Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIV. Архитектура и изобразительное искусство. На поселениях мезолитич. культур ас-кола и суомусъярви (8-е тыс






На поселениях мезолитич. культур ас-кола и суомусъярви (8-е тыс. до н. э.) найдены остатки жилищ, овальных в плане, с прямоугольными сенями. От эпохи неолита (3-е тыс. до н. э.) сохранились образцы т. н. ямочно-гребенчатой и шнуровой керамики, наскальные росписи, сверлёные сланцевые молоты, украшенные медвежьими, реже лосиными, головами, резные зооморфные навершия рукояток кам. ножей, костяные инструменты, антропоморфные идолы. Во 2-й пол. 1-го тыс. н. э. в орнаменте распространился звериный стиль, близкий иск-ву германцев.

В 12-13 вв. складываются традиции кам. архитектуры (швед. опорные пункты-замки Олавинлинна у г. Савонлинна и в Турку). Кам. храмы близки романским церквам Швеции (собор в Турку, 13-15 вв.). Для 14 в. типичны небольшие сел. кам. церкви-прямоугольные в плане, с высокой двухскатной кровлей, низкими пристройками-ризницей с сев. стороны и притвором с южной. Стены возводились из неотёсанного камня, своды из кирпича (церкви в Лохье, 14-16 вв., Хаттуле, 14 в.). Деревянное зодчество, тесно связанное с традициями нар. строит. мастерства, сохраняло сравнит. независимость (церкви в Торнио, 17 в., и Кеуру, 18 в.). Для позднеготич. монумент. живописи 14-15 вв. характерны привязанность к нар. орнаменту, наивный бытовизм деталей, яркий локальный цвет (росписи церквей в Хаттуле, Тайвассало, Перниё). В монумент. живописи 17-18 вв. заметно усилились барочные тенденции (росписи церкви в Палтамо, 1780, худ. М. То-пелиус). Напряжённой динамикой, экспрессией отмечены произв. деревянной скульптуры 15-17 вв. (распятия, многостворчатые алтари).

Процесс осознания нац. самостоятельности, затронув все области фин. культуры, стал основой для формирования нац. художеств. школы 19 в. В архитектуре и живописи возрождались традиции нар. ремесла, деревянной резьбы, ср.-век. монументальной живописи и зодчества, характерным стало обращение к темам нац. истории и фольклора.

Развитие архитектуры кон. 18 - нач. 19 вв. отмечено влиянием рус. и швед. классицизма (застройка Сенатской пл. в Хельсинки, 1820-30 е гг., арх. К. Энгель). На фоне господствующей в сер. 19 в. эклектики (здание " Атенеума" в Хельсинки, 1887, арх. К. Хейер) в архитектуре утверждается течение " нац. романтизма". Его инициаторы Г. Гезелли-ус, А. Линдгрен, Э. Сааринен и Л. Сонк стремились к выработке специ-фич. черт нац. архитектуры, сознательно заимствуя декоративные элементы из фин. ср.-век. деревянного и кам. зодчества. Логическим завершением стиля " нац. романтизма" в архитектуре стало здание вокзала в Хельсинки (1904-14, арх. Э. Сааринен). На рубеже 19-20 вв. развился стиль " модерн" (здание отеля в Иматре, 1903, арх. Г. Нюстрём, жилые дома в р-не Эйра в Хельсинки, нач. 20 в.). Схема " Большого Гельсингфорса", разработанная Э. Саарине-ном в 1915-18, развивала идеи децентрализованной структуры современного города, получившие развитие в архитектуре 20 в. Неоклассицизм 1920-х гг. (здание Нац. парламента в Хельсинки, 1927-31, арх. Й. Сирен) сменил функционализм, программным произведением которого стал санаторий в Паймио близ Турку (1929-33, арх. А. Аалто). В русле функционализма работали Э. Брюгман (церковь на кладбище в Турку, 1938-40), А. Блумстедт, Э. Хут-тунен. После 2-й мировой войны 1939- 1945 осн. внимание уделялось проблемам массового жилищного и обществ. стр-ва. Простота и строгость архит. форм, противопоставленные живописности ландшафта (города-спутники Тапиола и Ота-ниеми близ Хельсинки), использование совр. строит. конструкций характерны для творчества мн. фин. архитекторов 1960-х гг. (А. Аалто, Р. Пиетиля, В. Ре-велль, К. и X. Сирен, А. Эрви). Под влиянием идей структурализма появляются жилые комплексы с компактной застройкой асимметричных, геометрически чётких групп домов (р-ны Кортепохья в Ювяскюле, 1968-69, арх. Б. Лунд-стен, р-н Хакунила в Хельсинки, 1970, арх. Б. Лундстен и Б. Кругиус). Высоким мастерством отмечены обществ. здания: адм. центр посёлка Сейнятсало (1951-53), Дом культуры рабочих (1955- 1958), зал конгрессов " Финляндия" (1971) - все А. Аалто, в Хельсинки; они сочетают яркую необычность композиции с рациональной логикой.

Фин. изобразит. иск-во 19 в. находилось в тесном контакте с крупнейшими европ. школами (в Дюссельдорфе, Париже, Петербурге). Предтечами нац. живописной школы были жанрист А. Лау-реус, портретист Г. Финберг, Р. Эк-ман, названный " отцом фин. иск-вах При активном участии Р. Экмана было образовано " Фин. художественное общество" (1846). Пути для создания нац. пейзажа проложил В. Холмберг, поиски к-рого развиты и завершены Я. Мунстерхьельмом, Б. Линдхолмом и В. Вес-терхолмом. Морализирующие, сентимент. полотна А. фон Беккера и К. Ян-сона не выходят за рамки позднего академизма. Братья фон Райт пишут наивные романтич. пейзажи с идиллич. сел. видами. В 1880-1900 выдвинулась плеяда художников, в творчестве к-рых воплотились народно-демократич. тенденции фин. культуры. Подчёркнуто нац. колорит сцен из нар. жизни, смыкающихся по своей демократич. направленности с критическим реализмом, близким движению передвижничества в России, стремление к монументально-эпич. решению нар. темы присущи произв. А. Эдельфельта, Э. Ярнефельта и П. Халонена. Крупным художником поры расцвета нац. школы был А. Галлен-Каллела. Решая проблемы демократич. иск-ва, он возвратился к истокам нац. реализма, обратившись к темам нац. эпоса и фольклора. Фин. скульптура кон. 19 - нач. 20 вв. представлена работами швед, скульптора К. Шёстранда, долго жившего в Ф., клас-сицистич. портретами и аллегорич. пластикой В. Рунеберга, камерными терракотовыми статуэтками И. Таканена, пам. работы Э. Викстрёма. Черты условной стилизации свойственны произв. В. Валгрена. Подражание ср.-век. деревянной скульптуре характерно для Э. Халонена и X. Аутере. Значит. роль в развитии нац. скульптуры принадлежит Ф. Нюлунду, инициатору создания " Союза скульпторов Ф." (1910). Гуманистич. устремлённость, мощь пластич. формы свойственны творчеству.В. Аалтонена. Для совр. фин. скульптуры характерно усиление монументально-декоративных тенденций, стремление к созданию целостных парковых и гор. ансамблей (Р. Утриайнен, Л. Пуллинен, Э. Хилту-нен, фонтаны А. Тукиайнена).

Фин. живопись 20 в. складывается в процессе взаимодействия нац. традиций и осн. интернац. течений и стилевых направлений, начиная с неоимпрессионизма (группа " Септем", осн. в 1912, во главе с М. Энкелем) и экспрессионизма (группа " Ноябрь", осн. в 1916, во главе с Т. Саллиненом) и кончая сюрреализмом (Э. Тирронен), абстрактным искусством (группа " Призма", осн. в 1956) и его новейшими разновидностями (В. Карлстедт, М. Фавен, А. Лукандер, Ю. Линнова-ра). Несмотря на обилие формалистич. группировок и направлений, реалистич. иск-во Ф. сохраняет прочные позиции, продолжая и развивая художеств. традиции нац. школы (сцены из нар. жизни М. Коллина, лаконичные пейзажи Р. Эк-слунда, А. Канервы, С. Грёнвалла). Прогрессивные фин. графики (А. Ахо, В. Аскола, И. Коллиандер, И. Пиетиля, Т. Тапиовара) обращаются к темам нар. быта, труда, гор. и сел. мотивам. Монументально-декоративное иск-во, сохраняя свою социальную содержательность, является ярким примером синтеза совр. архит. форм и лаконич. языка монумент. живописи (росписи Л. Сегестроле, Э. Копонена, У. Пусси).

Традиц. черты нар. крест. зодчества сохранялись вплоть до нач. 20 в. Постройки крест. усадьбы свободно группировались вокруг открытого двора. Интересны и разнообразны по формам клети (aitta) и швед. происхождения клети-лухти (luhti). Фин. мастерицы славились декоративным ткачеством. Крест. дом украшали тканые одеяла, покрывала, занавеси на двухъярусной кровати, настенные ковры (клетчатые - реану, орнаментированные-тякяня, ворсовые-рюийю), изделия из меди и железа (котлы, кофейники, подсвечники). Совр. объединения нар. мастеров и проф. художники-при-кладники широко используют наследие фин. крест. культуры. Фин. дизайн опирается на традиции, заложенные в нач. 20 в. его пионерами (А. Галлен-Каллела, А. Финч, Э. Сааринен). Произв. фин. дизайна свойственно стремление к уравновешенности, комфортабельности, конструктивной ясности решений, использование естеств. свойств материала и его формы (посуда - Т. Вирккола, К. Франек, ткани - Р. Брик, Д. Юнг, мебель - А. Аалто, Э. Арно, И. Тапиовара).

Лит.: Выставка финского изобразительного искусства. Каталог, [М.], 1953; Иконников А. В., Новая архитектура Финляндии, [М., 1972]; Okkonen О., Suo-men taiteen historia, osa 1 - 2, Porvoo-Hels., [1945]; Salokorpi A., Modern Architecture in Finland, L., 1970; Nоrdman C. A., Medeltida skulptur i Finland, Hels., 1964; Valkonen O., Maalaustaiteen murros suomessa 1908-1914, Yyvaskyla, 1973.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.