа кайвальи с точки зрения качества и субстанции.

36. кайвальям дхармам дхармина пурушасья

кайвальям – нирвана

дхармам – (есть) состояние или качество

дхармина – субстанции

пурушасья – Абсолютного Пуруши, Брахмана

Кайвалья (нирвана, мокша) есть состояние, которое пребывает в Абсолютном Пуруше, Брахмане.

Никакое качество, состояние или действие не может существовать независимо, поэтому и кайвалья, будучи состоянием и качеством, не может существовать помимо Пуруши, " Я".

Такое качество какой-либо субстанции, как белизна (или чернота), не может быть изолировано от самой субстанции, поскольку оно является ее свойством и не имеет отдельного существования. Так и кайвалья, будучи состоянием, не может существовать без Брахмана, Пуруши. Пуруша – это абсолютная, вечная, никогда не изменяющаяся Субстанция. Следовательно, и его качество, состояние, кайвалья, абсолютно и вечно.

Имеется единство субстанции и ее качеств. Субстанцию без ее качеств нельзя было бы опознать. Точно так же можно говорить о тождественности кайвальи и Пуруши; Пурушу нельзя постичь без кайвальи. Там, где есть Пуруша, есть и кайвалья. Там, где нет Пуруши, Знания, Сознания, там не будет и кайвальи.

* * *

Переживание кайвальи.

37. кайвалье'кхиле вишве пуруша-даршанам пурше чакхила-вишва-даршанам

кайвалье – в состоянии кайвальи (имеет место)

даршанам – виденье, восприятие

пуруша – " Я"

акхиле – во всей

вишве – вселенной

ча – и

даршанам – виденье, восприятие

акхила – всей

вишва – вселенной

пуруше – в " Я"

В состоянии освобождения имеет место видение и восприятие " Я" (Пуруши) во всей Вселенной и целой Вселенной – в Пуруше.

Когда человек видит себя во всех проявлениях Вселенной и всю Вселенную в своем собственном " Я", то скорбь и страдание исчезают навсегда.

* * *

Характеристики Сагуна- и Ниргуна-пуруши, Брахмана.

38. сагунам сач-чид-анандам ниргунам ча тата парам таттвам ити

сат – вечное бытие

чит – вечное сознание

анандам – вечная реальность и блаженство

таттвам – (составляют) принцип

сагунам – Сагуна-пуруши

ча – и

ниргунам – Ниргуна-пуруши

парам – выше

тата – этих (вышеупомянутых способностей)

ити – так (заканчивается психология йоги)

Вечное Бытие, Вечное Сознание и Вечное Блаженство суть атрибуты Сагуна-пуруши, Брахмана " с Гунами" (с пракрити и ее космическими силами). Ниргуна-пуруша (безатрибутивный Пуруша) выше этих качеств.

На индивидуальном плане вознаграждающая и карающая Верховная Сила называется Пуруша-вишешей, Ишварой, Сагуна-пурушей (психологическим Богом). Этот Руководящий Свет управляет каждым существом. Он действует в каждом существе как учитель, так как своей безмолвной энергией дает наставления индивидуальному " я". Чем больше проявлена эта сила, тем более высоко развито существо. В растительном царстве она проявлена больше, чем в минералах. В мире животных – больше, чем в растительном царстве. В людях – больше, чем в животных. В освобожденных людях – больше, чем в обыкновенных. На космическом и вселенском уровне – больше, чем на уровне индивидуальности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.