Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! А. В. Карельский. 6 страница
АРАБЛИНСКИЙ (наст. фам. Xалафов) Гусейн Мамед оглы (1881, Баку, - март 1919, там же), азербайджанский актёр и режиссёр. С 1905 выступал как проф. актёр. Работал в первых азерб. труппах об-в " Ниджат", " Сафа" и др. Один из основоположников азерб. театрального иск-ва. Творчество А. выражало прогрессивные демократич. и гума-нистич. идеи; он создал образы передовых людей - Фахрад (" Несчастный юноша" Ахвердова), Фахреддин (" Горе Фахреддина" Везирова), людей из народа - кузнец Гяве (одноим. пьеса Ш. Сами в обработке С. Ахундова). Острые обличительные и сатирич. характеристики были даны А. в ролях: Ага Мухаммед-шах Каджар (одноимённая пьеса Ахвердова), Надир шах (одноим. пьеса Нариманова), Гейдарбек (" Приключение скряги" М. Ф. Ахундова). Выдающаяся работа А.- образ Отелло (одноим. трагедия Шекспира). А. ставил пьесы М. Ф. Ахундова, А. Ахвердова, Н. Везирова, Дж. Мамедкулизаде, муз. драмы У. Гаджибекова, произв. переводной классич. рус. (играл Хлестакова в " Ревизоре" Гоголя) и иностранной драматургии. А. оказал воздействие на творчество многих видных азерб. актёров. Был убит мусаватистом. Лит. Рахман Сабит, Гусейн Араб-линский, в сб.: Искусство Азербайджана, т. 3. Материалы по истории Азербайджанского театра, Баку, 1950; Рэhман Сабит Н., Эрэблински, Бакы, 1949. АРАБО-ИЗРАИЛЬСКАЯ ВОЙНА 1948-49, Палестинская война, война между араб. гос-вами (Египтом, Иорданией, Ираком, Сирией, Ливаном, Саудовской Аравией, Йеменом) и гос-вом Израиль. Была следствием происков империализма, стремившегося подавить усилившееся после 2-й мировой войны нац.-освободит. движение народов Бл. Востока иобострить, в частности, арабо-евр. противоречия в Палестине, а также межимпериалистич. борьбы. А.-и. в. спровоцировали Англия и США, к-рые хотели сорвать осуществление решения Генеральной Ассамблеи ООН от 29 нояб. 1947 о прекращении англ. мандата на Палестину и разделе страны на 2 гос-ва - арабское и еврейское. Англия рассчитывала сохранить свои позиции в Палестине, а США - расширить там своё влияние; в этих целях они использовали зависимость от них правительств ряда араб. стран и экстремизм израильских бурж. сионистских кругов. Война началась в ночь с 14 на 15 мая 1948, через неск. часов после провозглашения на части терр. Палестины гос-ва Израиль. В ходе А.-и. в., прерывавшейся кратковременными перемириями, войска Израиля, получавшего финанс., воен. и др. помощь США и нек-рых др. империа-листич. стран, а также сионистских орг-ций, захватили 6, 7 тыс. км2 - часть терр. Палестины, к-рая предназначалась по резолюции Ген. Ассамблеи ООН для создания Арабского гос-ва, а также часть г. Иерусалима, увеличив таким образом терр. Израиля почти на 48% по сравнению с терр., определённой для него решением ООН. С терр. Палестины, захваченной Израилем, было изгнано св. 900 тыс. арабских жителей; т. о. возникла проблема палестинских беженцев, остающихся в соседних араб. странах в крайне тяжёлых условиях. В 1949 подписаны соглашения о перемирии между Израилем и соседними араб. странами: с Египтом - 24 февр., с Ливаном - 23 марта, с Иорданией - 3 апр., с Сирией - 20 июля (остальные араб. страны - участники войны соглашений не заключили). Однако эти соглашения не определяли окончательное терр. урегулирование. Нежелание Израиля выполнить резолюцию Ген. Ассамблеи ООН от 11 дек. 1948 о возвращении на родину палестинских беженцев и о выплате Израилем компенсации за оставленное имущество тем, кто не пожелает вернуться, а также неурегулированность др. вопросов, порождённых А.-и. в. 1948-49 и использовавшихся империалистами и реакц. силами Израиля в своих целях, неоднократно вызывали арабо-израильские конфликты (см. Англо-франко-израильская агрессия против Египта, 1956, Израильская агрессия против арабских стран 1967). М. Павлов. АРАБСКАЯ КУЛЬТУРА, средневековая культура, сложившаяся в Арабском халифате в 7-10 вв. в процессе культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Бл. и Ср. Востока, Сев. Африки и Юго-Зап. Европы. В науч. лит-ре термин " А. к." употребляется как для обозначения культуры собственно араб. народов, так и в применении к ср.-век. арабоязычной культуре ряда др. народов, входивших в состав Халифата. В последнем значении понятие " А. к." иногда отождествляют с понятием " мусульм. культура" (т. е. культура мусульм. народов) и его употребление является условным. На терр. Аравийского п-ова А. к. предшествовала культура доисламских арабов - кочевого и земледельч. населения, находившегося в стадии перехода к ранней форме классового общества. Носители её были в основном политеистами. В 4-6 вв. она испытывала влияние древнейеменской, сиро-эллинистической, иудейской, иранской культур. Характерным элементом доисламской культуры этого периода (т. н. джахилийя) была развитая устная народная словесность. Формирование собственно А. к. относится к периоду возникновения ислама (7 в.) и создания Халифата, к-рый в результате арабских завоеваний превратился в огромное гос-во. Основанная арабами гос.-политич. общность, дополненная религиозной, а в большинстве районов и языковой общностью, создала условия для возникновения общих форм культурной жизни народов Халифата. На ранних этапах формирование А. к. представляло собой гл. обр. процесс освоения, переоценки и творческого развития в новых идеологич. и социально-политич. условиях (ислам и Халифат) наследия культур покорённых народов (древнегреческой, эллинистическо-римской, арамейской, иранской и др.). Сами арабы дали А. к. такие компоненты, как религия ислама, араб. яз. и традиции бедуинской поэзии. Значит. вклад в А. к. внесли народы, к-рые, приняв ислам, сохранили национальную, а затем возродили и гос. самостоятельность (народы Ср. Азии, Ирана, Закавказья). Важную роль сыграла также часть населения Халифата, не принявшая ислам (сирийцы-христиане, иудеи, персы-зороастрийцы, представители гностич. сект Передней Азии); с их деятельностью (особенно си-рийцев-несториан и сабиев г. Харрана) связано, в частности, распространение философско-этич. идей и науч. наследия античности и эллинизма. В 8-9 вв. на араб. яз. были переведены многие науч. и лит. памятники древности, в т. ч. греческие, сирийские, среднеперсидские и индийские. В переводах и обработках они вошли в состав араб. письменности и способствовали установлению преемственной связи с культурой эллинистич. мира, а через неё - с античной и древневост. цивилизацией. С кон. 7 в. до сер. 8 в. наряду с Дамаском, столицей Омейядов, гл. центрами, определявшими формирование А. к., были Мекка и Медина в Аравии, Куфа и Басра в Ираке. Религ. и филос. идеи, первые достижения науки, каноны араб. поэзии, образцы архитектуры и т. п. получали распространение и дальнейшее развитие в провинциях Омейядского халифата, на обширной территории от Пиренеев до р. Инд. С образованием халифата Аббасидов (750) центр А. к. на востоке Халифата переместился из Сирии в Ирак, в основанный в 762 Багдад, к-рый почти три столетия был средоточием лучших культурных сил мусульм. Востока. В 9-10 вв. А. к. достигла наивысшего расцвета. Её достижения обогатили культуру многих народов, в частности народов ср.-век. Европы, и составили выдающийся вклад в мировую культуру. Это относится прежде всего к развитию философии, медицины, математики, астрономии, географич. знаний, филологич. и историч. дисциплин, химии, минералогии. Замечательными памятниками отмечено развитие материальной культуры и искусства (архитектура, художеств. ремесло). Разделение отраслей знания в А. к. условно, т. к. для неё, как и для др. культур средневековья, типичны отсутствие чёткой дифференциации наук и энциклопедич. характер образованности большинства деятелей А. к. Философ и математик часто был и крупным историком, медиком, географом, поэтом и филологом. Важным фактором расцвета А. к. было то, что развитие науки и лит-ры составляло достояние всех народов Халифата (как арабов, так и неарабов). Обогащению А. к. способствовали широкие возможности для общения и взаимообмена культурными достижениями между народами мусульм. Востока, а также оживлённые связи с мн. странами Востока и Европы. Распад Аббасидского халифата (сер. 10 в.) в связи с образованием на его территории самостоят. гос-в привёл к сужению сферы распространения А. к. и постепенному уменьшению её роли в общем развитии мировой культуры. В мусульм. Испании, отделившейся от халифата Аббасидов ещё в 8 в., начала самостоят. развитие т. н. арабо-исп. культура. В вост. провинциях Халифата в кон. 9 в. формируются очаги иран. культурного и нац. возрождения. Перс. яз. вытесняет араб. яз. сначала из лит-ры и поэзии, а затем и из нек-рых гуманитарных наук (история, география и др.). Араб. яз. сохранял здесь значение как язык Корана, религ.-канонических (право, теология) и ряда естеств.-науч. дисциплин (медицина, математика, астрономия, химия), а также философии. Центры А. к. перемещаются в Сирию, Египет, Испанию. В Сев. Африке при Фатимидах (10- 12 вв.) и Айюбидах (12-13 вв.) продолжалось развитие лучших традиций А. к. в области науки, лит-ры, иск-ва и материальной культуры, хотя и с меньшим влиянием на общий прогресс культуры народов мусульм. Востока, чем в 8-1-й пол. 10 вв. К кон. 10 в. Багдад уступил первенствующую роль Каиру. Значение А. к. 8-10 вв. в истории мировой культуры определялось открытием её создателями новых средств научного, религ.-филос. и художеств. познания мира и человека. Гл. усилия деятелей А. к. последующих периодов направлялись в основном на систематизацию и детализацию этого наследия. Хотя науч. и эстетич. традиции А. к. не прерывались, но со 2-й пол. 13 в. в творчестве деятелей А. к. возобладало эпигонское направление, компилятивное в науке и подражательное в лит-ре. Отдельные исключения не могли повлиять на общее состояние духовного застоя и на всё более заметное отставание развития А. к. от темпов культурного прогресса в др. странах мусульм. Востока (Иран, Ср. Азия в 14-15 вв., Османская Турция в 16 в.) и в Европе. Блестящий расцвет пережила арабо-исп. цивилизация в 10-15 вв. Центрами её были Кордова, Севилья, Малага и Гранада. Наибольшие успехи были достигнуты в астрономии, математике, химии и медицине. Продолжалось здесь и развитие прогрессивной линии араб. философии [алъ-Фараби, ок. 870 - ок. 950; Ибн Сына (Авиценна), 980-1037], представленное трудами Ибн Рушда (Аверроэса, 1126-1198). В поэзии и лит-ре были созданы произведения, вошедшие в число лучших художеств. памятников А. к. Всемирную известность приобрели памятники испано-мавританского зодчества и прикладного иск-ва (см. Мавританское искусство). Крупным достижением А. к. позднего средневековья явилось создание историком и социологом Ибн Хальдуном (1332-1406) историко-филос. теории обществ. развития. В 16 в. араб. страны превратились в провинции Османской империи. А. к. пришла в упадок, хотя и в этот период старые культурные центры Сирии, Ирака и Египта по традиции сохраняли притягательную силу для мусульм. учёных. Качественно новый период развития А. к. начинается с 1-й пол. 19 в. В обстановке экономия, иполитич. возрождения араб. стран в новое время, в условиях начала развития нац.-освободит. движения и, наконец, складывания независимых араб. гос-в происходит формирование совр. А. к., преим. в рамках каждой из араб. стран. (См. соответствующие разделы в статьях об отдельных араб. странах.) Точные и естественные науки. Центром развития естеств. наук в Халифате первоначально была терр. Сирии и частично Юго-Зап. Ирана. Здесь было положено начало переводам на араб. яз. икомментированию сочинений антич. авторов. Переводы с греческого и сирийского, ознакомившие учёных стран ислама со значительной частью античной научной лит-ры, во мн. случаях были единственными источниками, по к-рым Зап. Европа могла познакомиться с антич. наукой. Напр., только в араб. переводе дошли до нас " Механика" Герона и мн. трактаты Архимеда. Через носителей А. к. в европ. обиход вошли многие технич. новшества (компас, косой парус и др.), часть из них была воспринята из Китая и Индии. 9-11 вв.- период бурного развития науки в Халифате. Багдад превращается в крупный науч. центр со школами и библиотеками. Наряду с созданием огромной переводной лит-ры и комментариев к ней здесь уже начинает складываться науч. направление, тесно связанное с решением прикладных проблем и практич. задач строительства, землемерия, торговли. Интенсивно развиваются астрономия и математика, минералогия, описат. география. В связи с распадом Халифата на отдельные гос-ва (10 в.) наряду с Багдадом возникают новые научные центры: Дамаск и Халеб (Алеппо) в Сирии, Каир в Египте, Марага в Азербайджане, Самарканд в Ср. Азии, Газни в Афганистане, а также центры испано-араб. культуры - Кордова, а затем Севилья и Гранада. В разное время крупными науч. центрами были Бухара, Исфахан, где с кон. 11 в. в обсерватории трудился перс, и тадж. поэт и учёный Омар Хайям (ок. 1048 - после 1122), писавший свои науч. трактаты на араб. яз. В Каире с нач. 11 в. функционировал " Дом знания", в к-ром работали астроном Ибн Юнус (950-1009) и математик и физик Ибн аль-Хайсам (ок. 965-1039); в 1004 здесь была построена обсерватория. На формирование математики в странах ислама, помимо греч. наследия, большое влияние оказала и инд. науч. традиция. Получила распространение десятичная позиционная система счисления с применением нуля, ведущая свое происхождение от инд. математики. Первое сочинение на араб. языке, посвящённое арифметике, - трактат крупнейшего представителя багдадской школы аль-Хорезми (9 в.). В 15 в. самаркандский учёный аль-Каши ввёл в употребление десятичные дроби и описал правила действий над ним. В соч. Абу-ль-Вефы (940-998), среднеазиатского учёного алъ-Бируни (973-1048, по другим данным - после 1050), Омара Хайяма, На-сирэддина Туей (1201-80, по другим данным - 1274 или 1277), Каши были разработаны и систематизированы методы извлечения корней с натуральными показателями. Чрезвычайно велика роль Хорезми и Омара Хайяма в создании алгебры как самостоятельной математич. дисциплины. Алгебраич. трактат Хорезми содержит классификацию квадратных уравнений и приёмы их решений; трактат Омара Хайяма - теорию и классификацию кубич. уравнений. Существенно усовершенствовали вычислит. приёмы Бируни, Каши и др. Большой интерес представляют геомет-рич. трактат братьев " сыновей Мусы" (" бану Муса") 9 в ., соч. Абу-ль-Вефы по практич. геометрии, трактаты Ибн Курры (ок. 836-901), трактат Ибн аль-Хайсама о квадратурах конич. сечений и кубатурах тел, полученных от их вращения, исследования ан-Найризи (9- 10 вв.), Ибн Курры, Ибн аль-Хайсама, Омара Хайяма, Туей и др. по теории параллельных линий. Математики стран ислама превратили плоскую и сферич. тригонометрию из вспомогательного раздела астрономии в самостоятельную математич. дисциплину. В трудах Хорезми, аль-Марвази, аль-Баттани, Бируни, Насирэддина Туси были введены все шесть тригонометрич. линий в круге, установлены зависимости между тригонометрич. функциями, исследованы все случаи решения сферич. треугольников, получены важнейшие теоремы тригонометрии, составлены различные тригонометрич. таблицы, отличавшиеся большой точностью. Значительных успехов достигла астрономия. Вначале были выполнены перевод и комментирование трудов Птолемея и инд. астрономич. сочинений - сиддхант. Центром переводческой деятельности был " Дом мудрости" и обсерватория при нём в Багдаде. Переводы инд. астрономич. трактатов были сделаны аль-Фазари - отцом (ум. ок. 777) и сыном (ум. ок. 796), и Якубом ибн Тариком (ум. ок. 796). Отправляясь от греч. методов моделирования движения небесных тел и инд. расчётных правил, араб. астрономы разработали способы определения координат светил на небесной сфере, а также правила перехода от одной из трёх употребляемых систем координат к другой. Даже в трактатах по астрологии содержались элементы важных естеств.-науч. знаний. Широкое распространение получили зиджи - собрания таблиц и расчётных правил сферич. астрономии. До нас дошло ок. 100 зиджей 13-15 вв. Около 20 из них составлены на основании собственных наблюдений авторов в обсерваториях многих городов: Бируни в Газни, Баттани в Ракке, Ибн Юнуса в Каире, Насирэддина Туей в Марате, Каши в Самарканде и др. Значит. точности добились араб. астрономы в измерении наклона эклиптики. При халифе Мамуне (9 в.) было проведено измерение градуса меридиана для определения размеров земного шара. Продолжалась дальнейшая разработка наследия антич. механики [трактат Ибн Курры о рычажных весах - кора-стуне; трактаты Бируни, Омара Хайяма, аль-Хазини (12 в.) об определении удельных весов металлов и минералов]. Цикл работ по общим вопросам механики ведёт начало от перевода и комментирования трудов Аристотеля. Среди комментаторов естественнонаучных сочинений Аристотеля были Бируни и Ибн Сина. Многие учёные работали в области минералогии [соч. Бируни, Ха-зини, учёного и врача ар-Рази]. Сведения по физике, в частности физике атмосферы и геофизике, содержатся в " Каноне Масуда", " Минералогии" Бируни, в " Книге знания" Ибн Сины. " Оптика" Ибн аль-Хайсама была широко известна в Зап. Европе. Большие успехи были достигнуты в медицине. " Канон врачебной науки" Ибн Сины долго был осн. руководством в мед. практике как на ср.-век. Востоке, так и в Зап. Европе. Среди сочинений Бируни имеется трактат по фармакологии. Известен свод мед. знаний ар-Рази (864-925). Разрабатывались вопросы хирургии, офтальмологии, терапии, психиатрии. Нек-рое развитие получили химия (см. Алхимия) и ботаника. География. По обилию географич. сведений, разнообразию жанров и количеству произведений араб. географич. литература не имеет аналогии в ср.-век. географии. Араб. географы ипутешественники оставили описание всего мусульм. Востока, а также ряда стран, в т. ч. Европы, Сев. и Центр. Африки, побережья Вост. Африки иАзии вплоть до Кореи, островов Малайского архипелага. Их труды являются важнейшим, а иногда единственным свидетельством о мн. народах средневековья. Характерным для араб. географич. науки является то, что в своих теоретич. построениях она исходила, вопреки накопленным ею реальным сведениям о географии Земли, из птолемеевской картины мира и его географич. теории. Картографич. материал обычно воспроизводил карты Птолемея или схема-тич. карты, восходившие кдревнеиран. прототипам. Географич. представления доисламских арабов отражены в древней поэзии и Коране. Появление на рубеже 8-9 вв. переводов и обработок астрономо-географич. трудов антич. авторов, особенно Птолемея, положило начало араб. науч. географии, применявшей расчётные правила и таблицы сферич. астрономии. Высшим достижением этой отрасли араб. географии наряду с трудами Баттани и Хорезми являются астрономо-географич. и геодезич. соч. Бируни. В 9 в. появились и первые образцы описательной географии [соч. Ибн Хордадбеха (ок. 820- ок. 912/913), Кудамы ибн Джафара (1-я пол. 10 в .), аль-Якуби (ум. 897 или 905)], а также рассказы о путешествиях, содержащие фантастич. и реальные сведения о странах и народах за пределами Халифата (сб. Абу Зайда ас-Сирафи, нач. 10 в.; соч. Бузурга ибн Шахрияра и др.). Жанр описания путешествий развивался и в последующем (записки Ибн Фадлана, 10 в., Абу Дулафа, 10 в.; дневники путешествий Абу Хамида аль-Гарнати, ум. 1170, Ибн Джубайра, ум. 1217, и Ибн Баттуты, 1304-1377, описание путешествия в Россию патриарха Макария Антиохийского и др.). Расцвет араб. географич. лит-ры падает на 10 в. Особенно значительными были труды представителей классич. школы араб. географии, посвящённые описанию торг. путей и областей мусульм. мира и содержащие богатейший географич. и историко-культурный материал (труды аль-Истахри, Ибн Хаукаля, 10 в., аль-Мукаддаси, 946/947 - ок. 1000). В 11-14 вв. возникли жанры географич. словарей и общих описаний Вселенной - космографии, суммировавшие накопленный ранее географич. материал (словари Якута, 1179-1229, аль-Бакри, ум. 1094, космографии аль-Казвини, ум. 1283, ад-Димашки, ум. 1327, Абу-ль-Фиды). В Европе наибольшую известность получил алъ-Идриси (1100-1165 или 1161"). Его соч. с 70 картами считалось лучшим географич. трактатом в ср. века. Помимо описания мусульм. Востока, оно содержит разнообразные сведения о странах и народах Зап. и Вост. Европы. Последующее развитие географии шло преим. по линии создания обширных компиляций, особенно космографии и историко-топографич. описаний отд. городов и стран (напр., соч. алъ-Макризи). Большую ценность представляют географич. разделы в соч. ан-Нувайри, аль-Умари, аль-Калька-шанди и др. Крупным вкладом в араб. географич. науку явились труды лоцмана Васко да Гамы - Ибн Маджида (15 в.) и аль-Мехри (16 в.), обобщившие теорию и многовековую практику араб. мореплавания. Философия. Осн. содержанием истории ср.-век. араб. философии явилась борьба вост. перипатетиков (см. Перипатетическая школа), исходивших из эллинистич. наследия, и сторонников религ.-идеалистич. учений. Предыстория возникновения на араб. Востоке собственно филос. мысли относится ко 2-й пол. 8 в. и связана с мутазилитами, ранними представителями рационального богословия (калама), к-рые, начав с обсуждения вопросов о божеств. атрибутах и свободе воли, кончили разработкой концепций, не только выходивших за рамки религ. проблематики, но и подрывавших веру в нек-рые осн. догматы ислама. Так, последовательно проводя идею монотеизма, мутазилиты отвергали наличие у бога положит. атрибутов, дополняющих его сущность; отрицая же в нём, в частности, атрибут речи, они отвергали представление об извечности Корана и на этом основании делали вывод о допустимости его аллегорич. толкования. Мутазилиты развивали концепцию разума как единственного мерила истины и положение о неспособности творца изменять естеств. порядок вещей. В среде мутази-литов была распространена идея атомарного строения мира. Т. о., они, с одной стороны, положили начало рациональной геологии, с другой - расчистили почву для зарождения чисто филос. свободомыслия перипатетиков. В качестве реакции на идеи мутазилитов развивалась доктрина ашаритов (последователей аль-Ашари, 873 или 874- 935/936), направивших рациональную теологию в русло филос. защиты догматов о божеств. провидении и чуде (именно с этой доктриной часто связывают термин " калам" и гл. обр. её представителей называют мутакаллимами). Согласно учению ашаритов, природа оказывалась нагромождением ничем не связанных между собой и ежемгновенно воссоздаваемых богом атомов и их качеств; в мире, утверждали они, нет причинно-следств. отношений, ибо всевышний способен в любой момент придать любому предмету любую форму и любое движение. В противовес как умозрениям теологов, так и учениям перипатетиков развивался суфизм. Используя вместе с элементами мусульм. мировоззрения идеи гностицизма и неоплатонизма, суфии разработали учение о путях, ведущих человека через отречение от мирских страстей и богомыслие к созерцанию бога в мистич. интуиции и конечному с ним слиянию. Вместе с тем на нек-рых этапах своего развития суфийские идеи подвергались толкованиям в духе натуралистич. пантеизма. Мистика суфиев, на первых порах подвергавшаяся преследованиям со стороны ортодоксального духовенства, была узаконена алъ-Газали (1059-1111) - крупнейшим представителем религ.-идеалистич. философии. В своей критике " еретических" и " противоверных" взглядов перипатетиков Газали отстаивал наряду с мистич. суфизмом положения ашаритов, отказываясь, однако, принять их атомистич. теорию. Одним из влиятельных представителей суфизма можно считать также Ибн алъ-Араби (1165- 1240). В основе вост. перипатетизма лежала философия Аристотеля, перешедшая к арабам при посредстве сирийских переводчиков, отчасти в интерпретации афинской и александрийской школ, а также другие антич. учения, в частности поли-тич. теория Платона. Толкования Аристотеля вост. перипатетиками открывали возможность для атеистич. и даже мате-риалистич. концепций. Так, положение о двойств. истине, в скрытом виде содержавшееся уже в учении мутазилитов, предполагало аллегорич. толкования догматов ислама. Основоположником вост. перипатетизма был алъ-Кинди (ок. 800-879), к-рый первым в араб. философии изложил содержание осн. трудов Аристотеля. Он же впервые представил (на основе восходящей к Александру Афродизийскому классификации интеллектов) рациональное познание как приобщение разума индивида к универсальному, божеств. разуму. Деизм Кинди, его представление о боге как о безликой " отдалённой причине", развивался в рамках неоплатонической теории эманации аль-Фараби. Онтологич. и гносеологич. идеи Фараби углубил и детализировал крупнейший мыслитель средневековья Ибн Сина, утверждавший вечность материи и независимость частных явлений жизни от божеств. провидения. В 12 в. центр филос. мысли перемещается на 3. мусульм. мира - в Испанию. Здесь в Андалусии разрабатывают сходные гуманистич. темы Ибн Баджа, размышляющий о способности человека посредством чисто интеллектуального совершенствования, без мистич. озарения, достичь полного счастья и слиться с деятельным разумом, и Ибн Туфайль, в филос. робинзонаде описывающий историю освоения и познания природы человечеством, излагающий одновременно в аллегорич. форме концепцию двойств. истины. Однако своей вершины андалус-ская, а вместе с ней и вся ср.-век. араб. философия достигает в творчестве Ибн Рушда, отстаивавшего от нападок ашаритов и Газали идеи перипатетизма и создавшего самостоят. филос. учение. Отвергая учение Ибн Сины о внедрении форм в материю извне, Ибн Рушд выступил с тезисом об имманентности форм самой материи. Он отрицал также бессмертие индивидуальных душ, считая вечным лишь человеческий интеллект, приобщающийся к деятельному божеств. разуму, к-рый воплощает предельную цель человеческого знания. Большую роль в истории ср.-век. философии сыграла разработка Ибн Рушдом концепции двойств. истины. Другим крупным мыслителем араб. Запада был Ибн Хальдун, по праву считающийся одним из основоположников философии истории. Араб. философия обрела вторую жизнь в Европе - в деятельности аверроистов (последователей Ибн Рушда, см. Аверроизм) и др. борцов против офиц. идеологии католицизма. Историческая наука. Арабская (арабоязычная) историография как самостоятельная дисциплина выделилась на рубеже 8-9 вв. Первые записи ист. содержания относятся к кон. 7 в. Материалом для ранних памятников ист. лит-ры на араб. яз. послужили историко-генеа-логич. предания араб. племён, полулегендарные сообщения о доисламских гос-вах в Юж. Аравии и об араб, княжествах в Сирии (Гассаниды) и в Ираке (Лахмиды), а также религ.-ист. предания о возникновении и распространении ислама, особенно о деятельности Мухаммеда и его сподвижников. Принятая в араб. историографии схема всемирной истории сложилась под влиянием коранич. представления о прошлом, как о последовательном ряде пророческих миссий, и построений мусульм. генеалогов и экзегетов 7-8 вв., связавших генеалогич. дерево арабов с библейской " таблицей народов". Значит. роль в создании историографии сыграли развитие астрономич. знаний (установление хронологии всемирной истории) и использование материалов иран. историко-эпич. предания (переводы " Книги царей" сасанидского Ирана), а также апокрифич. иудейско-христ. преданий. Ср.-век. араб. историография исходит из теологич. истолкования хода всемирной истории как осуществления божеств. замысла в отношении человеческого рода. В то же время она признаёт ответственность человека за свои поступки и видит задачу историка в поучении ист. опытом. Идею о дидактич. ценности истории, принятую большинством мусульм. историков, особенно чётко сформулировал Ибн Мискавайх (ум. 1030). Араб. историки не пошли дальше повествоват. истории, и только Ибн Хальдун сделал попытку перейти к изложению ист. событий в их причинной связи, разработав оригинальное учение об общих законах развития человеческого общества. Предшественниками профессиональных араб. историков были знатоки и собиратели родословий и устных племенных преданий. Эти материалы были систематизированы Мухаммедом аль-Кальби (ум. 763), дополнены и записаны его сыном Хишамом (ум. ок. 819). Кроме монументального свода генеалогий арабов Хишама аль-Кальби, аналогичные своды составили Муарридж ас-Садуси (ум. 811), Сухайм ибн Хафс (ум. 806), Мусаб аз-Зубайри (ум. 851), Зубайр ибн Баккар (ум. 870), Ибн Хазм (ум. 1030), аль-Калькашанди (1355-1418) и др. Крупнейшей фигурой начального периода араб. историографии был Мухаммед аз-Зухри (ум. 741/42), сочетавший собирание родословий и племенных преданий с интересом к политич. истории Халифата. Ему принадлежит одна из первых записей преданий о воен. походах Мухаммеда (т. н. магази). Первое большое ист. сочинение на араб. языке (история древних пророков и жизнеописание Мухаммеда) Ибн Исхака (ок. 704-768 или 767) послужило образцом для последующих сочинений на эту тему. Наиболее значительны труды аль-Вакиди (747-823), Ибн Сада (ум. 845), поздние компиляции Ибн Саид ан-Наса, Нур-ад-дина аль-Халаби и др. К ним примыкает популярная в ср. века агиографич. лит-pa, б. ч. фантастич. рассказы о пророках и му-сульм. святых. Для 2-й пол. 8 - сер. 9 вв. характерно преобладание ист. трудов, посвящённых отд. событиям гл. обр. из истории араб. завоеваний и гражд. войн в Халифате 7 - нач. 8 вв. [Аоу Михнаф (ум. 774), Абу Убайда (ум. ок. 824) и особенно аль-Мадаини (ум. ок. сер. 9 в.)]. Центром араб. историографии надолго стал Ирак. Со 2-й пол. 9 в. появляются соч., объединяющие накопленный материал в связное ист. повествование. Наиболее значительными были труды злъ-Белазури (ок. 820 - ок. 892); Абу Ханифы ад-Динавери (ум. ок. 895) и аль-Якуби по всеобщей истории, ставшей ведущим жанром историографии периода её расцвета (9-1-я пол. 11 вв.). Составленные чаще в форме анналов, они содержали обзор всемирной истории от сотворения мира, начальную историю мусульм. общины, описание араб. завоеваний и политич. историю Халифата (правление династий Омейядов и Аббасидов). Самое крупное сочинение этого жанра - многотомная " История пророков и царей" ат-Табари (838 или 839-923). Известность получили также всеобщая история аль-Масуди (ум. 956 или 957), Хамэы аль-Исфахани (ум. во 2-й пол. 10 в.), Ибн Мискавайха, а позднее Ибн алъ-Асира (1160-1233 или 1234), Ибн Хальдуна и др. Историков 9-10 вв. отличает широта кругозора, отражающая энциклопедич. характер их интересов и знаний (особенно Якуби и Масуди, собравших материал по истории и культуре народов за пределами мусульманских стран).
|