Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIV. Архитектура и изобразительное искусство. Древнейшие художеств, памятники на терр






Древнейшие художеств, памятники на терр. совр. А. относятся к 1-му тыс. до н. э. (иллирийские укрепления из крупных необработанных кам. блоков; литые бронз, украшения, найденные в могильниках). От антич. эпохи (с 7 в. до н. э.) сохранились остатки оборонит, сооружений, обществ, и жилых зданий, архит. деталей, мозаик, керамики на месте греч. колоний (Аполлония Иллирийская, Бутринт, Дуррес и др.) и рим. укреплённых городов (Эльбасан и др.). В ср. века в церк. архитектуре А. в центр, и юж. районах преобладали сооружения визант. типа - церкви в сёлах Лявдари (местность Опари), Мборья (обе 13 - 14 вв.), в г. Воскопоя (17-18 вв.), а в сев. районах, где сильно было влияние католицизма, - романского типа (собор в с. Шаси, церкви в сёлах Вау-и-Дейес, Оботи, все - 13 в.). С распространением ислама (с 15 в., но гл. обр. с 17 в.) в городах А. появляются дворцы знати (сараи), закрытые рынки (оезистени), мечети (в Эльбасане, Шкодере, Тиране и др. городах). До сер. 20 в. в большинстве городов А. преобладали 2-этажные жилые дома, кам. или с кам. нижним и дощатым или фахверковым верх, этажом, крытые черепицей. В лесистых районах дома были дощатыми, в приморских - глинобитными, саманными или тростниковыми с глиняной обмазкой. В антисейсмич. целях в кам. кладку гор. и сел. домов вводились дерев, брусья. В горных районах до нач. 20 в., наряду с 1-2-этажными каменными домами, возводились " кулы" - башнеобразные 3-этажные строения с навесными бойницами.

Живопись ср.-век. А. развивалась под сильным влиянием Византии. Ранние памятники фресковой живописи относятся к 12-14 вв. (росписи церкви Троицы в Лявдари, церквей в монастырях близ сёл Рубику и Пояни и др.). С 16 в. визант. традиции ослабевают, в А. проникают отзвуки итал. Возрождения. Художники-монументалисты (мастер Онуфрий из Неокастра, его сын Николай и др.) работают в более реалистич. манере, варьируя традиционные композиции. Реалистические тенденции нарастают в творчестве живописца Давида из Селеницы (росписи церкви Николая в Воскопое, 18 в.). С сер. 18 в. монумент, живопись переживает упадок. Ведущую роль приобретает иконопись, до нач. 20 в. остававшаяся осн. видом изобразит, иск-ва А. и продолжавшая сохранять визант. традиции. В период т. н. национального возрождения (2-я пол. 19 в.), в связи с ослаблением влияния ислама, препятствовавшего изображению живых существ, впервые появляется станковая живопись (портрет и пейзаж), а в 1920-х гг.- скульптура. В это время выдвигается ряд художников, получивших профессиональное образование, - С. Дзета, С. Рота и др.

В совр. городах А. сосуществуют кварталы, сохранившие ср.-век. облик, кварталы, возникшие в первые десятилетия 20 в., регулярно распланированные и более благоустроенные, и совр. застройка: 3-5-этажные дома, кирпичные, с балконами-лоджиями. В сёлах и рабочих посёлках - малоэтажные дома, построенные по типовым проектам.

В изобразит, иск-ве А. 2-й пол. 40-х - 50-х гг. 20 в. укреплялось реалистич. направление. В живописи получили развитие различные жанры: историч., бытовой, портрет, пейзаж (С. Рота, В. Мио, Н. Займи, С. Кацели и др.). В 40-х гг. появились первые произв. графики (карикатура, книжная иллюстрация, плакат). Скульпторы О. Паскали, Я. Пачо, К. Хоши, А. Мано и др. выступили с портретами, жанровыми композициями, монументальной скульптурой.

Нар. декоративно-прикладное иск-во А. представлено традиц. филигранными серебряными украшениями для одежды, шерстяными, гл. обр. безворсовыми, коврами, дерев, бытовыми предметами, покрытыми мелким полихромным узором. Сквозная и высокорельефная дерев, резьба в интерьерах культовых и жилых сооружений заменяется в 19 в. гипсовой лепкой и декоративной росписью стен.

Лит.: Прокофьева М., Художники Албании, " Искусство", 1959, №4, с. 27 - 33; Пузанова В., Д а м о Д., Некоторые памятники монументальной живописи 13 - 14 вв. в Албании, " Studia Albanica", 1965, № 2; и х же, О творчестве албанского средневекового художника Онуфрия, там же, 1966, № 1; Adhami S., Monumente te kultures ne Shqiperi, Tirane, 1958.

Ю. В. Ивановна.

Илл. см. на вклейке, табл. XXX.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.