Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIX. Кино 35 страница






В странах, омываемых водами А. о. и его морей, сосредоточено ок. 2/5 населения земного шара и производится св. 4/5 мировой пром. продукции. По мор. путям А. о. проходит ок. 2/3 грузооборота мирового судоходства. На воды А. о. и его морей приходится 2/5 мирового улова рыбы.

Грузопотоки и судоходство. В 1965 через А. о. перевезено св. 1 млрд. т грузов против 300-350 млн. m в годы, предшествовавшие 2-й мировой войне. Особенно выросли перевозки жидкого топлива и металлургич. сырья. Нефть и нефтепродукты составляют св. 50% общего грузооборота, жел. руда - ок. 10%, зерно и уголь - по 4-5%, бокситы и глинозём-ок. 2%. Доля генеральных грузов в перевозках по А. о. составляет ок. 25%. Нефть направляется гл. обр. в США и Зап. Европу из Венесуэлы и др. стран Карибского м., а также из стран Бл. и Ср. Востока, Сев. и Зап. Африки. В связи с ограниченной пропускной способностью Суэцкого канала [через канал могут проходить танкеры с полной грузоподъёмностью (дедвейтом) до 60 тыс. т], а также после его закрытия в результате захвата Израилем в 1967 отдельных араб. р-нов увеличились перевозки нефти из стран Бл. и Ср. Востока в Зап. Европу вокруг Африки на крупнотоннажных танкерах. Большое кол-во нефти перевозится между портами США в Мекс. зал. и на сев.-вост. побережье. Осн. потоки жел. руды идут из стран Лат. Америки (Венесуэлы, Бразилии), Сев. и Зап. Африки в США и Зап. Европу, куда также направляется руда из портов Сев. Скандинавии. Уголь идёт из США в Зап. Европу, бокситы и глинозём - из стран Карибского моря и Зап. Африки в США, Канаду, зерно - из Канады, США, Аргентины в Зап. Европу. Перевозки генеральных грузов (машины и оборудование, хлопок, целлюлозно-бум. товары) осуществляются между портами Европы и Сев. Америки. Осн. морской путь в А. о. (по размерам судо- и грузооборота и пасс. перевозок) проходит между портами Зап. Европы и Сев.-Востока США. Продолжительность рейсов пасс. лайнеров между Лондоном и Нью-Йорком - 5-6 сут, грузовых судов 10-12 сут. Перевозки пассажиров через океан между Европой и Сев. Америкой достигли в 1956-57 максимума 1 млн. человек в год, но под влиянием конкуренции со стороны воздушного транспорта сокращаются (в 1968 - ок. 800 тыс. чел.). Др. важнейшие направления грузопотоков в А. о.- путь между портами Зап. Европы и портами Мекс. зал., Карибского м. и Панамского канала; путь между портами Зап. Европы и портами Атлантич. побережья Лат. Америки; путь между портами Атлантич. побережья США и Канады и портами Мекс. зал., Карибского м. и Панамским каналом; путь между портами Атлантич. побережья США и Канады и Атлантич. побережья Лат. Америки; путь из портов Зап. Европы и Атлантич. побережья Сев. Америки через Гибралтарский прол. и Средиземное м. к Суэцкому каналу; путь из портов Зап. Европы и Атлантич. побережья Сев. Америки к портам Зап. Африки и далее вокруг мыса Доброй Надежды в Инд. ок. (строительство крупнотоннажных судов увеличило значение этого пути). После реконструкции водного пути по р. Св. Лаврентия вырос грузопоток между портами на этой реке и Великих озёрах и портами Зап. Европы.

В бассейне А. о. расположено большинство крупнейших портов мира (в скобках - годовой грузооборот в млн. т за 1966-68): в Зап. Европе - Роттердам (157), Марсель (80), Антверпен (72), Лондон (61), Ливерпул (47), Генуя (51), Гавр (43), Гамбург (38), Аугуста (35), Саутхемптон (30), Вильгельмсхафен, Триест, Дюнкерк, Бремен, Венеция, Гё-теборг (по 20-25), Амстердам, Неаполь (по 18), Нант-Сен-Назер, Копенгаген (по 12); в Сев. Америке - Нью-Йорк (95), Хьюстон (52), Филадельфия (50), Балтимор (45), Норфолк - Ньюпорт (42), Монреаль, Бостон (по 25), Новый Орлеан (17); в Юж. Америке- Маракайбо, Рио-де-Жанейро, Сайтус, Буэнос-Айрес; в Африке-Дакар, Абиджан, Кейптаун. Новые нефтяные порты для приёма супертанкеров, доставляющих нефть из Перс. зал. вокруг Африки, сооружаются в заливе Бантри (на Ю.-З. Ирландии), в р-нах Роттердама, Бреста, Марселя. Среди наиболее крупных портов СССР в бассейне А. о.- Ленинград, Рига, Одесса - Ильичёвск, Новороссийск.

Воздушный транспорт играет гл. роль в пасс. сообщении через А. о. между Европой и Сев. Америкой; в 1968 по воздуху в обоих направлениях перевезено св. 5 млн. чел., или 5/6 общего числа пассажиров, перевезённых по этим направлениям возд. и мор. транспортом. Возд. грузовые перевозки между Европой и Сев. Америкой составили 200 тыс. т в 1967. Б. ч. трансатлантич. авиалиний проходит через Сев. Атлантику (через о-ва Исландия и Ньюфаундленд) и связывает Лондон, Париж, Амстердам и др. европ. столицы с Нью-Йорком и др. городами США и Канады; др. направление авиасообщения между Европой и Сев. Америкой проходит через Лисабон, Азорские и Бермудские о-ва. Авиатрасса из Европы в Юж. Америку идёт через Лисабон, Дакар и далее через самую узкую часть А. о. в Рио-де-Жанейро. Москва связана через А. о. беспосадочными авиалиниями с Нью-Йорком, Монреалем, Гаваной. Авиатрасса, связывающая США с Африкой, проходит через Багамские о-ва, Дакар и Робертсфилд (Либерия).

Телеграфная связь через А. о. осуществляется по густой сети подводных кабелей общей протяжённостью св. 200 тыс. км, в т. ч. 16 трансатлантич. кабелей (из к-рых США принадлежит 7, Великобритании - 6 и Франции - 3) связывают Европу с Америкой. Первый подводный кабель между Европой и Сев. Америкой был проложен в 1866, а в 1882 кабель соединил Европу и Юж. Америку. Кабели проложены также между Зап. Европой и Юж. Африкой (в 1888), США и Юж. Америкой; Дакаром и Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айресом и Кейптауном. Между Великобританией и США действует 128-канальный телефонный кабель. На побережье и островах А. о. расположено большое число радиостанций; с 1965 для связи США с Зап. Европой началось использование спутника " Эрли Бёрд".

Через Сев. Атлантику (Гебридские о-ва- Фарерские о-ва - Исландию - Гренландию - п-ов Лабрадор) проходит действующая в рамках системы оповещения и связи НАТО линия тропосферного рассеивания, которая соединяет между собой наземные радиорелейные и кабельные линии НАТО на прилегающих к А. о. территориях стран Зап. Европы и Сев. Америки. М. Н. Соколов.

Р ы б о л о в с т в о и м о р с к о й п р о м ы с е л. В бассейне А. о., занимающего 27% от площади всего Мирового ок., вылавливается (1967) 22 млн. т мор. водных объектов (без китов), т. е. 41, 3% мирового улова в мор. водах. Хотя в пос-левоен. период общий вылов в Тихом ок. стал более высоким, чем в атлантич. бассейне, средний улов с 1 км2 в А. о. (0, 21 т) значительно превышает улов в Тихом (0, 14 т) и Индийском (0, 03 т) океанах.

Наибольшая часть улова (86%) состоит из рыб и прежде всего из представителей сельдевых (сельдь, менхеден, сардины и др.), тресковых (треска, пикша, мерлуза, сайда, мерланг, навага и др.), окуневых (мор. окуни), камбаловых (камбалы, палтусы) и др., составляющих ок. 70% общего вылова. Существ. значение в общем вылове имеют беспозвоночные - ок. 8% - особенно различные моллюски (устрицы, мидии, кальмары) и ракообразные (омары, крабы). Киты и ластоногие дают 5% улова, растения-1%.

Наиболее интенсивный и результативный промысел осуществляется в сев.-вост. части океана, включая Баренцево, Норвежское, Северное и Балт. моря (улов 10, 2 млн. т, гл. обр. сельди, трески, мерлузы и мор. окуня). Крупномасштабный лов трески, сельди, мерлуз и др. рыб (4 млн. т) ведётся в сев.-зап. части океана и на Ньюфаундлендских банках, вблизи берегов Гренландии, п-овов Лабрадор и Новая Шотландия; в зап. части океана - Карибском море, Мекс. заливе и вдоль побережья Флориды вылавливается (1, 3 млн. т) преим. эстуарная сельдь - менхеден; в юго-вост. части - вблизи юго-зап. берегов Африки в уловах (2, 5 млн. т) преобладает южноафр. сардина. За последние годы интенсивно развивается промысел мерлуз, мор. карасей и др. рыб на Патагонском шельфе, протянувшемся вдоль вост. побережья Юж. Америки и являющемся наиболее перспективным р-ном для дальнейшего развития промысла. Бой китов ныне осуществляется в приантарктич. водах, где добываются гл. обр. финвалы, сейвалы, кашалоты; на льдах Белого, Норвежского и Баренцева морей добываются тюлени. Интенсивный промысел привёл в ряде р-нов сев. части А. о. к уменьшению запасов нек-рых промысловых объектов (китов, камбалы в Северном м., мор. окуня на Ньюфаундлендских банках, тунца в центр. части океана и др.). В бассейне А. о. создано и действует несколько междунар. конвенций по рыболовству, ставящих своей целью рациональное и эффективное использование биол. ресурсов, на основе применения научно обоснованных мер по регламентации промысла.

В А. о. разнообразный мор. промысел ведут 115 стран, наибольший вылов (в млн. т) получают (1967): СССР (2, 70), Норвегия (2, 21), США (1, 40), Испания (1.43), Исландия (0, 90), Великобритания (1, 03), Дания (1, 07), Франция (0, 82) и Канада (0, 78). П. А. Моисеев.

И с п о л ь з о в а н и е м и н е р а л ьн ы х и э н е р г е т и ч. р е с у р с о в А. о. находится в начальной стадии: ведётся добыча нефти на материковых шельфах Мекс. зал., в юж. части Карибского м., Бискайского зал., Средиземного м., в Сев. м., где разведаны также большие запасы газа; открыта мор. нефть у побережья Зап. Африки (Габон, Нигерия, Ангола); пром. добычу серы ведут в Мекс. зал. и жел. руды у о. Ньюфаундленд. На материковом шельфе Юж. Африки из мор. россыпей добывают алмазы. Вблизи п-ова Флорида материковый шельф богат фосфоритовыми конкрециями; большое внимание уделяют возможности использования железо-марганцевых конкреций, приуроченных к днищам океанич. котловин. Построена приливная электростанция в Сен-Мало (Франция) и разработаны проекты приливных электростанций в устьях рек Ранс (Франция), Северн (Великобритания), на побережье США и Канады.

М. Н. Соколов.

Историко-полнтический очерк. После географич. открытий 15-16 вв. на амер. и афр. побережьях А. о. возникли первые колонии; первые колониальные державы - Испания и Португалия заняли господствующее положение на А. о. С этого времени А. о. стал важнейшим р-ном мор. сообщений и мировой торговли. В эпоху первоначального накопления капитала по А. о. из Европы на 3. к берегам Америки отправлялись каравеллы с отрядами конкистадоров и возвращались, нагружённые серебром и золотом; на Ю. вокруг Африки шли купеч. суда в страны Юж. Азии за пряностями. От берегов Зап. Африки на невольничьих кораблях везли рабов на плантации Вест-Индии. С конца 16 в. первенство на А. о. у слабевшей Испании оспаривали Нидерланды и Англия. К концу 17 - нач. 18 вв-Англия потеснила Нидерланды, а в 18 в. и др. своего соперника на море - Францию. В 19в. в борьбу за господство на А. о. вступают США. В начале 20 в. они добиваются господствующего положения в Зап. Атлантике. В вост. части А. о. наиболее прочные позиции к этому времени заняли Великобритания и Франция, которые в результате колониального раздела и передела мира захватили обширные территории на побережье Африки. Накануне 1-й мировой войны грузопотоки А. о. составили до 3/4 мировых мор. перевозок. После 2-й мировой войны Великобритании и Франции, а также Нидерландам удалось в условиях крушения колон. системы империализма сохранить отдельные, гл. обр. островные, владения в зап. части А. о.

В эпоху империализма резко возросло политич. и стратегич. значение А. о. Он являлся важным мор. театром воен. действий в период 1-й и 2-й мировых войн. Его стратегич. значение обусловливалось в первую очередь исключительно большой ролью мор. перевозок воен. грузов (особенно для Великобритании) и войск (гл.обр. из США), а также необходимостью обороны побережья государств, омываемых А. о. Это определяло деятельность нем. воен.-мор. командования, к-рое во время 1-й и 2-й мировых войн развернуло активные действия подводных лодок и отчасти крейсеров на мор. коммуникациях в А. о., что вызвало широкие ответные мероприятия: организация конвоев и противолодочной обороны, активная борьба с подводными лодками и крейсерами противника, постановка минных заграждений и т. п.

А. о. играет важную роль в воен. планах НАТО (см. Организация Североатлантического договора). Во время 2-й мировой войны США приобрели или закрепили свой контроль примерно над 70 млн. км2 акватории А. о. и создали в его бассейне разветвлённую систему воен.-мор. и авиац., а затем и ракетно-ядерных баз. США распоряжаются (на правах аренды с 1940 сроком на 99 лет) базами на Бермудских, Багамских и Антильских о-вах: базой Гуантанамо на о. Куба; по соглашению с Испанией и Португалией после 2-й мировой войны созданы амер. воен. базы в вост. части А. о.: на Азорских и Канарских о-вах, о. Фернандо-По и на побережье Рио-Муни. Спец. базы для обслуживания атомных подводных лодок с ракетным вооружением построены в Холи-Лох в Шотландии (Великобритания) и Роте (Испания). В Сев. Атлантике расположены авиабазы стратегич. авиации: Гус-Бей (на п-ове Лабрадор), Кеблавик (в Исландии). На побережье Гренландии, Шотландии, Норвегии и о-вах Сев. Атлантики создана система радиолокац. станций дальнего обнаружения самолётов и ракет. Акватория центр. части А. о. (от ракетодрома на мысе Кеннеди во Флориде в юго-вост. направлении к о. Вознесения) используется США для испытания стратегич. межконтинентальных ракет и космич. кораблей.

М. Н. Соколов.

АТЛАНТИЧЕСКИЙ ПОРОГ, поднятие дна Атлантич. ок. между Гренландией, Исландией, Фарерскими и Шетлендски-ми о-вами. Глуб. над А. п. ок. 600 м. А. п. препятствует глубинному водооб-мену между Атлантич. и Сев. Ледовитым ок. На глуб. 700-800 м на юж. склоне порога темп-pa атлантич. глубинной воды 3-5°С, на сев. склоне темп-ра глубинной полярной воды ниже 0°С. Тёплые и солёные воды Северо-Атлантич. течения проходят через А. п. в Норвежское м. в основном по проливу между Шетлендскими о-вами и Исландией. В Датском прол. преобладает обратный поток холодных и менее солёных вод Сев. Ледовитого ок.

Лит. см. при ст. Атлантический океан, раздел Физико-географический очерк.

АТЛАНТО-БАЛТИЙСКАЯ РАСА, одна изсев. ветвей большой европеоидной расы. Характеризуется очень светлой пигментацией кожи, глаз и волос, большой длиной носа, мезокефалией сильным развитием третич. волосяного покрова, высоким ростом. Распространена на терр. Великобритании, скандинавских стран, Латв. ССР и Эст. ССР.

АТЛАНТРОП (от Атлас - горная страна в Африке и греч. anthropos - человек), название ископаемого человека, костные остатки к-рого (три ниж. челюсти и теменная кость черепа) обнаружены в Алжире в 1954-55. Челюсти массивные, без подбородочного выступа. Зубы крупные, но вполне человеч. строения. Теменная кость сравнительно толстая. С костями А. найдены кам. орудия - отщепы и ручные рубила шелльско-ашельского типа. Анатомически А. наиболее близок к древнейшим людям - архантропам. Рассматривается как североафр. представитель рода питекантропов. Жил А. приблизительно 360 тыс. лет назад.

Лит.: Урысон М.И., Новейшие палеоантропологическне открытия в Африке, " Советская антропология", 1957, № 1: Я к и м о в В. П., " Атлантроп" - новый представитель древнейших гоминид, " Советская этнография", 1956, № 3.

В.П.Якимов.

АТЛАС Захарий Вениаминович (р. 7.6.1903, Астрахань), советский экономист, доктор экономич. наук (1939), профессор (1939). Окончил экономич. ф-т Донского гос. ун-та (Ростов-на-Дону, 1924). Осн. труды по вопросам ден. обращения, финансов, кредита, ценообразования. В 1935-63 зав. кафедрой ден. обращения и кредита, а с 1963 профессор-консультант Моск. финансового ин-та. Был экспертом правления Госбанка СССР, участвовал в подготовит. работе по проведению ден. реформы 1947. Состоял членом научно-экономич. комиссии Президиума АН СССР.

С о ч.: Деньги и кредит при капитализме и в СССР, М., 1930; Очерки из истории денежного обращения в СССР, М., 1940; Инфляция и валютный кризис в Англии после второй мировой войны, М., 1949 (переведена на польский яз.); Хозрасчет, рентабельность и кредит, М., 1966; Денежное обращение и кредит в СССР, М., 1947, 2 изд., М., 1957 (руков. авторского коллектива); Социалистическая денежная система, М., 1969.

АТЛАС, 1) систематическое собрание карт с пояснительным текстом, изданное в виде тома или набора отд. листов, заключённых в общую папку (см. Атлас географический). 2) Название спец. альбомов, напр. Анатомический атлас, Атлас чертежей по машиностроению и т. д.

АТЛАС (греч. Atlas), горная страна на С.-З. Африки. Простирается от Атлантич. ок. с 3. на В. вдоль побережья Средиземного м. почти на 2000 км, через Марокко, Алжир и Тунис. Выделяется в особую природную область Африки, резко контрастную по ландшафтам ввиду горного рельефа, экспозиционно-климатич. различий и положения на стыке субтропического и тропического географических поясов.

Наибольшей высоты А. достигает в Марокко, в хр. Эр-Риф, Среднем и Высоком А. (г. Тубкаль, 4165 м, высшая вершина А.). К 3. от наиболее высокой части ступенями с высоты 1000 - 800 м спускается Марокканская Месета. К В. вдоль средиземномор. побережья простирается хр. Тель-Атлас, вдоль юж. окраины - Сахарский А. вые. 1200 - 1500 м. Между ними на выс. 1000-1200м лежат равнины Орано-Алж. Месеты. Отроги сев. и юж. хребтов разделяют их на отд. котловины с крупными солёными озёрами - себхами (Шотт-эш-Шер-ги и др.). На В. сев. и юж. хребты сливаются и отделяются полосой меридиональных предгорий от прибрежной низменности Туниса.

Сев. прибрежная часть А. представляет собой альп. складчатое сооружение с выходами в ядрах (Кабильские массивы) древних (докембрийских) метаморфич. образований с оболочкой из маломощного палеозоя и карбонатного триаса и юры.. Осн. роль в сложении этой зоны играют, однако, мел-палеогеновые отложения, в значит. степени флишевые. Они образуют систему тектонич. покровов, перемещённых с С. на Ю. и частично перекрывающих выполненный молассовым миоценом передовой прогиб (Предрифский, Пред-тельский). В строении более юж. части А. на 3. (Марокканская Месета) существ. роль играет толща геосинклинального палеозоя, испытавшая интенсивный гер-цинский тектогенез. Восточнее в той же полосе (зона Высоких плато, включая Оранскую Месету) на более древнем, вероятно, позднедокембрийском фундаменте залегают относительно маломощные, слабо деформированные мелководные мор. отложения мела и палеогена а континентальные - неогена. Ещё южнее, в зоне Высокого и Сахарского А., а также в Среднем А. мощность мезозоя возрастает и одновременно заметно усиливается его складчатость. На крайнем В. (в Тунисе) складчатая структура в значит. степени определяется высокопластичными соленосными породами триаса. На юге А. отделяются крупным разломом (Южно-Атласский разлом) от Африканской платформы. Другой разлом с опусканием центр. части Атласского сооружения проходит вдоль побережья Средиземного моря, с ним связаны проявления молодого вулканизма и землетрясения. В А. известны месторождения жел. руд, полиметаллов.

Пёстрая литология, колебания климата в плейстоцене и совр. климатич. различия обусловливают разнообразие экзогенных форм рельефа А.: на самых высоких вершинах сохранились следы древнего оледенения (пики, кары, троги, морены); хребты имеют густое и глубокое древнее эрозионное расчленение. Внутр. районы занимают денудационные и аккумулятивные равнины, куэстовые гряды, остан-цовые плато. На Ю. склоны гор покрыты щебнистыми осыпями, активно протекает физич. выветривание. В районах распространения известняковых горных пород широко развит карст.

Климат субтропич. средиземноморский на С. и полупустынный в остальных районах. Осадки выпадают преим. осенью и зимой при прохождении над Средиземным м. циклонов полярного фронта. Наибольшее количество осадков (1000-1800 мм в год) выпадает на склонах сев. и зап. экспозиции в Тель-Атласе к В. от 2° в. д. и Высоком А. на выс. 2000-2500 м. Большая часть А. получает 400-600, юж. р-ны 300 и менее мм осадков в год. В нижнем поясе гор ср. темп-ры января от 10 до 12°С на С., во внутр. р-нах от 4 до 6°С. Выше 1500 м в горах 4-5 мес. лежит снег. Лето сухое, жаркое. Ср. температура июля ок. 25°С; абс. макс. на внутренних равнинах 40°С, на Ю. 49°С.

Реки А., наз уэдами, питаются гл. обр. дождями. Паводки бывают зимой, летом почти все реки пересыхают. Наиболее полноводны реки басс. Атлантич. ок. (Умм-зр-Рбия, Себу) и Средиземного м. (Мулуя, Шелиф). В период дождей их расходы возрастают до нескольких сотен и тысяч м3/сек. Уэды внутренних и южных районов имеют эпизодический сток.

Почвенно-растит. покров А. отражает его расположение в двух физико-геогр. зонах: на С. и 3. на побережье и в горах до выс. 800 м распространены ландшафты зоны сухих лесов и кустарников типично средиземноморского климата. Заросли вечнозелёных жестколистных кустарников (маквис) сходны по флоре с южноевропейским. Леса гл. обр. из пробкового дуба на коричневых почвах. В сухих внутр. р-нах и на Ю., в зоне субтропич. полупустынь, - разреженная злаковая растительность (ковыль альфа), кустарники полыни, спарты на серо-коричневых сильно щебнистых почвах. В горах проявляется высотная поясность, наиболее полно развитая в Эр-Рифе и Тель-Атласе на наветренных склонах: до 1200 м- пояс вечнозелёных лесов из пробкового и кам. дуба; до 1700 м -пояс смешанных лесов с вечнозелёными, летнезелёными широколиственными (дубы, клёны) и хвойными деревьями. До 2200 м, в наиболее прохладном и влажном климате, пояс хвойных лесов (гл. обр. из атлас-ского кедра), поставляющих ценную строевую древесину. Под лесами развиты горные коричневые выщелоченные и гл. обр. бурые лесные почвы. На вершинах гор - пятна горно-луговой и горно-степ-ной растительности и почв.

Животный мир сильно обеднён длит. истреблением; имеет представителей как афр., так и нек-рых европ. животных (заяц). На С. сохранились обезьяны, повсеместно - шакалы, на Ю. гиены, нек-рые копытные. Много перелётных птиц. Особенно многочисленны пресмыкающиеся.

Ландшафты А. сильно изменены человеком. В сев. р-нах естеств. растительность сведена, крупные массивы пахотных земель сосредоточены в долинах рек (выращивают зерновые, цитрусы, виноград, овощи), сведение лесов повлекло сильную эрозию почв. В юж. р-нах, в долинах - примитивное террасное орошаемое земледелие, кочевое и полукочевое животноводство (гл. обр. мелкий рогатый скот).

Лит.: Б е р н а Р О., Северная и Западная Африка, пер. с франц., М., 1949; Г о р -н у н г М. Б., Алжирия, М., 1958; Б про П. и Д р е ш Ж., Средиземноморье, пер. с франц., т. 1, М., 1960.

АТЛАС (араб., букв.-гладкий), плотная шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения (см. Переплетение нитей) с гладкой блестящей лицевой поверхностью. Применяется для пошива одежды и обуви, изготовления драпировок, обивки для мебели и др.

" АТЛАС", наименование серии амер. ракет-носителей, использующих в качестве 2 первых ступеней межпланетную баллистич. ракету " Атлас". Стартовая масса 125-135 т, общая длина от 31 до 36 м. 1-я ступень имеет 3 жидкостных ракетных двигателя с суммарной тягой 1, 6 Мн (163 тс), топливо -жидкий кислород и керосин. В варианте " Атлас-Аджена" 3-я ступень-" Аджена-Д". В варианте " Атлас-Центавр" (рис.) 3-я ступень - " Центавр". Масса полезного груза, выводимого на низкую орбиту искусств. спутника Земли (ИСЗ), для разл. вариантов от 2, 2 до 4, 5 т. " А." применяют для запуска ИСЗ " Мидас", " Самос", секретных ИСЗ, автоматич. межпланетных станций " Рейнджер", " Маринер" и др.

АТЛАС ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ, систематическое собрание геогр. карт, выполненное по общей программе как целостное произведение. Родоначальником совр. А. г. считают собрание геогр. карт др.-греч. учёного Клавдия Птолемея (2 в.).

А. г. получили широкое распространение начиная с кон. 15 в., после того как Вел. геогр. открытия расширили представления о Земле, а колониальные захваты, расцвет торговли и мореплавания вызвали огромный спрос на геогр. карты. Название " Атлас" было использовано впервые для собрания геогр. карт в 1595 картографом Меркатором в честь Атласа - мифич. короля Ливии, по легенде впервые изготовившего небесный глобус; в дальнейшем это название получило всеобщее признание. В кон. 16 в. издаются первые атласы специального назначения, среди к-рых известно 2-томное собрание мор. навигац. карт Л. Вагенара (1584-85). В 17 в. изготовление атласов развивается преим. в Голландии; некоторые из А. г. разрастаются в многотомные издания (атлас Блау в 12 томах большого формата). В 1701 С. Ремезов составил первый русский геогр. атлас - " Чертёжную книгу Сибири". В 18 в. работа по созданию атласов занимает видное место в деятельности Парижской, Петербургской и Берлинской АН. В 19 в. появляются тематич. атласы.

Большое методологич. значение для развития и совершенствования А. г. имели письма В. И. Ленина, написанные в 1920-21 по поводу подготовки первых сов. геогр. атласов (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 51, с. 253, 267; т. 52, с. 163-65, 234-35, 291; т. 53, с. 12, 126-27, 167, 182, 192; т. 54, с. 123). Большой советский атлас мира (1937- 1940)-комплексный атлас физ., эконо-мич. и политич. географии - означал новый, совр. этап в развитии А. г.; его принципы: полнота и целостность содержания; многосторонняя характеристика явлений с показом связей, зависимостей и противоречий; передача явлений в ист. развитии; включение карт, освещающих явления, связанные с деятельностью им-периалистич. монополий, и др. процессы, что непосредственно вытекало из указаний, содержащихся в письмах В. И. Ленина.

Специфич. черты совр. А. г.- внутр. единство. согласованность и взаимодополняемость карт, для чего важны: сопоставимые проекции, масштабы, легенды, показатели и способы изображения, единые установки генерализации, общие принципы оформления, приуроченность содержания к определ. дате (или датам), целесообразное размещение карт и т. д.

А. г. весьма разнообразны. Их различают: по территориальному охвату - атласы мира, отд. стран, областей и т.д.; по содержанию- атласы общегеогр. карт; отраслевые атласы тематич. карт (напр., геол., климатич., с. х-ва и т. п.); атласы комплексные, включающие карты ряда взаимосвязанных явлений (напр., климата и океанографии Мирового океана) или дающие многостороннюю целостную характеристику природы, населения, экономики и политико-адм. устройства изображаемой территории; по назначению - атласы научно-справочные, краеведческие, учебные, туристские, дорожные и т. п. А. г. многообразны и по размеру - от больших настольных атласов в неск. томах до карманных " лилипутов". В течение длит. времени А. г. издавались переплетёнными в виде альбома, но с 30-х гг. 20 в. стали появляться атласы в разборных переплётах, а затем и в футлярах с несброшюрованными листами. Большие А. г. нередко публикуют постепенно, выпусками или даже отд. листами, что облегчает распространение атласа и пользование крупноформатными картами, но осложняет хранение, кроме того, может быть нарушено единство атласа, если карты составлены на разные даты. Мн. атласы включают пояснит. тексты, таблицы и справочно-статистич. сведения. Для облегчения нахождения нужного объекта А. г. сопровождаются указателями геогр. названий. А. г., содержащие собрания карт определ. назначения, тематики и терр. охвата, облегчают использование карт в исследовательской работе, практич. деятельности и для получения различных геогр. справок.

Среди атласов мира особенно ценны сов. фундаментальные публикации: большой справочный общегеогр. Атлас мира (1954; 2 изд., 1967), дающий подробное изображение вод и рельефа Земли, политико-адм. деления, насел. пунктов и путей сообщения СССР и зарубежных стран (формат 50 X 31, 5 см, в указателе ок. 200 тыс. геогр. назв., 2 параллельных издания на рус. и англ. яз.); Физико-географический атлас м и-р а (1964, 298 стр. карт и текста, формат 50 X 32 см) с тремя группами карт - мира, континентов и СССР, характеризующими природные явления - рельеф, геол. строение, тектонику, полезные ископаемые, четвертичные отложения, геоморфологию, почвы, климатич. условия, растительность и животный мир, а также физико-геогр. районирование, особенно подробно в отношении СССР; 4-томный комплексный Морской атлас (т. 1 - Навигационно-географи-ческий, 1950; т. 2 - Физико-географический, 1953; т. 3, ч. 1-2 - Военно-исторический, 1958-63) (формат 51 X 75 см в развороте) - капитальное руководство по географии океанов и морей (несколько устаревшее вследствие быстрого изучения Мирового океана) и по воен. истории; А т л а с н а р о д о в м и р а (1964, 112 стр., формат 33, 5 X 24 см), показывающий этнич. состав (по лингвистич. признаку) населения мира (выделено 1600 народов) и плотность расселения, а также характеризующий (в текстовом приложении) численность и расселение населения, его естеств. движение, миграции, расовый и этнич. состав, языки, религии; А т л а с и с т о р и и г е о г р а ф и ч е с к и х о т к р ы т и й и и с с л е д о в а н и й (1959), показывающий ход геогр. открытий, изучение и освоение Земли, а также развитие геогр. карт.

Атласы мира дополняет сов. комплексный Атлас Антарктики (т. 1, 1966), содержащий многостороннюю и подробную характеристику природы Антарктиды; в нем обобщены результаты десятилетних сов. исследований и материалы других стран, участвовавших в работах по Международному геофизич. году (1957-58).

Среди зарубежных всемирных атласов интересны О к с ф о р д с к и й э к он о м и ч е с к и й а т л а с м и р а (Oxford Economic Atlas of the World, 3 ed., 1965) и на его основе Оксфордские региональные экономич. атласы - СССР и Вост. Европы (1956), Ср. Востока и Сев. Африки (I960), Африки (1967) и др., содержащие карты отд. отраслей с. х-ва (показывают произ-во различной с.-х. продукции) и пром-сти (отмечены центры или районы производства).

Для углублённого изучения стран или для получения о них детальных справок особенно полезны национальные атласы отдельных стран, обычно содержащие разностороннюю характеристику природы, населения, экономики и культуры и создаваемые гос. и общественными учреждениями как труды нац. значения и престижа.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.