Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тактильная чувствительность 45 страница






" ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал, издание Гос. комитета Сов. Мин. СССР по телевидению и радиовещанию. Выходит с 1952 в Москве (в 1952-56 наз. " В помощь местному радиовещанию", в 1957-70 - " Советское радио и телевидение "). Освещаются проблемы развития телевидения и радиовещания как средств массовой информации, вопросы взаимовлияния телевидения и радиовещания и различных видов иск-ва. Постоянная рубрика журнала - письма телезрителей и радиослушателей. Рассчитан на специалистов и широкий круг читателей. Тираж (1975 ) 50 тыс. экз.

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ АНТЕННА, антенна для передачи или приёма сигналов телевиз. вещательных программ - радиосигналов телевиз. изображения и его звукового сопровождения. Различают Т. а. передающие и приёмные, метрового и дециметрового диапазонов.

Передающие Т. а. обычно выполняют в виде системы горизонтальных симметричных вибраторов; расположение и схема питания вибраторов определяют форму диаграммы направленности (ДH ) и величину коэфф. усиления (КУ ) антенны. Как правило, Д H передающих Т. а. в горизонтальной плоскости круговая, а в вертикальной имеет форму лепестка (направленного вдоль поверхности Земли ). Если размеры поперечного сечения опоры антенны сравнительно невелики и требуется КУ не свыше неск. единиц, то в метровом диапаз о не применяют Т. а. турникетного типа (см. Турникетная антенна). В остальных случаях применяют преим. Т. а. панельного типа, собираемые из отд. панелей (образованных вибраторами и рядом вспомогат. элементов ), к-рые в зависимости от требуемой формы ДН располагаются (по контуру поперечного сечения опоры ) равномерно или неравномерно и излучают радиоволны синфазно или с определёнными фазовыми сдвигами. Иногда применяют Т. а. и других типов. Так, антенны метрового диапазона Общесоюзного телецентра в Москве (на Останкинской башне ) выполнены в виде радиальных штырей (см. Штыревая антенна), равномерно размещённых по окружности поперечного сечения башни перпендикулярно её поверхности (этажами, по 8 штырей в каждом ). КУ передающих Т. а. метрового диапазона составляет от неск. единиц до 12-15, дециметрового - до неск. десятков.

Приёмные Т. а. делятся на индивидуальные (наружные или комнатные ) и коллективные (всегда в наружном исполнении ). Они бывают одно- и многоканальные (работающие в полосе частот соответственно одного или неск. телевиз. каналов ), а также широкополосные. Коллективные антенны - обычно однонаправленные, типа " вол но во й канал" (рис., 1 ); КУ антенн метрового диапазона - неск. единиц, дециметрового - до неск. десятков. В качестве наружных индивидуальных антенн применяют: в зоне уверенного приёма в метровом диапазоне - простейшие (одноканальные ) одиночные линейные или петлевые вибраторы с ДН в форме " восьмёрки", в условиях ухудшенного приёма (на определённом удалении от телецентра ) в метровом диапазоне и практически при всех расстояниях от телецентра в дециметровом - однонаправленные антенны типа " волновой канал" различной степени сложности; вместе с тем в метровом диапазоне значит, распространение получили многоканальные антенны типа ТАИ-12 (рис., 2 ) и ИТА-12 (рис., 3 ), отличающиеся простотой конструктивного и схемного решений. Комнатные Т. а. используются лишь в зоне уверенного приёма. В метровом диапазоне это обычно линейный или петлевой вибратор, длину плеч к-рого можно плавно изменять при настройке антенны; при этом преимуществ, применение нашли конструкции телескопической антенны (рис., 4 ) и ленточной антенны (рис., 5 ). В дециметровом диапазоне для устройства комнатных Т. а. чаще всего выбирают конструкции типа " волновой канал". Входят в употребление также неперестраиваемые комнатные Т. а. со встроенными транзисторными усилителями; они, в частности, могут объединять антенну метрового (укороченный симметричный вибратор ) и дециметрового (" волновой канал" ) диапазонов.

См. также Излучение и приём радиоволн.

Лит.: К а п ч п н с к и и Л. М., Телевизионные антенны, М., 1970; К у з и и е ц Л. М., Метузалем Е. В., Р ы м а н о в Е. А., Телевизионные приёмники и антенны. Справочник, М., 1974 (лит.). В. К. Парамонов.

Приёмные телевизионные антенны: 1 -набор коллективных антенн типа " волновой канал" для приёма передач по всем каналам Общесоюзного телецентра в Москве: нижняя (2-канальная) и средняя (широкополосная) антенны - метрового диапазона, верхняя (широкополосная) -дециметрового; 2 - индивидуальная 12-канальная антенна метрового диапазона типа ТАИ-12 (с 2 равноправными главными направлениями приёма); 3 - индивидуальная 12-канальная антенна метрового диапазона типа ИТА-12 (однонаправленная); 4 - комнатная антенна метрового диапазона телескопического типа; при её настройке длину плеч линейного вибратора и их направления можно плавно изменять; 5 •- комнатная антенна метрового диапазона ленточного типа; направления плеч петлевого вибратора фиксированы, их длину можно плавно изменять при настройке антенны.

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ БАШНЯ, телебашня, опора, на вершине к-рон устанавливаются антенны передающей телевизионной станции. Высота Т. б. определяется заданным радиусом действия телевиз. станции, а также количеством и размерами передающих телевизионных антенн. При создании телевиз. сети целесообразно применять более высокие Т. б., за счёт чего уменьшается общее количество станций, требуемое для охвата телевиз. вещанием заданной территории. На Т. б., кроме антенн для передачи неск. телевиз. программ, располагаются антенны радиовещания на УКВ, антенны линий радиорелейной связи, радиотелефонной связи с подвижными объектами. Иногда на Т. б. размещают также приборы для метеорологических наблюдений. Прообразом Т. б. послужили металлические Эйфелева башня в Париже высотой около 300 м (1889) и радиобашня в Москве вые. 148 м, сооружённая в 1921 по проекту В. Г. Шухова; с началом развития телевидения эти башни в 30-х гг. были превращены в телевизионные.

Несущие конструкции Т. б. выполняют из металла (стали) или железобетона (рис.). Самые высокие (1976 ) Т. б. в мире - Останкинская в Москве, вые. 533 м (1967; после увеличения вые. антенны - 536 м; илл. см. т. 17, табл. VI, стр. 16-17 ) и Т. б. в Торонто (Канада ), вые. ок. 550 м (1974 ) - сооружены из предварительно напряжённого железобетона. В железобетонных башнях высотная часть (на к-рой располагаются антенны ), как правило, выполняется металлической. В стволе железобетонной Т. б. обычно размещают различное радиотелевизионное оборудование.

Архитектурно-планировочные решения Т. б. весьма разнообразны. В крупных городах Т. б. нередко образуют композиционный центр архитектурного ансамбля, органично включаемого в гор. застройку. На Т. б. часто размещают смотровые площадки, кафе или рестораны. Для обеспечения безопасности полёта самолётов и вертолётов Т. б. оборудуют светоограждением.

Наряду с башнями в качестве антенных опор применяют также и мачты (телевизионные мачты ), устойчивость к-рых обеспечивается системой оттяжек. Более экон о мичные в конструктивном отношении мачты занимают

значительно большую площадь и поэтому обычно сооружаются вне города. См. также Башня.

Лит.: Останкинская телевизионная башня, под ред. H. В. Никитина, М., 1972. М. А. Шкуд.

Слева - металлическая телевизионная башня в Киеве, выc. 380 м (1973). Справа - железобетонная телевизионная башня в Берлине (ГДР), выc. 370 м (1969).

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА, тест-таблица, служит для контроля параметров, характеризующих качество телевиз. изображения. Т. и. т. выполняется на особой карте, на диапозитиве, в виде кадра на киноплёнке либо наносится на алюминиевую пластинку моноскопа. Простейшая Т. и. т. содержит только один испытат. элемент (напр., поле одного цвета, сетчатое поле, градационный клин) и используется для контроля только одного параметра телевиз. изображения. Т. и. т., содержащие неск. испытат. элементов для одноврем. контроля ряда осн. параметров, наз. универсальными. Такова, напр., принятая в телевиз. вещании СССР таблица 0249, по к-рой можно оценить почти все параметры телевиз. изображения: формат, разрешающую способность, градационные искажения, линейность развёрток, однородность яркости фона изображения, интенсивность повторных изображений, качество чересстрочной развёртки и др. Т. и. т. для контроля качества цветного изображения дополнительно содержит испытат. элементы для контроля верности цветовоспроизведения, цветовой чёткости, соответствия уровней яркостного и цветоразностных сигналов и т. д. Т. и. т. в виде карты, диапозитива, кинокадра обычно используются для контроля работы светоэлектрич. преобразователей (напр., передающей телевизионной трубки, камеры с бегущим лучом и т. д.). Т. и. т., получаемые от моноскопной установки или электрич. способом (в виде последовательности импульсов определённой формы), служат для оценки работы телевиз. радиопередающих и радиоприёмных устройств, видеомагнитофонов, линий связи и т. д. На Т. и. т. могут

также содержаться условные знаки и надписи, к-рые определяют страну, город или ведомство, ведущее данную передачу.

Лит.: Кривошеее М. И., Основы телевизионных измерений, М., 1964. H. Г. Дерюгин.

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ПЕРЕДАЮЩАЯ КАМЕРА, телекамера, устройство для преобразования информации о распределении светотеней в к.-л. сцене -объекте телевиз. передачи - в видеосигнал. В зависимости от назначения и области применения Т. п. к. подразделяются на вещательные и для промышленного телевидения. Каждый из этих классов объединяет большое количество Т. п. к. разных типов. Так, к вещательным Т. п. к. относятся студийные, внестудийные, дикторские, камеры для показа фильмов и т. д. Особенно разнообразны Т. п. к. для пром. телевидения, удовлетворяющие самым различным требованиям. Напр., Т. п. к., применяемые в подводном телевидении, отличаются герметичностью, способностью выдерживать значит, давления и наличием дополнит, источников освещения для работ на больших глубинах; Т. п. к., используемые при космич. исследованиях, удовлетворительно работают в условиях больших темп-рных перепадов, абсолютного вакуума и значит, уровней радиации. Существуют Т. п. к. для чёрно-белых и для цветных передач, различающиеся гл. обр. тем, что в последних видеосигналы несут дополнит, информацию о цвете каждого участка сцены.

Чёрно-белая Т. п. к. включает объектив, передающую телевизионную трубку (ПТТ), строчной развёртки генератор, кадровой развёртки генератор и видеоусилитель. Вещательную Т. п. к. обслуживает оператор, поэтому её снабжают видоискателем с кинескопом, на экране к-рого можно наблюдать передаваемое камерой изображение.

Структура телевизионной передающей сети; ТЦ - телевизионный центр; ТЦПС - телевизионный центр, совмещённый с передающей станцией; МПС -мощная передающая станция; РР - ретранслятор малой мощности, установленный на радиорелейной линии; РЭ - ретранслятор малой мощности с эфирным приёмом; ПСКС -передающая станция спутниковой (космической) связи, посылающая сигналы на искусственный спутник Земли (изображён в верхней части рисунка); ПрСКС - приёмная станция спутниковой (космической) связи. Отрезками сплошных линий показаны радиорелейные и кабельные междугородные линии связи, пунктиром - зоны действия ТЦПС, МПС, РР и РЭ.

Цветные Т. п. к. обычно содержат 3 ПТТ, к-рые формируют сигналы, соответствующие 3 цветовым компонентам светового потока - красному, зелёному и синему. Разделение светового потока на компоненты производится цветоделит. оптич. системой, выполненной в виде многогранной призмы, покрытой дихроическими плёнками, или системой дихроических зеркал (см. Дихроизм). Эта система располагается между объективом и светочувствит. элементом ПТТ. Идентичность телевизионных растров в ПТТ обеспечивается их подключением к общим генераторам развёрток. Видеосигналы с ПТТ усиливаются и подаются по кабелю на т. н. камерный канал и кодирующее устройство, в к-рых завершается формирование полного телевизионного сигнала. В вещательном телевидении несколько камерных каналов объединяются (в аппаратной телецентра или на передвижной телевизионной станции). В цветной Т. п. к. имеются также устройства для точного геометрич. совмещения (вручную или автоматически) изображений, формируемых тремя ПТТ.

Совершенствование Т. п. к. связано с уменьшением их габаритов и массы и увеличением их автономности. Так, созданы однотрубочные цветные Т. п. к. (с кодирующим оптич. фильтром), размеры к-рых близки к размерам кинокамер. Увеличения автономности телекамер достигают, удлиняя камерный кабель либо преобразуя Т. п. к. в полностью самостоят, блок с собств. синхрогенератором и кодирующим устройством. В последнем случае полный сигнал передаётся с Т. п. к. по радиоканалу либо записывается переносным видеомагнитофоном. А. 3. Лейбов.

Лит. см. при ст. Телевидение.

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ПЕРЕДАЮЩАЯ СЕТЬ, комплекс технич. средств, предназначенных для осуществления телевиз. вещания (см. Телевидение). Основные элементы Т. п. с. (см. рис.) - телевизионные станции и соединяющие их линии связи, имеющие телевизионные каналы, - линии радиорелейной связи, кабельные линии (см. Кабель связи) и линии спутниковой связи (космической связи).

В силу специфики распространения радиоволн метрового и дециметрового диапазонов, применяемых для телевиз. вещания, радиус действия телевиз. передающей станции (ПС) определяется расстоянием прямой видимости между передающей и приёмной телевизионными антеннами, к-рое зависит от высоты их подъёма над поверхностью Земли. Мощность же телевизионного радиопередатчика определяет только величину сигнала в зоне прямой видимости. Поэтому передающие антенны устанавливают на высоких опорах (см. Телевизионная башня). В качестве типовых в Т. п. с. СССР применяются опоры высотой 200 и 350 м и передатчики мощностью 5 и 50 кет; при этом радиус уверенного приёма сигналов ПС составляет 60-80 км. Для обеспечения телевиз. приёма на больших терр. необходимо значит, кол-во ПС, отстоящих друг от друга не более чем на 100-150 км. Однако для устранения взаимных помех между ПС, работающими на одинаковых частотах (такие помехи могут возникать в результате дальнего аномального распространения радиоволн; см. Тропосферная радиосвязь), расстояние между ними должно составлять не менее 350-400 км.

Т. п. с. СССР включает (1975 ) 130 телецентров, ок. 1800 ПС, св. 100 тыс. км наземных междугородных линий связи и систему космич. связи на спутниках связи " Молния", насчитывающую ок. 70 приёмных станций " О р би та ". Она обеспечивает возможность телевиз. приёма на территории, где проживает св. 3/4 населения страны.

В начальный период развития Т. п. с. в СССР строили в основном телевиз. центры (позволяющие создавать собств. программы), совмещённые с мощными ПС. Их сооружали в столицах союзных и автономных республик и в городах густонаселённых пром. р-нов, расположенных на значит, расстояниях друг от друга. Эти телецентры продолжают использовать для создания местных телевиз. программ. В наст, время (сер. 70-х гг.) строятся только ПС, получающие программы по междугородным телевиз. линиям связи. В 1965-75 в СССР отд. локальные Т. п. с. были объединены наземными и спутниковыми линиями связи в единую Т. п. с., обеспечивающую повсеместную передачу программ Центрального телевидения. 14 апр. 1961 (трансляцией встречи в Москве Ю. А. Гагарина) Т. п. с. СССР включилась в Т. п. с. Евровидения.

В Т. п. с. широко используются р етрансляторы малой мощности (1-100 в т), с радиусом действия 2-15 км. Обычно их устанавливают на промежуточных пунктах радиорелейных и кабельных линий для обеспечения телевиз. передачами отд. небольших районов и посёлков. Они могут размещаться за пределами зоны уверенного приёма осн. ПС, где непосредств. приём её передач на обычные телевиз. приёмники (телевизоры) невозможен, и тем самым обеспечивают расширение зоны действий осн. станции. Ретрансляторы, устанавливаемые на возвышенности, где уровень сигнала ретранслируемой станции высок, успешно используют для создания условий нормального приёма в зонах " радиотеней", образуемых в радиусе номинального действия основной ПС рельефом местности (например, в посёлках, расположенных в низинах и особенно в горных долинах).

В Т. п. с. входят также системы к абельного телевидения - от простейших, состоящих из коллективной антенны (от к-рой сигналы по кабелям подводятся к телевизорам в пределах отд. дома или его подъезда), до сложных разветвлённых, обслуживающих неск. тыс. абонентов. Системы кабельного телевидения могут применяться для расширения зоны действия осн. ПС. Они - практически единств, средство обеспечения условий нормального приёма телевизионных программ в зонах " радиотеней", существующих в отд. районах городов вследствие их застройки близко стоящими домами разной высоты (что характерно для совр. градостроительства). Лит.: Шлюгер И. С., Построение телевизионных сетей на равнинной и горной местности, " Электросвязь", 1972, № 7; К р ивошеев М. И., Перспективы развития телевидения, М., 1972; В а р б а нс к и и А. М., Состояние и направления дальнейшего развития передающей телевизионной сети СССР, " Электросвязь", 1975, № 9. А. М. Варбинский

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ РАЗВЁРТКА, осуществляемое в передающей телевизионной трубке последовательное разложение (развёртка) передаваемого изображения на составные элементы с целью получения видеосигнала (мгновенное значение к-рого пропорционально яркости передаваемого в данный момент элемента изображения), а также реализуемое в кинескопе телевизора обратное преобразование (синтез переданного изображения). В первых телевиз. системах Т. р. осуществлялась механич. способом (напр., вращающимся диском Нипкова, 1884). Использовать развёртку электронным лучом впервые предложил Б. Л. Розинг (1907). Во всех совр. (сер. 70-х гг.) вещательных телевиз. системах чёрно-белого и цветного телевидения разложение изображения производится сканирующим электронным либо световым лучом постоянной интенсивности (см. Камера с бегущим лучом), а синтез изображения на экране кинескопа - электронным лучом, промодулированным по интенсивности.

Обычно Т. р. является линейной. Разложение и синтез изображения осуществляются по строкам (слева направо, см. Строчная развёртка) и по полям (сверху вниз, см. Кадровая развёртка, Кадр телевизионный ). Отдельная горизонтальная последовательность элементов разложения (или синтеза ) образует строку телевизионную, а совокупность строк разложения (синтеза ) всего изображения - его растр (см. Телевизионный растр). На время обратного хода развёртывающие лучи передающей и приёмной трубок гасятся и передача информации об изображении не производится.

Известны различные способы реализации Т. р.- напр., в виде прогрессивной, перемежающейся (чересстрочной ), чересточечной развёрток. В вещат. телевиз. системах чёрно-белого и цветного телевидения используется чересстрочная развёртка (с кратностью 2: 1, с синхронизацией процессов разложения и синтеза ). Лит. см. при ст. Телевидение. H. Г. Дерюгин.

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ СТАНЦИЯ, комплекс устройств и сооружений, служащих для подготовки программ телевиз. вещания или (и ) их передачи посредством радиоволн (с целью последующего приёма телевизорами). Т. с.- одно из осн. звеньев телевизионной передающей сети. Т. с. подразделяются на п р о г р а м м н ы е, обычно наз. телевиз. центрами (телецентрами ), и передающие, наз. также ретрансляционными; первые, как правило, сооружают совместно со вторыми, и в этом случае понятие " телецентр" нередко распространяют на совокупность обеих Т. с. (устар. терминология).

Рис. 1. Структурная схема телевизионной станции; РА - режиссёрская аппаратная; ТА - техническая аппаратная; ТКА - телекиноаппаратная; ЦА - центральная аппаратная; ВМА - видеомагнитофонная аппаратная; А - междугородная аппаратная; ПА - аппаратная приёма сигналов от передвижной телевизионной станции (ПТС); 1 - телевизионная передающая камера; 2-пульт видеорежиссёра; 3 - микрофон; 4 -пульт звукорежиссёра; 5 - усилительно-контрольное оборудование; б - телекинопроектор; 7 - видеомагнитофон; 8 - коммутационно-усилительное оборудование; 9 - приёмо-передающее оборудование междугородных радиорелейных линий; 10 - антенна радиорелейной линии; 11- приёмо-передающее оборудование междугородных кабельных линий; 12 - радиопередатчик сигналов изображения; 13 - радиопередатчик сигналов звукового сопровождения; 14 - устройство сложения радиочастотных сигналов изображения и звука; 15 - передающая антенна радиопередатчиков; 16 - ПТС; 17 -передающая антенна радиолинии ПТС; 18 - приёмная антенна радиолинии ПТС; 19 -приёмник радиолинии ПТС; 20 - портативная (ранцевая) репортажная телевизионная установка; 21 - антенна приёмника сигналов от ранцевой репортажной телевизионной установки.

Телецентр - начальное звено телевиз. передающей сети, в к-ром создаются телевиз. программы. Основа технич. базы телецентра - аппаратностудийный комплекс. В него входят (рис. 1 ) телевиз. студии с соответствующими технич. аппаратными, оборудование для передачи по телевидению кинофильмов (см. Телекинопередатчик) и для записи и воспроизведения сигналов телевиз. программ на магнитную ленту (см. Видеомагнитофон), аппаратура для включения в текущую передачу программ, поступающих от др. телецентров по междугородным линиям связи, и для передачи своих программ на др. телецентры. Переключением сигналов в студийной или центральной аппаратной (рис. 2, 3 ) можно осуществлять сочетания передач различных видов (в любой последовательности ).

Телевизионная студия (рис. 4 ) представляет собой звукоизолированное помещение площадью от неск. десятков до тысячи м 2. Для создания требуемых акустич. характеристик звучания стены и потолок студии покрывают звукопоглощающими материалами. Студия оборудуется системой освещения (в совр. студиях - с программным управлением, обеспечивающим быстрое воспроизведение режимов освещения, найденных во время репетиций ). Для отвода тепла, выделяемого осветит, приборами, студию оборудуют системой принудит, вентиляции с кондиционированием воздуха.

Рядом со студией (обычно на уровне второго этажа ) располагается режиссёрская аппаратная с рабочими местами режиссёра и звукооператора. Её отделяют от студии звуконепроницаемым стеклом, через к-рое режиссёр видит, что происходит в студии, и, пользуясь диспетчерской связью, руководит работой ассистентов режиссёра и операторов телевизионных передающих камер. Одновременно он наблюдает на экранах видеоконтрольных устройств изображения, даваемые телекамерами, и переключает камеры на передачу.

Рис. 2. Студийная техническая аппаратная телевизионного центра.

Рис. 3. Центральная техническая аппаратная телевизионного центра.

Рис. 4. Рабочий момент в телевизионной студии.

Рядом с режиссёрской аппаратной находится студийная техническая аппаратная (рис. 2 ), в к-рой размещается осн. оборудование усиления и преобразован-ия телевизионных сигналов, поступающих от телекамер. Последние размещаются в студии на подвижных тележках (штативах ) и соединяются с оборудованием аппаратных многожильным кабелем.

В студии и аппаратных находится также оборудование для получения сигналов звукового сопровождения телевиз. изображения.

При передаче из студии создаются благоприятные условия показа с учётом особенностей телевидения и использования его технич. средств, имеется возможность многократного проведения репетиций. Обычно передачи из студии дополняются показом изображений различных фотографий, надписей и сюжетов, заранее снятых на киноплёнку или записанных на магнитную ленту. Такие технич. возможности широко используются при передаче новостей, в научно-познавательных и др. передачах. При телевизионной студии имеются артистические комнаты, гримёрные, костюмерные, бутафорские и живописные мастерские и др. вспомогат. службы, необходимые для подготовки актёров и декораций к передачам.

Оборудование для передачи кинофильмов размещается в телекиноаппаратных. Телекинопередатчики сопрягаются с телекамерой оптически. Движение киноплёнки в них синхронно и синфазно движению электронного луча в передающей камере. Оборудование для записи и воспроизведения сигналов изображения размещается в видеомагнитофонной аппаратной. Число телекиноаппаратных и видеомагнитофонных аппаратных и количество оборудования в них зависят от объёма вещания данного телецентра. Как правило, на телецентре устанавливают не менее трёх комплектов оборудования: два - для непрерывной демонстрации фильмов или записей, третий - резервный. В составе совр. телецентра, как правило, оборудование для проведения собств. киносъёмок и фильмопроизводства. Такие киносъёмки необходимы в первую очередь для подготовки различных хроникальных передач, напр, последних известий. В крупных телецентрах производятся также киносъёмка художеств, фильмов и тиражирование фильмокопий для обмена кинопрограммами с др. телецентрами. Для хранения кинофильмов и магнитных записей имеются спец. фильмотеки и хранилища.

В составе Т. с. имеются также помещения для редакторского и режиссёрского персонала и др. специалистов, занимающихся составлением программ, подготовкой и осуществлением их передач.

Для проведения т. н. внестудийных передач - непосредственно с мест событий (из театров, со стадионов и т. п. ) в состав телецентра включают передвижные телевизионные станции (в т. ч. репортажные телевизионные установки). При внестудийных передачах камеры обычно находятся на больших расстояниях от объекта и не могут передвигаться. Поэтому для передачи изображения различными планами камеры снабжают набором объективов с различными фокусными расстояниями (от 30-50 мм до 1 м и более ), а для создания эффекта " наезда" камеры - также объективами с переменным фокусным расстоянием. Существуют передвижные Т. с. с оборудованием для передачи кинофильмов и с видеомагнитофонами. Их применение позволяет формировать полностью законченную передачу без привлечения стационарного оборудования аппаратно-студийного комплекса. Видеомагнитофонные передвижные аппаратные используются (преим. совместно с передвижными Т. с. ) для оперативной записи событий с целью передачи этой записи в программе новостей и т. п. В пунктах, из к-рых внестудийные передачи проводятся часто, телевиз. оборудование устанавливается стационарно, что сокращает сроки его подготовки к работе.

Передающая станция (рис. 5 ) - последнее звено телевиз. передающей сети, обеспечивающее передачу сигналов изображения и звукового сопровождения в виде радиоволн, распространяющихся над поверхностью Земли. В состав передающей Т. с. (обычно наз. телевиз. радиостанцией ) входят телевизионные радиопередатчики (рис. 6 ), подсоединённая к ним (фидерами) передающая телевизионная антенна, размещённая на антенной опоре - телевизионной башне (или мачте), и соответствующая контрольно-измерит. аппаратура.

Наличие высокой опоры позволяет использовать передающую Т. с. комплексно: так, в состав передающей Т. с. обычно вводят радиовещат. передатчики, работающие на волнах метрового диапазона; в случае совмещённого расположения передающей Т. с. и телецентра на одной площадке телевиз. опора используется также и для установки приёмных антенн радиолинии передвижных телевиз. станций; на опоре размещают антенны междугородных линий радиорелейной связи, устанавливают высотные датчики метеослужбы и т. п.

Лит. см. при ст. Телевидение.

Рис. 5. Типовая передающая телевизионная станция на две телевизионные и две радиовещательные программы (с опорой высотой 235 м).

Рис. 6. Аппаратный.зал передающей телевизионной станции с телевизионными радиопередатчиками.

ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ВЕЩАНИЕ, см. в ст. Телевидение.

ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ИСКУССТВО, совокупность видов художеств, деятельности, связанных с появлением телевидения. Делая массовым зрелищем самые разнообразные явления, телевидение репродуцирует (транслирует) события действит. жизни, а также готовые формы, созданные ранее или создаваемые др. видами иск-ва в момент трансляции (концерты, театральные спектакли, кинофильмы). Уже эта функция телевидения сообщает телевиз. зрелищу эстетич. качество, основанное на единстве творческого и коммуникативного процессов. Она позволяет режиссёру, оператору, комментатору, ведущим • прямой репортаж с места события, используя те или иные выразит, средства (монтаж, ракурс, интонация, композиция событий и т. д. ), придать наибольшую выразительность и действенность передаче, глубже выявить идейно-политич., социально-психологич. и эстетич. смысл происходящего, подчеркнуть социально значимые и индивидуально-характерные черты событий и их участников. Т. и. в широком смысле слова состоит в проф. использовании технич. средств, принципов выразительности и законов восприятия телевиз. зрелища, в умении проникнуть в смысл событий действительности, в мастерстве интерпретации театр, спектакля, концерта и т. д., в особой художеств, обработке " кусков" жизни (репортаж, интервью и др. ). В различных телевиз. передачах на эстетич. основе непосредственно соединяются информационно-публицистич. и художеств, функции телевидения. Широко бытуют целостные телевиз. зрелища, объединяющие разнообразные события, концертные номера, фрагменты спектаклей, кинофильмов и т. д. (как правило, в подобных передачах важное значение имеет ведущий ) - праздничные концертные программы, построенные по сюжетному принципу (" Голубой огонёк" ), познавательные передачи, состоящие из рассказов, диалогов ведущего и его собеседников, показов фрагментов научнопопулярных, документальных или художественных кинофильмов (" Очевидное-невероятное", " Клуб кинопутешествий", " Кинопанорама" ) и др. К подобным передачам примыкают и циклич. демонстрации кинофильмов, сопровождаемые выступлениями киноведов, создателей фильмов, зрителей. Все перечисленные формы основаны на специальной инсценировке или на аранжировке передачи ведущим, а также на использовании монтажа изобразительного и звукового материала. С использованием возможностей телевизионного показа и восприятия созданы передачи, построенные на монтаже старой кинохроники (" Летопись полувека" - 50 фильмов, поев, истории Сов. гос-ва, приуроченные к 50-летию Окт. революции 1917; " Зима и весна 1945 года", 1972 ). В 70-е гг. созданы циклы и серии передач, построенных по принципу творческого диалога ведущего с большой аудиторией (" От всей души", ведущая В. М. Леонтьева ) и отдельными людьми (" Солдатские мемуары", автор и ведущий К. М. Симонов; цикл телефильмов " Герои пятилетки", приуроченный к 25-му съезду КПСС ). Документальное телевиз. кино, во многом близкое традиц. документальному кино, в контексте телевиз. программы обретает новые психологич. и эстетич. качества. Мысль автора документального телефильма раскрывается гл. обр. рассказчиком, обращающимся как бы лично к каждому из зрителей и объединяющим впечатления каждого в одно целое.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.