Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! А. В. Карельский. 8 страница
Лит.: Бартольд В. В., Соч., т. 6, М., 1966; Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 1-6, М.-Л., 1955-60; БеляевЕ. А., Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье, 2изд., М., 1966; Леви-Провансаль Э., Арабская культура в Испании, пер. с франц., М., 1967; Me ц А., Мусульманский Ренессанс, пер. с нем., М., 1966; Kremer A., Culturge-schichte des Orients unter den Chalifen.Bd 1 - 2, W., 1875 - 77; SаrtоnG., Introduction to the history of science, v. 1 - 3, Balt., 1927 - 48; Gibb H.A. R., Studies on the civilization of Islam, Boston, 1962; Grunebaum G.von, Medieval Islam. A study in cultural orientation, 2 ed., Chi., 1961; The legacy of Islam, ed. by T. Arnold and A. Guillaume, Oxf., 1931; Sauvaget J., Introduction a I'histoire de l'Orient Musulman. Elements de bibliographie, P., 1961; Grohmann A., Arabien, Munch., 1963; Юшкевич А. П., История математики в средние века, М., 1961; Kennedy Б. S., A survey of Islamic astronomical tables, Phil., 1956. Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 9 -14 вв., М., 1961; История философии, т. 1, М., 1957, с. 222-36; Григорян С. Н., Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока, М., 1966; Штёкль А., История средневековой философии, [пер. с нем.], М., 1912; Лей Г., Очерк истории средневекового материализма, [пер. с нем.], М., 1962; аль-Фахури X., ад-Дарр аль-халил, Тарих аль-фальсафа аль-арабийя (История арабской философии), т. 1 - 2, Бейрут, 1957 - 58; Мехрин-Мехрдад, Фалсафэ-йе-шарг (Философия Востока), Тегеран, [1959]; Радев Р., Из историята на арабската философия, София, 1966; Мrоzеk A., Srеdniowieczna filozofia arabska, Warsz.. 1967; Ueberweg F., Grundriss der Geschichte der Philosophie, 12 Aufl., Tl 1 - 3, 5, В., 1924-28; Воеr Т. J. d e, The history of philosophy in Islam, L., 1933; Munk S., Melanges de philosophic juive et arabe, nouv. ed., P., 1955; Gruz Hernandez M., Filosofia hispano-musulmana, v. 1 - 2, Madrid, 1957. Гибб X. А. Р., Мусульманская историография (пер. с англ. П. А. Грязневича), в его кн.: Арабская литература, М., 1960, с. 117-55; Historians of the Middle East, ed. by B. Lewis and P. M. Holt, L., 1962; Rosenthal F., A history of Muslim historiography, 2 ed., Leiden, 1968. Pозен В. Р., Отрывки из очерка истории арабской литературы, в сб.: Памяти академика В. Р. Розена, М.- Л., 1947; Крымский А. Е., История арабов и арабской литературы светской и духовной, ч. 1 - 3, М., 1911 - 13; фильштинский И. М., Арабская классическая литература, М., 1965; Гибб X. А. Р., Арабская литература, [пер. с англ.], М., 1960; аль-Фахури X., История арабской литературы, [пер. с араб.], т. 1-2, М., 1959-61; Вrосkеlmann С., Geschichte der arabischen Literatur, 2 Aufl., Bd 1 - 2, Leiden, 1943 - 49; Suppl.-Bd 1 - 3, Leiden, 1937 - 42; Graf G., Geschichte der christlichen arabischen Literatur, Bd 1 - 5, Citta del Vaticano, 1944 - 53; Gonza1ez Palencia A., Historia de la literatura arabigo-espanola, Barcelona, 1928; В1асhereR. Histoire de la litterature arabe des origines a la fin du XVe siecle..., [t. 1-3], P., 1952 - 66; Sezgin F., Geschichte des arabischen Schrifttums, Bd 1, Leiden, 1967. Веймарн Б., Каптерева Т., Подольский А., Искусство арабских народов, М., 1960; Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 2, М., 1961, с. 9-53; Кубе А. П., Испано-мавританская керамика, М.- Л., 1940; Большаков О., Ислам запрещает..., " Наука и религия", 1967, №№5, 7; Маrcais G.,.[.'architecture musulmane d'Occident, P., 1954; Сreswe11 K. A. C., Early Muslim architecture, pt 1 - 2, Oxf., 1932-40; его же. The Muslim architecture of Egypt, v. 1 - 2, Oxf., 1952 - 60; Lane A., Early Islamic pottery. Mesopotamia, Egypt and Persia, L., 1958; Dimand M. S., A handbook of Mohammadan art, 3 ed., N. Y., 1958; Ettinghausen R., Arabische Malerei, Gen., 1962; Hoag J. D., L'architettura araba, Mil., 1965; Islamic art in Egypt. 969 - 1517, Cairo, 1969. Кузнецов К. А., Арабская музыка, в сб.: Очерки по истории и теории музыки, [сб.] 2, Л., 1940, с. 265-80; Fаrmеr Н. G., A history of Arabian music to the XVIIIth century..., L., 1929, 2 ed., L., 1967; Er1anger R. d', La musique arabe, v. 1 - 6, P., 1930 - 59; Кutahia1ian I. O., Ecriture musicale arabe moderne, Marsiglia, 1957. П. А. Грязневич (вводный раздел, историческая наука, география), М. М. Рожанская (естественные и точные науки), А. В. Сагадеев (философия), А. Б. Халидов (литература), Б. В. Веймарн (архитектура и изобразительное искусство). Илл. см. на вклейке, табл. XIV. АРАБСКАЯ ПОРОДА лошадей, одна из древних верховых пород, выведенная нар. селекцией в 1-м тыс. н. э. на Аравийском п-ове. В ср. века широко ввозилась в Европу, где использовалась преим. для улучшения местных лошадей с целью получения лёгкой кав. лошади. В странах Востока применялась как пользовательная (под седлом). А. п. сыграла значит. роль в создании ценных быстроаллюрных верховых (английская чистокровная и др.) и рысистых (орловский рысак) пород. Арабская лошадь некрупная, выраженного восточного типа. Конституция сухая, ноги крепкие, хорошо поставленные, движения упругие и красивые. Масти: серая, гнедая и рыжая. Высота в холке 150-152 см, косая длина туловища 149-150 см, обхват пясти 18-19 см. Лошади неприхотливы, выносливы в длинных переходах. Резвость лошадей А. п. в СССР: на 1000 м - 1 ммк 8, 2 сек, на 1800 м - 2 мин, на 2400 м - 2 мин 41 сек, на 4000 м - 4 мин 42, 3 сек. В породе различают 3 типа: хадбан, ко-хейлан, сиглави. Плем. работа с породой направлена на улучшение резвости, совершенствование внутрипородных типов. В СССР арабской породой улучшают местных лошадей гор и предгорий Карпат, Кавказа, Ср. Азии. Осн. племенное х-во - Терский конный з-д Ставропольского края. А. п. разводят также в Индии, Пакистане, ОАР, Турции, Юж. Африке, в европ. странах (Англии, Франции, Испании, Нидерландах, Зап. Германии, Бельгии, Венгрии, Чехословакии), в США и Канаде. Лит.: Книга о лошади, под ред. С. М. Будённого, т. 1, М., 1952; Государственная племенная книга чистокровных арабских лошадей, т. 1, М., 1965; Руководство по разведению животных, [пер. с нем.], т. 3, кн. 1, М., 1965. В. О. Витт. АРАБСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ, военные предприятия арабов, начатые пр-вом Медины после подчинения восставших племён Аравийского п-ова (см. Арабских племён восстание 632-633) и создания Халифата. Они завершились завоеванием арабами стран Ближнего и Ср. Востока, Сев. Африки и Юго-Зап. Европы. А. з. проходили под знаменем ислама. Первый этап А. з.-30-50-е гг. 7 в., при халифах Абу Бекре [632-634], Омаре [634-644], Османе [644-656]. В 633 отряд правительств. войск под команд. Халида ибн аль-Валида совместно с бедуинами Сев.-Вост. Аравии взял г. Хиру (Юж. Ирак). В том же году в Палестину и Сирию вторглись 3 отряда арабских плем. ополчений. Слабое визант. войско было разбито арабами в Вади-Араба, а его остатки уничтожены в февр. 634 у Дасина. Известие о движении визант. войска, сформированного императором Ираклием в Эдессе, вызвало переброску (март 634) отряда Халида из Хиры в окрестности Дамаска. После 6 мес. осады Дамаск в сент. 635 сдался арабам. Однако приближение 50-тысячного визант. войска вынудило арабов очистить занятые ими сирийские города и сосредоточиться у берегов Ярмука. Здесь 20 авг. 636 визант. войско было наголову разбито арабами. Вслед за тем арабы вновь заняли Дамаск и др. города Сирии, а после занятия Иерусалима в 638 и Кесарии в 640 вся Сирия и Палестина оказались под их властью. В Ираке после взятия Хиры араб. отряды потерпели ряд поражений от иран. войск Сасанидов и были вынуждены очистить б. ч. завоёванной территории. В начале лета 637 арабы, получившие подкрепление, одержали победу над большим иран. войском в битве при Ка-дисии и заняли столицу сасанидского Ирана Ктесифон. В 641 араб. войска взяли Мосул, в 642 у Нехавенда одержали решающую победу над иран. войсками Йездегерда III. После этого сопротивление арабам на терр. Ирана оказывали только отд. области и города. В 651 всятерр. гос-ва Сасанидов (до р. Амударьи) была включена в состав Халифата. В 640 араб. войска вторглись в Армению, правители к-рой в 652 признали зависимость от Халифата; в 654 по договору арабам сдалась столица Вост. Грузии - Тбилиси. В кон. 639 небольшой араб. отряд под команд. Амра ибн аль-Аса вторгся в Египет. В 640 арабы, число к-рых благодаря прибывшим подкреплениям увеличилось до 10 тыс., после взятия Фарамы, Бильбейса и др. егип. городов осадили Вавилон, гарнизон к-рого сдался в апр. 641. В 642 арабам по договору была сдана Александрия, но в кон. 645 визант. десант с помощью восставших жителей вытеснил арабов из города и летом 646 арабские войска вторично взяли его штурмом. В Сев. Африке араб. конные отряды в кон. 642 и в 643 совершили рейды в Барку и Триполитанию и подчинили местные берберские племена. В 648 арабы захватили Кипр. Военные успехи арабов, намного уступавших своим противникам в вооружении и военной технике, объяснялись, с одной стороны, политическим и военным ослаблением Византии и гос-ва Сасанидов в результате продолжительной войны, к-рую они вели между собой (602-629), а с другой - тем, что жестоко угнетавшееся население Византии и гос-ва Сасанидов не оказывало арабам серьёзного сопротивления; дань, установленная арабами, в нек-рых случаях, по-видимому, была легче прежних налогов. В сер. 7 в. в А. з. наступил нек-рый перерыв, вызванный религ.-политич. осложнениями в Халифате (борьба за власть между халифом Али и Муавией, завершившаяся воцарением Омейядов; восстания хариджитов), а также необходимостью организации управления огромным гос-вом, созданным в результате 1-го этапа А. з. На 2-м этапе А. з., начавшемся в кон. 7 в., арабы, сделав своим опорным пунктом г. Кайруан (осн. в 670), завоевали Сев. Африку, к 709 дошли до Танжера и берегов Атлантич. ок. В 711 войска арабов и берберов во главе с Тариком высадились на Пиренейском п-ове. Разгромив вестготов 19 июля 711 (у оз. Ханда) и одержав победу у Эсихи, араб. войска взяли Кордову, Толедо и др. города. Войско прибывшего в 712 из Сев. Африки Мусы ибн Нусайра заняло Медину-Сидонию, Кармону, Севилью и Мериду. К 718 Пиренейский п-ов, за исключением небольшой части на севере, перешёл в руки арабов. В 720 арабы вторглись в Галлию, заняли Септиманию и Нарбонн. Дальнейшее их продвижение в Европу было остановлено после разгрома араб. войск франкской конницей и пехотой Карла Мартелла близ Пуатъе 4 окт. 732, а затем - взятия Пипином Коротким Нарбонна и Септимании в 759. На Востоке арабы в 711-713 завоевали иран. пров. Мекран (временно отпавшую от Халифата во время междоусобиц), Синд, область по ниж. Инду, и г. Мултан; в 706-712 - Согд и Хорезм. В 1-й четв. 8 в., сломив упорное сопротивление местных крест. ополчений и уничтожив командный слой феодалов, арабы завоевали Закавказье. В 1-й пол. 9 в. они заняли Крит, Мальту, Сицилию. Со 2-й пол. 9 в. А. з. в основном прекратились. Результатом А. з. была арабизация ряда завоёванных стран. Язык, религия, мн. элементы материальной и духовной культуры арабов оказали большое влияние на народы завоёванных стран. В своюочередь арабы восприняли мн. элементы культуры завоёванных народов. Сложилась своеобразная арабская культура. В дальнейшем на значит. части завоёванных терр. возник ряд араб. гос-в. В Ср. Азии, Иране, Закавказье, на Пиренейском п-ове араб. господство было ликвидировано в результате освободит. борьбы народов этих стран. Лит.: Медников Н. А., Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов, т. 1, СПБ, 1903; Беляев Е. А., Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье, 2 изд., М., 1966; Буниятов 3., Азербайджан в VII -IX вв., Баку, 1965; История стран Азии и Африки в средние века, М., 1968, с. 97 -123; Wе11hausеr. J., Das arabische Reich und sein Sturz, В., 1902; Hitty Ph. K., History of the Arabs, 8 ed., N. Y., 1964; Харбутли Али Хусни, аяь-Араб фи Урубба (Арабы в Европе), [Каир], 1965. Е. А. Беляев. АРАБСКИЕ ЦИФРЫ, традиционное назв. десяти математич. знаков: О, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, с помощью к-рых по десятичной системе счисления записываются любые числа. Эти цифры возникли в Индии (не позднее 5 в.), в Европе стали известны в 10-13 вв. по араб. сочинениям (отсюда название). АРАБСКИЙ ЛЕГИОН, армейские части Трансиордании (с 1950 - Иордании) в 1921-56, созданные англ. мандатными властями. А.л. содержался на англ. субсидии. С 1921 по 1956 вырос со 100 чел. до 23 тыс. Фактич. главнокомандующими А. л. были англ. офицеры (1921-39 Пик, 1939-56 ген. Дж. Б. Глабб). А. л. участвовал в подавлении антиангл. восстания в Ираке в 1941, в арабо-израильской войне 1948-49. Использовался для подавления нац.-освободит. движения в Иордании. После изгнания из Иордании (в период подъёма освободит. борьбы) Глабба (2 марта 1956) из А. л. были уволены англичане, командование передано в руки офицеров-иорданцев, А. л. был переименован (июль 1956) в Арабскую армию Иордании. Лит.: G1ubb J. В., The story of the Arab legion, L., 1948; его же, A soldier with the Arabs, L., 1957; Lias G., Glubb's legion, L., 1956. АРАБСКИЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ СОЮЗ (АСС) (Аль-Иттихад аль-иштираки аль-араби), массовая политич. орг-ция в Объединённой Арабской Республике, объединяющая крестьян, рабочих, интеллигенцию, представителей нац. капитала. Решение о создании АСС было принято на Нац. конгрессе народных сил в 1962. Первичные орг-ции АСС были созданы в мае 1963 (1963 считается годом основания АСС). Политич. программа АСС - Хартия нац. действий (принята 30 июня 1962) провозглашает отказ от капиталистич. пути развития, ставит целью ОАР " строительство социализма с учётом конкретных условий в стране". Новый устав АСС (принят в мае 1968; первый устав был обнародован в дек. 1962) определяет задачи АСС: " осуществление социалистическойреволюции, ликвидация последствий господства капитализма и феодализма, борьба против иностранного влияния и свергнутой реакции". Высший орган АСС - Всеобщий нац. конгресс (1-я сессия состоялась в сент. 1968) со сроком полномочий на 6 лет. Высшим органом АСС в период между сессиями конгресса является ЦК АСС. По новому уставу в орг-циях АСС вводится принцип демократического централизма. Численность АСС прибл.6, 5 млн. чел. (1970). Пред. АСС-Гамаль Абдель Насер. Офиц. орган - газ. " Аль-Гумхурия" (" Республика"); изд.также газ. " Аль-Иштираки" (" Социалист") (с 1965). АРАБСКИЙ ЯЗЫК, язык арабов в странах Зап. Азии и Сев. Африки. Принадлежит к семитской ветви семито-хамитской семьи языков. Число говорящих на А. я. ок. 96 млн. чел. (1967, оценка). А. я. возник на базе древне-североараб. языка (Сев. и Центр. Аравия и Сирийская пустыня), известного в надписях с 5 в. до н. э. Диалекты древнейших надписей (тамудский, лихьянитский, сафаитский) существенно отличны от того др.-араб. диалекта, к-рый лежит в основе классич. и совр. А. я. (известен в надписях лишь с 4 в. н. э.). Ещё в доисламскую эпоху на этом диалекте сложилась развитая устная поэзия и выработалась норма устно-лит. койне. В языке Корана (7 в.) сочетаются нормы койне с нормами говора Мекки (родного для Мухаммеда). На базе этого сочетания норм сложился классический литературный А. я.- язык богатой художеств., науч. и религ. лит-ры ср.-век. мусульм. Востока. Этот классич. А. я. доныне остаётся лит. языком арабов, сохранив древнюю морфологию и подвергшись относительно небольшим лексич. изменениям. Совр. разговорный А. я. распадается на далёкие и в фонетике и в лексике диалекты. Обычно различают диалекты: египетский, суданский, сирийский (у арабов Сирии, Ливана, Иордании и Израиля), иракский, многочисл. архаичные Аравийского п-ова, Магриба, а также хасания (Мавритания), шоа (Нигерия, Камерун, Нигер). Внутри названных геогр. р-нов наблюдаются существенные различия между городскими и сельскими (особенно бедуинскими) говорами. Араб. диалектом по происхождению является мальтийский язык. В классич. А. я. 3 кратких и 3 долгих гласных a, i, u, 2 дифтонга, богатый консонантизм, включающий эмфатические (веляризованные и, возможно, фарин-гализованные) согласные t, k, 5 и др., межзубные фрикативы, ларингальные ', h, фарингалы ', h, увулярные фрикативыу, h и т. д. Аффрикаты в А. я. первоначально отсутствовали, но позже во многих диалектах (в т. ч. в классич. лит. языке) g перешёл в аффрикат g (" дж"). Среди важнейших фонетических изменений в диалектах - утрата конечных кратких гласных (повлёкшая за собой ряд морфологических изменений), появление новых гласных. В словоизменении большую роль играет, наряду с аффиксацией, внутр. флексия (чередование гласных, удвоение согласных). Носителем лексического значения обычно являются 3 (реже 4 или 2) согласных корня, гласные же (и геминация согласных) вместе с аффиксами служат для выражения словообразовательных и нек-рых грамматич. значений. В классич. А. я. имя имеет 2 рода, 3 числа (различаемых суффиксами либо внутр. флексией), 3 падежа (оформляемых окончаниями), 3 состояния: определённое (с препозитивным определённым артиклем), неопределённое (с особым окончанием) и сопряжённое (форма имени, имеющего генитивное определение). Имя имеет и лично-притяжательные формы: kitabi - " моя книга", kitabuhu - " его книга" и т. д. В глаголе посредством внутр. формы различаются породы (со значением каузатива, рефлексива, конатива, интенсива и пр.), 2 вида (имперфект, выражающий процесс в его протекании, и перфект, описывающий процесс как целое); посредством суффиксов выражаются наклонения, лицо, число и род объекта, посредством суффиксов либо префиксов - лицо, число и род субъекта. В совр. диалектах морфология классич. А. я. сохранилась с нек-рыми изменениями: утрачены падежи, окончание неопределённого состояния, нек-рые наклонения, появились новые временные формы (из аналитич. конструкций). Словообразование осуществляется либо с помощью внутр. флексии, либо сочетанием аффикса (префикса, суффикса, инфикса) с внутр. флексией, гораздо реже - посредством одних суффиксов. Словосложение практически отсутствует. С 6 в. н. э. арабы пользуются арабским письмом, возникшим из набатейского варианта арамейского письма. Лит.: Гранде Б. М., Курс арабской грамматики в сравнительно-историческом освещении, М., 1963; Завадовский Ю. Н., Арабские диалекты Магриба, М., 1962; Шарбатов Г. Ш., Современный арабский язык, М., 1961; ЮшмановН.В., Грамматика литературного арабского языка, Л., 1928; Brocketmann К., Arabische Grammatik, Lpz., I960; Сantineau J., Cours de phonetique arabe, P., 1960; Landberg C. de, La langue arabe et ses dialectes, Leiden, 1905; Вiberstein-K azimirski A. de, Dictionnаire arabe-francais, P., 1860; Lane E. W., Arabic-English lexicon, book 1, p. 1 - 8, L., 1863-93. АРАБСКИХ ПЛЕМЁН ВОССТАНИЕ 632-633, т. н. ар-ридда (" отпадение", " вероотступничество"), восстание племён Аравийского п-ова против ислама и мединского пр-ва, происшедшее после смерти Мухаммеда. В результате восстания почти вся Аравия вышла из-под контроля правительства. Наибольшую опасность для Халифата представляло восстание в Йемаме под предводительством ханифа (см. Ханифизм) Мусейлимы, объявившего себя пророком. Подавление А. п. в. в 633 ознаменовало окончат. победу ислама в Аравии и позволило халифу Абу Бекру [632-634] начать завоевания за её пределами (см. Арабские завоевания). Лит.: Бартольд В. В., Мусейлима, Соч., т. 6. М., 1966; Беляев Е.А., Арабы, ислам и арабский халифат..., 2 изд., М., 1966; Саеtani L., Annali dell'lslam, v. 2, Milano, 1907, p. 553-831. Л. И. Надиродзе. АРАБСКОЕ ПИСЬМО, система письма, применяемая арабами, а также мусульм. народами (народы Ирана, Афганистана, Пакистана, уйгуры Синьцзяна и пр.). А. п. пользовались до 1929 в Турции - турки; до кон. 20 - нач. 30-х гг. нек-рые народы СССР (Ср. Азии, Азербайджана, Дагестана и др.). Возникло А. п. на основе арамейского письма; древнейшие памятники-Намаррская надпись 328, Зебедская 512, и др. Распространение А. п. было связано с арабскими завоеваниями и распространением ислама. В современном арабском алфавите 28 букв (у других народов, применяющих А. п., есть свои дополнит. буквы); буквы имеют от 2 до 4 форм, применяемых в зависимости от того, пишется ли буква изолированно, в начале, в середине или в конце слова. В основном А. п. состоит из согласных. Долгие гласные обозначаются посредством букв " вав" (w), " йа" (j) и " алиф" ('). Краткие гласные, обычно на письме не отмечаемые, могут передаваться особыми надстрочными и подстрочными знаками. Направление письма идёт справа налево. АРАБЫ (самоназвание-аль - араб), группа народов, населяющих араб. страны Зап. Азии и Сев. Африки. А. составляют большинство населения Сирии, Ливана, Ирака, Иордании, Саудовской Аравии, Йемена, Народной Республики Южного Йемена, Омана и Маската, Договорного Омана, Бахрейна, Катара, ОАР, Ливии, Туниса, Алжира, Марокко, Мавритании, Судана. Кроме того, А.живут в Иране, Турции, Афганистане, Израиле, Индонезии, Эфиопии, Сомали, Республике Чад, Танзании и др. странах Вост. Африки. Значит. группы А.-эмигрантов живут в странах Сев. и Юж. Америки, во Франции и др. Общая численность А., включая живущих вне араб. стран, ок. 96 млн. чел. (1967, оценка), в т. ч. в Азии - ок. 32 млн. и в Африке - ок. 63 млн. чел. А. говорят на арабском языке. По религии большинство А.- мусульмане-сунниты. Часть А. принадлежит к др. направлениям ислама [шииты в Ираке, Йемене, Сирии, Ливане; друзы в Сирии и Ливане; абадиты (ибадиты) в Сев. Африке], а также к различным направлениям христианства (копты в ОАР, марониты, православные, униаты и др. в Сирии, Ливане, Иордании). Предполагается, что древние семитские племена, из которых впоследствии сложился др.-араб. народ, уже во 2-м тыс. до н. э. занимали территорию Аравийского п-ова. В 1-м тыс. до н. э. возникли первые араб. гос. образования: Пальмира (Тадмор), Набатея и Лихьян - на сев. границе Аравии. К 5-6 вв. н. э. относится образование араб. гос-в Гассан и Лахм (Сев. Аравия), Кинда (Центр. Аравия). Шёл процесс складывания единого араб. народа. В это время араб. общество находилось на стадии разложения племенного строя, а у оседлых племён начался процесс классообразования. Однако старые патриархально-родовые отношения и племенные связи сохранялись ещё очень долго, а у кочевого и полуоседлого населения -вплоть до нашего времени (в т. ч. и такие институты, как кровная месть, авункулат, ортокузенный брак и др.). К 5-6 вв. араб. племена составляли б. ч. населения Аравийского п-ова. Проникновение А. в соседние страны особенно усилилось с 1-й пол. 7 в., когда возник ислам и начались арабские завоевания, в результате к-рых был создан обширный Араб. халифат, простиравшийся от Индии до Атлантич. ок. и от Ср. Азии до Центр. Африки. Завоевание оставило глубокий след в этнич. истории многих стран и народов и особенно Сев. Африки, где население, говорившее на близких арабскому семито-хамитских языках, восприняв язык, религию (ислам) и многие элементы материальной и духовной культуры А., было сравнительно быстро арабизировано; вместе с тем и А. восприняли многое из культуры покорённых народов. Сложилась своеобразная арабская культура, оказавшая большое влияние на мировую культуру. Созданный силой оружия Араб. халифат к 10 в. распался на отдельные части в результате освободит. борьбы завоёванных народов и роста феод. сепаратизма. В 16 в. араб. страны Передней Азии (кроме значит. части Аравийского п-ова) и Сев. Африки (за исключением Марокко) вошли в состав Османской империи (см, Турция). Начиная с 19 в. араб. земли подвергались систематич. ограблению и захвату колониальными гос-вами: Великобританией, Францией, Италией, Испанией (часть терр. Марокко была захвачена Португалией ещё в 15-16 вв.). Но нац.-освободит. борьба А. против колонизаторов никогда не прекращалась. В кон. 19 - начале 20 вв. она особенно усилилась. В 40-60-х гг. 20 в. мощный подъём нац.-освободит. антиимпериалистич. движения завершился для большинства араб. стран завоеванием гос. независимости. Подавляющее большинство А. ведёт оседлый образ жизни, причём значит. их часть живёт в деревнях (феллахи), занимаясь земледелием и садоводством. В городах большинства араб. стран сложились нац. буржуазия, рабочий класс и интеллигенция; среди городского араб. населения имеется значит. прослойка ремесленников. Часть А. сохраняет полукочевое х-во, совмещая земледелие с отгонным скотоводством (овцы и козы). Есть и чисто кочевые А., занимающиеся преим. верблюдоводством (бедуины). В прошлом важнейшей статьёй дохода кочевников было обслуживание караванных путей. В хозяйстве, материальной и духовной культуре А. разных стран имеются существенные различия. Земледелие у А., как правило, ирригационное. В качестве тягловой силы используются верблюды, ослы, лошади, реже буйволы (Юж. Ирак) или зебу (Вост. Аравия, Хиджаз). В ряде араб. стран (Сирия, Ирак, ОАР, Алжир, Тунис, Марокко и др.) внедряется совр. с.-х. техника. Типы традиц. домов в различных областях и странах разнообразны: распространены дома средиземномор. типа (замкнутый комплекс помещений вокруг внутреннего дворика); в Юж. Аравии - башнеобразные дома в неск. этажей; у крестьянской бедноты преобладают однокамерные постройки с внешним двором; встречаются, особенно в Юж. Ираке, пальмовые и тростниковые хижины. Кочевое и полукочевое население сохраняет четырёхугольные палатки, сшитые из широких полос шерстяной ткани, а теперь нередко и брезента. В городах европ. одежда всё более вытесняет традиц. белую рубаху, шерстяной плащ и головной платок, почти одинаковые у мужчин и женщин. Женщины носят много металлических и стеклянных украшений - перстни, ожерелья, ушные, иногда и носовые кольца и др. В Центр. Аравии и частично в Сев. Африке девушки татуируют синей краской лоб и подбородок, а иногда также щёки, губы, грудь, ступни ног. В пище, в зависимости от местности, преобладают ячменный или пшеничный хлеб, пшеничная, просяная, кукурузная или рисовая каша, финики, фасоль, чечевица, горох, у скотоводов - и молочные продукты. Развитие пром-сти в арабских странах, оседание кочевников, рост числа с.-х. и городских рабочих - всё это наносит сокрушит. удар по пережиткам родо-плем. и феод. отношений. В ряде араб. стран (ОАР, Алжир, Сирия) в 60-х гг. 20 в. осуществлены важные социально-экономич. преобразования антикапита-листич. характера. Развивается движение за единство арабских народов в борьбе против империализма, за социальный прогресс. (Об истории, хозяйстве, культуре народов отдельных арабских стран см. в статьях о соответствующих странах.) Лит.: Беляев Е. А., Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье, М., 1965; Дьяконов И. М., Народы древней Передней Азии, в кн.: Переднеазиатский этнографический сб., т. 1, М., 1958; Крачковский И. Ю-, Исторический роман в современной арабской литературе, Избр. соч., т. 3, М. -Л., 1956; Луцкий В. Б., Проблема арабского единства, " Советская этнография", 1957,.N° 1; Народы Африки, М., 1954; Народы Передней Азии, М., 1957; Першиц А. И., Хозяйство и общественно-политический строй Северной Аравии в XIX - первой трети XX в., М. 1961; Тахир Абд-аль-Джалиль Аль-баду ва ль-ашаир фи ль-биляд аль-арабия (Бедуины и племена в арабских стра нах), Каир, 1955; al'-Arab, в кн.: Еnсусlopedie de 1'Islam, v. 1, P., I960. Я. С. Луцкая. АРАБЫ СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ, народ в Ср. Азии. Живут небольшими группами (осн. масса - вБухарской иСамаркандской обл. Узб. ССР) среди узб., тадж. итуркм. населения, постепенно сливаясь с ним. Числ. 8 тыс. чел. (по переписи 1959). Говорят на диалектах араб. языка (св. 34%), а также на узб., тадж., туркм. языках. Лингвистич. и антропо-логич. данные позволяют предположить, что А. с. являются потомками выходцев из Месопотамии иЦентр. Аравии, переселившихся в разное время вСев. Афганистан, а оттуда - на правобережье Амударьи. А. с. близки по культуре, занятиям и быту к узб. и тадж. населению, но у них сохраняются нек-рые черты их древней культуры. Верующие А. с.- мусульмане-сунниты. Лит.: Народы Средней Азии и Казахстана, т. 2, М., 1963 (библ., с. 706). АРАВАКИ, ароваки, аруаки, группа индейских племён Юж. Америки, объединяемых по лингвистич. признаку. Аравакская семья языков - одна из крупных языковых групп Юж. Америки (см. Аравакские языки). Названа по одному из племён, с к-рым европейцы столкнулись вскоре после завоевания. В то время А. жили от Чако и истоков р. Шингу до Вест-Индских о-вов и от устья р. Амазонки до вост. склонов Анд. Из сев.-вост. части материка и с М. Антильских островов к кон. 15 в. А. были вытеснены Карибскими племенами. А. Больших Антильских островов были истреблены испанцами. В наст. время живут гл. обр. на 3. Венесуэлы, в вост. обл. Колумбии и Перу, граничащих с Бразилией, в Зап. Бразилии и на побережье Гвианы. Численность их точно не установлена. Большинство А.- оседлые земледельцы. В труднодоступных лесных р-нах А. сохранили родовой строй и религ. представления, связанные с верой в духов. Лит.: Народы Америки, т. 2, М., 1959. Э. В. Зиберт. АРАВАКСКИЕ ЯЗЫКИ, одна из наиболее крупных семей индейских языков, распространённая на севере Юж. Америки (в бассейнах pp. Ориноко, Рио-Негро и Амазонки), на о-вах Вест-Индии и на юге Флориды. Насчитывает до 40 А. я., образующих, по разным классификациям, 4 или 8 крупных подгрупп. Наиболее известные языки: локоно (собств. аравакский), гоахиро, островной кариб-ский, майпуре, ачагуа, ипурина, тайно, пиро, мохо, пареси. Фонологич. система А. я. относится к т. н. атлантическому типу: при развитом вокализме (6-7 фонем) она бедна консонантизмом (обычно 12-14 фонем). Их морфологич. структура характеризуется агглютинативным строем с нек-рыми тенденциями к полисинтетизму. При преобладании суффиксации большую роль играет и префиксация (притяжательная в имени, субъектная в глаголе, превербы и т. п.). Имеются как предлоги, так и послелоги. Местоименное подлежащее нередко следует за глаголом, а указательное местоимение - за определяемым. Лексич. расхождения по языкам существенны. Система словообразования развита.
|