Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектура и изобразительное искусство. В годы войны Сопротивления (1945- 1954) художники (То Нгок Ван, Фан Ке АН, ЛыонгСуанНьи и др.) создавали агитац






В годы войны Сопротивления (1945- 1954) художники (То Нгок Ван, Фан Ке АН, ЛыонгСуанНьи и др.) создавали агитац. листовки, плакаты, эстампы, рисунки, посвящённые подвигам героев. После 1954 развернулись восстановит, работы и новое стр-во. Важное место заняло пром. стр-во: заводы в Ханое, Као банге и др. городах. Вокруг крупных пром. центров (Ханой, Хайфон) воздвигнуты большие жилые комплексы. В 1965 завершено стр-во Политехнич. ин-та в Ханое. В изобразит, иск-ве получила развитие живопись водяными красками на шёлке (Нгуен Фан Тян, Чан Донг Лыонг и др.) и особенно по лаку (Фан Ке АН, Хоанг Тик Тю, Нгуен Ким Донг и др.). Живопись по лаку стала впервые служить созданию станковых картин, отличающихся своеобразной декоративной выразительностью. Широкую известность получила также масляная живопись (Чан Ван Кан, Май Ван Хиен, Лыонг Суан Ньи и др.). Осн. тематика живописных произв. - трудовая жизнь и борьба народа. Продолжает развиваться графика (иллюстрация, эстамп, плакат). Развитие получила также скульптура (Чан Ван Лам, Зьен Минь Тяу, Дао Ван Кан и др.). Совершенствуются традиц. виды декоративно-прикладного иск-ва, известные в ДРВ и за её пределами: резьба по слоновой кости и дереву различных пород, сочетающаяся с инкрустацией костью и перламутром, плетение из камыша, изготовление лаковых изделий с эффектными росписями цветными и золотыми лаками по чёрному фону, вышивка, литьё из металла. В 1957 открылось Высшее художеств., а в 1958 - Художеств.-пром. уч-ща в Ханое. В 1958 организован Союз художников ДРВ. В условиях всенародной борьбы с амер. агрессорами строители героически восстанавливают и отстраивают заново разрушенные города, а также реконструируют старые. Мужеств. сопротивление народа, его стойкость показывают в своих работах художники ДРВ Фам Ван Дон, Май Ван Хиен, Куанг Фонг и др. В различных странах мира демонстрируются выставки художников борющегося В. (выставки в Москве в 1959, 1971 и др.).

Хонг Нгок. " Защитим завоевания революции". Плакат. 1960-е гг.

Лит.: Прокофьев О. С., Современное искусство социалистических стран Востока, М., 1961, с. 53-62: Ш м е л ёва Г. В., Станковая лаковая живопись Демократической Республики Вьетнам, М., 1970. См. также лит. к разделу Вьетнам до 1945, Архитектура и изобразительное искусство.

Музыка

Первым проф. жанром в ДРВ стала массовая патриотич. песня, развившаяся из революц. фольклора, к-рый возник в годы нац.-освободит, войны против франц. колонизаторов. По образцу нар. трудовых песен и часто на их мелодии слагались боевые песни с новым содержанием. На их основе стала формироваться проф. музыка (оратории, кантаты, программные симфонии). Наиболее распространённый жанр - опера, выросшая из нар. театра - тео. Как и древняя, совр. опера сочетает в себе пение, инструментальную музыку и танец. Авторы первых вьетнамских опер - До Ньюан (" Ко-Шао" - " Девушка-звезда") и Ньят Лай (" У берегов реки Ба"). Наиболее значит, совр. оперный композитор - Нгуен Суан Хоат, активный муз. деятель (пред. Союза композиторов ДРВ с 1948), автор оперы " Проход через мост большой реки", в к-рой сочетается нац. муз. фольклор с проф. композиторской техникой. Как и др. вьетнамские музыканты, он сделал много записей бытующей нар. музыки театров тео и др. нар. мелодий и на их основе создал проф. музыку к ряду спектаклей тео. Среди др. авторов опер - Нгуен Ньео Туи, Нгуен Лай, Фам Тьионг, Ле Ба Тунг, Ка Тэ, артистка Нго Тхи Лиеу и др. Мн. композиторы работают над восстановлением музыки известных старинных опер (" Дао Фи Фуг", " Лу Фунг Дин" и др.). В 1960 родилось новое для В. иск-во - балет. С помощью сов. и корейских хореографов были поставлены нац. балеты " Там и Кам" (по мотивам известной сказки), " Пламя Нгеана и Хатиня" (о революц. событиях 1930), одноактные балеты. Музыку к балетам пишут композиторы Нгуен Суан Хоат (" Тхань Зонг"), Чан Куй (" Тюрьма разрушена"), Хоан Ван (" Девушка Ши"), Нгуен Динь Тан (3 балета). Симф. и камерная музыка (гл. обр. программного характера) возникла из нар. песен. Созданы первая вьетнамская программная симфония - " Родина" Хоанг Вьета, симфония и 3 кантаты Нгуен Динь Тана, кантата и прелюдии Хоанг Вана, первая во В. оратория Дам Линя и мн. др.

К ст. Вьетнам. Н г у е н-д ы к-Н у н г. " Заря в полек Лаковая живопись. 1958.

К ст. Вьетнам. 1. Храм Бо-Кхат-Ре-Соа в Мишоне. 10 в. 2. Многоколонная постройка (" динь") в дер. Диньбанг близ Ханоя. 18 в. 3. Пагода Дьен-Бо в Ханое. 1049 (восстановлена в 1955). 4. Тронный зал -" Дворца совершенной гармонии" в Хюэ. 1805 - 33. 5. Жилой дом в Ханое. Начало 20 в. 6. Здание городского театра в Ханое. Рубеж 19 - 20 вв.

В 1955 в Ханое открылась консерватория, затем Школа нац. муз. театра, средние и высшие муз. курсы, детская муз. школа. Студенты изучают совр. муз. теорию и занимаются собиранием и записями нар. мелодий. Мн. музыканты совершенствуются в СССР и др. социалистич. странах. С 1959 в Ханое работает симф. оркестр, с 1962 - оркестр нар. инструментов и Гос. хор ДРВ. С 1962 регулярно проводится " Смотр исполнителей нац. музыки и песен". В 50-е гг. ансамбли песни и танца успешно выступали за рубежом, в т. ч. в Москве (в 1955 - в честь 10-летия ДРВ, в 1959 исполнялись песни народностей ман и мео). В 1961 в Ханое была поставлена опера " Евгений Онегин" П. И.Чайковского (рук. Е. Бадридзе). Мн. вьетнамские музыканты участвовали в междунар. фестивалях молодёжи и были отмечены наградами (особенным успехом пользовались исполнители на нац. инструментах).

Лит.: В а н-К а о, Музыка свободного Вьетнама, " Советская музыка", 1954, № 12; Владимиров Л., Друзья из Вьетнама, там же, 1955, № 11; Л е о н т ь е в а О., Искусство, закалённое в боях, там же, 1957, № 10; Поляновский Г., Певцы и музыканты Народного Вьетнама, там же, 1960, №1; Бадридзе Е., " Евгений Онегин" в Ханое, там же, 1961, № 11; Л ы у X ы у Ф ы о к, Композитор Нгуен Суан Хоат, " Вьетнам", 1961, № 10; Nguyan-DinhL a i, Etude sur la musique sino-vietnamienne et les chants populaires du Viet-Nam, Saigon, 1956. М.Н.Глазова.

Театр

После Августовской революции (1945) драматургия обогатилась новой совр. тематикой. В период 1946-54 кить-ной я кай-лыонг (см. раздел Вьетнам до 1945, Театр) были наиболее популярными театр, формами. В злободневных пьесах находили своё отражение события всенародной войны против интервентов (" То Хиеу" Нгуен Конг Ми, " Пламя уже поднялось" Фан By, " Бакшон" и " Люди остаются на месте" Нгуен Хюи Тыонга, " Крестьянка Хоа" Хаук Фи, " 19 августа" Тхам Тама и др.). Передвижные труппы " Орхидея", " Народная труппа", " Август месяц" и др. выступали перед населением и воинскими частями. В соединениях Вьетнамской нар. армии работали многочисл. театр, труппы (в т. ч. " Труппа Победы", осн. в 1949).

После освобождения Ханоя в 1954 впервые был проведён фестиваль различных театр, трупп и самодеят. артистов (проводится раз в 4 года). Были показаны пьесы: " Молодая Ган и молодая Вук", " Три мешка риса", " Уехать или остаться", " На север! " и др.

Театр, иск-во заняло важное место в обществ, жизни страны. Многочисл. пьесы кить-ной успешно решали гл. задачу - создание образа современника, борца за освобождение родины, строителя новой жизни. Наиболее популярными стали пьесы Хаук Фи " У крутого подъёма" (о коллективизации крестьянства) и " Член партии" (о герое-коммунисте), Тхиет By " Дневник геолога" (о нац. интеллигенции), Быу Тиена " Профессор Хоанг", в к-рой ярко показаны образы вьетнамских патриотов. Эти пьесы ставились в Центр, драматич. театре (в Ханое), драматич. коллективах Вьетнамской нар. армии и г. Хайфона. Значительными для дальнейшего развития театра явились постановки сов. режиссёрами пьес " Любовь Яровая" К. А. Тренёва, " Иркутская история" А. Н. Арбузова и др. К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина в Ханое был пост, спектакль " Кремлёвские куранты" Н. Ф. Погодина.

Театр кай-лыонг, отказавшись от чисто внешних эффектов, обратился к углублённому реалистич. воплощению жизни. На его сцене родились популярные спектакли: " Актриса с Юга", " В восставшем Нам-Ки", " Когда цветут персики", " Кьеу", " Куанг Чунг" и др. Театр туонг пережил серьёзный кризис, потерял зрителей и почти исчез. Однако с 1958 труппа туонга Сев. В. была укреплена, в Школе нац. муз. театра открылось отделение туонга, способствовавшее возрождению этого жанра. Наиболее удачны постановки " Полководец Чонг" (1961) Ким Хунга и " Пламя Красных гор" (1962), созданная Хоанг Тяу Ки и Тонг Фыок Фо на основе старой пьесы. Спектакли на совр. темы в туонге немногочисленны. Большой успех имела пьеса Зунг Хияпа " Непреклонное мужество", рассказывающая о подвиге старого патриота. После нек-рого спада успешно развивается театр тео. К концу 1963 из 35 проф. трупп и художеств, коллективов 19 специализировались на спектаклях тео. Совр. тематика в этом жанре была широко представлена на театр, фестивале 1962. Среди удостоенных премий - пьеса " Апельсиновый сад" Лыонг Та (о новом пути крестьянства).

Возрождается старинное иск-во нар. кукольного театра, к-рый существовал в стране в течение мн. веков. Первый проф. театр кукол создан в Ханое (1957).

В 1957 организована Ассоциация артистов вьетнамского театра, задачей к-рой явилось объединение деятелей театр, иск-ва, изучение нац. театр, традиций, обмен творч. опытом. В 1961 открыта Высшая драматич. школа.

Кино

Зарождение кинематографии ДРВ тесно связано с борьбой за освобождение страны, со стремлением показать героизм, мужество борцов ВНА, партизан. В 1948 был снят первый киножурнал " Бой за Мак Хоа", положивший начало развитию документ, кино В. Среди его основоположников операторы Хуанг Мэ, Май Лок, Куанг Туй, Фэн Нгием. В нач. 50-х гг. сняты такие значит, документ, ленты, как " Победа на Северо-Западном фронте", " Защита одной деревни", " Победа под Дьенбьенфу". Большинство фильмов этого времени посвящено вооруж. борьбе народа, строительству социализма в Сев. В. Большую помощь кинематографистам В. оказывали режиссёры и операторы СССР, ГДР, Польши, Венгрии и др. стран.

После 1954 в стране появились возможности для развития нац. кинематографии. В 1958 создана киностудия в Ханое. Постановка кинокартины " На берегах общей реки" (1959, в сов. прокате - " На берегах одной реки", реж. Нгуен Хонг Нги и Фам Фиеу Зан) ознаменовала рождение художеств, кинематографии В. Среди фильмов 60-х гг.: " Апельсиновый сад" (1960, реж. Фам Ван Хоа, по пьесе Лыонг Та), " Памятный подарок погибшего" (1961, в сов. прокате - " Сувенир погибшего", реж. Хонг Нги и Хиеу Зан), " Синичка" (реж. Нгуен Ван Тхонг), " Два солдата" (реж. By Сон; оба в 1962), " Девушка Ты Хао" (1963, реж. Фам Ки Нам), " Маленький Ким Донг" (1964, реж. Нонг Их Дат и By Фан Ту), " Нгуен Ван Чой" (реж. Ли Тхай Бао), " Молодой боец" (реж. Хай Нинь и Нгуен Дак Хинь), " Буря поднимается" (реж. Хюи Тхань Лехюен; все в 1966), " Лес девушки Тхам" (1970, реж. Хай Нинь). Многие из этих фильмов направлены против войны, отражают жизнь борющегося за свободу народа; нек-рые награждены премиями на Междунар. фестивалях в Москве и Карлови-Вари.

В 1959 в Ханое создана нац. киношкола для подготовки сценаристов, режиссёров, актёров, экономистов кинопром-сти. Работают киностудии художеств., хроникально-документ., научно-популярных, мультипликац. фильмов, а также кинокопировальная ф-ка. В связи с амер. агрессией часть предприятий эвакуирована в джунгли. Среди актёров ДРВ.: Фи Нге, Нгок Лан, Нгуен Хонг Шэн, Ча Жанг, Туе Минь, Тху Хиен, Туй Вииь.

Лит.: Ибрагимов А., Киноискусство сражающегося Вьетнама, М., 1968.

В. Н. Кислое.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.