Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Но один человек не в состоянии выполнять полноценно обязанности двоих. От чего-то придется отказаться.






Супруга не может перестать зарабатывать деньги и кормить семью, она не может перестать стирать, готовить, убирать. И тогда она отказывается от того, что является самым ценным в материнской роли. Она перестает эмоционально участвовать в жизни ребенка. Это значит, что она не читает ему на ночь сказки, не разговаривает по душам, не провожает утром в школу; то есть перестает делать то, что никто кроме нее сделать не может и без чего ребенок не может расти полноценной личностью. Личностью, которая чувствует себя любимой. Именно это чувство дает нам ощущение радости от собственного существования. Лишаясь всего этого, ребенок будет чувствовать себя неуютно, у него будет ощущение того, что в доме стало небезопасно, как во время землетрясения.

Давайте рассмотрим подробнее те структурные компоненты психологического портрета созависимого ребенка, которые больше всего влияют на характер становления его личности (по В.М. Целуйко):

1. «Этот ужасный секрет семьи». Родители пытаются скрыть от детей все плохое, что связано с алкоголизацией, хотя сделать это достаточно трудно. Поэтому вся семья вынужденно играет роль вполне благополучной; сокрытие семейных проблем становится образом жизни. Вследствие этого дети оказываются жертвами двойного стандарта: с одной стороны, они видят и понимают, что происходит в их семье на самом деле, а с другой – боятся открыто говорить об истинном положении вещей и своих проблемах не только с окружающими людьми, но и с близкими, становятся замкнутыми.

«Не говорите никому или мы будем опозорены» – обычное вербальное или невербальное послание созависимых взрослых детям в семье пьющего человека.

Семья с «ужасным секретом алкоголизма» должна тратить массу энергии на контроль за имиджем. Созависимые должны быть всегда на стороже. Они живут в страхе, что столь оберегаемый имидж благополучия может рухнуть по воле случая. Хотя секрет семьи со временем раскрывается, дети уже привыкают жить в мире мнимого благополучия и не видят правды, потому что их никто не учил быть открытыми по отношению к своим проблемам и чувствам.

2. «Жизнь в укрытии». По мере взросления дети начинают понимать, что люди осуждают пьянство. Поэтому всеми силами они стремятся скрыть позор своей семьи от соседей и сверстников, не могут обсуждать интересующие их вопросы с друзьями и учителями из-за боязни, что «страшная семейная тайна» станет известна многим. Привычка к сокрытию обусловливает необходимость игнорировать реальность. В этих условиях секретность, увертки, обман становятся неотъемлемыми компонентами жизни, открытые коммуникации перестают существовать не только в семье, но и за ее пределами. Подозрительность и злобность не позволяют членам семьи открыто проявлять свои положительные переживания, потому что в семьях такого рода не практикуются эмоционально теплые взаимоотношения, там не знают истинной цены разделенного горя или радости, нет взаимной поддержки и любви. Вместо этого – вечные трения, недоверие и скептицизм, которые порождают зависть и ревность. Чем больше секретности, тем больше запутанности, борьбы, конфликтов, ссор, разъединения членов семьи, психологической изоляции и одиночества.

3. «Двойственная реальность». Ребенку с раннего детства приходится наблюдать несоответствие между тем, что происходит в доме, и тем, что говорят ему взрослые. Подобное противоречие порождает недоверие ко всему, что его окружает, и к самому себе. Желание навести порядок, сделать так, чтобы в семье появился комфорт, а вместе с ним – чувство надежности и безопасности, не получает своего реального воплощения. Ребенок чувствует свое бессилие и потому, не видя выхода из создавшейся ситуации, испытывает страх и тревогу.

4. «Послания с двойным смыслом». Ребенок, живущий с алкоголезависимым родителем, довольно часто слышит такое, что содержит в себе противоречивый смысл. Подобные обращения к детям называют смешанными посланиями или информацией с двойным смыслом. Например, мать говорит ребенку: «Я тебя люблю, иди, гуляй, не мешай мне работать». Если бы была произнесена только первая часть высказывания «Я тебя люблю», ребенку было бы ясно, какие чувства матери к нему обозначают эти слова. Но услышанное послание в целом заставляет его думать о том, что матери вообще не до него, ее заботы связаны с чем-то другим. Он находится в смятении, не знает, в какую часть послания можно верить.

Парадоксальна также ситуация, когда родители требуют от ребенка говорить только правду, а сами всеми силами пытаются скрывать от окружающих то, что на самом деле происходит в семье. Еще большим парадоксом для ребенка являются его взаимоотношения с пьющим родителем (отцом). В трезвом виде отец бывает внимательным, ласковым, заботливым, а в состоянии алкогольного опьянения становится агрессивным, злым и даже жестоким. Ребенку трудно разобраться, каков его отец на самом деле; он не может поверить в «плохого папу», пытается отрицать правду, связанную с его скверным поведением. Амбивалентное отношение к отцу в зависимости от его состояния побуждает ребенка испытывать тягостные переживания по поводу того, что окружающие, да и сам отец могут это заметить. Подобная двойственность чувств, испытываемых по отношению к пьющему отцу, изматывает ребенка, может привести даже к нервному истощению.

5. «Борьба, конфликты, ссоры». Родители часто выясняют свои отношения в присутствии детей, не стесняясь в выражениях и действиях. Родительские конфликты оказывают на ребенка психотравмирующее воздействие. Часто в ссорах родителей он видит свою вину и ищет решение семейной проблемы внутри себя. Кроме того, постоянно наблюдаемые конфликты, пререкания, жалобы взрослых друг на друга приводят к тому, что дети усваивают подобный стиль взаимоотношений между людьми вообще.

6. «Страхи, тревожные предчувствия». Как уже отмечалось нами выше, поведение людей, употребляющих алкоголь, отличается непредсказуемостью. Часто под влиянием алкоголя активизируются низменные чувства человека. Родители могут использовать агрессивные угрозы для демонстрации своей силы. Все это делает атмосферу в семье тревожной и тягостной.

7. «Разочарования». В семьях с созависимыми отношениями взрослые привыкают к невыполнению своих обещаний. Первоначально дети реагируют на это очень болезненно, их угнетает такая безответственность родителей. Но, приученные скрывать свои чувства даже от самых близких людей, они никогда не рассказывают о своих переживаниях, а просто перестают ждать обещанного. Для формирования их личности такое отношение родителей не проходит бесследно. В душе дети считают, что родители совершили предательство, и поэтому перестают доверять всем, кто их окружает. Подобные детские разочарования по поводу невыполненных обещаний приводят к тому, что даже взрослыми продолжают чувствовать разочарования и никому ни в чем не доверяют, оставаясь социально незрелыми и инфантильными.

8. «Слишком быстрое взросление». В силу сложившихся в семье обстоятельств, связанных с пристрастием к алкоголю кого-то из родителей (а иногда и обоих), старшие дети вынуждены брать на себя их функции по решению материально-бытовых проблем и оказанию поддержки младшим братьям и сестрам. К тому же они вынуждены заботиться и о пьющем родителе и прикрывать дезорганизацию семейной жизни.

Несвойственная возрасту забота ребенка о семье, вынужденно взятая на себя родительская роль не позволяет ему испытывать детские радости. Понимать это он начинает, только став взрослым. Ему трудно адаптироваться как в широкой социальной среде, так и в своей собственной семье, потому что он привык жить в режиме постоянного жертвоприношения. Иногда жизнь окружающих людей становится рядом с ним невыносимой.

Внутренняя замкнутость и постоянное ожидание одобрения за свои действия и поступки, которого в детстве не довелось дождаться от собственных родителей, приводят к немотивированным вспышкам гнева и злости, если одобрение не приходит. Дети вырастают и начинают мстить за свое поруганное детство, коверкая жизнь другим, – эстафета ненависти и жестокости продолжается. Жестокость родителей порождает жестокость детей. Такие люди живут с чувством, что их обокрали, и проецируют свое недовольство на тех, кто рядом с ними.

9. «Оскорбления и унижения, включая явное и скрытое сексуальное насилие». Пьющие родители утрачивают внутренний контроль за своим поведением. Они могут проявлять физическое насилие по отношению к детям, не чувствуя и не соизмеряя свою силу, невольно травмировать ребенка или даже нанести ему увечье. Довольно распространенными в алкогольных семьях являются формы наказания, унижающие человеческое достоинство: лишение ребенка пищи, одежды, запирание на долгое время в непроветриваемом помещении (например, в туалете или ванной комнате), публичная порка и др.

Многие дети, особенно девочки, подвергаются сексуальным оскорблениям со стороны пьющего отца. Явная и скрытая сесуальная агрессия к детям – довольно частое явление в семьях с больным алкоголизмом. Последствия этой агрессии проявляются в виде глубоких психологических травм, сказывающихся на всей последующей жизни подвергшегося сексуальному насилию человека, и особенно когда это произошло в своей семье.

10. «Заброшенный ребенок». Склонные к алкоголизации родители не проявляют должного внимания к своим детям. Даже если в семье только один родитель зависим от алкоголя, второй, становясь созависимым, не уделяет должного внимания эмоциональным потребностям ребенка. Результат родительского игнорирования очень скоро начинает проявляться в неумении детей понимать состояние другого человека, сочувствовать и сопререживать ему. Они не усваивают элементарных родительских обязанностей, что затрудняет их адаптацию в будущем в собственной семье.

11. «Заниженная самооценка». Отсутствие заботы и внимания со стороны родителей способствует формированию заниженной самооценки. Причину отсутствия родительской любви дети начинают искать в себе и приходят к выводу о том, что они ее недостойны.

12. «Жизнь в мире фантазий. Мифы, помогающие выжить». Действительность, с которой соприкасаются дети алкоголезависимых родителей, доставляет им массу неприятных переживаний, от которых они пытаются уйти в мир фантазий. Чаще всего фантазии связаны с ситуациями типа «Что, если бы мой отец (моя мать) всегда были трезвые...». С одной стороны, дети фантазируют по поводу того, что их жизнь была бы совсем иной, если бы они родились в иное время, в другой семье и т. д. С другой стороны, фантазии эти, ориентированные на счастливый конец, часто содержат мысли о смерти родителей как возможном варианте избавления от всех бед, связанных с их пьянством. В результате подобного фантазирования у детей могут складываться искаженные представления об окружающем мире и своем месте в нем. Это толкает их к мифотворчеству, главными мотивами которого, по мнению специалистов, могут быть следующие:

1) причину родительского пристрастия к алкоголю ребенок видит в себе: если он изменится в лучшую сторону, то родители перестанут пить;

2) переживают чувство социальной дискриминации, им начинает казаться, что они не такие, как все; это вносит психологический дискомфорт в их существование;

3) иллюзорно представляют себя хозяевами создавшегося положения, считают что могут контролировать обстоятельства, однако попытка сдержать пьянство родителей всегда заканчивается неудачей; невозможность реализовать миф о своем всесилии порождает чувство вины, неопределенность и безнадежность;

4) ожидают кого-то, кто сможет изменить ситуацию в семье в лучшую сторону; этот миф появляется на основе чувства собственного бессилия, он снимает вину с ребенка и возлагает ее на какую-то внешнюю силу; ожидание помощи извне, отказ действовать, стагнация могут привести ребенка к депрессии.

Анализ особенностей развития детей в созависимых семьях показывает наличие у них отклонений в эмоционально-волевой и личностных сферах. Для детей алкоголиков характерны невротические и неврозоподобные расстройства, психопатическое развитие личности, трудности социальной адаптации. В большинстве случаев характерна системность нарушений их психофизического развития. Этим детям свойственны нарушения функции сна. Они отличаются повышенной подверженностью инфекционным и простудным заболеваниям, а также аллергическим реакциям.

Нервно-психические нарушения в раннем возрасте проявляются обычно в виде задержки психомоторного развития, мышечной гипотонии, общего двигательного беспокойства. Невротическая симптоматика обычно сочетается с выраженным церебрастеническим синдромом (повышенной нервно-психической истощаемостью и пресыщаемостью), с чередованием периодов гипо- и гипервозбудимости.

Как указывают Е.М. Мастрюкова, Г.В. Грибанова, А.Г. Московкина, нарушения поведения детей при семейном алкоголизме наблюдаются чрезвычайно часто и отличаются стойкостью, а также большим разнообразием. Их выраженность и стойкость зависят в первую очередь от окружающей ребенка среды, отношения к нему взрослых. Отклонения в поведении находятся в прямой зависимости от возраста ребенка, степени поражения его центральной нервной системы, общего состояния здоровья, индивидуальных особенностей личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.