Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экстранормальная фонетика 25 страница






Лит.: Эйзенштейн С. M., Американская трагедия, в его кн.: Избр. статьи, M., 1956; его же, Диккенс, Гриффит и мы, там же; Ромм M., О кино и о хорошей литературе, в его сб.: Беседы о кино, M., 1964; Вайсфельд И., Грани жизни, в его кн.: Мастерство кинодраматурга, M., 1961; M ан е в и ч И. M., Кино и литература, M., 1966. M. С. Шатерникова.

ЭКРАНИРОВАНИЕ в Электротехнике и радиотехнике, способ снижения (подавления или значит, ослабления) влияния внеш. паразитных электромагнитных полей, помех и наводок, мешающих работе электро-и радиотехнич. установок, аппаратуры передачи и обработки данных и т. п. Э. осуществляют с помощью заземлённого металлич. или металлизированного экрана с высокой электрич. или магнитной проводимостью, в к-рый заключают либо источник паразитных полей (помех), либо само защищаемое устройство, либо его отд. элементы. В зависимости от необходимой степени Э. применяют экраны сплошные (обычно из листовой стали) или сетчатые (сплетённые из медной или стальной проволоки). В ряде случаев роль экрана выполняет металлич. кожух устройства. Для сложных и громоздких установок часто применяют общее Э. помещений (камер), внутри к-рых они находятся.

ЭКРАНИРОВАННЫЕ ЗАЛЕЖИ, 1) в нефтяной геологии, залежи нефти или газа, ограниченные по простиранию пластами нефтенепроницаемых пород.

Выделяется 3 типа Э. з.: тектонический (рис., а), когда пласт, содержащий залежь нефти или газа, ограничен дизъюнктивным тектонич. нарушением (сбросом, сдвигом и т. д.); литологический (рис., б), характеризующийся резким изменением литологич. состава пород-коллекторов малопроницаемыми породами; стратиграфический (рис., в), когда пласты-коллекторы срезаются поверхностью стратиграфич. несогласия, выше к-рой залегают нефтенепроницаемые породы.

Тектонич. Э. з. имеют широкое распространение в нефтегазоносных провинциях, приуроченных к областям погружения горных цепей, межгорным впадинам и предгорным прогибам, характеризующимся крупными разрывными нарушениями различного типа. В платформенных условиях тектонич. Э. з. чаще всего встречаются в областях развития соляной тектоники. Скопления нефти в литологич. Э. з. широко известны как в платформенных, так и в складчатых областях.

Стратиграфич. Э. з. на терр. СССР встречаются редко и содержат небольшие запасы нефти; в США они значительно распространены на Сев.-Амер. платформе. Впервые термин " Э. з." нефти или газа предложил сов. геолог И. О. Брод в 1937. 2) В рудной геологии к Э. з. полезных ископаемых относят рудные тела, возникшие под водонепроницаемыми пластами горных пород из восходящих рудоносных гидротермальных растворов. Широко распространены в слоистых толщах, особенно среди карбонатных пород, чередующихся с глинистыми сланцами, к-рые и образуют экранирующий барьер по пути движения рудоносных растворов.

Лит.: Брод И. О., О классификации нефтяных залежей по их формам, в кн.: Труды 17-ой сессии Международного геологического конгресса, т. 4, M., 1940; X е л ь кв и с т Г. А., Геологическое строение зональных залежей нефти, М.- Л., 1946; Смирнов В. И., Геология полезных ископаемых, 3 изд., M., 1976. Л. M. Богданова.

ЭКРАНИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ, короткозамкнутый асинхронный электродвигатель, в к-ром вращающееся магнитное поле создаётся обмоткой

Поперечный разрез экранированного электродвигателя: ОВ - обмотка возбуждения; КО - короткозамкнутая обмотка; q - угол между осями магнитных потоков экранированной и неэкранированной частей полюсов статора.

возбуждения (OB) и короткозамкнутой обмоткой (КО), охватывающей часть полюсов статора (рис.). Пульсирующий магнитный поток, генерируемый OВ, индуцирует в КО токи, к-рые, согласно Ленца правилу, задерживают во времени

пульсацию проходящего через КО магнитного потока (по сравнению с остальной его частью). В этом заключается экранирующее действие КО. Вращение ротора происходит под действием магнитного поля, образуемого магнитными потоками экранированной и неэкранированной частей полюсов статора в результате смещения осей потоков на угол q и пульсации потоков со сдвигом во времени. Э. з. применяют в приводах магнитофонов, проигрывателей, настольных вентиляторов и др. устройств, для к-рых достаточна мощность 20-300 вm.

Лит.: Вольдек А. И., Электрические машины, 2 изд., [Л.], 1974.

ЭКРАНОПЛАН (от франц. ecran - экран, щит и planer - парить, планировать), экранолёт, летательный аппарат, предназначенный для полёта вблизи поверхности Земли (обычно на высотах, равных 0, 1-0, 2 ширины крыла). По характеру образования аэродинамич. сил Э. отличается от самолёта использованием близости опорной поверхности (т. н. оффекта экрана"), а от судна на воздушной подушке (СВП) - набегающего потока воздуха (скоростного напора), а не давления воздуха, подаваемого спец. нагнетателем под днище СВП.

Осн. конструктивные особенности Э.: низкорасполож. крыло для увеличения влияния эффекта экрана; малое удлинение крыла (редко превышающее 1, 5- 2) - для обеспечения безопасности полёта; концевые шайбы (или поплавки), располож. с нижней стороны на концах

Экранолет-амфибия ЭСКА-1.

крыльев, - для уменьшения перетекания воздуха из-под крыла (из зоны повыш. давления) наверх через концы крыла; высоко располож. горизонт, оперение, вынесенное за пределы влияния экрана и потока воздуха, отбрасываемого крылом, - для обеспечения продольной устойчивости Э.; стартовые устройства для снижения аэрогидродинамич. сопротивления при разгоне Э. по воде или сопротивления трения опорных поверхностей при передвижении его по суше (щитки, закрылки, поворотные заслонки, гидролыжи, поддувные двигатели и др.). Осн. достоинство Э.- высокое аэродинамич. качество, достигающее 20-25, что на 25-50% выше, чем у совр. трансп. самолётов. Это позволяет увеличить полезный груз или уменьшить тягу двигателя, а следовательно, и расход топлива. Почти все построенные Э. рассчитаны на взлёт с воды (и посадку на воду); известны Э., предназнач. для эксплуатации только над сушей и не обладающие необходимой плавучестью. Нек-рые из созданных Э. могут летать за пределами влияния опорной поверхности (т. е. на вые. более 0, 8-1 ширины крыла). Первый Э. был построен в 1935 фин. инж. T. Карио. К 1978 в Финляндии, Швеции, США, Японии, ФРГ, Великобритании и СССР построено ок. 30 небольших опытных Э. Их лётно-технич. характеристики, как правило, невысоки: масса 0, 3-4, 3 т, суммарная мощность 1-2 двигателей 16-520 л. с., скорость полёта 22-250 км/ч, число пассажиров 1-6. Четыре из этих Э.- ЭСКА-1 (СССР), Х-112 (США), Х-113 и Х-114 (ФРГ)- способны летать за пределами влияния Земли (напр., Х-113 на вые. до 800 я). Лит.: Белавин H. И., Экранопланы, Л., 1977. H. И. Белавин.

ЭКС... (от лат. ех - из, от), часть сложных слов, означающая: 1) выход, выделение, извлечение наружу, несдержанность (напр., экспедиция, экспатриация, экспансивный); 2) бывший (напр., экс-президент, экс-чемпион); 3) овладение, захват чужого (напр., экспансия, эксплуатация).

ЭКСА... (от греч. hex - шесть; означает шестую степень тысячи), приставка для образования наименований кратных единиц, по размеру равных 1018 исходных единиц; принята 15-й Генеральной конференцией по мерам и весам (1975). Обозначения: рус.- Э, междунар.- E.

ЭКСАЛЬТАДОС (исп. exaltados, букв.- восторженные), исп. партия левых либералов, действовавшая во время революции 1820-23 (её приверженцев называли также новыми либералами или либералами 20-го года). Объединяла бурж. и мелкобурж. элементы города, часть офицерства, чиновничества и дворянства. Лидерами Э. были Флорес де Эстрадо, Морено Герра, Ромеро Альпуэнте, P. Риего-и-Нуньес. Многие Э. являлись членами масонского ордена. Их крайне левая часть обособилась вскоре в самостоятельную орг-цию комунерос. Образовав 5 авг. 1822 пр-во, Э. добились принятия предлагавшегося ими закона об отмене сеньориальных прав (май 1823), но не смогли провести его в жизнь вследствие начавшейся франц. интервенции. Пр-во Э. вместе с частью кортесов и фактически пленённым ими королём Фердинандом VII переехало на о. Леон, где и капитулировало 30 сент. 1823. С началом революции 1834-43 значительная часть бывших Э. вошла в прогрессистскую партию. Л. В. Пономарёва.

ЭКС-АН-ПРОВАНС (Aix-en-Provence), город на Ю.-В. Франции, в деп. Буш-дю-Рон. Др. столица Прованса. 111 тыс. жит. (1975). Трансп. узел. Произ-во оборудования для виноделия, электротехнич. изделий, спичек, головных уборов, ковров. Пищ. пром-сть. Ун-т Экс-Марсель III. Бальнеологический курорт. Осн. во 2 в. до н. э. В древности назывался Аквы Секстиевы. Памятники архитектуры: руины древнеримских сооружений; романский собор Сен-Совёр (осн. строительство - 12-13 вв.), готическая церковь Сен-Жан-де-Мальт (ок. 1285), многочисл. дворцы и фонтаны 17-18 вв. (преим. в духе итал. барокко). Музей Гране (преим. произв. ст. франц. школы), Музей гобеленов и старинной мебели, Музей-студия П. Сезанна.

ЭКСГАУСТЕР (англ, exhauster, от exhaust - высасывать, вытягивать), устар. название вентилятора (как правило, центробежного), работающего на всасывание и предназначенного для удаления пыли, дымовых газов и др. вредных примесей, содержащихся в воздухе производств, помещений, а также используемого в системах пневмотранспорта для удаления отходов нек-рых отраслей npoмышленности.

ЭКСГИБИЦИОНИЗМ (от лат. exhibi-tio - предъявление, выставление, демонстрация), половое извращение, проявляющееся в публичном обнажении половых органов с целью полового удовлетворения.

ЭКСГУМАЦИЯ (позднелат. exhumatio, от лат. ех - из и huinus - земля, почва), извлечение трупа из места захоронения. По сов. праву Э. производится по постановлению следователя с указанием её цели: осмотра (в т. ч. повторного) захороненного трупа, установления личности умершего путём предъявления его трупа для опознания или экспертного отождествления, а также для проведения экспертизы - первичной, дополнительной, повторной (суд.-мед., суд.-биологич., суд.-токсикологии.). Наиболее частая цель Э.- исследование трупа, к-рый по обстоятельствам смерти подлежал экспертизе судебно-медицинской, но был захоронен без вскрытия. При Э. присутствуют понятые, суд.-мед. эксперт, а если требуется, - и иной специалист (напр., врач сан. инспекции). Об Э. следователь составляет протокол, к к-рому прилагаются фотоснимки (могилы, надгробия, извлечённого гроба, трупа).

ЭКСЕДРА (греч. exedra), в античных обществ, и богатых жилых зданиях полукруглая глубокая ниша, обычно с расположенными вдоль стены сиденьями, иногда полукруглое полуоткрытое сооружение. Служила местом собраний, бесед.

ЭКСЕКИЙ (Exekias), древнегреческий гончар и вазописец 3-й четв. 6 в. до н. э. Среди произв. 3., крупнейшего представителя развитого чёрнофигурного стиля, - амфоры с росписями " Ахилл в борьбе с Пентесилеей. Мемнон с негром" (илл. см. т. 4, табл. XX, стр. 224-225), " Геракл в борьбе со львом" (Античное собрание, Берлин), " Аякс с телом Ахилла" (Музей античного малого иск-ва, Мюнхен), килик " Нике" (Лувр, Париж) и др. сосуды.

Э к с е к и и.

" Дионис в ладье". Роспись килика. 3-я четв. 6 в. до н. э. Музей античного малого искусства. Мюнхен.

ЭКСЕРГИЯ (от греч. ех - приставка, обозначающая здесь высокую степень, и ergon - работа), работоспособность, термин, применяемый в термодинамике для обозначения макс, работы, к-рую может совершить система при переходе из данного состояния в равновесие с окружающей средой. Работа, совершаемая системой в к.-л. термодинамич. процессе, оказывается максимальной лишь в том случае, если осуществляемый процесс - равновесный.

ЭКСЕТЕР (Exeter), город (адм. окр.) на Ю.-З. Великобритании. Порт на р. Экс. Адм. ц. графства Девоншир. 93, 3 тыс. жит. (1976). Машиностроение, пищевая пром-сть. Ун-т. Город возник на месте

Эксетер. Собор. Западный фасад. 1346-75.

кельтского поселения. От др.-рим. эпохи сохранились элементы регулярной планировки, но в целом в исторической части города (за остатками ср.-век. стен) преобладает беспорядочная застройка. Памятники архитектуры - руины позднероманского замка на холме Рауджмонт (осн. в 1068), романо-готич. ратуша (12 в., перестройки 14-16 вв.), готич. собор (" украшенного стиля", перестроен в 1275-1375 из романской церкви). Мемориальный музей Альберта (собр. керамики и бронзы).

Лит.: S h a r p Т., Exeter phoenix, L., 1946.

ЭКСИКАТОРЫ, см. в ст. Посуда, химическая лабораторная.

ЭКСИТОН (от лат. excito - возбуждаю), квазичастица, представляющая собой электронное возбуждение в диэлектрике или полупроводнике, мигрирующее по кристаллу и не связанное с переносом электрич. заряда и массы. Представление об Э. было введено в 1931 Я. И. Френкелем. Он объяснял отсутствие фотопроводимости у диэлектриков при поглощении света тем, что поглощённая энергия расходуется не на создание носителей тока, а на образование Э. В молекулярных кристаллах Э. представляет собой элементарное возбуждение электронной системы отдельной молекулы, к-рое благодаря межмолекулярным взаимодействиям распространяется по кристаллу в виде волны (экситон Френкеля). Э. Френкеля проявляются в спектрах поглощения и излучения молекулярных кристаллов (см. Спектроскопия кристаллов). Если в элементарной ячейке молекулярного кристалла содержится неск. молекул, то межмолекулярное взаимодействие приводит к расщеплению экситонных линий. Этот эффект, наз. давыдовским расщеплением, связан с возможностью перехода Э. Френкеля из одной группы молекул в другую в пределах элементарной ячейки. Давыдовское расщепление экспериментально обнаружено в ряде молекулярных кристаллов (нафталине, антрацене, бензоле и др.).

В полупроводниках Э. представляет собой водородоподобное связанное состояние электрона проводимости и дырки (экситон Ванье - Мотта). Энергии связи Е* и эффективные радиусы а* Э. Ванье-Мотта можно оценить по формулам H. Бора для атома водорода, учитывая, что эффективные массы электронов проводимости тЭ и дырок mд отличаются от массы свободного электрона та я что кулоновское взаимодействие электрона и дырки в кристалле ослаблено диэлектрической проницаемостью среды e:
[ris]

Здесь
[ris]

- Планка постоянная, е - заряд электрона. Формулы (1) не учитывают влияния сложной зонной структуры кристалла, взаимодействия электронов и дырок с фононами. Однако учёт этих факторов не меняет порядок величин Е* и а *. Для Ge, Si и полупроводников типов AIIIBV и AII BVI т * ~ 0, 1 то, e ~ 10, что приводит к значениям Е* ~ 10-2 эв, и а * ~ 10-6 см. T. о., энергии связи Э. Ванье - Мотта во много раз меньше, чем энергия связи электрона с протоном в атоме водорода, а радиусы Э. во много раз больше межатомных расстояний в кристалле. Большие значения а * означают, что Э. в полупроводниковых кристаллах - макроскопическое образование, причём структура кристалла определяет лишь параметры т * и Е*. Поэтому Э. Ванье - Мотта можно рассматривать как квазиатом, движущийся в вакууме. Искажения структуры кристалла, вносимые Э. или даже большим числом Э., пренебрежимо мало. В кристаллах галогенидов щелочных металлов и инертных газов Е* ~ 0, 1-1 эв, а* ~ 10-7- 10-8 см и образование Э. сопровождается деформацией элементарной ячейки.

Э. Ванье-Мотта отчётливо проявляются в спектрах поглощения полупроводников в виде узких линий, сдвинутых на величину Е* ниже края оптич. поглощения. Водородоподобный спектр Э. Ванье - Мотта впервые наблюдался в спектре поглощения СизО, в дальнейшем в др. полупроводниках. Э. проявляются также в спектрах люминесценции, в фотопроводимости, в Штарка эффекте и Зеемана эффекте. Время жизни Э. невелико: электрон и дырка, составляющие Э., могут рекомбинировать с излучением фотона, напр, в Ge время жизни Э. порядка 10-5 сек. Э. может распадаться при столкновении с дефектами решётки.

При взаимодействии Э. с фотонами, имеющими частоты w = Е* / h, возникают новые квазичастицы - смешанные экситон-фотонные состояния, наз. поляритонами. Свойства поляритонов (напр., их закон дисперсии) существенно отличаются от свойств как Э., так и фотонов. Поляритоны играют существ, роль в процессах переноса энергии электронного возбуждения в кристалле, они обусловливают особенности оптич. спектров полупроводников в области экситонных полос и др.

При малых концентрациях Э. ведут себя в кристалле подобно газу квазичастиц. При больших концентрациях становится существенным их взаимодействие. Возможно образование связанного состояния двух Э.- экситонной молекулы (б и э к с и т о н а). Однако, в отличие от молекулы водорода, энергия диссоциации биэкситона значительно меньше, чем его энергия связи (эффективные массы электронов и дырок в полупроводниках одного порядка).

При повышении концентрации Э. расстояние между ними может стать порядка их радиуса, что приводит к разрушению Э. Это может сопровождаться возникновением " капель" электронно-дырочной плазмы (см. Электронно-дырочная жидкость). Образование электронно-дырочных капель в таких полупроводниках, как Ge и Si, сказывается

Инфракрасная фотография электронно -дырочной капли в Ge: 1 - образец германия; 2 - электронно-дырочная капля.

в появлении новой широкой линии люминесценции, сдвинутой в сторону уменьшения энергии фотона. Электронно-дырочные капли обладают рядом интересных свойств: высокой плотностью электронов и дырок при малой (средней по объёму) концентрации, большой подвижностью в неоднородных полях и т. п.

При малых концентрациях экситонов Э., состоящий из двух фермионов (электрона проводимости и дырки), можно рассматривать как бозон. Это означает, что возможна бозе-конденсация Э. (накопление большого числа Э. на наинизшем энергетич. уровне). Бозе-конденсация Э. может привести к существованию в кристалле незатухающих потоков энергии. Однако, в отличие от сверхтекучего жидкого гелия или сверхпроводника, сверхтекучий поток Э. может существовать не сколь угодно долго, а лишь в течение времени жизни Э.

Лит.: Гросс E. Ф., Экситон и его движение в кристаллической решетке, " Успехи физических наук", 1962, т. 76, в. 3; H о к с Р., Теория экситонов, пер. с англ., M., 1966; Агранович В. M., Теория экситонов, M., 1968; Давыдов А. С., Теория молекулярных экситонов, M., 1968; Экситоны в полупроводниках, [Сб. статей], M., 1971; О с и р ь я н Ю. А., Физика твердого тела выходит на передовые позиции, " Природа", 1975, № 10. А. П. Силин.

ЭКСИТРОН, экзитрон (от лат. excito - возбуждаю и ...трон), управляемый ртутный вентиль (обычно многоанодный) с однократным зажиганием катодного пятна, свечение к-рого поддерживается т. н. дежурным анодом. Применяется в мощных выпрямителях тока и др. устройствах.

ЭКСКАВАТОР (англ, excavator, от лат. excavo - долблю, выдалбливаю), осн. тип машин, предназнач. для разработки (копания) мягких горных пород (грунта) в массиве или скальных в раздробленном состоянии, а также для погрузки их в трансп. средства (автомобили, ж.-д. вагоны и др.) или укладки в отвал. Э. в СССР выполняют ок. 35% объёмов земляных работ в строительстве и свыше 80% объёмов на открытых горных работах; общий годовой объём экскаваторных работ в СССР достигает 15 млрд. м3 (1976).

По принципу действия различают 2 осн. группы: одноковшовые (прерывного, или цикличного, действия) и многоковшовые Э. (непрерывного действия). У первых все осн. операции цикла производятся в постоянной последовательности, у вторых - одновременно.

Одноковшовые Э. Рабочий цикл этого распространённого класса Э. складывается из операций резания (копания) грунта (с одновременным заполнением ковша), перемещения заполненного ковша к месту разгрузки, выгрузки грунта из ковша и возвращения ковша в забой; продолжительность рабочего цикла в зависимости от мощности и типа Э. и условий работы колеблется от 12 до 80 сек. Производительность одноковшового Э. на 1 м3 ёмкости ковша в зависимости от условий работы составляет от 100 до 350 тыс. м3 в год, или 80-180 м3/ч. Одноковшовые Э. используются для разработки любых, в т. ч. самых крепких и неоднородных, грунтов с крупными твёрдыми включениями. Для работы в более мягких грунтах одноковшовые Э. могут снабжаться ковшами увелич. ёмкости. Скальные породы и мёрзлые грунты перед разработкой одноковшовым Э. разрыхляют (обычно взрывом).

По роду ходового оборудования различают гусеничные, колёсные, шагающие, на ж.-д. ходу, плавучие, колёсно-гусеничные одноковшовые Э. По типу привода - с одним двигателем и со смешанным и индивидуальными приводами всех рабочих механизмов. По роду силовой установки - с приводом от двигателя внутр. сгорания (дизельные, редко карбюраторные и газогенераторные), электрич., гидравлич., пневматич. и комбинированные. По виду управления - с ручным, гидравлич., пневматич., электрич. и смешанным. По виду рабочего оборудования Э. подразделяются на одноковшовые с жёсткой шарнирно-скользящей связью ковша со стрелой (прямая лопата), с жёсткой шарнирной связью ковша со стрелой (обратная лопата), с гибкой связью ковша со стрелой (драглайн, грейфер и др.). Наиболее распространено оборудование прямой лопаты (рис. 1, а); им оснащаются Э. любой мощности с ковшами ёмкостью до 153 м3 (см. Механическая лопата). Э. с оборудованием прямой лопаты и с разгрузкой в трансп. средства или отвал целесообразно применять при разработке месторождений полезных ископаемых и для рытья котлованов, преим. в крепких, каменистых и скальных породах и грунтах, а также в устойчивых грунтах ср. крепости. Оборудование обратной лопаты (рис. 1, 6) используется для рытья узких траншей (шириной 0, 7- 1, 5 м и глубиной до 8 м), особенно с вертикальными стенками для прокладки сетей канализации, нефтепроводов, устройства фундаментов в крепких и каменистых грунтах, а также сооружения небольших котлованов. Рабочее оборудование Э.- драглайна (рис. 1, в) состоит из стрелы и ковша, подвешенного к стреле при помощи подъёмного и тягового канатов. Выемку грунта драглайн производит, как правило, ниже уровня установки Э.; ковши применяются различной ёмкости-в скальных предварительно разрыхлённых породах допускается работа драглайна при ёмкости ковша св. 10 м3. Продолжительность цикла обычно на 10- 20% больше, чем при работе Э. с оборудованием прямой лопаты. С оборудованием драглайна работает до 40% одноковшовых Э. Драглайны, имеющие т. н. шагающий ход, получили назв. шагающих драглайнов. Оборудование грейфера (рис. 1, г) применяется для погрузочных работ, рытья котлованов с отвесными стенками, для работ под водой. Оборудование струга (рис. 1, д) приспособлено для планировочных работ, удаления дорожной одежды и т. п. Отдельные модели Э., предназначенные в основном для стр-ва (с ковшами ёмкостью до 5 м3), снабжают различным сменным оборудованием не только для земляных, но и для монтажных, подъёмно-трансп., погрузочно-разгрузочных, свайных и буровых работ, валки леса и корчёвки пней и т. п. Такие Э. обычно наз. универсальными, т. к. они применимы во MH. видах земляных и строит, работ. Если число единиц сменного оборудования не превышает трёх (напр., лопата, драглайн, кран), Э. наз. полууниверсальными.

Рис. 1. Схемы универсальных экскаваторов со сменным рабочим оборудованием а - прямая лопата; б - обратная лопата; в - драглайн; г - грейфер; д - струг.,

Получают широкое распространение Э. с гидроприводом, т. н. гидроэкскаваторы, у к-рых все виды рабочих органов шарнирно связаны с поворотной платформой и перемещаются с помощью гидроцилиндров, приводимых в движение насосами высокого давления (10- 40 МПа). В этом случае для передачи вращения (привод поворота, хода) обычно применяют гидравлич. двигатели. Этот вид одноковшовых Э. изготовляется с ковшами малой (до 1, 8 м3), средней (2-3 м3) и большой (3, 2-6 м3) ёмкости; в СССР осваиваются гндроэкскаваторы с ковшом 12-20 м3. Осн. рабочее оборудование - обратная лопата. Удельная мощность гидравлич. Э. в зависимости от условий работы (мягкие или крепкие грунты) составляет от 133 до 213 квт на 1 м3 ёмкости ковша.

В зависимости от назначения одноковшовые Э. подразделяют на строительные, карьерные, строительно-карьерные и вскрышные, кроме того, выделяют тоннельные Э., плавучие и др. Строительные Э.- самый распространённый тип одноковшовых Э. (ок. 60% мирового парка); насчитывают ок. 200 моделей, выпускаемых более чем 80 отечеств, и зарубежными з-дами. Различают: универсальные малой мощности (ёмкость ковша 0, 05-1, 8 м3, грузоподъёмность крана 0, 7-45 т, масса 1, 5-65 т); средней мощности - полууниверсальные (ёмкость ковша 2-3 м3, грузоподъёмность крана 60-80 т, масса 72-105 га); большой мощности - полууниверсальные (ёмкость ковша 3, 25-м3, грузоподъёмность крана 100-150 т, масса 115-210 т). Удельная масса на 1 м3 ёмкости ковша для крепких грунтов составляет для этих Э. 33-36 т. Для более эффективного использования Э. снабжаются в мягких грунтах ковшами увеличенной на 25-60% ёмкости, а в очень крепких - уменьшенной на 20- 25%. Э. малой мощности часто имеют сменное гусеничное и пневмоколёсное ходовое оборудование и одномоторный привод. У гидравлич. Э. индивидуальный или смешанный привод. Карьерные Э. изготовляются с оборудованием лопаты, реже со сменным оборудованием драглайна и крана. Отличаются мощным рабочим оборудованием, высокими рабочими усилиями и скоростями, коротким диклом работы, что обусловливает по сравнению с др. Э. тех же типоразмеров большую производительность при погрузке в трансп. средства, особенно при крепких грунтах. Э. средней (ёмкость ковша 2-4 м3) и большой (ёмкость ковша 5-20 м3) мощности, массой 76-900 га, предназначены для работы в карьерах, особенно в крепких, предварительно взорванных породах и грунтах с погрузкой гл. обр. в большегрузные автосамосвалы. Выпускаются как в виде полууниверсальных Э., так и спец. лопат со стандартным и удлинённым оборудованием для верхней погрузки в средства транспорта, расположенные на бровке забоя (выемки). Ходовое оборудование - гусеничное. Силовое оборудование - электрич. с индивидуальным приводом механизмов по системе генератор - двигатель. Удельная мощность приводного двигателя 60- 80 кет на 1 м3 ёмкости ковша, давление на грунт 0, 15-0, 25 МПа, скорость хода 0, 6-1, 5 км/ч. Гидравлические карьерные Э. имеют ёмкость ковша до 8-9 м3, разрабатываются модели с ковшами ёмкостью 12-20 м3. Строительно-карьерные Э. средней и большой мощности предназначены для работы в основном на карьерах нерудных строит, материалов. По своей конструкции они занимают ср. положение между строит, и карьерными. Вскрышные Э. изготовляют обычно с оборудованием лопаты для перемещения в отвал вскрышных пород на карьерах. Вскрышные Э. с ковшами ёмкостью до 15 м3 применяются также для погрузки в трансп. средства, расположенные на бровке разрабатываемого забоя. Ёмкость ковша от 6 до 153 м3, масса 700-12 700 т. Ходовое оборудование мощных моделей - 4 спаренные гусеницы. Силовое оборудование такое же, как у карьерных Э. Удельная масса 45-90 т на 1 м3 ёмкости ковша, скорость хода 0, 3-0, 5 км/ч. Помимо механич. лопаты на вскрышных работах применяются драглайны на шагающем ходу со стрелами длиной до 100 м, с ковшами ёмкостью от 5 до 168 м3, массой до 14 тыс. т. Они являются основным оборудованием при бестрансп. системах разработки месторождений полезных ископаемых. В 1977 в СССР введён в эксплуатацию один из крупнейших в мире шагающих драглайнов со стрелой длиной 100 м и ковшом ёмкостью 100 м3.

Тоннельные и шахтные Э. используют в подземных условиях в выработках большого поперечного сечения при проходке тоннелей, сооружении камер подземных сооружений, выемке полезных ископаемых. Ёмкость ковша 0, 75-1 м3, масса 16-30 га.

Многоковшовые Э. состоят из рабочего оборудования (ковши, шарнирная ковшовая рама, стрела); металлоконструкции (надстройки), на к-рой оно укреплено; механизмов привода (силового оборудования); управления; платформы, на к-рой установлены все эти узлы и агрегаты, и ходового оборудования - нижней рамы с движителем. Ходовое оборудование многоковшовых Э.- гусеничное (при любой массе), пневмоколёсное (до массы в 30-40 га), реже рельсовое (железнодорожное), шагающее или рельсо-шагающее (последние два при любой массе и перемещении Э. по мягким грунтам). В процессе работы многоковшовый Э. производит резание (копание), захват, транспортирование и разгрузку грунта на магистральный конвейер или в вагоны. По виду рабочего оборудования многоковшовые Э. подразделяются на два осн. типа: цепные и роторные. В цепных экскаваторах ковши (от 12 до 40 штук) укреплены на бесконечной цепи, движущейся по каткам в направляющих ковшовой рамы. Большинство конструкций цепных Э. может обеспечить точную отделку откосов сооружения, благодаря чему ими выполняются профилировочные работы (рис. 2, а и б). В роторных экскаваторах рабочий орган - колесо(ротор) с 6-12 (иногда до 24) ковшами (рис. 2, г). Грунт из ковшей ротора высыпается на конвейер роторной стрелы непосредственно или через питатель и передаётся на разгрузочный конвейер. Общее расстояние, на к-рое перемещается грунт, достигает 150 м, высота копания до 50 м, глубина копания до 25 м.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.