Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV. Население 6 страница






Лит.: Алькаева Л. О., Очерки по истории тур. лит-ры 1908 - 1939 гг., М., 1959; Uraz Murat, Aka Giinduz. Hayati sanati, eserleri. 1st., 1938; Nесatigil B., Edebiyatimizda isimler soz-lugii, 1st., 1967.

АКАБА, залив Красного м., между п-овами Аравийским и Синайским. Дл. 180 км, шир. до 28 км, глуб. до 1828 м. Отделён от Красного м. подводным порогом глуб. до 958 м. Порт - Акаба (Иордания).

АКАБА, Эль-Акаба, город на IO. Иордании. 9, 7 тыс. жит. (1964). Единственный порт на побережье Акаб-ского зал. Красного м., узел шосс. и караванных дорог. Вывоз фосфатов. Мор ские промыслы. Рыболовство. Ремесленное произ-во.

АКАБОРИ Сиро (р.20.10.1900), японский химик-органик и биохимик, чл. Япон. АН, иностр. чл. АН СССР (1966). Окончил ун-т Тохоку (192.Э), совершенствовался в Европе и США в облает" орга-нич. химии. С 1935 преподавал химию в ун-те Осака (с 1938 проф.); в 1958 организовал Ин-т белка при этом ун-те и был первым его директором. С 1966 ректор Осакского ун-та, президент Япон. биохимии, об-ва. С 1967 президент ин-та физич. и хнмич. исследований. Известны работы А. " Развитие органической химии", " Аминокислота и белок" и др.

" ACADEMIA", советское издательство. Осн. в 1922 в Петрограде как частное, затем преобразовано в изд-во при Гос. ин-те истории иск-в в Ленинграде. После перевода в Москву в 1938 слилось с Гослитиздатом. Председателем ред. совета " А." был М. Горький. С кон. 20-х гг. изд-во выпускало серии книг: " Сокровища мировой литературы", " Классики мировой литературы", " Памятники литературного, общественного, художественного быта и искусства", а также памятники лит-ры народов СССР и др. Издания " А." обычно сопровождались вступит, статьями, науч. комментариями, отличались высокой культурой полиграфнч. оформления.

АКАДЕМИЗМ (франц. academisme) в изобразительном искусстве, направление, сложившееся в художеств, академиях 16-19 вв. (см. Академии художественные) и основанное на догматич. следовании внешним формам классич. иск-ва. А. способствовал систематизации художеств, образования, закреплению классич. традиций, к-рые им превращались, однако, в систему " вечных" канонов и предписаний. Считая совр. действительность недостойной " высокого" искусства, А. противопоставлял ей вневременные и вненац. нормы красоты, идеализированные образы, далёкие от реальности сюжеты (из античной мифологии, Библии, древней истории), что подчёркивалось условностью и отвлечённостью моделировки, цвета и рисунка, театральностью композиции, жестов и поз. Являясь, как правило, офиц. направлением в дворянских и бурж. гос-вах, А. обращал свою идеалистич. эстетику против передового нац. реалистич. иск-ва.

А. возник в кон. 16 в. в Италии. Бо-лонская школа, выработавшая правила подражания искусству античности и Высокого Возрождения, а также франц. А. 2-й пол. 17-18 вв. (Ш. Лебрен и др.), усвоивший ряд принципов и приёмов классицизма, послужили образцом для многих европ. и амер. художеств, академий. В 19 в. А. (возглавлявшийся А. Ка-новой в Италии, Д. Энгром во Франции, Ф. А. Бруни в России), опираясь на вы-холощ. традицию классицизма, вёл борьбу с романтиками, реалистами и натуралистами, но сам воспринимал внешние стороны их методов, перерождаясь в эк-лектич. салонное искусство. Под ударами реалистов (в т. ч. рус. передвижников) и бурж.-индивидуалистич. оппозиции А. распадался и лишь отчасти сохранился в кон. 19 в. и в 20 в. в ряде стран, гл. обр. в обновлённых формах неоклассицизма.

Термин " А." понимается и расширительно - как любая канонизация, обращение в непреложную норму идеалов и принципов иск-ва прошлого. В этом смысле говорят, напр., об А. нек-рых школ эллинистич. и др.-рим. скульптуры (канонизировавших наследие др.-греч. классики) или ряда художников новейшего времени, стремившихся возродить концепции исторически изживших себя школ и направлений.

Лит. см. при статье Академии художественные. А. М. Кантор.

АКАДЕМИИ АРХИТЕКТУРНЫЕ, высшие научные учреждения в области архитектуры, объединяющие крупнейших мастеров архитектуры; играют роль научно-творческих центров и одновременно являются высшими художеств, школами. Первая А. а. возникла во Франции в 1671 (Королевская академия архитектуры) в связи с усилением гос. регламентации художеств, жизни. В 1823 была организована Королевская Ибернийская академия живописи, скульптуры и архитектуры в Ирландии, в 1908 - Академия архитектуры в Нидерландах, с 1951 в ГДР функционирует Германская строит, академия.

В 1934 была организована Академия архитектуры СССР, в 1945 - Академия архитектуры УССР; в 1956 преобразованы в Академию строительства и архитектуры СССР и Академию строительства и архитектуры УССР, существовавшие до 1964.

АКАДЕМИИ ВОЕННЫЕ, см. Военно-учебные заведения.

АКАДЕМИИ ЗАЛИВ, залив Охотского м. у вост. берега Азии. Дл. 110 км. Щир. у входа 61 км. Глубины 20-45 м. Берега скалистые. Грунт - галька, местами песок. Зимой замерзает. А. з. в вершине разветвляется на заливы Константина, Ульбанский и Николая. Название дано в честь Петерб. АН рус. путешественником А. Ф. Миддендорфом во время экспедиции 1844-45.

АКАДЕМИИ НАУК ХРЕБЕТ, горный хребет на Зап. Памире, в Тадж. ССР. Высшая точка СССР - пик Коммунизма (7495 м). Простирается в меридиональном направлении. Дл. хр. ок. 110 км. Гребень имеет альпийские формы рельефа, 24 вершины поднимаются выше 6000 м. Сложен осадочными и метаморфическими породами палеозоя, отчасти гранитами. Покрыт вечными снегами, дающими питание большому количеству крупных ледников (верховье и притоки ледников Федченко, Гармо и др.). Общая площадь оледенения 1500 км2. Высокогорные - гляциально-нивальные и суб-нивальные ландшафты каменистого высокогорья. Открыт Н. Л. Корженевским и назван в честь АН СССР в 1927.

Н. А. Гвоздецкий.

АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ, учреждения (чаще всего государственные), являющиеся научно-творческими центрами по вопросам пластических искусств, а также высшие (иногда частные) художеств, школы. Однако первые А. х., возникшие в Италии в 16 в., были свободными объединениями художников, изучавших иск-во античности, приёмы великих мастеров Возрождения и уделявших большое внимание рисунку, как основополагающей форме иск-ва. Первой академией в собств. смысле слова была созданная в Париже в 1648 Королевская академия живописи и скульптуры, сыгравшая известную положит, роль в развитии франц. иск-ва, разработавшая на основе эстетич. доктрины классицизма точные правила т. н. " большого стиля" придворного ари-стократич. иск-ва. По этим правилам обучение велось вплоть до Великой франц. революции 1789, временно упразднившей академию. По образцу парижской в 17- 18 вв. создаются А. х. при дворах многих европ. гос-в (в Вене в 1692, в Берлине в 1694, в Лондоне в 1768). В 19 в. организуется ряд академий в провинц. городах Европы, даже нек-рые частные студии наз. академиями (напр., академия Жю-лиана в Париже). В это время А. х. становятся тормозом в развитии прогрессивного иск-ва, крупнейшие реалистич. движения 19 в. возникают вне и вопреки им. В наст, время А. х. в Зап. Европе играют незначит. роль в определении направления художеств, жизни; нек-рые, напр, в Париже (" Ecole des beaux-arts") и Лондоне, стремясь сохранить влияние, допускают в известной мере проникновение новейших художественных течений.

Академия художеств в России была осн. в 1757 в Петербурге по проекту И. И. Шувалова как " Академия трёх знатнейших художеств" (живописи, скульптуры, архитектуры). В 1764 была преобразована в Императорскую Академию художеств - правительств, учреждение, регламентирующее художеств, жизнь, распределяющее заказы и присуждающее звания. В 18 в.- нач. 19 в. петерб. Академия художеств сыграла прогрессивную роль в воспитании нац. художеств, кадров, стала центром художеств, жизни России, способствовала распространению принципов классицизма. К сер. 19-в. Академия художеств превращается в консервативное учреждение, насаждавшее казённое, отвлечённое от жизни иск-во, противостоявшее развитию реализма. Уже в 1-й пол. 19 в. рус. художники (А. А. Иванов, К. П. Брюллов, П. А. Федотов и др.) отходят в своём творчестве от офцц. линии Академии художеств, а дальнейшее развитие демо-кратич. движения приводит в 1863 к публичному разрыву с Академией художеств группы её выпускников (во главе с И. Н. Крамским), объединившихся в Артель художников. Всё же благодаря деятельности ряда крупных педагогов-реалистов (П. П. Чистяков, И. Е. Репин, А.И. Куинджи и др.)Академия художеств сохранила своё значение как школа проф. мастерства. В 1918 Академия художеств была упразднена декретом СНК и заменена др. учебными заведениями.

В 1933 была создана Всероссийская Академия художеств (в Ленинграде), являвшаяся высшим уч. заведением (существовала до 1947). В 1947 в качестве научно-творческого центра художеств, жизни страны организована Академия художеств СССР.

Лит.: Петров П. Н., Сборник материалов для истории ими. С.-Петербургской Академии художеств за 100 лет её существования, ч. 1 - 3, СПБ, 1864 - 66; Кондаков С.Н. (сост.), Юбилейный справочник имп. Академии художеств. 1764 - 1914, ч. 1 - 2, СПБ, [1914]; Зотов А. И., Академия художеств СССР, М., 1960; Мontaig1оn A. de, Proces verbeaux de 1'Academic royale de peinture et de sculpture. 1648-1792, P., 1875; Pevsner N., Academies of art. Past and present, Cambr., 1940.

АКАДЕМИК, в СССР действительный член АН СССР, АН союзных республик и некоторых отраслевых академий. В республиканских АН и нек-рых отраслевых действительные члены именуются академиками соответствующей академии, напр, академик АН Груз. ССР, академик ВАСХНИЛ. А. избираются Общим собранием данной академии. Право выдвижения кандидатов в А. и деиствит.-чл. академий предоставлено науч. учреждениям, обществ, организациям и отд. науч. работникам. В АН СССР существуют звания - почётный А. и иностранный член, в АН союзных республик - звание почётный член.

В дореволюционной России звание А. присваивалось, помимо действит. чл. Петерб. АН, профессорам Военно-медицинской академии, художникам, получившим это звание от Академии художеств; писателям, избранным членами Разряда изящной словесности Петерб. АН, присуждалось звание - почётный А.

Звание А. существует также в нек-рых академиях социалистич. стран.

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ, первая в России светская средняя общеобразовательная школа; осн. в Петербурге в 1726 при Академии наук. Срок обучения 5-летний. Осн. уч. предметами были языки, словесность, история, география, математика, естествознание. В 1758-65 А. г. возглавлял М. В. Ломоносов. Большую роль в повышении качества обучения в А. г. сыграли написанные им учебники грамматики, риторики, физики и истории России. Закрыта в 1805 в связи с реформой системы нар. образования.

Лит.: Толстой Д. А., Академическая гимназия в XVIII столетии, СПБ, 1885; Григорьев В.В., Исторический очерк русской школы, М., 1900.

АКАДЕМИЧЕСКИЕ СУДА, наиболее совершенные особо лёгкие, узкие и длинные гребные лодки. Различают А. с. учебные (тренировочные) типа клинкер и гоночные типа скиф. В каждом из этих типов имеются парные (гребец гребёт двумя вёслами) и распашные (гребец гребёт одним веслом) суда. Парные суда строятся обычно на одного, двух и четырёх гребцов (одиночки, двойки, четвёрки), распашные - на двух, четырёх и восемь гребцов (двойки, четвёрки, восьмёрки). Большинство учебных судов на корме имеет место для рулевого-инструктора или тренера; на гоночных судах место для рулевого обычно не делается. Для начинающих обучаться академич. гребле строятся плоскодонные суда на 10-16 гребцов, т. н. учебные плоты. А. с. приспособлены для гребли только на тихой воде; для достижения высоких скоростей им придают удлинённые сигарообразные формы. Уключины укрепляют на выносных кронштейнах. А. с. строятся из лёгких прочных материалов с наборной или гладкой обшивкой.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ, 1) относящийся к академии как научному учреждению (напр., академическое издание) или как высшему уч. заведению (напр., академический год). 2) Относящийся к Академии художеств и предметам иск-ва (см. также Академизм). 3) Почётное наименование, к-рое присваивается театрам в СССР. 4) Академичный - отвлечённый, мало доступный, непопулярный.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ГОД, промежуток времени (как правило, в 8-10 мес) от начала занятий в вузах, обычно осенью календарного года, до их окончания летом следующего; термин употребляется в ряде стран и соответствует термину учебный год, принятому в СССР для всех уч. заведений.

" АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЛЕГИОН", вооружённая студенч. орг-ция, принимавшая активное участие в революции 1848-49 в Австрии; была создана сразу после начала нар. восстания в Вене 13 марта 1848. Объединял ок. 4 тыс. чел. и являлся ядром революц. армии. " А. л." активно участвовал в Мартовском восстании, в вооруж. выступлении в мае 1848 и в Октябрьском вооруж. восстании 1848 в Вене, в к-ром являлся важной составной частью революц. вооруж. сил.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР, звание, присваиваемое в Советском Союзе крупнейшим театрам, к-рые выработали на протяжении длительной творческой практики прочные традиции, воспитали на основе этих традиций значительных актёров, создали ряд спектаклей, получивших широкое признание зрителей и театральной общественности.

После Октябрьской революции в 1919 звание А. т. было присвоено шести старейшим рус. театрам: Большому, Малому, Художественному в Москве, Александрийскому (ныне Ленинградский гос. театр драмы им. А. С. Пушкина), Мариинскому (ныне Ленинградский гос. театр оперы и балета им. С. М. Кирова) и Михайловскому (ныне Ленинградский гос. Малый театр оперы и балета) в Петрограде.

В 20-е гг. представители " левого" искусства, отрицавшие значение творческих традиций, культурного наследия прошлого, резко нападали на А. т., требовали их закрытия. Однако уже в 20-е гг. и в нач. 30-х гг. А. т. доказали своё право на существование, способность развивать традиции, отражать в своём иск-ве новую революционную действительность. Такие спектакли А. т., как " Любовь Яровая" Тренёва (1925, Малый театр), " Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова (1927, МХАТ), " Страх" Афиногенова (1931, Ленинградский гос. академич. театр драмы) стали советской театральной классикой.

В последующие годы звание А. т. получили: Театр им. Евг. Вахтангова в Москве (1956), Московский театр им. Моссовета (1964), Ленинградский Большой дра-матич. театр (1964), Татарский театр им. Г. Камала в Казани (1927), Укр. театр оперы и балета (1926) и Укр. драматич. театр им. И. Я. Франко в Киеве (1940), Укр. театр оперы и балета им. Н. В. Лысенко (1939) и Укр. драматич. театр им. Т. Г. Шевченко в Харькове (1947), Бело рус, театр им. Я. Купалы в Минске (1955), Узб. драматич. театр им. Хамзы (1933), Узб. театр оперы и балета им. А. Навои (1959) и Рус. театр драмы им. М. Горького (1967) в Ташкенте. Латв. театр драмы (1949) и Латв. театр оперы и балета в Риге (1956), Тадж. театр драмы им. А. Лахути в Душанбе (1939), Туркм. театр драмы в Ашхабаде (1956), театр " Эстония" (1950) и Театр драмы им. В. Кингисеппа (1957) в Таллине и др.

А. Шнеер.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, первое в России светское высшее уч. заведение. Осн. в Петербурге вместе с Академией наук (1725). Начавшиеся с 1726 занятия велись нерегулярно. Первое время слушателей было немного. Позже в А. у. стали переводить лучших учеников из Академической гимназии. Славяно-греко-латинской академии и др. уч. заведений, гл. обр. духовных. Факультетов и кафедр в А. у. не было, направление преподавания определялось специальностями читавших лекции академиков. С 1747, когда по новому уставу Академии наук А. у. был признан её частью, значение его возросло, работа стала более организованной. Студенты изучали древние и новые языки, словесность, математику, физику и химию, географию, историю. В 1758-65 А. у. возглавлял М. В. Ломоносов, много сил отдавший превращению его в подлинную высшую школу для " природных россиян.". В ун-те учились крупные деятели отечеств, науки -И. И. Лепёхин, А. А. Барсов, Н. Н. Поповский, Н. И. Попов и др. Фактически А. у. прекратил своё существование в 1766.

Лит.: Толстой Д. А., Академический университет в XVIII столетии, СПБ, 1885. М. Ф. Шабаева.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЧАС, традиционное название учебного часа в высшей школе.

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ, 1) особенно тщательно подготовленное издание, содержащее научно выверенный текст и его различные варианты, снабжённое обстоятельными комментариями и др. справочными материалами. К числу А. и. принадлежат наиболее полные собр. соч. классиков мировой литературы, науки, общественной мысли (напр., собр. соч. А. С. Пушкина в 16 тт., в 20 книгах, М. В. Ломоносова в 8 тт., И. П. Павлова в 6 тт. и др.). 2) Иногда А. и. наз. издания существовавшего в 1922-38 изд-ва или вообще издания, публикуемые академиями.

АКАДЕМИЯ, название многих научных учреждений, обществ и учебных заведений. Слово " А." происходит от имени ми-фич. героя Академа (Akddemos), в честь к-рого была названа местность вблизи Афин, где в 4 в. до н. э. Платон (см. Академия платоновская) читал лекции своим ученикам. В эпоху эллинизма возникли науч. об-ва, приближавшиеся по типу к А. (Александрийский Мусейон, 3 в. до н. э.). На Востоке в ср. века наибольшую известность получили " Дом мудрости" в Багдаде (9 в.), " Академия Мамуна" в Хорезме (нач. 11 в.), научные общества при обсерваториях в Марате (13 в.), Самарканде (15 в.). В Европе в 15-16 вв. А. назывались различные науч. об-ва Италии, деятельность к-рых имела преим. гуманитарную направленность. В 17 в. возникает ряд науч. об-в - А., ставивших в центре внимания проблемы естествознания. Со 2-й пол. 17 в. при поддержке гос. властей начинают создаваться А. как нац. науч. центры: Королевское об-во в Лондоне (1660), АН в Париже (1666), Прусская АН в Берлине (1700), Петерб. АН (1724) и др. В 1783-1841 в России, кроме АН, существовала Академия Российская, занимавшаяся вопросами рус. языка и словесности.

АН комплексного типа (или аналогичные им учреждения) имеются ныне в большинстве стран мира, в нек-рых странах существуют также А., специализированные в определённой области знаний. В Англии роль АН с кон. 18 в. играет Лондонское королевское общество, во Франции - Институт Франции, в Италии - Национальная академия деи Линчей (" Академия зорких, как рысь"); в странах Азии и Африки - Арабская А. (Дамаск, 1919), Нац. ип-т наук Индии (1935), Египетская А. (1961) и Академия ОАР (1963) в Каире и др. Ряд А. капиталистических стран ограничивает свою деятельность обсуждением и публикацией научных трудов, присуждением поощрительных премий, консультированием правительств по вопросам науки и т. п. Название А. в ряде зарубежных стран носят также отд. отраслевые науч. об-ва и обществ, организации просветит, характера.

В СССР и др. социалистич. странах А. являются комплексными науч. учреждениями с мощной исследовательской базой (ин-ты, лаборатории, науч. станции и др.), ведущими исследования по осн. проблемам совр. науки и координирующими усилия др. науч. учреждений при решении этих проблем. В Сов. Союзе гл. науч. центром страны является Академия наук СССР. Кроме того, имеются АН союзных республик (см. статьи об отдельных республиканских АН) и отраслевые А.- Академия сельскохозяйственных наук, Академия медицинских наук СССР, Академия педагогических наук СССР, Академия художеств СССР.

А. называются также нек-рые высшие уч. заведения, напр. Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева, Украинская сельскохозяйственная академия в Киеве, мн. высшие воен.-уч. заведения и др. Большую научно-исследовательскую и уч. работу ведут Академия общественных наук при ЦК КПСС, Академия коммунального хозяйства и др.

Об АН социалистич. стран см. соответствующие статьи, напр. Болгарская академия наук, Польская академия наук и др.

АКАДЕМИЯ АРХИТЕКТОРЫ СССР, высшее науч. учреждение в области архитектуры. Существовала в Москве в 1934-56. Устав и первый состав действит. чл. были утверждены в 1939. А. а. СССР ставила задачи обобщения творческой практики, разработки вопросов теории сов. архитектуры, изучения художеств, наследия, содействия социалистич. стр-ву, создания науч. кадров и развития н.-и. и эксперимент, работ. В составе А. а. СССР было 6 НИИ (Градостроительства и планировки населённых мест, Архитектуры жилища. Архитектуры обществ, и пром. сооружений, Строительной техники, Архитектуры колхозного и сельского стр-ва), Музей архитектуры, библиотека, лаборатория, мастерские. А. а. СССР имела филиал в Ленинграде. Изменение направленности сов. архитектуры обусловило реорганизацию в 1956 А. а. СССР в Академию строительства и архитектуры СССР.

Президенты А. а. СССР: 1939-49 -Веснин В. А. 1950 - 55 - Мордвинов А. Г. 1955-56 - Власов А. В.

АКАДЕМИЯ ИСТОРИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ, см. Археологии институт АН СССР.

АКАДЕМИЯ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА имени К. Д. Памфилова (АКХ), н.-и. центр по жилищно-коммунальному хозяйству. Осн. в 1931. Находится в Москве. Состоит в ведении Мин-ва коммунального х-ва РСФСР. В 1943 академии было присвоено имя сов. парт, и гос. деятеля К. Д. Памфилова. Основные задачи АКХ: разработка вопросов развития жилищно-коммунального хозяйства с целью повышения производительности труда на коммунальных предприятиях, удешевления услуг населению за счёт широкой механизации работ, автоматизации технологических процессов, усовершенствования технологии и организационно-технического уровня эксплуатации жилищно-коммунального х-ва; подготовка через аспирантуру высококвалифицированных науч. кадров.

В системе академии (1969) 11 н.-и. секторов (44 лаборатории): экономики, жилых и коммунальных зданий, водоснабжения и очистки воды, автоматизации и вычислит, техники, гор. транспорта, гор. энергетики, санитарной очистки городов, механизации, защиты подземных сооружений от коррозии, озеленения городов, прачечного х-ва. Имеется 3 специализированных н.-и. ин-та: Ленинградский (эксплуатация и ремонт жилищного фонда), Ростовский (коммунальное обслуживание населения городов, посёлков и сельских населённых мест), Уральский (в Свердловске) - инженерное и санитарное благоустройство городов, посёлков и сельских населённых мест. В АКХ входят также 2 конструкторских бюро и 4 специализированных эксперимент, з-да. АКХ предоставлено право присуждения учёной степени кандидата технич. или экономич. наук и доктора технич. наук по водоснабжению и канализации. Она располагает самой крупной и наиболее полной в СССР научно-технич. б-кой по вопросам жилищно-коммунального х-ва, систематически издаёт сборники науч. трудов. ф. А. Шевелёв.

АКАДЕМИЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ, высшее учебное и н.-и. учреждение по общественным и естественным наукам (1918-36). Осн. декретом ВЦИК РСФСР 25 июня 1918 в Москве и названа Социалистической академией общественных наук, открыта 1 окт. 1918; по положению, утверждённому ВЦИК 15 апр. 1919, именовалась Социалистической академией. В А. к. входило ок. 100 действит. чл. и ряд чл.-корр. Научные задачи А. к. заключались в " исследовании и разработке вопросов истории, теории и практики социализма", учебные - в " подготовке научных деятелей социализма и ответственных работников социалистического строительства", организационные - в " объединении и сплочении работников научного социализма". С 17 апр. 1924 называлась Коммунистич. академией. 26 нояб. 1926 ЦИК СССР утвердил устав А. к. В дек. 1929 образовано Ле-нингр. отделение Коммунистич. академии.

В состав А. к. входили науч. ин-ты: философии, истории, литературы, искусства и языка, сов. строительства и права, мирового хозяйства и мировой политики, экономики, аграрный, естествознания, ряд секций и комиссий по спец. проблемам и вопросам. При А. к. функционировал ряд обществ: об-во воинствующих материалистов-диалектиков, об-ва марксистов-государственников, историков-марксистов, биологов-марксистов, врачей-марксистов-ленинцев, математиков-марксистов, востоковедов-марксистов.

После реорганизации в 1932 А. к. сосредоточилась гл. обр. на разработке узловых проблем социалистич. строительства и мирового хозяйства. С 1922 издавался периодич. орган " Вестник Социалистич. академии", с 1924 " Вестник Коммунистич. академии", просуществовавший до сент. 1935. Многие годы А. к. была ведущим центром в области обществ, наук. Она сыграла важную роль в борьбе с бурж. идеологией. Пост. СНК СССР и ЦК ВКП(б) (опубл. 8 февр. 1936), в целях объединения в одном гос. науч. центре - АН СССР деятелей науки, А. к. была ликвидирована.

АКАДЕМИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ имени Н. К. Крупской (АКБ), высшее педагогич. учебное заведение (1923-35). Создана на основе Академии социального воспитания, существовавшей с 1919. В академию принимали коммунистов и комсомольцев, имевших ср. образование и опыт работы в области нар. образования. АКВ выпускала преподавателей ср. уч. заведений по обществ, дисциплинам и специалистов по педагогике, поли-тико-просветит. работе, руководящих работников для районных, гор. и обл. отделов нар. образования и для сети общеоб-разоват. и спец. школ. Срок обучения 4 года (первые 2 курса общеобразовательные). Был также двухгодичный организационно-инспекторский ф-т, на к-рый принимались лица, имевшие не менее 3 лет парт, стажа и 5 лет руководящей работы в области нар. образования. В 1927 при академии был создан вечерний Педагогич. ун-т для повышения квалификации работников просвещения. В АКВ преподавали Н. К. Крупская, П. П. Блонский и др. В 1934 академия была переведена в Ленинград и в 1935 преобразована в Коммунистич. педагогич. ин-т им. Н. К. Крупской, к-рый в 1941 слился с Ленингр. педагогич. ин-том им. А. И. Герцена.

АКАДЕМИЯ МЕДИЦИНСКИХ НАУК СССР (АМН СССР), высшее научное медицинское учреждение, объединяющее наиболее крупных учёных-медиков. Основана в июне 1944. Находится в Москве. В составе АМН СССР (на 1 нояб. 1969) 110 действит. чл. и 156 чл.-корр. С 1961 в состав академии избираются иностранные члены. Президент АМН СССР - В. Д. Тимаков (с 1968).

Осн. задачи АМН СССР: науч. разработка осн. проблем теории и практики медицины, организация совместных науч. исследований науч. учреждений АМН с научными учреждениями зарубежных стран, подготовка высококвалифицированных науч. работников в области мед. и биологич. наук.

Высший руководящий орган академии - Общее собрание действит. чл. и чл.-корр., созываемое не реже одного раза в год. В период между сессиями Общего собрания всей деятельностью академии руководит Президиум АМН СССР (9 человек), избираемый Общим собранием сроком на 4 года.

В состав академии входят три отделения. 1) Отделение гигиены, микробиологии и эпидемиологии с 7 ин-тами: вирусологии им. Д. И. Ивановского, гигиены труда и профзаболеваний, общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина, питания, полиомиелита и вирусных энцефалитов, по изысканию новых антибиотиков, эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи. 2) Отделение клинической медицины с 13 ин-тами: акушерства и гинекологии, геронтологии, кардиологии им. А. Л. Мясникова, мед. радиологии, неврологии, нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко, педиатрии, психиатрии, ревматизма, сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева, хирургии им. А. В. Вишневского, экспериментальной и клинич. онкологии, по пересадке органов и тканей и лабораторией по пересадке органов и тканей. 3) Отделение медико-биологич. наук с 9 ин-тами: биологич. п мед. химии, мозга, морфологии человека, нормальной и патоло-гич. физиологии, фармакологии и химиотерапии, мед. генетики, экспериментальной медицины, экспериментальной патологии и терапии, экспериментальной эндокринологии и химии гормонов и лабораториями - аллергологической, экспериментально-биологич. моделей, экспериментальной физиологии по оживлению организма ииммунобиологии.

Академия присуждает учреждённые при ней 28 именных премий за выдающиеся науч. труды и открытия в области медицины. Издаёт журналы: " Вестник АМН СССР" (с 1946) и " Бюллетень экспериментальной биологии имедицины" (с 1936).

Президенты АМН СССР: 1944-46 - Бурденко Н. Н. 1946 - 53 - Аничков Н. Н. 1953-60 - Бакулев А. Н. 1960-68 - Блохин Н. Н. С 1968 - Тимаков В. Д.

Лит.: " Вестник АМН СССР", № 9, 1964; Устав АМН СССР, М., 1966. В. Д. Тимаков.

АКАДЕМИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА, создана 21 янв. 1914 по инициативе группы юристов-международников европ. стран. Находится в Гааге (Нидерланды); рабочие языки - франц. и англ. Финансируется в основном частными орг-циями (в т. ч. фондом Карнеги, фондом Рокфеллера). В соответствии сост. 2 Устава А. м. п. является " центром по изучению международного права (публичного и частного) и смежных наук, имеющих целью облегчение беспристрастного исследования вопросов, касающихся международных юридических отношений". В 1957 при академии создан н.-и. центр междунар. права и междунар. отношений. Кураториум (Учёный совет) А. м. п. состоит из 12 видных юристов-международников различных стран. Учёные-юристы СССР и др. социалистич. стран участвуют в работе А. м. п. с 1957. Курс лекций читается ежегодно (как правило, в августе) учёными-международниками разных стран (в т. ч. и сов. учёными). Слушателями являются граждане, получившие высшее образование в области: междунар. отношений или права и специализирующиеся по междунар. праву, заинтересованные в тех или иных вопросах тематики циклов лекций, к-рая рассылается обычно за год. Управляющий орган А. м. п.- Адм. совет, куда входят и представители правления фонда Карнеги. С 1925 А. м. п. издаёт ежегодники (" Recueil des cours de l'Academic-de droit international"), содержащие все циклы лекций, читаемые в данном году. И. П. Блищенко.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.