Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРЕДАНИЯ




 

Предания в народе называют «былями».

Для них характерна историческая тематика. Предания сохраняют память о событиях и деятелях истории.

Этот вид устного народного творчества имеет большое познавательное значение, так, как в преданиях рассказывается об очень далёком прошлом, о времени, от которого, как правило, не сохранилось других свидетельств. То, о чём говорится в преданиях, обычно воспринимается и рассказчиком и слушателями как действительно происходившее.

Ряд особенностей придают преданиям реалистический характер: исторический материал, имеющий порой местную окраску, точное указание времени и места событий, бытовые детали, нередко ссылка на традиционность повествования («старик рассказывал «говорят»), незначительная роль в сюжетах фантастических элементов. Предания не только повествуют о событиях и действиях исторических лиц, но и объясняют их причины, это увеличивает познавательную ценность рассказов.

Предания близки к историческим песням, но имеют прозаическую форму, а не стихотворную. От сказок предания отличаются тем, что в них повествуется о реально существующих фактах, хотя порой трактуемое с некоторой долей вымысла, отличаются и «свободной формой», предания не имеют устойчивых зачинов н концовок, определённых ходов развития сюжета,. От бытового устного рассказа предания отличаются тем, что говорит о далёком прошлом, а также тем, что повествователь выступает участником или свидетелем события, рассказываемого в преданиях.

Фундаментальную работу представляет собой книга В.К. Соколовой «Русские исторические предания». Исследование Соколовой - первая работа, в которой обстоятельно рассмотрены сюжеты, познавательная, идейная и художественная ценность и преданий, обобщено то, что сделано в их изучении. В книге выясняется отношение преданий к другим жанрам, освещение действительности в произведениях этого типа. Исследователь обращается к историко-сравнительному сопоставлению русских преданий с преданиями славянских народов и устанавливает важные особенности их отношений. В.К. Соколова дала классификацию типов преданий, показала использование традиционного материала преданий и приспособление его к новым общественным условиям. К сожалению, в книге не рассмотрены предания о русских полководцах (Суворове, Кутузове и др).

В преданиях мы узнаём о походе Олега на Царьград, о его смерти от укуса змеи, о мести Ольги древлянам за смерть Игоря, о сватовстве князя Владимира к Рогнеде, о Кожемяке, об Иване Грозном, о Ермаке и о Степане Разине, о Пугачёве, о Петре I и др.

 

БЫЛИНЫ

 

Былины воспроизводят социальные типы в собирательных образах, исполненных художественной фантазии. Это возвышает историзм былины, так как её образы являют собой художественное обобщение исторической мысли народа. Как правило, не связывая себя с передачей отдельных конкретных событий и лиц, былина остаётся вернейшим выражением исторического сознания и памяти народа.



Свойство былин как искусства, запечатлевающего историческую реальность в обобщённых образах, обработанных со всей силой фантазии, так существенно, что, что не приняв во внимание эту черту эпоса, нельзя составить о нём верного понятия. Эпос передаёт понимание истории, очерчивает социально-исторические типы общественных деятелей, вскрывает исторический смысл общественных событий, потрясавших Русь в борьбе за этническую целостность и государственную независимость. Наконец, певцы былин обнаруживают проницательный взгляд на социальные противоречия в обществе.

Как выражение исторической мысли, былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, славят защитников достоинства, чести и человеческих прав народа.

Желание певцов представить героев безупречными в делах, твёрдыми в нравственных правилах придало эпические песням ту поучительность, ради которой они и исполнялись. Былины выражали высокие общественные и нравственно-этические идеалы народа. Богатырь и богатырство обладали силой влекущего жизненного примера. Эпос был не только исторической памятью народа, но и его достоинством, умом, нравственным кодексом.

Рано поняв это, учёные стали именовать былины героическими эпосами. Героика должна быть понятна не только как тематическая характеристика былин, но как примета самого их жанра.



Былины - это патетические песнопения, повествующие о великих деяниях необыкновенных людей. С таким жанрово-тематическим свойством прямо связана песенно-стихотворная форма былин. Ритмическая организация слова предоставляла певцу былин особые возможности художественного изображения и, главное, была сопряжена с повышенной экспрессией поэтического выражения.

Соединив все эти признаки, получим такое определение былин: это героические песни, возникшие как выражение исторического сознания народа в восточнославянскую эпоху и развившиеся в условиях раннефеодальной Руси; имея целью возвеличить социальные и нравственные этические идеалы народа, былины отразили историческую действительность в образах, жизненная, реальная основа которых обогащена фантастическим вымыслом; Былинные песнопения обладают торжественно-патетическим тоном: стихотворно-ритмическая организация, стилистика отвечают их назначению прославить необыкновенных людей и величественные события истории.

В устном народном творчестве существуют следующие былины:

Былины о Святогоре. Былины о Дунае.

Былины о Вольхе. Былины о Михаиле Лотыке.

Былины о Добрыне. Былины о Чуриле.

Былины о богатыре-малолетке Михаиле Даниловиче и его отце Даниле Игнатовиче. Былина о Соловье Будимировиче и об Иване Годиновиче.

Былины об Илье Муромце. Былины об Алёше Поповиче.

Былина о Дюке. Былина о Вольге и Микуле.

Былина о Ставре. Былина о Ставре.

Былина о Садко. Былина о Ваське Буслаеве.

Научное изучение былин началось в начале XIX в. - предисловие К.Ф. Калайдовича к сборнику «Древние российские стихотворения» (М., 1818 г.). История былиноведческих концепций подробно и глубоко изложена в работе А.М. Лободы «Русский богатырский эпос: Опыт критико-библиографического обзора трудов по русскому богатырскому эпосу» (Киев, 1896 г.). последующая история изучения былин охарактеризована А.П. Скафтыовым в главе «Материалы и исследования по изучению былин с 1896 г. по 1923 г. « в книге « Поэтика и генезис былин: Очерки» (М.-Саратов, 1924 г., стр 129-219). Историографические сведения о дальнейшем изучении былин содержится в книге А.М. Астаховой «Былины: Итоги и проблемы изучения» (М.-Л., 1966 г.) и в трёх выпусках специального пособия в науке времени», а также в разделе «Былины» в книге Б.Н. Путилова «Историография Киевской Руси» (Л. 1978 г., стр. 222-235) и многие другие исследования в XX веке.

 

ТЕМА 6: ПЕРВЫЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ. ПОЯВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ ПЕЧАТНЫХ КНИГ

 

План:

1. Возникновение детской литературы.

2. Появление первых книг.

3. Детская литература XVII века.

4. Общий характер детской литературы.

5. Рукописные детские книги.

6. Появление первых печатных книг для детей.

Литература:

1. «Детская литература», М., Просвещение, 1989 г.

2. «Детская литература», М., 1984 г.

3. «Дошкольное воспитание», М., 1989 г.

Ключевые слова: рукописная книга, грамматика, книгопечатание, славянская культура, кнингоиздание, букварь, история детской литературы, средневековые верши.

 

Русская детская литература имеет богатую, многовековую историю. Как недавно было установлено, она стала зарождаться на Руси во второй половине XV века, т.е. более пятисот лет назад, когда русский народ завершил борьбу за полное освобождение страны из под иноземного господства. В это время усилился интерес ко всему родному (истории, языку, культуре), о котором можно было узнать не только из преданий и легенд, но и из книг.

Чтобы ускорить процесс обучения грамоте, специально для детей стали перерабатывать известные грамматические статьи: им придавалась форма беседы между учеником и учителем. Так, самая популярная статья того времени «О семи частях слова» была трижды переделана для детей, чтобы она стала более понятна им.

На основе накопленного опыта по переработке статей в 1491 г. была создана первая рукописная книга для детей. Известный русский дипломат и образованнейший человек своего времени Дмитрий Герасимов перевёл на русский язык и специально переработал для детей латинскую грамматику «ДОНАТУС».

Он разделил её не на главы, а на беседы, использовав вопросно-ответную форму.

В предисловии к книге Д. Герасимов писал: «Подобно матери, которая не кормит своего беззубого младенца твёрдой пищей, а своим молоком, так учитель не мучает детей сложными и трудными знаниями, а делает их наиболее лёгкими и простыми». Отсюда делается вывод, что автор детской книги должен уметь превращать сухую пищу знаний в легкоусвояемое детьми материнское молоко.

В конце XV века и в начале XVI века было создано уже несколько статей, которые специально писались для детей. В них не только сообщались знания, но ставились и разрешались мировоззренческие вопросы. Таким образом, самые первые произведения для детей создавались не только в познавательных, но и в воспитательных целях.

В первой половине XVI века появились такие произведения, которые можно считать самыми отдалёнными предками современной научно-художественной литературы для детей. Среди этих книг выделяется «Сказание о семи свободных мудростях». В ней семь наук, которые в то время изучали в школах всей Европы, как бы сами рассказывали детям о себе.

Так, главная наука того времени - грамматика убеждала детей, что никто не приобретёт доброго имени, почёта и уважения, «не познав и не уразумев» её. Человеку любого возраста принесёт она пользу, так как она «ключ в руке», который «дверь разумения отверзает».

Каждая наука восхваляла себя по своему, всемерно призывая полюбить и изучить её.

Во второй половине XVI в на Руси появилось книгопечатание. До нас дошло 12 детских книг, изданных в XVI столетии. Первой из них была азбука русского первопечатника Ивана Фёдорова. «Возлюбленный честный христианский русский народ,» - писал составитель и издатель в послесловии к ней и пояснял далее, что эту книгу он выпустил «ради скорого младенческого научения». И если она понравится, то и другие такие книги будут им составлены для детей».

Кроме азбучной части и грамматических сведений в книге Д. Фёдорова были материалы для детского чтения:

Средневековые верши (стихи),

обращённые к детям и их родителям.

Д. Фёдоров призывал детей любить знания, так как они украшают человека, а науку сравнивал с мёдом. Он уговаривал не обижать слабых, калек, сирот, вдов, быть добрыми, справедливыми, послушными и старательными, не брать пример с плохих людей, слушать и уважать своих родителей и учителей. Обращение к детям завершалось словами: «Если ищешь, то найдёшь и иметь будешь».

Обращаясь к родителям, Фёдоров советовал им воспитывать своих детей благоразумными, кроткими, терпеливыми, исполнительными, прощающими друг друга.

В других изданиях азбуки помещалась большая статья по истории славянской культуры - о создании славянской письменности и её творцах, братьях Кирилле и Мефодий.

В другие детские книги второй половины XVI в. так же помещались статьи, стихи, познавательный материал, который сделался доступным и интересным юному читателю.

С XVII в. начинается «новый период русской истории», который характеризуется фактическим слиянием всех областей, земель и княжеств в одно целое.

В течении всего столетия Россия вела войны с Польшей, Швецией, Крымским ханством, Турцией, почти не прекращались крестьянские и городские восстания, названные непомерной эксплуатацией трудящихся и крестьян. Необходимость в укреплении армии, расширении и охране границ, а также развитие производства и торговли увеличивали потребности в грамотных людях, вызывали стремление к знаниям. В результате этого больше детей стали обучать грамоте на дому. Появились школы разных типов: частные, общественные, монастырские, государственные, хотя их число было незначительно. В конце столетия в Москве открывается первое высшее учебное заведение Славяно-греко-латинская академия (1687 г.).

В течении XVII в. происходит формирование отдельных жанров и видов детской литературы, яснее определяется её специфика. Она постепенно отделяется от учебной литературы и становится самостоятельной, приобретает черты образности, занимательности, художественности и приближается к искусству слова.

Теперь детские книги создаются не только «ради младенческого научения», но и для удовлетворения эстетических потребностей детей. Поэтому их рекомендовали читать не только на уроках, но и ради уроков, в свободное от занятия время, для развлечения.

Произведения для детей создают самые крупные поэты того времени: Платон Полоцкий, справщик Савватий, Карион Истомин и другие; развитию детской литературы способствуют государственные деятели: Ф. Грибоедов, Ф. Радищев, Иннокентий Гизель и другие.

Известный государственный деятель Ф. Грибоедов создал книгу для детей по русской истории, которая распространялась в рукописном виде. В 1674 г. в Киеве была издана первая печатная книга по истории «Синопсис» (краткое обозрение), в которой рассказывались занимательные эпизоды из жизни русских князей и царей, описывались важные исторические события.

В последующих изданиях «Синопсиса» помещалось выдающееся произведение древнерусской литературы - «Сказание о Мамаевом побоище», посвящённое Куликовской битве, специально переработанное для детей. Книга пользовалась большим успехом и издавалась до 1836 г. в течении 162 лет.

Под покровительством Симеона Полоцкого были изданы две книги для детского чтения - «Тестамент», содержащий разнообразные правила жизни и мудрые советы, а так же «Повесть о Ваарламе и Иосифе», носившая приключенческий характер. В 1696 г. издаётся для детей «Повесть об Иване Воине» Кариона Истомина.

До нас дошло не менее 400 рукописных книг XVII в. Они были адресованы читателям разных возрастов. Маленьким читателям предназначались скорописные азбуки. Листы на которых писались, не складывались для переплёта, как современные книги, а подклеивались друг к другу, составляя как бы длинное полотно, доходившее до 15-20 метров. Потом для хранения они сворачивались в трубочку. Поэтому их называли азбука-навертень.

Азбуки-прописи украшали яркими рисунками, писались красивым бисерным почерком. В них, кроме азбуки (алфавита), помещались мудрые изречения, пословицы, поговорки, остроумные загадки, рассказы, целые повести, специально написанные для детей или переработанные для них.

Вот некоторые из них: «Ученье свет, а не ученье тьма», «Хочешь уметь и знать - учись», «Учения корень горек, а плоды его сладки», «Умного учить словно колодец копать, копнул вода потечет, дурака учить словно в дырявое ведро воды лить».

Книги для детей среднего возраста состояли из переплетённых листов, содержали разнообразные материалы, статьи, рассказы из истории, стихи, задачи. Для детей старшего возраста создавались книги, в которые, наряду со стихами, рассказами, повестями, помещали статьи по грамматике, диалекте, риторике, истории и другое.

Большое развитие в XVII в. получает поэзия для детей. Стихи, адресованные детям, были с современной точки зрения, ещё довольно примитивными. Но именно с них начиналась детская литература.

Редкая детская рукописная или печатная книга обходилась без стихотворения. Большинство стихотворений анонимны. Однако некоторые авторы были уже тогда известны, другие установлены теперь. Самым первым детским поэтом на Руси следует считать справщика Московского Печатного двора Саватия. Справщик отвечал за содержание грамотности книги. Поэтому на эту должность назначались самые грамотные люди. Позднее, во второй половине XVII в. стихотворение это широко распространялось через рукописные книги.

Самым крупным поэтом XVII в. был Симеон Полоцкий. Настоящая его фамилия Петровский. Симеон Полоцкий принимал участие в создании Букваря 1664 г. Первым русским писателем и поэтом, чьё творчество было целиком посвящено детям, был Карион Истомин. При жизни Кариона вышли три его книги для детей и полный комплект учебников. Самую большую славу ему принёс Лицевой букварь, изданный в 1694 г. каждой букве была отведена отдельная страница. Наверху давались разные написания буквы. Треть страницы занимали рисунки предметов, названия которых с неё начинались.

Историю русской детской литературы XVIII в. можно разделить на три периода:

1. Первая четверть века.

2. Период с 1726 по 1768 гг.

3. Последняя треть века.

Первый период совпадает с царствованием Петра I, эпохой глубоких реформ во всех сферах экономической и культурной жизни. Для практического претворения нововведения нужны были широко образованные, творчески мыслящие люди, что создавало благоприятные предпосылки для развития просвещения, в том числе и детской литературы.

Замечательным памятником культуры Петровской эпохи является изданная в 1717 году для детей и юношества книга «Юности честное зерцало», созданная по инициативе Петра I. В ней излагались правила поведения и морально-нравственные требования для юношей и девушек.

Основная идея книги - судьба молодого человека зависит не от происхождения, а от его собственных заслуг - это уже было новизной для того времени.

Второй период в истории детской литературы XVIII века - самый бедный новыми произведениями - за 42 года с 1768 по 1768 гг. хотя было издано несколько десятков книг, в том числе пользовавшиеся шумным успехом французский роман «Телемак», автор француз Фенелон, а также «Робинзон Крузо» - Д. Дефо, новой русской книгой явилось лишь «Наставление отца сыну» (1760, 1768 г.), написанное одним из умнейших и образованнейших людей того времени, известным государственным деятелем Г.Н. Тепловым (1720-1779 гг.).

Третий период с 1769 г. до конца столетия - было издано около 80% всех детских книг XVIII века. Третий период открывается «Письмовником» Н.Г. Курганова (1725-1796 гг.), крупного учёного, профессора Морской Академии. «Письмовник» - крупная энциклопедическая книга нового типа, в которой научные сведения соответствовали достижениям эпохи.

Большую роль в развитии детской литературы второй половины XVIII века сыграл А.Т. Болотов (1738-1833 гг.), человек огромного трудолюбия, энциклопедической образованности, мастер на все руки, первый русский учёный-агроном.

А.Т. Болотов написал для детей несколько книг (более десяти), в том числе стихотворений.

В последнюю четверть XVIII века детская литература начинает играть всё более заметную роль в культурной жизни общества и в воспитании. В ней усиливаются прогрессивные тенденции. Творчеством для детей занимаются крупные писатели, общественные деятели.

Самую значительную роль в развитии детской литературы XVIII века сыграл выдающийся русский просветитель, общественный деятель, мыслитель и писатель Н.И. Новиков (1744-1818 гг.). в 1779 г. он на десять лет арендовал типографию Московского университета и развернул невиданную издательскую деятельность.

Он выпустил около 60 учебников и столько же книг для детей, в том числе и для дошкольников. Главной же заслугой Новикова перед историей русской детской литературы является издание первого детского журнала «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789 гг.).

Напуганная прогрессивной деятельностью Новикова, Екатерина II в 1789 г. запретила возобновлять арендный договор, а в 1792 г. приказала арестовать его и заключить без суда в Шлиссельбургскую крепость, откуда он был освобождён только после смерти императрицы.

Быстрыми темпами развивалась детская литература в последнее десятилетие XVIII века. В эти годы издаётся большое количество энциклопедических книг. Несмотря на то, что выходило довольно много детских книг, они не удовлетворяли общего спроса, и маленькие читатели были вынуждены обращаться к произведениям взрослой литературы.

Вместе с тем в XVIII в. были созданы исходные педагогические требования, предъявляемые к детской книге. Значительно расширился тематический и жанровый диапазон литературы для детей.

 

ТЕМА 7: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ Н.И. НОВИКОВА, А.Н. РАДИЩЕВА, И.А. КРЫЛОВА

План:

1. Н.И. Новиков. Просветитель, педагог, поэт.

2. А.Н. Радищев. Писатель, философ, публицист.

3. И.А. Крылов. Поэт и сатирик.

Литература:

1. Белинский В.Г. «Басни Крылова», с.с.Т.IV

2. Степанов Н.Л. «Мастерство Крылова-баснописца».

3. Сетин Ф.И. «Детская литература».

4. Западов А.В. «Н.И. Новиков», М., 1988 г.

5. Трущин Н.А. «Общественно-педагогическая деятельность Новикова».

6. Макогоненко Г.П. «А.Н Радищев в портретах и документах».

7. Тереновский А.В. «Детская литература».

Ключевые слова: просветительская и издательская деятельность, общественно-педагогическая деятельность, нравственность, человечность, любовь к родине, очерк, журнал, детская литература.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал