Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Театр. Традиции нар. театр. иск-ва - основа фин




Традиции нар. театр. иск-ва - основа фин. проф. театра. Его развитие тормозилось многовековым швед. владычеством (до 1809), отсутствием нац. драматургии (фин. яз. был признан государственным в 1863). В 1827 в Хельсинки было построено первое театр. здание (Театр. дом), в к-ром выступали рус., нем., швед. гастрольные труппы, иногда фин. любительские кружки, игравшие на швед. яз. Первый проф. театр в Ф. показал спектакли в Хельсинки в 1860, исполнителями были актёры из Швеции. В 1916 начала работать труппа, сформировавшаяся из шведов-жителей Ф. (позднее Нац. швед. театр в Хельсинки). В 1869 фин. любительским кружком под рук. филолога, критика и драматурга К. Бергбума была пост. одноактная пьеса " Леа" основоположника нац. драматургии А. Киви на библейский сюжет. Спектакль имел большой успех, что стимулировало создание проф. театра на фин. яз. В 1872 открылся фин. театр в Хельсинки. В 1872-1904 его возглавлял Бергбум. Ведущими актёрами были И. Алберг, А. Линдфорс и А. Аксельберг. До 1878 театр имел две труппы - драматич. и оперную, к-рая затем отделилась. С 1902 драматич. труппа начала работать в собственном помещении и получила назв. Фин. Нац. театр. Существование постоянного театра стимулировало развитие драматургии нафин. яз., переводов пьес на фин. яз. Реалистич. направленность была преобладающей в фин. театр. искусстве. Большое влияние на развитие фин. театра оказало творчество драматурга М. Кант, представительницы возникшего в 80-х гг. движения " Молодая Финляндия", целью к-рого было проведение социальных реформ, пробуждение нац. самосознания народа. Её пьесы " Жена рабочего" (1885, Фин. театр), " Дети горькой судьбы" (1888) и др. рассказывали о бесправном положении рабочих, доведённых до крайней нищеты эксплуатацией. Это первая пьеса в фин. драматургии о борьбе пролетариата за свободу и равноправие. В кон. 19 - нач. 20 вв. в фин. театр проникают элементы символизма и др. течений декаданса. Реалистич. традиции сохранялись в драматургии М. Лассила; в пьесах " Молодой мельник" (1912), " Мудрая дева" (ок. 1912-15), инсц. повестей " За спичками" (1910), " Воскресший из мёртвых" (1915) и др. правдиво показаны противоречия совр. жизни Ф. нач. 20 в. В остросоциальных пьесах X. Вуо-лийоки " Министр и коммунист" (1932), " Закон и порядок" (1933), в цикле пьес о Нискавуори отражена жизнь различных слоев фин. общества. Пьесы этого цикла " Женщины Нискавуори" (" Каменное гнездо", 1936), " Хлеб Нискавуори" (1940), " Что же теперь Нискавуори? " (1953) и др., поставлены во мн. театрах страны. В пьесе совр. прогрессивного драматурга Э. Синерво" Мир ещё молод" (1953, Фин. рабочий театр, Хельсинки) тема нового человека связана с темой борьбы за мир. Наряду с общей реалистической направленностью современного фин. театра в нём отчётливо проявляются модернистские тенденции (в нек-рых пьесах К. А. Кивима, М. Валтари и особенно В. Кореля).

В Ф. существуют гор., рабочие театры и театры, ставящие пьесы на швед. яз. Рабочими и швед. руководят Центр. объединение театр. орг-ций Ф. и Центр. объединение театров на швед. яз. Деятельность многочисл. любительских трупп координируется Центр. объединением любительских и Объединением рабочих театров. Проф. театр пополняется за счёт театр. школ, высших театр. уч. заведений, самодеятельности. Из 34 проф. театров, частично получающих гос. субсидии, большинство содержится за счёт обществ, членами к-рых являются меценаты, рабочие орг-ций, торг. фирмы и др. Ок. 10 театров созданы и содержатся муниципалитетами. Среди ведущих театров: Фин. Нац., Нац. швед., Фин. рабочий, Интимный театр, Зелёный театр - все в Хельсинки; рабочий театр в Тампере, театры в городах Лахти, Турку, Куопио и др. В репертуаре театров классич. зап.-европ. драматургия, пьесы фин., рус., сов. драматургов. Фин. Нац. театр имеет две сцены, одна из к-рых предназначена для экспериментальных постановок (в 1917-50 худ. рук. и директор Э. Калима, пропагандист системы К. С. Станиславского, в 1950-74 - К. А. Кивима). Среди режиссёров - Д. Витикка (много работал на экспериментальной сцене), В. Ильмари и др.; актёры - Э. К. Воланен, Э. Эронен, Т. Пало, Т. И. Ринне, А. Корхонен и др. Нар. рабочий театр организован ок. 1914 драматургом М. Йотуни (в 1965 гастролировал в СССР). Среди ведущих актёров Ф., помимо названных, А. Линд-форс, А. Леппанен, А. М. Млангус, Р. Снельман, У. Сомерсалми, Э. Юркка и др.

Лит.: Koskimies R., Suomen kansal-listeatteri 1902-1917, Hels., 1953; Suomen kansallisteatteri, toim. R. Heikkila, Porvoo, 1962; Finnish Theatre today, Hels., 1971.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.