Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 32






Профессиональные качества журналиста. Его записная книжка. Как раздобыть контактные телефоны звезд и известных политических фигур.

Журналистика — это не просто ремесло, это призвание. Журналист — первый распространитель знания. Сейчас человеку, работающему в этой профессии, нужно разбираться во многих вещах, область, которой ему придется заниматься, не всегда будет одной и той же. Журналист должен быть честным, эрудированным, должен докапываться до истины. Именно поэтому эта профессия очень опасна. Уже много лет 15 декабря в России отмечают День памяти журналистов, погибших при исполнении служебных обязанностей. Новость — это основа профессии. Любой материал оживляют идеи, но плоть дают факты. Только реальные факты, аргументы. Есть достоверные факты и недостоверные. Первые проверены и верифицированы, а вторые проверить нельзя. Журналист — служащий. В первую очередь важны его деловые и идейно-нравственные качества — талант на втором месте. Также не важно знать все, но важно знать, как и где это достать. Журналист обязан быть компетентным. Компетентность заключается в быстрой адаптации ко всему. Также важны гибкость ума и умение отсеивать лишнее. Журналист обязан быть точным.

Психологические качества журналиста:

- оперативность;

- мобильность;

- коммуникативность;

- любознательность;

- адаптивность;

- находчивость.

Журналисту необходимо быть общительным и иметь много знакомых. В записной книжке журналиста (бумажная ли, электронная) должно быть очень много контактов. Это один из важных инструментов, с помощью которого он будет получать нужную ему информацию. Не беда, если там не будет всех контактов на планете, главное, чтобы через каких-то своих знакомых, а те через своих знакомых, смогли в итоге связать журналиста с тем человеком, с которым ему необходимо переговорить, даже если это будет великий композитор, певец или политический деятель.

Структура и функционирование редакционного коллектива. Планирование работы редакции. Соотношение производственно-творческой и коммерческой деятельности редакции.

Общие основы и особенности структуры и организации работы редакции определяются 2 факторами: 1) задачи, которые ставит перед редакцией издатель, 2) особенности аудитории. Немалое значение имеют и предпосылки формирования редакционного коллектива: тип и уровень данного СМИ, его место в системе СМИ, в подсистеме конкретного вида СМИ.

Прежде доминировала пирамидальная структура редакции. Вершиной пирамиды являлся редактор, руководитель редакции. Обязательно в структуре редакции фигурировала редколлегия (совещательная, помогающая редактору, или коллективный руководящий орган). Секретариат руководил процессом планирования деятельности редакции, координировал работу отделов, руководил техническими службами (машинистское бюро, корректорская, редакционный архив и др.), подготовкой и выпуском номера, макетированием и техническим оформлением издания. Также в любой редакции существовали, как правило, отделы, то есть, основные творческие ячейки творческого коллектива. Отделы могут быть: 1) отраслевые (промышленность, сельское хозяйство и т.д.), отражающие события и процессы, происходящие в какой-либо одной области жизни, определенной отрасли экономики или культуры; 2) жанровые (готовят материалы в каком-то определенном жанре); 3) функциональные (отдел внутренней информации, писем, иллюстраций); 4) в информационных агентствах можно встретить и так называемые региональные отделы, или редакции. Также были специальные корреспонденты - наиболее опытные журналисты, которым поручают выполнение наиболее сложных заданий, связанных, как правило, с поездками; собственные корреспонденты - представители редакции на местах, они отвечают за сбор, хранение и использование полученной ими информации. Обозреватели могут быть политические, экономические, спортивные и др. Недостаток этого принципа - его громоздкость. Информация от журналиста до главного редактора проходит слишком долгий путь, и от этого страдает оперативность.

Новая тенденция в структуре редакции: плоская структура, более простая. В ней ликвидируются отделы и заведующие отделами. Каждый журналист ведет несколько своих рубрик, передает свои тексты непосредственно редактору или ведущему редактору. У главного редактора есть свои заместители, которые по очереди ведут подготовку номера. Изменились функции секретариата, иногда в редакции вообще отсутствует фигура ответственного секретаря, либо же он называется иначе (например, заместитель главного редактора по выпуску). В некоторых редакциях нет редколлегий. Достоинство этой структуры: путь от автора до полосы сокращается. Недостаток: не руководителей наваливается большой груз работы. Сегодня во многом определяющая финансовая база - определяет размеры издания, организацию его деятельности, количество работников. Еще одна тенденция структурных изменений редакций - это создание информационных центров, или пресс-групп. Примером может служить издательский дом “Коммерсант”, в котором существует один редакционный коллектив, обслуживающий группу изданий. На изменение состава редакции подействовали и новейшие технологии. Требуются новые специалисты, новые навыки работы. Специализация журналиста вышла на первый план в условиях современного рынка журналистского труда. Наблюдается нехватка журналистов-экономистов и дизайнеров.

Специфика редакции как трудового коллектива заключается и в том, что это производственный коллектив. Результатом его деятельности – определенное количество знаний, сведений, представленных в форме журналистской информации, а также ее материальные носители – номера газеты, тв программы и т.п. Как каждый производственный коллектив, редакция работает по плану, подчинена производственному ритму – графику выпуска номеров, должна зарабатывать, получать прибыль, обеспечивая свое существование. Отсюда - особая структура редакции: – творческая часть редакции (журналисты). - техническая часть (создает оптимальные условия для деятельности журналистов, обеспечивает техническую подготовку и выпуск номера – держат корректуру, при наличии компьютерной системы производят набор текстов, верстку полос и т.д). - С возникновением информационного рынка в редакциях периодических изданий возникла коммерческая часть коллектива. Ее работники стремятся укрепить экономическую базу редакции, обеспечить реализацию тиража газеты, привлечь в нее рекламные и частные объявления и т.д. Каждая из трех групп разделяется на несколько подразделений. Так, творческая часть редакции формируется из двух звеньев. Первое – звено руководства и управления: главный редактор и его заместители, редакционная коллегия и секретариат. Второе – звено исполнения, охватывает корреспондентов, сгруппированных в отделы редакции, обозревателей, специальных и собственных корреспондентов газеты. В технической части редакции функциональное разделение труда приводит к образованию ряда служб – корректорской, компьютерного центра, редакционной библиотеки и др. А работники коммерческой части коллектива сосредоточены в ее подразделениях – отделах рекламы, распространения, маркетинга и других, где и решают стоящие перед ними специфические задачи. Нередко к ним присоединяются редакция приложений, книжная редакция и другие коммерческие структуры. Бухгалтерия отвечает за финансовую деятельность редакции, контролирует исполнение редакционного бюджета. Задача отдела маркетинга – исследование рынка периодических изданий, на котором представлена газета, и ее читательской аудитории. Отдел рекламы обеспечивает приток в редакцию рекламных и частных объявлений и их публикацию в газете. Основная функция отдела распространения – обеспечение распространения и реализации тиража периодического издания. Всеми коммерческими службами руководит редакционный менеджер. Часто его называют коммерческим или исполнительным директором. Он входит в редакционную коллегию газеты на правах одного из заместителей главного редактора. Каждую коммерческую службу возглавляет ее руководитель – главный бухгалтер, менеджер по рекламе или по распространению и т.д.  
  Правила управления редакцией сформулированы в ее Уставе. Управленческий цикл: 1) Этап руководства редакцией - определение стратегии редакционной деятельности, выработка и выбор решений, общий контроль и подведение итогов. Этот этап определяет стратегию деятельности редакции. 2) Этот этап определяет тактику деятельности коллектива, повседневную работу. Важнейшую роль играют секретариат редакции и руководители ее подразделений. Методы управления редакцией: - правовые (руководители редакции контролируют деятельность всех ее сотрудников, не допуская нарушений правовых норм в публикациях периодического издания) - экономические - дают главному редактору широкие возможности финансового воздействия на сотрудника редакции, например, путем перевода журналиста на вышеоплачиваемую должность, повышения зарплаты, регулированием размеров гонорара. - психологические. Редактору приходится быть психологом, стремясь оптимизировать структуру и состав коллектива, он учитывает особенности характера, возможности каждого сотрудника. - организационные (административные). К ним относятся: моделирование периодического издания и работы его редакции, планирование ее деятельности, координирование, нормирование труда работников и учет его результатов, стимулирование, контроль и проверка исполнения. Планирование – один из ключевых методов управления редакцией. С выходом СМИ на информационный рынок в систему планирования деятельности редакции вошел новый элемент – бизнес-план. Он определяет все стороны организации работы редакции как коммерческого предприятия, направленной на получение доходов и укрепление его финансовой базы.  
     





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.