Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Небольшие группы. 3 страница




Со временем вы научитесь выявлять и устанавливать более тесную и прямую связь между субмодальностями и настроениями, но пока вам нужно просто привыкнуть к такому структурированному подходу.

Конечно, когда речь идет о воспоминаниях, вы почти не в силах изменить их содержание. Вы не можете "перевести назад стрелки часов" и изменить то, что уже случилось. Однако вы способны кое-то сделать в отношении того, как представляете, то есть воссоздаете запомнившиеся события теперь. Вы можете изменить свойства, характерные особенности мысленных образов, звуков и ощущений, из которых сложились переживания прошлого. Как мы уже знаем, они - не реальность. Эти переживания уже прошли сквозь индивидуальные фильтры восприятия, превратились в воспоминания и те чувства, которые они вызывают.

Итак, умение менять свойства представления весьма функционально и притом разумно: вы можете сделать это так, чтобы утвердиться в нынешних целях и поднять настроение. Выявив соответствующие субмодальности, вы можете начать манипулировать ими, чтобы вызвать у себя нужные ощущения и изменить поведение.

Изменение переживаний и поведения.

Именно от субмодальностей в первую очередь зависит ваше настроение.

Выше уже говорилось о том, что вы можете их менять, а это значит, что вы в силах изменить свои переживания в отношении тех или иных событий. Вы способны менять свои ощущения и, следовательно, все последующее поведение.

Благодаря четырехступенчатой модели успеха (см. второй урок) нам известно, что наши действия приносят соответствующие результаты.

Переключение субмодальностей.

Попробуйте сделать следующее: вернитесь к какому-либо неприятному воспоминанию, но при этом переключите характеристики возникшей сцены таким образом, чтобы перейти к субмодальностям приятного воспоминания. Избавьтесь от "неприятных" субмодальностей. Если, например, память о счастливых событиях отмечают крупномасштабные и яркие образы, перейдите к этому режиму представления, когда погружаетесь в неприятные воспоминания. Если болезненные воспоминания казались вам туманными, расплывчатыми и лишенными "жизненных" цветов, замените их, переключившись на "приятные" субмодальности. Скорее всего, вы сможете воссоздать большую часть тех визуальных особенностей, которые мы перечислили в начале этого урока.

Рассмотрим другой пример: предположим, что при неприятных воспоминаниях вы видите самого себя со стороны, а при радостных остаетесь "в своей тарелке", то есть в своем теле, озирая все вокруг в качестве центрального зрителя и первого лица. В НЛП на этот счет используются понятия ассоциированности (вид от первого лица) и диссоциированности (вид со стороны). Это очень важная субмодальность - изменение лишь ее одной может оказать огромное влияние на то, какие чувства будет вызывать воспроизводимое в памяти событие. Как и в случае других модальностей, переключение к ассоциированности может стать переходом к коду "радости", несмотря на неприятное содержание воспоминания. В отношении таких субмодальностей не существует всеобщих правил, но для конкретного человека их набор остается достаточно устойчивым и соответствует отдельным настроениям.



В целом установлено, что ассоциированность усиливает ощущения, а воспоминания о травмирующих событиях с диссоциированной точки зрения обычно уменьшает страдания - вы словно отдаляетесь от своих переживаний, следите за ними извне. Таким образом, изменение основных субмодальностей мышления приводит к переменам в ваших ощущениях. Конечно же, для каждого предпочтительно и намного более полезно вызывать у себя приятные и воодушевляющие чувства.

Как правило, мы описываем субмодальные процессы визуальными предикатами, но этом никоим образом не означает, будто визуальной системе отведено почетное место. Понятия "визуализация" и "воображение" часто подразумевают воссоздание чего-либо не только в зрительных образах. Вы можете менять субмодальности любой системы представления, в том числе аудиальной и кинестетической. Превратите голос пугающего вас человека в писк маленького ребенка или мультипликационного персонажа, а затем посмотрите, вызывает ли он прежний страх. Замените ощущение холода чувствами тепла и уюта. Восприятие внешних событий предполагает работу всех органов чувств, и потому изменение внутренних переживаний требует такой же мультисенсорной реалистичности. Переключение субмодальностей станет для вас весьма эффективным приемом изменения своего восприятия.



Работа над субъективностью.

Вы уже могли испытать на себе подобное манипулирование собственным мышлением и заметить перемены в своих ощущениях. С другой стороны, вам все еще может казаться, что это невозможно, невероятно или во всяком случае странно. Для освоения описываемого здесь основополагающего навыка, которым владеют все дети, достаточно всего лишь воображения. Это означает, что вы предпринимаете те или иные действия мысленно, сами определяете их исход и вносите необходимые поправки. Если за долгие годы сила вашего воображения ослабла, начинайте с простых упражнений и - занимайтесь, занимайтесь, занимайтесь... Как и все прочие умения и навыки, способности разума развиваются повторением и практикой.

Для начала попробуйте сделать следующее:

· вообразите своего начальника в дурацкой шляпе;

· представьте, как ваш письменный стол распиливают пополам;

· вообразите, что ваш телевизор свисает с потолка;

· представьте, как выглядел бы голубой одуванчик;

· внесите мысленные изменения в привычные цвета, звуки и ощущения;

· начните употреблять в разговоре с собой иные, более ласковые выражения;

· представьте себе синий треугольник, небольшой кусок веревки, дерево высотой в километр;

· вообразите, что на деле выиграли в тех обстоятельствах, в которых проиграли;

· представьте, что добились успеха в том реальном случае, когда потерпели неудачу.

Эти упражнения не в последнюю очередь рассчитаны на то, чтобы получать от них удовольствие, лишний раз убеждаясь при этом, какое бесценное сокровище - ваш собственный разум, - и научаясь его ценить.

Западная система образования основана на объективном мышлении, которое является само собою разумеющимся для подавляющего большинства взрослых, предпочитающих рациональный, "левосторонний" подход. Но вам никто не помешает войти в свой замечательный субъективный мир и заново освоить детское воображение, которое больше связано с правым полушарием мозга.

Благодаря познаниям и навыкам в НЛП вы сможете при необходимости обращаться за помощью к творческим способностям подсознания.

Научившись менять субмодальности на материале положительных ситуаций, извлеченных из памяти, вы можете переходить к более конструктивному использованию этих новых навыков, то есть вызывать у себя желаемые внутренние ощущения и переживания. Это, в свою очередь, приведет к более позитивному и полезному поведению, позволит вам внести в свою жизнь важные перемены.

Умение расслабляться.

При использовании всех этих приемов очень полезно расслабляться.

Большинство из нас время от времени делает это и знает, какое для этого средство оказывается наиболее действенным: для одних это музыка, для других горячая ванна, для третьих - уединение в тихом месте. Расслаблению обычно способствует последовательное мысленное прохождение по всем участкам тела, от конечностей до шеи, головы, лица и челюстей. Кроме того, пользу приносит глубокое и медленное дыхание. Однако некоторым больше нравится представлять, что их тело не тяжелеет, а становится легким, парящим.

Разное воздействие оказывает и музыка - например, некоторые замечают, что лучше всего их расслаблению содействует звучание средневековых мелодий, извлекаемых из струйных инструментов.

Физическая расслабленность помогает избавиться от забот и мысленно рисовать приятные, успокаивающие сцены, например, место традиционного отдыха в выходные или просто безмятежный, спокойный пейзаж. Дав волю воображению, сосредоточьтесь на всех видах, звуках и чувствах. В конце концов вам удастся избавиться от назойливого присутствия и вмешательства критически настроенного левого полушария. Хотя многие люди знают, как нужно расслабляться, сам образ жизни, полной хлопот, не оставляет им времени на практическое воплощение этих знаний. Считайте такие упражнения денным вкладом, началом тех преимуществ, которые принесет здоровье души и тела.

Расслабление снижает уровень стрессов, помогает мыслить яснее, способствует творчеству и дает власть над своим самочувствием.

Прежде чем расслабиться, удостоверьтесь, что в вашем распоряжении достаточно времени, что вам не помешают посетители или телефонные звонки.

Позаботьтесь о том, чтобы в вашем распоряжении было достаточно удобное кресло или диван. С другой стороны, при достаточном развитии этого умения вы сможете переходить в расслабленное состояние очень быстро, независимо от обстановки. Начните с сознательной работы - способность управлять разумом и телом вскоре станет бессознательной привычкой.

Изменение нейронного пейзажа.

Всякий раз, когда вы пользуетесь мысленным представлением, в мозгу происходят соответствующие электрохимические реакции. Это однозначно подтвердили различные методики сканирования мозга, причем некоторые из них проводились в режиме реального времени. Когда мы думаем, в нейронных сетях происходят вполне реальные изменения. Постоянно меняется не только пейзаж неосязаемого "разума", как бы ни определяли это свойство, но и сама поверхность мозга, "серого вещества". Изменения касаются ее формы и химического состава. Если вы хоть однажды мысленно создали дерево высотой в милю или голубой одуванчик" эти образы уже невозможно стереть. Они могут меняться при повторных воспоминаниях, но в той или иной форме останутся в памяти, навсегда впечатавшись в вашу внутреннюю карту, топографию вашей личности.

Вы можете осознанно пользоваться этой особенностью мышления, чтобы изменять свое самочувствие и вносить преобразования в различные сферы вашей жизни. Упражнения в прилагаемом домашнем задании помогут вам в этом убедиться на собственном опыте.

У вас не так уж много средств, дающих возможность изменить мир. Однако с их помощью можно существенно изменить то, как вы представляете, то есть истолковываете этот мир. Для этого вам достаточно научиться выявлять и менять субмодальности своего мышления. Вы способны изменить к лучшему то, как думаете, что делаете и чего добиваетесь.

Сегодняшний урок:

Резюмирующая пресуппозиция

Разум и тело - взаимодополняющие одной системы.

Мы отождествляем ощущения со своим телом, но можем изменить свою физиологию путем перемен в образе мышления. Если вы мыслите "уверенно", то и выглядите уверенным в себе и действуете точно так же. Если же вы мыслите "тревожно" или "испуганно", то к этой общей окраске мыслей

Урок восьмой. Власть языка.

В этой главе:

· Язык как средство достижения желаемого

· "А-Прим"

· Иерархия идей

· От слов к результатам

Центр и самое средоточие НЛП - слово "лингвистическое", и сейчас мы перейдем к теме языка.

Мы уже много говорили о языке тела и невербальном общении. Однако обычный язык тоже является неотъемлемой частью нормального эффективного общения - не только слова, которые мы произносим (как мы помним, они определяют только 7 процентов общения), но и то, как обрабатывает речь наш мозг. Все это факторы, от которых общение зависит весьма в немалой степени.

Даже отдельные слова могут существенно повлиять на его содержание. Сколько раз случалось, что вы и собеседник пользовались одним и тем же словом, но лишь гораздо позже понимали, что каждый из вас вкладывал в него совершенно иной смысл? Бывает, что мы просто наталкиваемся на пределы возможностей языка и вынуждены признаться: "Не могу выразить это словами".

Язык как средство достижения жеаемого.

Благодаря НЛП мы можем использовать язык для улучшения общения, но происходит это по-особому, не так, как мы привыкли. Использование языка в этом новом качестве - в соответствии с принципами НЛП - обусловлено пониманием границ его возможностей и его власти, а именно пониманием' связи между языком и тем, как мы представляем и "фильтруем" явления, то есть моделью НЛП, описанной на первом уроке. В свою очередь, язык становится для нас многоцелевым инструментом, чем-то вроде электродрели, которую можно использовать с самыми разными насадками. Однако если не знать, как пользоваться этим инструментом в соответствии с его назначением, им можно при случае натворить немало бед. Сходным образом, мы начнем лучше пользоваться языком, если уясним его реальные и потенциальные возможности.

Вообще в НЛП нам предстоит научиться подбирать для предстоящей работы инструмент наиболее подходящий.

Здесь уместно вспомнить усвоенное на втором и на третьем уроке: никогда не следует упускать из виду выбранную вами цель, намеченный результат. Не позволяйте себе слишком увлекаться процессом ее достижения. В контексте аналогии с электродрелью -что для вас составляет цель: сверло или отверстие?

Вероятно, при той работе, для которой создана электродрель, ваши мысли будут сосредоточены на результате - создании нужных отверстий, - а не на процессе - их сверлении. Этого достаточно для того, чтобы подходящий инструмент сам подвернулся под руку. В этой главе мы поговорим об одном из таких инструментов: о языке.

Вспомним пресуппозицию, резюмирующую урок четвертый: "Смысл общения - в реакции собеседника". Научившись сознательно пользоваться языком, мы сможем с его помощью добиться желаемого отклика и, скорее всего, достичь нужного результата. Для этого нам нужно подобрать те слова, которые имеют соответствующий смысл для собеседника, вписываются в его карту действительности. Сходным образом нам нужно уметь точно определять, что именно подразумевает собеседник под используемыми им словами.

Иногда этот смысл можно выявить с помощью исподволь наводящих вопросов.

Такие навыки очень пригодятся в работе, непосредственно связанной с общением, да и вообще полезны каждому, кто посредством общения хочет улучшить свою жизнь.

На следующих трех уроках вы узнаете, как пользоваться языком, чтобы достигать самых разнообразных результатов. Для усвоения этих приемов нужно быть лишь достаточно восприимчивым, и тогда достаточно вскоре вы сможете воспользоваться новыми преимуществами.

А-Прим.

Всю эту книгу мы написали в том языковом стиле, который называют А-Прим. Это понятие введение лингвистом Дэвидом Борландом, выпускником Гарварда, и означает отсутствие глагола "быть", его аналогов (тире, выражений "являться", "представлять собой" и т. п.) и оборотов с его неявным присутствием. Хотя они встречаются в языке очень часто, использование таких глаголов приводит к затуманиванию смысла и возникновению двусмысленных грамматических форм. То же относится к страдательному залогу и безличным оборотам ("замечено, что...", "считается, что..."). В НЛП на такие фразы обычно откликаются так: "Кто это заметил?", "Кто так считает?" Появление глагола "быть" под разнообразными масками приводит к самым неопределенным допущениям, таким, например, как "это - правда" или "он - плохой человек". Его использование подразумевает, что все делится только на черное или белое, хотя реальная жизнь доказывает прямо противоположное.

Обобщающие тире стали настолько привычным способом наклеивать ярлыки на людей и явления, что у нас не возникает и мысли о том, что язык можно использовать намного точнее. Сложности появляются в тех случаях, когда другие по-своему понимают наши слова, что оборачивается полным несоответствием их смыслу. В результате нарушается общение, страдают наши взаимоотношения с окружающими.

Подобные языковые искажения представляют собой один из множества фильтров в модели НЛП. Даже такие распространенные глаголы, как "быть", "являться", оказывают влияние на наше восприятие и приписываемое различным явлениям содержание. Хорошо это или плохо, но язык в основе своей определяет образ мышления, и А-Прим достаточно наглядно это демонстрирует. Он не только служит иллюстрацией тому, как слова приобретают смысл, но и позволяет вам менять образ мышления, пользуясь простыми языковыми приемами.

В обыденной речи мы привыкли пользоваться проторенными короткими путями. Необходимость исключить из языка неоднозначности заставляет нас по-настоящему задумываться о том, что именно мы хотим передать собеседнику в процессе общения. Чаще всего вы сможете найти лучшую, более понятную форму выражения своих мыслей, если начнете пользоваться глаголами действия и четко указывать, кто эти действия выполняет. К счастью, несмотря на распространенность глаголов "быть" и "являться", наш язык очень богат средствами выражения.

Две опасности.

Основоположник общей семантики Альфред Кожибский выявил два вида угрозы, которую влечет за собою применение глагола "быть" и его аналогов.

Первую угрозу он назвал отождествлением ("Джоан -няня"), а вторую предикацией ("Джо глупый", "Тот лист - желтый"). Глагол "быть" не терпит компромиссов: нечто либо является таким-то, либо не является. По этой причине мы склонны высказывать самые обобщенные и абсолютные сентенции, не выдерживающие никакой логической проверки. Например, Джоан может являться не только няней, но, в то же время, матерью, женой, студенткой, теннисисткой и сторонницей здорового образа жизни. И в действительности ей случается подрабатывать няней лишь время от времени, в период школьных каникул. Так кем же является Джоан? Без сомнений, перечисленные понятия не ограничивают весь список того, кем объявляется, По существу, высказывание "Джоан - няня" лишь мешает нам по-настоящему понять, кто она.

Сходным образом, фраза "Джо глупый" примет в языке А-Прим иной вид, например: "В том случае Джо вел себя глупо", а еще лучше: "Мне кажется, что он вел себя глупо". Выражение "Тот лист - желтый" станет звучать так: "Лист выглядел желтым" либо "В сумерках лист казался Джону желтым, зеленовато-коричневым". Благодаря этому мы можем намного яснее и правильнее выразить тот смысл, который хотим вложить в свои слова. Часто для этого достаточно избавиться от назойливых тире опущенных сказуемых. Просто спросите себя: "Что именно я собираюсь сказать?" А-Прим придает языку более точное содержание, определяет, кто именно действует или говорит, кто несет ответственность за сказанное. Этот стиль помогает избежать туманных и неоднозначных обобщений, заставляет заменять аналоги глагола "быть" четкими глаголами действия. В нем почти отсутствует страдательный залог и полностью исчезают наиболее широкие обобщения, или "номинализации", которые так любят бюрократы и далекие от жизни ученые.

Абстрактные понятия превращаются в конкретные, ощутимые явления, которые мы в силах представить и понять.

Как сказать то, что вы хотите сказать.

А-Прим основан далеко не только на механической замене одних слов другими. Пользуясь им, вам придется тщательно обдумывать, что именно вы намерены сказать, а не просто изменить форму выражения своих мыслей. Таким образом, он способствует не только понятному общению, но и ясности мышления.

В целом, А-Прим действует достаточно просто, стоит лишь избавиться от безличных выражений и жестких определений. Однако на практике эти несложные приемы оказывают огромное влияние. Они не только меняют образ мышления, но и оказывают воздействие на ваше поведение, успехи и взаимоотношения с окружающими. Мы уже отмечали важную связь между мышлением и поведением.

"Каковы мысли в душе человека, таков и он". Итак, А-Прим играет роль не просто языкового устройства с очевидными преимуществами в общении, но и могущественного средства изменения личности, в чем и заключается сама сущность НЛП. Этот стиль языка все шире применяется в таких областях, как решение межличностных проблем и совершенствование личности.

Даже ограниченное использование А-Прим способно вызвать серьезную переоценку того, что мы обычно понимаем под используемыми словами. Позже, при выполнении упражнений, вы получите возможность самостоятельно убедиться в этом.

Устная и письменная формы А-Прим.

Хотя идея А-Прим очень проста, большинству людей невероятно трудно применять ее на практике. Мы уже подчеркивали особенности обращения с глаголом "быть". Вообще говоря, А-Прим требует истребления всех форм этого глагола: "быть", "был", "были", "есть", "являться", "представлять собой", а также тире.

В этой книге мы изредка отступали от этого правила и делали исключения для особых случаев, например при цитировании. Наша потребность в этом глаголе определяется современной повседневной устной речью и привычными старинными изречениями ("быть или не быть"). Кроме того, вы могли заметить аналоги этого глагола в некоторых общепринятых пресуппозициях НЛП.

Мы надеемся, что вы оцените преимущества этого радикального грамматического приема, особенно ту ясность, к которой он приводит.

Попытайтесь вспомнить, не возникало ли у вас при чтении ощущения опущенного глагола "быть". Если это не бросалось в глаза, то мы достигли своей основной цели, то есть избавились от многочисленных ловушек этого глагола, не повредив форме изложения. Больше того, если вы сталкиваетесь с непривычным формами выражения, которые заставили вас глубже вдумываться в смысл сказанного, это приносит еще большую пользу. Вы сами можете проследить за тем, насколько хорошо мы справились с задачей избавиться от одного из самых распространенных в языке глаголов. Скорее всего, вы еще более оцените важность этого шага, когда сопоставите его с содержанием этой книги, особенно глав о языке. Со временем вы сами сможете без труда писать и говорить в стиле А-Прим.

Иерархия идей.

Мы пользуемся словами для выражения идей и концепций. При этом мы можем делать их частными или общими. В одних случаях мы пользуемся очень конкретным и подробным языком, а в других - туманными, обобщенными понятиями. В НЛП мы пользуемся так называемой Метамоделью, когда хотим получить подробные и точные сведения. С другой стороны, существует так называемая модель Милтона, которая опирается на то, что в НЛП именуют "виртуозно затуманенным" языком. Обе модели способны приносить в общении весомые результаты, хотя работают они по-разному. Мы поговорим о них на уроках девятом и десятом.

На практике, однако, мы пользуемся языком как чем-то непрерывным. В устной и письменной речи мы все время скользим между двумя его крайностями, постоянно меняя уровень точности либо расплывчатости выражений. Для удобства изучения материала мы попытаемся выстроить иерархию точности-неопределенности и начнем применять ее в соответствии с целями и обстоятельствами общения.

Рис. 8.1. Непрерывное пространство языка.

Слова-номинализации (понятия, выражающие концепции высшего уровня абстракции) - например, "честность" - "имеют только самый обобщенный смысл (скажем, "Джин ценит честность"). Однако, опираясь на контекст, мы чаще всего можем сузить содержание таких слов и свести их к конкретным идеям (например, "Джин всегда говорит начальнику правду" или "Она высказывается откровенно"), то есть уточнить те действия, которые служат примерами проявлений честности. При этом мы выстраиваем определенную иерархию, вершиной которой становится понятие "честность". Нижняя часть иерархии может уходить как угодно глубоко, до любого уровня подробностей, пока мы не достигнем "глубинной структуры" передаваемого смысла.

Масштабирование.

Иерархия идей показывает, что мы мыслим и общаемся в разных масштабах: крупных (на обобщенном, абстрактном уровне) и мелких (в подробностях). Таким образом, "увеличение масштаба" означает перенос идеи на более высокий, общий уровень. Например, при необходимости говорить об "овцах" и "коровах" вы можете увеличить масштаб и перейти к концепции "домашний скот" либо еще выше, на уровень "животных". Продолжая увеличивать масштаб, вы подниметесь к "живым существам" и так далее.

Аналогичным образом, вы можете уменьшать масштаб концепции. Например, если речь идет о собаке, вы можете иметь в виду конкретного пса, часть тела собаки (лапу) или какое-то действие, характерное для собак (лай). При смещении масштаба в сторону вы остаетесь на прежнем уровне детализации. При таком горизонтальном смещении вы можете перейти от собак к кошкам, коровам, кенгуру и прочим представителям "млекопитающих", то есть концепции, которая находится уровнем выше.

Рис. 8.2. Иерархия идей.

В общении иногда полезно использовать все приемы: увеличивать либо уменьшать масштаб, а также смещать его в сторону. Все зависит от того результата, или отклика, который вам нужен: временами вам достаточно воспользоваться самыми неопределенными обобщениями. В других случаях вам потребуется иметь дело с подробной, конкретной информацией. Увеличение масштаба позволяет "увидеть общую картину", рассмотреть вопрос с широкой точки зрения, а уменьшение сосредоточиться на деталях". Мы уже знаем, что слова могут отражать предпочтения в формах "восприятиях. Сходным образом, используемые нами слова показывают, каким масштабом мы пользуемся, какое место занимают эти концепции в иерархии идей. Такой подход к языку принесет вам немедленные результаты в повседневном общении. При заключении сделок или торговле вам, скорее всего, потребуется умение перемещаться по всему пространству идей, от точных до неопределенных, от крупных масштабов до мелких.

Например, при заключении договоров увеличение масштаба с большой вероятностью приблизит вас к согласию с партнерами, даже если вы выразите его самыми обобщенными фразами: "Обе стороны стремятся ко взаимовыгодному результату", "обе стороны согласны вести откровенные переговоры", "все мы едины в том, что пытаемся прийти к согласию" или "всем нам хочется как можно скорее уладить этот вопрос".

Затем, пользуясь уменьшением масштаба, вы можете выделить те препятствия, которые мешают достичь согласия, и конкретные трудности, требующие решения. Возможно, в результате вам удастся обнаружить один-единственный спорный пункт договора. Не исключено, что выявленная преграда потребует самых незначительных уступок с той либо иной стороны.

Кроме того, уменьшение масштаба может потребоваться вам в начале практического воплощения составленного плана или договора, так как на этом этапе общих представлений уже мало. Смещение масштаба позволит вам сравнить текущий вопрос с другой аналогичной сделкой или привести пример конкретной проблемы.

Итак, на практике вам пригодятся все три подхода, и каждому из них соответствует определенная языковая структура. Чтобы уменьшить масштаб, задайте вопрос: "Что может послужить примером этого?" Повторяйте этот вопрос до тех пор, пока не достигнете необходимого уровня подробностей. Чтобы увеличить масштаб, задайте обратный вопрос: "Примером чего это может служить?", либо иначе: "В чем цель этого?" Продолжайте увеличивать масштаб слова или концепции, пока не доберетесь до подходящего уровня. Для смещения масштаба пользуйтесь вопросами: "Что может служить еще одним примером этого?" или "Сколько можно вспомнить сходных примеров?" Изучение проблемы с помощью иерархии идей, то есть ее оценка с широких точек зрения и с позиции существенных подробностей, само по себе принесет вам множество новых идей и открытий.

Давайте вообразим типичные деловые переговоры, на которых сторонам предстоит прийти к соглашению о ценах, сроках и условиях. Как мы могли бы применять в подобных случаях масштабирование?

"Я уверен, что мы оба хотим достичь взаимовыгодного договора" (увеличение).

"Давайте обсудим этот пункт об удержании прибыли" (уменьшение).

"Пару лет назад эта формула прекрасно показала себя в контракте с Сауди" (смещение).

"Отлично, не могли бы вы подробнее описать прочие спорные моменты этого пункта?" (уменьшение).

"Да, нам обоим хочется куда-нибудь вырваться в эти выходные" (увеличение).

"Как вы получили эту сумму - 800 долларов?" (уменьшение).

"Эта наша обычная форма работы с поставщиками" (смещение).

"Ведь мы оба хотим, чтобы все прошло гладко" (увеличение).

"Похоже, нам осталось договориться о конкретных сроках, после чего останется только пара мелочей" (уменьшение).

"Давайте передвинем вторую партию товара на более поздний срок в обмен на 15 процентов?" (дальнейшее уменьшение).

"Мы не в силах что-либо поделать с процентной ставкой (увеличение), но почему бы нам не срезать часть затрат на оплату администрации?" (уменьшение).


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал